Все отзывы на произведения Александра Петровича Казанцева |
Отзывы | Рейтинг отзыва |
Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
Всего отзывов: 270
Страницы: 1 2 [3] 4 5 6
«Пылающий остров» |
| |||
witkowsky, 21 марта 2011 г. в 23:17 | ||||
До войны это была книга. Тогда у Казанцева соавтор был, но... сплыл. Это можно было читать, это тоже несостоявшийся «свой мир»... Знаем, знаем, что ни хрена больше он вообще не написал, что прочее у него — макулатура, что извлекаемые нынче на свет Божий «внутренние» его рецензии — просто доносы, — но как и «Гиперболоид» — этот «Остров» «не объедешь никаким конем» (с). Если Казанцев и останется в истории как чудовище, то в литературе он останется именно автором «Арениды». Однако ж куда деться. Поколение, начавшее читать фантастику в 50-х-60-х сплошь и рядом увлеклось этим жанром именно в варианте 1958 года, то в истории литературы книга существует, и все равно кто ее писал: ПОВЛИЯЛА. На нас на всех. | ||||
| ||||
«Планета бурь» |
| |||
ивалан, 27 сентября 2009 г. в 17:08 | ||||
Говорят, вся американская кинофантастика выросла из кинофильма «Планета бурь». Вполне в это верю, так как амеры выкупили этот фильм у нас с потрохами — даже без права показа в Союзе. Современным фантастам стоит поучиться тому, как можно интересно развивать космический сюжет, и при этом не хвататься постоянно за световые мечи и бластеры. Оценка десять. | ||||
| ||||
«Фаэты» |
| |||
faetessa, 12 мая 2009 г. в 14:18 | ||||
Прочитала совсем недавно. Потрясена. Называю это Библией Науки. Мнего мыслей, афоризмов, которые отвечают на многие вопросы жизни, человечества, науки | ||||
| ||||
«Клин клином» |
| |||
Sawwin, 09 марта 2009 г. в 22:05 | ||||
Первую попытку прочесть этот рассказ, я предпринял в том самом 1973 году, когда умудрился купить альманах «На суше и на море». Я уже знал, что представляет из себя «творчество» Александра Казанцева, но время было такое, что приходилось читать всё, имеющее гриф «фантастика». Зачин рассказа оказался могучим: некая пианистка по имени Вилена отпустила мужа в межзвёздный рейс, откуда он должен вернуться через полста лет, и теперь жестоко мучается от одиночества. Как известно, героини А.Колпакова, И.Милкина и многих других в таком случае отправлялись в Пантеон-Рефрижиратор, где и замораживались на потребный срок. Александр Казанцев пошёл путями непроторенными. Мадам Вилена решила воспользоваться машиной времени. В 1973 году я сумел дочитать до описания этого механизма, который представляет из себя куб со змеевиками. Если кто-то вдруг не знает, напомню, что перегонный куб это тоже самое, что самогонный аппарат, и змеевик является его самой важной частью. Соответственно, мне, молодому специалисту, химику стало дурно от хохота, и рассказ остался недочитанным. А зря, ибо путешествие в будущее сорвалось, после чего папа-академик две страницы объяснял дочке, что путешествия во времени принципиально невозможны. Делал он это с помощью теооремы Пифагора и формулы Е=mc2. Пианистка выслушала папу и согласилась, после чего нашла другой способ воссоединиться с любимым. Какой -- узнает тот, у кого хватит упорства дочитать рассказ до финала. | ||||
| ||||
«Планета бурь» |
| |||
Lia Irety, 30 января 2007 г. в 15:16 | ||||
Лучшая фантастика из моего детства. Совершенно потрясающие по силе сцены, герои и мотивы. Из того что я читала позже, очень малая часть может сравнится с этой книгой. | ||||
| ||||
«Планета бурь» |
| |||
Darth_Veter, 20 ноября 2024 г. в 22:47 | ||||
Те, кто решится прочитать данное произведение Казанцева, уловят в нем хорошо знакомые нотки: сюжет повести очень сильно напоминает известное произведение братьев Стругацких «Страна багровых туч». Совпадает буквально всё: и место дислокации (вторая планета от центральной звезды), и природные условия на данной планете (эпоха динозавров), и даже количество космонавтов, принявших участие в экспедиции (шестеро человек против пяти человек и одного робота). Первоначально целью обеих экспедиций являлась Венера, но позднее Казанцев заменил ее аналогичной планетой в другой звездной системе. Надо сказать, он был убежденным сторонником единой теории строения звездных систем, согласно которой все планетные системы чужих звезд похожи на нашу — те же 8 планет, расположенные в аналогичном порядке. Причина так же ясна: общность строения протопланетного диска. Правда, интуиция всё же подвела своего хозяина: диски дискам — рознь, и из одинаковых с виду образований получаются совершенно несхожие планеты. Причина такого расхождения — существенная разница в гравитационных полях и прочих физических условиях. Современные исследования выявили одно из таких нарушений — т.н. «горячие гиганты» (планеты-гиганты, находящиеся очень близко к своей звезде). Кроме того, планеты имеются далеко не у каждой звезды, а жизнь на них (пусть даже и растительная) возможна чисто гипотетически, ибо для ее наличия необходимо совпадение большого числа физико-химических условий. В 50-е годы прошлого века об этом особо не задумывались, считая «живыми» все близкие к Солнцу планеты. Ошибка выявилась только в конце 90-х годов, когда наиболее мощные телескопы смогли «заглянуть» внутрь ближайших к Земле планетных систем. Вторая ошибка автора заключается в его убежденности по поводу посещаемости Земли инопланетянами. Практически во всех своих ключевых произведениях («Фаэтах», «Сильнее времени» и данной повести) он называет доказательства такого визита: пробитые пулями черепа животных, статуэтки догу и фрески Тассили, барельеф Храма Надписей в Паленке и огромные фигуры на плато Наска. Я лично ОЧЕНЬ сомневаюсь, что «братья по разуму» имели к перечисленному хотя бы косвенное отношение: если б они действительно посетили нашу планету, то с нее бы уже не улетели назад. Впрочем, и сам писатель намекает на подобный вариант, указывая на связь между инопланетной экспедицией и возникновением на Земле разумной жизни. Однако, палеоантологи разбили эту гипотезу в пух и прах, установив всю родословную человеческой расы — никакого инопланетного звена в ней не содержится. Да и само существование «разумян» всё еще находится под БОЛЬШИМ знаком вопроса... Персонажи повести прописаны в истинно «казанцевском стиле»: простые парни без комплексов, исповедующие коммунистическую идеологию. Правда, американцы всё еще верят в бога и Библию, но эта их вера больше напоминает типичный атавизм, который быстро исчезнет со временем. А в остальном всё как и положено: американцы безрассудны и авантюристичны, русские, напротив, хладнокровны и расчетливы. Поэтому вторые спасают первых, а не наоборот. Что касается робота, то он настолько еще несовершенен, что вызывает закономерный вопрос: а зачем эту «говорящую железку» вообще взяли с собой в межзвездный полет? Сюжет повести простой и незамысловатый: прилетели, сразу сели, попали в беду, героически выстояли в борьбе с дикой природой и ... улетели. При этом нашли на планете уникальный артефакт, подтверждающий «искусственное» происхождение человеческой расы. Каких-то увлекательных приключений для своих персонажей автор придумать не смог, ограничившись только горячечным бредом американцев и эротическими фантазиями русских (перекликающихся с сюжетом романа «Сильнее времени»). Когда Петр Клушанцев решился на экранизацию произведения, больших комбинированных съемок ему не потребовалось — хватило всего пары павильонов. Обязательно посмотрите этот фильм после прочтения повести, чтобы впечатления оказались полными! Пусть эта фантастика и не совсем научная, но своего зрителя она обрести обязана. ------------- РЕЗЮМЕ: сказ про то, как совместный советско-американский экипаж на далекую планету летал, чтобы раскрыть тайну своего происхождения. Как и все предыдущие произведения писателя, рекомендуется только молодому поколению романтиков. | ||||
| ||||
«Фаэты» |
| |||
NikasSlav, 27 сентября 2024 г. в 13:47 | ||||
На планете Фаэна (мифический Фаэтон там, где сейчас пояс астероидов) вот-вот разгорится разрушительная война распада (по-нашему — ядерная). Её пытаются предотвратить, но военачальники и командиры крайне упёртые и узколобые. Для них приказы, даже ведущие к всеобщему уничтожению, не оспариваются. В первой части книги показана вся глубина трагедии, произошедшей с Фаэной. Только за эти первые 180 страниц можно смело ставить оценку 10, ведь в них — предупреждение всему человечеству против применения ядерного оружия и возможной катастрофы на Земле. Причём оно подаётся вовсе не навязчивым морализаторством, а весьма динамичным и интересным сюжетом с яркими героями. Кто-нибудь скажет, якобы произведение Казанцева устарело — ничуть! Оно по-прежнему актуально и даёт богатую пищу для размышлений. Параллельно ведётся повествование о переселении уцелевших фаэтов (жителей Фаэны) на Землю и Марс. Вторая часть посвящена переосмыслению земных мифов и легенд, очень интересно читать о визитах фаэтов в Южную Америку и основание цивилизации инков, а также в Индию. Теперь во искупление случившейся катастрофы потомкам тех, кто остался на Марсе, нужно уберечь Землю от столкновения с Луной — по Казанцеву, изначально спутником Фаэны. И здесь снова есть над чем задуматься, потому что за весьма красивым сюжетом, основанном на мифологии, автор маскирует в то же время многие важные мысли. Он безжалостно бичует человеческие недостатки и пороки, особенно ярко описывает жрецов с кровавыми жертвоприношениями и недальновидность их религиозных предрассудков, особенно когда сами адепты ни во что не верят и поступают жестоко лишь ради собственной выгоды. Несколько затянутой и наивной может показаться лишь третья часть книги с финальным выводом «И на Марсе будут яблони цвести!». Но после двух предыдущих блестящих частей автору можно всё простить, особенно благодаря его фразам в послесловии. Конечно, стоило бы превратить последнюю часть в 30-страничный эпилог, но из песни слов не выкинешь. Послевкусие от книги остаётся надолго. Хочется мыслями не раз возвращаться к описанным событиям и запоминающимся героям. Всё-таки это неувядающая классика фантастики — с хорошими гуманистическими идеями и положительной, хоть и немного грустной концовкой. А первую часть книги однозначно стоит прочесть всем! 10 из 10 | ||||
| ||||
«Пылающий остров» |
| |||
zotovvg75, 13 августа 2024 г. в 17:02 | ||||
Очень я уважаю людей всю жизнь горящих одной идеей и пытающихся найти ключ к разгадке великой загадки. Такой глобальной проблемой была для Александра Петровича Казанцева тайна Тунгусского метеорита. Она и послужила отправной точкой начала романа, дав старт последующим грандиозным событиям, чуть было не приведшим к планетарной катастрофе. Вообще творчеству Казанцева присуща очень большая масштабность происходящего. Взрыв планеты, уменьшение активности Солнца, плавка полярных льдов-вот темы романов писателя. Здесь Александр Петрович также не подкачал, исчезновение земной атмосферы событие столь же крупнокалиберное как и вышеуказанные. Примечательно, что инициатором подобных катаклизмов у автора всегда является человек. Деструктивную функцию выполняют представители капиталистического мира, являющиеся в своей вечной погоне за властью и деньгами источником вселенского зла. В противоборство с ними вступают светлые силы, олицетворяемые естественно людьми социалистической системы, в конечном счете неизбежно одерживающие победу. Казанцев не был бунтарем, он всегда принимал правила установленной в те времена игры, впрочем, как я понимаю, он делал это вполне искренне, сформировав таким образом свой собственный типаж героя. Этот герой всегда горит высокими устремлениями, которым он отдает всю свою жизнь, это всегда идейная, высокоморальная личность с минимальным чувством эгоизма и превалированием общественного над индивидуальным. Почему-то принято считать такие образы бесплотными, рожденными сугубо царившей в то время советской идеологией. Так сформировалось своеобразное клеймо, которое перешло и на все творчество писателя в целом. Но тут дело индивидуального приятия или неприятия. Тот кто подвержен влиянию каким-то образом сложившегося мнения будет следовать ему. Только я считаю, что не стоит привязывать по своей сути общечеловеческие гуманные идеи и ценности сугубо к идеологии, тем более ставя на это штамп. Не спорю, типажи в романе подвержены крайностям. Вельт показан абсолютным злодеем, олицетворением дикого капитализма, где нет места ничему человеческому. Напротив, Матросов, Марина Садовская, Василий Климентьевич, Молния нарисованы ярко идеализированными и отсюда кажущимися неестественными. Но тут вся заковыка в том, что нужно знать особенности литературных приемов Казанцева, в частности его принцип увеличительного стекла. Каждый знает, что под лупой все укрупняется, соответственно увеличиваются пороки и добродетели закрепленные автором за конкретным персонажем и Казанцев сам говорил об этом. Этот прием к тому же позволяет перенести аналогии и на окружающую действительность, естественно для того, кто способен такое сделать. Отдельно хочется сказать несколько слов о Кленове. Здесь автору удалось отразить смесь таланта, наивной морали. заблуждений, личной трагедии вместившихся в одной единице человеческой личности и скрепленных трогательной старомодной интеллигентностью. Прикоснувшись к великой силе природы, Кленов по своему старался оградить земную жизнь от потенциальной гибели. В романе такая попытка оказалась развенчанной, исходя из мысли, что знание невозможно скрыть, так или иначе оно все равно увидит свет, главное только в чьих руках оно окажется. Парадокс состоит в том, что знание не всегда приводит к прогрессу, оно может служить и основанием для регресса. Так и возник пылающий остров Аренида, сжигающий основу жизни человечества. Казанцев указывает нам на такую опасность и в этом я вижу одну из несомненных ценностей романа. | ||||
| ||||
«Колокол Солнца» |
| |||
Нескорений, 11 июля 2018 г. в 06:01 | ||||
Несмотря на то, что при упоминании Казанцева на память приходят в первую очередь его фантастические работы, он, подобно И. Ефремову, проявлял себя также и на поле исторической прозы. Примером тому — роман «Колокол солнца», входящий в трилогию «Клокочущая пустота». Данное произведение вполне можно читать в отрыве от основного цикла, где первая книга была посвящена П. Ферма, а заключительный том, уже не столько исторический, сколько фантастический — С. де Бержераку. Главным героем «Колокола» стал известный утопист Т. Кампанелла и его основополагающий труд «Город Солнца», чьи идеи предвосхитили появление марксизма и были взяты на вооружение строителями коммунизма в постреволюционной России. В своем романе Казанцев пытается оживить историю, предложить свою версию того, как все было на самом деле. Фантастики в книге ровным счетом никакой нет, зато нашлось место вымыслу и авторскому взгляду на историю, излагаемому с изрядным социалистическим пафосом. Обвиненный в организации антииспанского заговора, Кампанелла вот уже три десятка лет отбывает пожизненное заключение в Ватикане, но всё это время не перестает творить, писать стихи, научные трактаты, радея о благе всего человечества. В то же время во Франции молодой и талантливый поэт С. де Бержерак, вдохновленный идеями «Города Солнца», мечтает освободить радикального монаха из заточения. С этой целью Бержерак заключает с кардиналом Ришелье рискованное пари — он уверяет, что сумеет предотвратить публичное сожжение еретических работ Р. Декарта, планируемое инквизицией. Юноша готов пожертвовать всем, что имеет, а взамен просит у всемогущего кардинала лишь одного — даровать свободу Кампанелле, обеспечить ему политическое убежище во Франции. Ришелье, будучи человеком азартным, соглашается — он уверен, что молодой смутьян потерпит неудачу, ведь ему придется в одиночку сражаться против сотни вооруженных людей, защищающих готовящийся костер из книг. Приключенческие эпизоды вполне удачно разбавляют философские диспуты в романе. Всё происходящее мне отдаленно напомнило по атмосфере мушкетерскую сагу А. Дюма. Действие происходит в эпоху Людовика XIII, на каждом шагу нам встречаются реальные исторические личности — Ришелье и Мазарини, философы Декарт и Гассенди, если даже не брать в расчет главных героев — Кампанеллу и Бержерака. Последний во многом напоминает д'Артаньяна — горячий молодой гасконец, мастер фехтования, пламенный идеалист, выполняющий деликатные поручения сильных мира сего, в том числе и за пределами Франции. Вообще для любителя фантастики фигура Бержерака более интересна, ведь он считается одним из праотцов жанра НФ, описавшим путешествия на луну и солнце. Хотя фантастика для него была все же больше средством, основное его оружие — социальная сатира, но для того времени это было совершенно естественно, достаточно привести в качестве примера работы Вольтера и Свифта. Впрочем, самого Кампанеллу тоже можно записать в фантасты, ведь утопия это лишь одно из многих жанровых направлений данного вида литературы. Казанцев сугубо положительно оценивает смелые для своего времени идеи Кампанеллы, но для каждого здравомыслящего человека они покажутся непродуманными и опасными. Конечно, Кампанелла создавал свой идеальный город, будучи возмущенным творящейся в мире несправедливостью, но мы все помним, куда приводят благие намерения. Вместо земного рая социальное устройство соляриев напоминает тоталитарный концлагерь. Главная ошибка Кампанеллы в том, что он напрочь игнорирует положения социальной психологии, ориентируясь исключительно на поверхностную целесообразность. Одни люди притесняют других ради богатства, решение — полностью упразднить частную собственность. Очень похоже на совет лечить головную боль с помощью топора, не находите? И такой радикализм у Кампанеллы буквально во всем — самое простое решение, значит самое верное. Ликвидация института семьи, воспитание детей — исключительное дело государства, запрет на религию, на роскошь (все должны ходить в одинаковых робах, как в тюрьме), обязательная трудовая повинность (4 часа в день немного, конечно, но есть нюанс — человек не выбирает сам куда ему отправиться работать, т.е. известного художника могут запросто отправить на чистку сортиров). Каждый сам для себя может решить, хотелось бы ему жить в этом мире, но что-то подсказывает, что много желающих для такого «эдема» Кампанелле найти бы не удалось. Из всех второстепенных персонажей наиболее интересным показался друг и наставник Кампанеллы — кардинал Антонио Спадавелли, который мягко критикует утопические мечты своего воспитанника. С его логикой трудно не согласиться — очень просто любить абстрактное человечество, но на это способен лишь тот, кто никогда не любил по-настоящему, не посвящал свою жизнь ближнему. Эта беспредметная иллюзия любви ко всем — следствие внутренней пустоты, никчемности её носителя. Казанцев не углубляется в глубокие дебри умопостроений Кампанеллы, даёт лишь общее представление о его воззрениях. Интереснее было бы смоделировать попытку построения Города Солнца на практике, это неизбежно выявило бы все слабые стороны, доказало нежизнеспособность отвлеченных теорий. Произведение такого рода было бы явно антикоммунистическим, здесь же получается, что на бумаге всё гладко, бумага всё терпит. При всём том, что я категорически не согласен со взглядами автора романа и его главного героя на справедливое мироустройство, читать было интересно, занимательно вести мысленную дискуссию. К тому же чтение этой книги сподвигло меня залезть в интернет и прочитать биографии Кампанеллы и Бержерака, почерпнув оттуда несколько интересных фактов, которых я ранее не знал, за такой стимул книге дополнительный плюс. Роман получился короткий, ему не хватает вдумчивой исторической детализации, на первом месте — идеологический подтекст. При этом приключенческая часть не даёт совсем уж заскучать, интересны авторские попытки домыслить те или иные неявные моменты известной истории, так что в целом ощущения остались больше положительные. | ||||
| ||||
«Альсино» |
| |||
Reading, 03 июля 2018 г. в 10:34 | ||||
Роман хорошо показывает природу человека, находящегося на данной ступени развития, не только технологического, но и социального. Люди думают не о важности предупреждения Альсино, а о том, как использовать новые технологии мира иноземлянина в военных и разрушительных целях. Здесь четко видна разница между Альсино и людьми, стоящими во главе нынешних правительств. Понравилась теория обнуления масс, объясняющая резкую смену направления движения летательных аппаратов мира Альсино на огромных скоростях. Также с помощью обнуления масс Альсино мог воспарить в воздух (по-нашему левитация) и перемещаться по нему, как он преодолел реку, спасаясь, вместе с Олей Грачевой, от бандитов. Удивительное умение, основанное всего лишь на знаниях. Технология использования энергии ветра и волн, предложенная Альсино как альтернатива использования наших нынешних источников энергии, сопровождаемых выбросами паров и вредных газов в атмосферу, также очень заинтересовала. Абсолютно безвредный для планеты способ получения нескончаемой энергии, это то, о чем человечество должно крепко задуматься пока еще не слишком поздно. Ну и эпилог, который, мягко говоря, меня поразил. Цитата автора романа Александра Казанцева из эпилога «Все приведенные события, факты и имена подлинные». И в этом эпилоге он рассказывает мало того, что о невероятных вещах, но еще и о своей встрече с Олей Грачевой. Она передала А. Казанцеву записи, сделанные Альсино в своем родном мире, где ей, вместе с группой ученых из нашего мира, довелось побывать. И на основании этих записей и были написаны романы «Альсино» и «Иномиры». Вот так. | ||||
| ||||
«Бешеные дивиденды» |
| |||
Gourmand, 01 сентября 2016 г. в 00:48 | ||||
Простенький рассказ со странными выводами. Из свинцового контейнера безработный похищает ампулу с радиоактивным материалом. Не зная, что это такое, он несёт это всё домой, по пути оставляя мощнейший «след». По счётчику радиоактивности его и находят. Все умирают. Какой же из этого делает вывод главный герой? Он едет на антиядерный митинг. Будет требовать запрета. Почему-отчего — непонятно. В 1984 году (год написания рассказа) уж всяко понятно, что радиоактивные изотопы — это не только ядерное оружие (да и кто бы стал ж/д посылкой переправлять компоненты ядерной бомбы?), но и медицина (вот уж где радиоматериалы в ампулах нужны!) Основной же посыл рассказа обратный: радиоизотопы вредны. Может быть, была какая-то кампания по запрету радиометодов или СССР отставал в этом вопросе от других стран? «Впервые радиоиммунный анализ (РИА), также радиоиммунологический или изотопный иммунологический анализ был разработан Соломоном Берсоном и Розалин Сасмен Ялоу в 1950-х годах. С помощью этого метода они изучали клиренс инсулина у больных диабетом. Р. Ялоу получила за это Нобелевскую премию в 1977 году.» А рассказ написан в 1984. Вот и думай, с чего бы это автору так помешали ампулы с радиоактивными материалами. | ||||
| ||||
«Колокол Солнца» |
| |||
Reading, 18 февраля 2014 г. в 18:05 | ||||
Прежде всего хочу сказать, что этот роман скорее исторически-философский, поэтому тем, кто любит динамический сюжет он может не понравится и показаться скучным. В нем автор представляет нашему вниманию жизнь времен XVII века, жизнь со всей ее тогдашней несправедливостью, угнетением простого народа, войнами по всей Европе, расправой церкви с неугодными. Главный герой Сирано де Бержерак представлял эту жизнь себе как клокочущую пустоту. И в это же время один из уважаемых Сирано философов Томмазо Кампанелла создает свой величайший трактат «Город Солнца», где предлагает новую коммунистическую модель устройства общества, которая, учитывая всю трудность жизни того времени, заставляет много о чем задуматься. В этом романе читатель сможет узнать о реально существовавших, запечатленных в истории, великих личностях того времени и о военных действиях происходивших тогда между Францией и ее врагами. В общем моя большая оценка этому роману за то, что прочитав его я узнал многое об истории Франции и частично Европы времен XVII века. | ||||
| ||||
«Клокочущая пустота» [Цикл] |
| |||
Гуларян Артем, 26 мая 2013 г. в 19:28 | ||||
Да, не повезло Эркюлю Савиньену Сирано, владельцу поместья Бержерак! Ростан вырядил его в романтического героя, всю жизнь любящего одну женщину. Галле сделал его невольником чести, заложником слова, данного умирающему, вынужденого постоянно спасать сына умершего друга от несчастий. Александр Казанцев сделал из него головореза и дуэлянта, ученого и математика... м-да... размахивающего направо и налево пером и шпагой. Еще Дюма говорил, что история для него — вешалка, на которую он вешает свой сюжет. Но ведь то Дюма... | ||||
| ||||
«Клин клином» |
| |||
SAG, 05 сентября 2012 г. в 09:09 | ||||
Это рассказ делится на три части. Ну наверное это я так его разделил. В первой эсперимент с вновь созданной машиной времени, хотя какая это машина, если испытуемый просто сохраняется до определенного времени. А как поэтично названа « Уэллсина». Правда эсперимент провалился, ну и бог с ним. Так как во второй части автор словами свои героев доказывает, что путешествий по времени, не может быть, приводя математические формулы и теоремы. Я не люблю такое и для меня это был простой набор слов. В третьей находится решение проблемы. Если хочешь встретить любимого такой же молодой, как он улетел, надо самой отправиться в межгалактический полет и вернувшись ты оказываешься с ним на одном уровне времени. Правда для этого пианистке надо всего лишь выучится на астронавигатора с большим опытом полетов. Ну какая мелочь. Смешно и наивно. Чего не хватало автору, лучше бы продолжил своих « Фаэтов». | ||||
| ||||
«Говорящий холст» |
| |||
SAG, 03 сентября 2012 г. в 09:23 | ||||
Горит лес, как это страшно. Страшно и обидно. То что росло годами, за несколько часов превращается в прах. Чья то беспечность или злой умысел. В этом рассказе злой умысел, ну конечно врагов нашей страны, стремящихся навредить. А что здесь фантастического? Использование врывчатки для прокладки противопожарных просек, читаешь и думаешь, это кто бы пошел на такое, если можно было использовать бесплатную солдатскую силу. Сам участвовал в таких мероприятиях, и конечно тогда бы нам столько взрывчатки, так кто ж ее даст. А может фантастика в том, что автор глядя на холст увидел все те события, которые происходили? Может, а может просто насочинял, придав рассказу интригу с вражеским диверсантом. Вот и получилось ни то, ни сё. | ||||
| ||||
«Пылающий остров» |
| |||
Till, 31 июля 2009 г. в 22:36 | ||||
Соглашусь с голосами, утверждающими, что этот роман интересен главным образом в историческом аспекте, а также в плане детских впечатлений. Мне кажется, «Пылающий остров» сейчас (с некоторыми оговорками) прочно перешёл из «серьёзной НФ» в разряд «литературы для среднего школьного». И в этом отношении он очень неплох даже по нынешним временам. В тактичной и увлекательной форме между делом сообщаются сведения о сверхпроводимости и трансурановых элементах, о катализе и связывании азота, о радиации и о многом другом. Фабула непритязательно-захватывающа, и идеологизмы ей не слишком вредят (опять-таки, я говорю о восприятии детей). Пожалуй, детям лет 10-13 можно рекомендовать. С этих позиций и выставляю оценку. | ||||
| ||||
«Льды возвращаются» |
| |||
unkas, 09 ноября 2008 г. в 15:01 | ||||
Типичнейший Казанцев: прогрессивное человечество (и примкнувшие к нему хорошие парни из капстран) в едином порыве строят чего-то большое и светлое (мол,мост,купол),а злобные силы мирового империализма строят им разные бяки. Угадайте с 1-го раза-чем всё кончится? Правильно!!...Кончилось тем,что такое выстроили-ни накормить ,ни одеть сами себя не в силах,пошли на поклон к злым дядькам ,противу которых боролись нещадно...А ещё я Казанцеву не прощу,что он Стругацких гнобил,и многих других достойных людей. | ||||
| ||||
«Планета бурь» |
| |||
Лесник, 29 ноября 2007 г. в 13:05 | ||||
Потрясающая вещь для своего времени. Конечно теперь мы знаем, что Венера совсем не такая, как описано в романе, но чёрт возьми, как бы хотелось оказаться именно на такой Венере. | ||||
| ||||
«Пылающий остров» |
| |||
Фэтти, 09 октября 2007 г. в 14:38 | ||||
40 лет петь одну и ту же песню — это сильно. Полнейшая туфта и маразм, сейчас абсолютно нечитабельный. А что касается лично Казанцева — о чем можно говорить, если в редактируемой им в 1986-88 годах «Библиотеке фантастики» не нашлось место Стругацким — и это в серии из 24 томов? Зато себя, естественно, не забыл — основоположник, туда его... | ||||
| ||||
«Сильнее времени» |
| |||
Ruddy, 03 сентября 2006 г. в 19:56 | ||||
Да, согласен, это произведение очень эмоционально обогащенное, характеры героев полны самых прекрасных черт, но и они совершают ошибки. Было очень интересно читать. | ||||
| ||||
«Сильнее времени» |
| |||
Darth_Veter, 20 ноября 2024 г. в 00:04 | ||||
Человечество получает из космоса два сообщения от инопланетных респондентов и готовит к полету сразу две экспедиции. Поскольку в экипаж входит по 6 человек, конкурс для отбора кандидатов обещает быть очень жестким. Кроме того, поскольку полет будет проходить на околосветовых скоростях, скажется релятивистское замедление времени и к моменту возвращения корабля на Земле пройдут пять десятилетий. Это значит, что время безжалостно разделит меж собой две любящих души: он летит к звездам, а она остается на Земле. Но девушка неожиданно проявляет характер и решает сделать всё от нее зависящее, чтобы свести этот эффект к минимуму. Либо провести эти 50 лет в гибернации, либо отправиться в такой же дальний полет на другом корабле... Данный роман — типичная коммунистическая агитка, написанная автором в «эпоху развитого социализма». В те далекие годы роман казался мне почти что идеальным по стилю и очень вдохновлял на разные подвиги. Но после развала СССР ситуация поменяла свой знак с плюса на минус, и роман перестал меня вдохновлять. Хотя очень жаль, что мы так и не сумели дожить до такого вот «светлого будущего», разменяв его на слишком уж прагматичное настоящее. Современному читателю роман покажется слишком высокопарным и легкомысленным. Чего стоит хотя бы превращение талантливой пианистки Вилены в опытного инженера нейтринных систем! Автор изобретает просто немыслимые «рояли», чтобы оправдать подобную метаморфозу, — от «генетической памяти» до гипнопедии. И то, и другое сегодня считается типичным научным заблуждением, не стоящим достойного внимания. Так же, как и пропагандируемая писателем гипотеза множественности обитаемых миров. Большой Космос по-прежнему молчит, что вынудило известного советского специалиста по Контакту Шкловского сменить свой оптимистический настрой на жесткий реализм. Но в романе по-прежнему изложены уже устаревшие к тому времени взгляды на устройство Вселенной и прогрессивную роль Разума. Тогда считали, что планеты имеются у каждой звезды Главной последовательности. Сегодняшние результаты поиска планетных систем показали, что роль планетных систем в Галактике была несколько преувеличена: многие звездные системы, ранее считавшиеся чуть ли не обитаемыми (Эпсилон Эридана, Тау Кита, Альфа Кентавра), вовсе не имеют ни одной планеты. Их формирование — куда более сложный процесс, чем это описано в моделях Лапласа и Шмидта. На сей момент телескопы обнаруживают только газовые гиганты, в десятки и сотни раз превышающие по массе Юпитер с Сатурном. Судя по всему, именно такие планеты и преобладают в составе звездных систем. А вот каменистых планет типа Земли и Марса во Вселенной до обидного мало. Причина тому — безжалостный закон гравитационной аккреции первичной межзвездной материи (в которой преобладает не твердое вещество, а летучие компоненты). Эта Вселенная представляет из себя царство газовой материи — звезды, туманности и «строительный мусор», оставшийся со времен Большого Взрыва. Солнечной системе несказанно повезло, что в ней оказалось аж 4 твердокаменные планеты! Так что «разумянам» Казанцева просто негде жить и развиваться... Так же фантастично звучат сегодня мысли о «вакуумном» двигателе будущих звездолетов. Чтобы активировать находящиеся в своеобразной «гибернации» (нулевом энергетическом состоянии) частицы, потребуется огромная энергия, практически сравнимая со вспышкой Сверхновой. Вряд ли подобные «генераторы вакуума» можно поставить на космические корабли. Думаю, матушка-природа совсем не зря изолировала нас от иных звездных систем: «живые» планеты являются в ней исключением, а не правилом. Нет никакого смысла пересекать космос в поисках «братьев по разуму»: за время полета Вселенная успеет распасться не только на атомы, но даже на кварки. А будет ли второй Большой Взрыв — еще неизвестно. Выходит, что за оптимизмом автора не лежит никакого научного резона. Печально, но такова суровая правда жизни во Вселенной. К сожалению, все основные персонажи романа сегодня так же выглядят несерьезными, почти что картонными. Как дети радуются каждой обнаруженной инопланетной жизни, называя «разумян» совсем уж несуразными именами — энами, элами и танами (причем, этими же именами пользуются и представители указанных рас). А, попадая в серьезные переделки, и вовсе ведут себя как последние параноики (сумасшествие Снастьина, безумство Ловского и несдержанность Виленоль). Разве так должны вести себя представители коммунистического Завтра? Сложно назвать этих персонажей образцами для подражания — даже по канонам капиталистического Сегодня. Попытка показать нам необычные формы жизни вынудила автора пересечь запретную черту и привела к очередному казусу: трем разноуровневым стадиям развития живого организма (неразумному водному, разумному сухопутному и полуразумному воздушному), а также к разделению жизни на сугубо растительную и животную (планета Гея). Кроме того, у «разумян» Релы радиоволновое зрение, что явно противоречит обычной логике: наибольшую энергию звезды излучают в оптическом диапазоне, поэтому именно на него и должна была эволюция настроить органы зрения всех живых существ. А у Казанцева она оказалась сильно ограниченной в своих средствах и проявлениях. Мне лично гораздо проще принять уникальность земной биологии, чем многообразие инопланетной. Словом, от былых восторгов 70-х годов прошлого века не осталось и следа. Немалую лепту в этот поворот внес и слишком уж архаичный по стилю авторский язык — такое впечатление, что роман писал не маститый профессор, а совсем неопытный школьник. В наше время он не смог бы опубликовать свое произведение даже в журнальном варианте. Увы, такова судьба всех старинных литературных творений... В большей степени роман подходит только для юного читателя возрастом до 20 лет. Он не заметит всех его странностей и шероховатостей, восприняв только романтику освоения Неизведанного. Взрослому и опытному разуму чтение не доставит такого удовольствия, особенно если этот разум хорошо разбирается в астрономии и космонавтике. Для него куда лучше подойдут творения Ефремова и братьев Стругацких. ------------- РЕЗЮМЕ: история первых полетов человека к далеким звездам в поисках Высшего Разума. Красивая, но нереальная агитка «светлого коммунистического Завтра», написанная одним из его верных апологетов. | ||||
| ||||
«Взрыв» |
| |||
traveller54, 03 ноября 2024 г. в 13:46 | ||||
А. Казанцевым был увлечен в детстве, затем остыл к творчеству этого когда-то известнейшего фантаста. Сейчас решил освежить знакомство, перечитав относительно короткий рассказ «Взрыв», ещё 1946 года. Думал, разочаруюсь, зря поддавшись лёгкой ностальгии. Но — нет. Да, рассказ наивен и, скорее напоминает очерк-гипотезу, облеченный в форму фантастического рассказа. Но для тех времён, крайне бедных на фантастику, был, как мне кажется, свеж и ярок. И, что важно, пробудил широкий интерес к Тунгусскому феномену. Спустя пять лет Станислав Лем в своем романе «Астронавты» вернулся к этой теме более масштабно. Не знаю, был ли знаком Лем с рассказом, но интересно совпадение: у Казанцева над Тунгуской взорвался корабль, прилетевший с Венеры, а Лем позже развивает уже по своему эту тему. В целом — любопытно, но в художественном отношении слабовато. | ||||
| ||||
«Фаэты» |
| |||
Darth_Veter, 19 января 2024 г. в 23:00 | ||||
Роман-эпопея, хорошо известный каждому читателю советских времен, представляет собой литературную интерпретацию двух весьма сомнительных гипотез. Первая связана с гипотетичной планетой Фаэтон (точнее, ее гибелью), а вторая — с возникновением древних цивилизаций Месоамерики. Поскольку рассматриваемые вопросы очень глобальны по своей сути, объем произведения также вышел глобальным — три книги (правда, их всегда печатали вместе, в рамках одного издания). Первая книга рассказывает о том, как и почему погиб Фаэтон, на месте которого сегодня располагается обширный Пояс астероидов. Вторая книга повествует о спасательной миссии фаэтов на Землю, которой угрожает столкновением сорвавшаяся со своей орбиты луна Фаэтона. Ну а третья книга переносит читателя в наше время (и близкое будущее), чтобы показать, как люди смогли отблагодарить фаэтов за их благородный поступок. Поскольку трилогия писалась несколько лет, стили всех книг немного отличаются друг от друга. Наиболее «безумной», естественно, является первая. И не только потому, что она описывает «безумную» гипотезу о связи астероидного пояса нашей планетной системы с разрушением десятой планеты с поэтическим именем Фаэтон. Безумен сам литературный стиль произведения — напыщенный, экзальтированный, полный патетических изречений и поступков действующих лиц. Впрочем, 40 лет назад он не казался мне безумным, ибо я тогда был молод и жаждал романтики «дальних дорог». А это как раз то, чего в произведении было в избытке. Отсюда ясна его ориентированность именно на молодое поколение, еще не выбравшее свой жизненный путь. Взрослым дядькам и тётькам читать его нужно только затем, чтобы вспомнить, какими наивными глупцами они были в юношеские годы. Читая же произведение в зрелости, видишь в нем богатую коллекцию ошибок, натяжек и прочих нестыковок. Чего стоит, к примеру, возрождение фаэнской цивилизации из маленькой группы переживших ядерную войну! Биологи четко высказались по этому поводу: для полноценного восстановления генофонда нации нужно несколько десятков тысяч особей, а у фаэтов в наличии было менее 20 человек! Да они уже в третьем поколении выродились бы, ибо должны были бы жениться на своих же дочерях! Примером тому являются те же инки (которые являлись царским сословием, а не народом) и египетские фараоны. Ни одного представителя этой нации сегодня уже нет в живых — их гены стали просто нефункциональны. Так что до заселения фаэтами Марса дело бы точно не дошло. Точно так же фантастична и утопична гипотеза автора о прогрессорской миссии фаэтов. Мало того, что она зависит фактически от одного лица — Инко Тихого, так вдобавок еще и имеет одни и те же корни: ацтеки и майя называли героя-прогрессора Кетцаль-коатлем (Пернатым Змеем), а инки — Кон-Тики (богом Коном). То, что это были разные люди, говорят временные рамки — разница составляет почти 1000 лет! Но автор пытается убедить нас в том, что это был один и тот же человек (точнее, инопланетянин). Роднит же оба этих персонажа только то, что у обоих была белая кожа и борода. А еще то, что они учили отсталые народы уму-разуму (например, как сеять маис и строить жилища). Не соответствует истине и близость указанных в произведении культур: мало того, что ацтеки и майя были очень воинственны, а инки — прагматичны и потому миролюбивы (из-за чего не смогли разбить маленький отряд конкистадоров из 180 человек), так вдобавок между их территориями был нешуточный промежуток в 3000 км! Ну а рассказ о резком поднятии Андской платформы и Всемирном Потопе и вовсе выглядит как сказка, имеющая целью впечатлить юного читателя. Словом, это не фантастика, а типичная сказка «просвещенных времен», соединяющая в себе элементы псевдонаучной гипотезы и ничем не ограниченной фантазии. Детям она определенно будет полезна, ибо пробудит в них дух изыскательства и будет стимулировать интерес к изучению наук. А вот взрослые люди будут только смеяться над ней, указывая на разного рода «косяки». Третья книга, правда, получилась более философской, нежели сказочной. В ней говорится о роли личности в истории и важной функции знания для построения высокотехнологичной цивилизации, а также о необходимости терраформирования чужих планет. Неподготовленному читателю она покажется сухой и скучной. Для осознания замысла писателя, следует не только прочитать его предисловие к книге, но и послесловие, которое автор записал в виде звукового послания (его можно найти в аудиокниге у чтеца под ником Румаги). Ну а я ставлю трилогии «семерку» только в качестве благодарности за то, что, благодаря ей, я начал интересоваться историей и астрономией. ----------- РЕЗЮМЕ: масштабное произведение о прогрессорской миссии жителей планеты Фаэтон на Земле. Воспринимайте ее как не вполне корректную попытку связать воедино несколько неясных исторических фактов | ||||
| ||||
«Пунктир воспоминаний» |
| |||
zotovvg75, 21 января 2023 г. в 16:51 | ||||
Литература, как и все искусство, неотделима от жизни человека, поэтому в книгах отражается все, чем живет человек. А главное в человеческой жизни-это большая цель и упорный труд ведущий к выбранной цели. Данная автобиографическая повесть как раз и посвящена размышлениям писателя о своем пути к выбору жизненного предназначения, причем не как результата случайного стечения обстоятельств, а как итога становления личности. Помню связанную с эти мысль Льва Толстого о огромной важности практики быть «полным» человеком и жить с целью. В связи с этим цель не нужно выдумывать, она должна быть найдена сообразно наклонностям человека и которая как будто бы всегда существовала в скрижалях индивидуальной судьбы, а была осознана в результате трудных поисков. Именно по такому пути и шел Александр Петрович Казанцев, очень здорово показавший в повести все важные вехи своей жизни. Частенько вроде бы заурядное событие, даже не событие, а просто эпизод, на самом деле оказывается очень важным и определяющим. Так, перевозка вещей в полуразвалившейся тачке, выработала для Казанцева девиз на всю последующую жизнь. А изобретательская деятельность талантливого инженера и сопутствующее этому знакомство, послужили началом писательской деятельности в жанре научной фантастики. Автор называет произошедшее как бы случайным, но на деле это и есть осознание именно своего, родного, явившееся итогом творчества и неустанных исканий в различных областях знания и человеческой деятельности. Именно это присуще людям нестандартным, деятельным, неустанно ищущим и никогда не знающим покоя. Так рождается личность, а в литературной сфере одаренный писатель, книги которого будут читать и перечитывать как современники, так и будущие поколения читателей. Мы знаем, что множество писателей-фантастов были талантливыми инженерами, изобретателями, учеными-о таких людях пишет Казанцев в повести, таким является и он сам. И здесь еще важен вечный поиск, доводящий порой до изнеможения, а иногда и до болезни, но дающий в награду своеобразную встряску и в результате свершение задуманного. Так вышло для Александра Петровича, к примеру, в случае с «Пылающим островом», претерпевшим множество коллизий. В повести автор очень хорошо показывает, что книги, как и люди, имеют свою судьбу, интересную и порой трагическую (очень показателен пример академика Майского). Казанцев рассказывает как написанные им произведения дарили трогательную обратную связь с читателями, дающую писателю не только оценку своих трудов, но и материал для создания новых сюжетов и героев. Автор очень трепетно относится к этой связи, вырабатывая тем самым методы и приемы построения того, что на его взгляд можно назвать качественной фантастикой. Именно эти приведенные в повести соображения являются для меня самым ценным в данном произведении. А принцип создания героев, как носителей идей, с выработкой нерушимых моральных принципов и жизненных убеждений, является для меня классическим примером создания персонажей в лучших традициях советской фантастики. Именно за это я люблю Казанцева. а данная повесть помогла лучше узнать о жизни этого безусловно талантливого, может быть в чем-то спорного (как и все талантливые люди) человека. | ||||
| ||||
«Поединок» |
| |||
Массаракш, 12 июня 2022 г. в 03:33 | ||||
Простая советская женщина голыми руками вытягивает тюленя из проруби и приканчивает ножом. И не потому что она враждебна к тюленям – наоборот, любит, – но очень нужно накормить собак. А собаки голодные, потому что метеорологи не настреляли по осени достаточно белых медведей для прокорма (обычно собак кормят белыми медведями, чтоб вы знали). Никто понятия не имел, как охотиться – вот и не настреляли. Да и много других важных общественных дел хватало у четырёх зимовщиков – создавали кружки английского языка, музыкальный, физкультурный, шахматный. А ещё факультативно занимались ударничеством. Вы сначала по личной инициативе пробейте полынью в арктических льдах в пятнадцати километрах от берега и ходите туда-сюда каждый день, чтобы «брать регулярно пробы морской воды с разных глубин и определять ее соленость, температуру»? Слабо? И не надо дурацких вопросов «кому это надо?» и «не лучше ли заняться непосредственными обязанностями?». Оно, может быть, и лучше, но для Казанцева слишком банально – идеологически вернее вставить придуманным героям соломинку и надуть казённым героизмом и всепобеждающим энтузиазмом. Агитплакат, в общем. Как и все все предыдущие рассказы в цикле. Ну, здесь хотя бы не ездят по тундре на вездеходе два месяца без заправки, как в «Помощи»... В качестве плаката – норм, искать какие-либо другие достоинства – бессмысленно. | ||||
| ||||
«Пластинка из слоновой кости» |
| |||
Walles, 27 апреля 2020 г. в 11:00 | ||||
С литературной точки зрения -рассказ совсем школьный. А вот шахматный этюд, приведенный там на диаграмме, некоторый интерес представляет. Это задача на тему слабых превращений пешки, причем таких превращений сразу три! Ну а поскольку фигур мало, решение можно проследить и без доски. При этом, как я понял, есть несколько редакций сего произведения. Например, в книге «Престиж Бука» отсутствует объяснение, как бы сложилась игра если бы на 1.d6 черные ответили 1...Kc4. А в интернет-варианте данного рассказа (из журнала-первоисточника «Шахматы в СССР» за 1949-й год) оно есть + есть небольшие отличия и в самом тексте. | ||||
| ||||
«Планета бурь» |
| |||
тессилуч, 14 декабря 2015 г. в 11:01 | ||||
Повесть вместившая в себя пафос своего времени: полеты первых советских космонавтов и запуск автоматической станции «Венера-1». Получилось так, что я сначала посмотрел кинофильм, а затем прочитал повесть. Поэтому в памяти визуальный и графический ряд оказались тесно переплетенными и запомнились надолго. Очень позитивное и познавательное н-ф произведение, в котором показано как сотрудничество, так и соперничество с Соединенными Штатами Америки. Считаю самым удачным произведением автора. | ||||
| ||||
«Планета бурь» |
| |||
sergej210477, 10 сентября 2015 г. в 15:23 | ||||
Очень яркая книга. Великолепная космическая фантастика. Звездолеты, высадка на Венеру, джунгли, болота, извержения вулканов. Оригинальные интересные герои. Да, конечно, как и во многих произведениях советской фантастики, присутствует противостояния социалистического и капиталистического. И, понятно, что, именно, советская экспедиция спасает несчастных американских космонавтов. Но, это не главное в романе. А главное, великолепные приключения, захватывающие читателя. Книге много лет, но она не устарела и я перечитываю ее регулярно. | ||||
| ||||
«Льды возвращаются» |
| |||
тессилуч, 11 июля 2014 г. в 11:17 | ||||
Труд, Слезы и любовь американской шпионки. Преодоление мирового кризиса. Практически памфлет. В настоящее время книга достаточно актуальна. | ||||
| ||||
«Планета бурь» |
| |||
Ron Giron, 08 июля 2014 г. в 02:05 | ||||
Великолепная повесть. Настоящая классика советской фантастики, по которой был снят такой же великолепный фильм. Ярко, динамично, интересно. Хотя сама идея Венеры с динозаврами уже была у Беляева — «Прыжок в ничто». | ||||
| ||||
«Пластинка из слоновой кости» |
| |||
god54, 08 мая 2013 г. в 12:20 | ||||
Еще один рассказ на шахматную тематику, но с такими деталями и подробностями, которые позволяют сделать вывод, что эти шахматные этюды и составляют главную суть рассказа, а все остальное лишь вспомогательный элемент. Так, что можно рекомендовать только любителям шахмат. | ||||
| ||||
«Кусок шлака» |
| |||
god54, 07 мая 2013 г. в 16:04 | ||||
С моей точки зрения рассказ имеют как бы два лица, этакий двуликий Янус. Во-первых, это рассказ-предупреждение, антивоенной направленности, предупреждающий об ужасах ядерной катастрофы. Нужны ли такие рассказы? Конечно, нужны. Но, с другой стороны, хотелось, чтобы такие рассказы отвечали хотя бы минимальным требованиям логичности. Аспирант таскает с собой в экскурсии вокруг Европы куски шлака, в том числе с места испытания ядерной бомбы!!! Хотел бы я видеть советского туриста, которого выпустили за границу с такими образцами, а также советского гражданина, который ведет частную переписку с иностранцем и получает образцы шлака с ядерного полигона. Или когда американец едет на встречу и заодно возит в машине противоядерный костюм, чтобы обследовать место взрыва, при случае... Одним словом надо писать что-то одно: или литературу, или политические эссе. | ||||
| ||||
«Говорящий холст» |
| |||
god54, 07 мая 2013 г. в 12:59 | ||||
Поразил меня не сам рассказ, а время его написания — 1982 год. К этому времени люди уже мыслили совершенно новыми категориями, а в фантастике вообще были новые идеи и направления. Создается впечатление, что это рассказ 30-50-х годов со всеми вытекающими последствиями: диверсант, рационализаторское предложение военных, выставляющее уважаемого ученого в идиотском свете и, конечно, победа над пожаром. Одним словом рассказ только для тех, кто изучает творчество автора. | ||||
| ||||
«Из космоса — в прошлое» |
| |||
UMAB-C-PEX, 14 июля 2011 г. в 16:12 | ||||
Наш ответ Эриху фон Деникену! Читайте, и вы узнаете кого таки берут в космонавты, зачем пришельцам пустыни, доживут ли майя до 2012 года, и самое главное — чей башмак остался посредине пещеры??? Не знаю как во взрослом возрасте, а на неокрепшую детскую психику, да еще и в условиях тоталирного строя) оказывает ни с чем не сравнимое действие. | ||||
| ||||
«Фаэты» |
| |||
Bob-101, 03 июля 2011 г. в 18:41 | ||||
На мой взгляд одна из лучших книг времен СССР,если не считать ТУМАННОСТЬ АНДРОМЕДЫ и ЧАС БЫКА. | ||||
| ||||
«Пылающий остров» |
| |||
Ladynelly, 03 июля 2010 г. в 22:17 | ||||
Начинала читать роман советского писателя с большими опасениями, страшась встретить огро-о-омную советскую пропаганду. Однако как ни странно, она оказалась достаточно умеренной и воспринимать сюжет не мешала. Да, коммунисты — хорошие, капиталисты — плохие, но куда от этого денешься в то время? Однако и среди «иностранных» героев, находятся, те, кому хочется симпатизировать. Сам сюжет мне был интересен, хотя некоторые фантастические допущения автора, кажутся, чересчур смелыми. У романа есть один существенный минус — это эпилог. Слишком он уж слащавый вышел. И после заключительной фазы романа кажется ненужным придатком... | ||||
| ||||
«Лунная дорога» |
| |||
тессилуч, 20 мая 2010 г. в 10:58 | ||||
Повесть понравилась тем, что в ней сохранялась возможность советско-американского сотрудничества в достижении Луны. А так американцы в настоящее время только воспользовались нашими достижениями в устройстве орбитальных станций в космосе. Советские люди же всегда стремились помогать другим. Произведение задумывалась, как ответ на рассказ американца Тома Годвина «Неумолимое уравнение» | ||||
| ||||
«Планета бурь» |
| |||
crechet.spb, 20 июля 2008 г. в 22:10 | ||||
Всё гениальное просто и запоминается на всю жизнь!.. Сравните с тем нынешним, что валяется на книжных развалах — день и мрак!.. | ||||
| ||||
«Планета бурь» |
| |||
капибара, 01 марта 2007 г. в 19:07 | ||||
Для своего времени — отличная вещь, хотя теперь кажется несколько наивной. Но читать определенно стоит. | ||||
| ||||
«Фаэты» |
| |||
Lia Irety, 30 января 2007 г. в 15:18 | ||||
Читала, не отрываясь на жизнь вокруг меня. Сильно, действительно интересно и невероятно близко к людям «из плоти и крови». Великолепно выписанные герои =) | ||||
| ||||
«Арктический мост» |
| |||
1993, 20 января 2007 г. в 00:46 | ||||
А я читала в школе, прочла на одном дыхании. Много лет прошло с тех пор, хочу чтобы прочла дочь. Вот, пошла искать в интернет это произведение. | ||||
| ||||
«Фаэты» |
| |||
vjick, 06 октября 2006 г. в 01:25 | ||||
Впервые прочел, даже не зная, что это Казанцев. Но узнав, не разочаровался. Возможно, одна из его лучших вещей. | ||||
| ||||
«Пылающий остров» |
| |||
Sashenka, 03 сентября 2006 г. в 22:43 | ||||
Прочла с большим трудом. Может быть, в первоначальном варианте было и читаемо, но дополняя текст год от года, роман стал разросшимся до неприличия. Через страницу педалируется мысль о том, какие плохие буржуи и капиталисты. Кроме того, частенько заметно необоснованное затягивание сюжета — голливуду надо поучиться у Казанцева! Насколько четок и отточен сюжет и характеры у Беляева в его очень похожем на ПО «Продавце воздуха», написанном еще в 1929 году. ИМХО — последние переиздания — чистейшая коньюнктура и делание денег! | ||||
| ||||
«Подвиг зрелости» |
| |||
zotovvg75, 15 августа 2024 г. в 16:56 | ||||
Интересно, чего же здесь больше-литературного вымысла или инженерной идеи? А вернее всего тут в наличии и то, и другое, тем более зная, что до начала писательской деятельности Казанцев как раз был инженером. Не стал лопатить Интернет в поисках фактов о практическом воплощении авторской идеи, ведь дело в самом ходе конструкторской мысли о возможности создания спасательного судна типа «Лагуны». Наверняка на практике все не так просто и гладко как в рассказе, но как литературная версия идея смотрится совсем неплохо. Тем более, что Казанцев окружил данное техническое ноу-хау своими любимыми приправами из области чудесного. Тут вам и инопланетяне, и тайна Бермудского треугольника. Версию о сводящем с ума ультра или инфразвуке я уже слышал и даже когда-то читал о ней по моему в сборнике «Тайны веков». Ну а населяющие Бермуды гуманоиды смотрятся там как прописанные в квартире жильцы. Необходимый в будущем подвиг зрелости, уже встречался у Ефремова как пропуск в мир высоких свершений и устремлений, являясь одной из последней ступенек формирования личности ожидающейся светлой эры человечества. И все это Казанцев окружил антуражем знаменитого плавания Колумба, перекинувшем исторический мостик в двадцать пятый век будущего. В итоге получился не хватающий звезд с неба, но все же неплохой рассказ типичного для писателя литературного покроя. | ||||
| ||||
«Шахматная тайна колодца» |
| |||
Darth_Veter, 10 января 2024 г. в 16:55 | ||||
Французский археолог Детриё во время раскопок в Гелиополе натыкается на интересную надпись, повествующую о каком-то опасном для жизни испытании для будущих жрецов храма Ра. В ней упоминается некая задача, которую должны решить испытуемые, чтобы получить требуемый сан. Современные математики решают подобные проблемы, используя уравнения четвертой степени, но в Древнем Египте трансцедентальные решения еще не были известны. Так каким же образом некоторым из претендентов всё же удавалось найти требуемое решение? И снова писатель создает таинственный исторический фон, чтобы встроить в него очередную шахматную задачу. Только на этот раз, как мне кажется, ее параллели с историей не так очевидны и удачны. Что вообще может быть общего между измерением диаметра священного колодца с шахматным этюдом? Да только вольные ассоциации автора! К примеру, две тростинки, необходимые кандидату в жрецы для выполнения поставленной задачи, в этюде превращаются в две «диагональные» шахматные фигуры — слона и ферзя, которые совершают по ходу несколько «вилок» — двойных ударов (т.е угроз для двух различных клеток поля). Смысл задачи состоит в том, какая из этих «вилок» правильная (т.е. ведет к победе), а такая — ложная, кажущаяся. Как и всегда, шахматная составляющая рассказа оказывается получше литературной. Составлять сложнейшие шахматные задачки у Казанцева получалось удачней, нежели описания к ним. Хотя тут следует заметить, что за основу своего рассказа писатель взял почти что реальную историю любовных отношений между единственной в Древнем Египте женщиной-фараоном Хатшепсут и будущим архитектором ее погребального храма Сененмотом (или Сененмутом). Во многом рассказанное автором соответствует истине, хотя абсолютной уверенности в этом нет, т.к. никаких летописей или папирусов на этот счет не сохранилось и приходится додумывать многие факты на основе банальной логики. Но историки не отрицают возможной связи Хатшепсут с более низким по рангу архитектором. Автор просто придумал свой вариант этой связи, а точнее, ее возможных оснований. Если простому архитектору было сложно получить аудиенцию у фараона, то как жрец Ра он вполне мог ее получить в любое угодное для себя время. Да и решение им сложной геометрической задачи не кажется притянутым за уши: любой архитектор — это, прежде всего, геометр. Кто не верит, может посмотреть созданный им шедевр по следующей ссылке: https://translated.turbopages.org/proxy_u... ------------- РЕЗЮМЕ: сказ про то, как молодому египетскому юноше Сененмуту удалось решить сложную геометрическую задачу, чтобы получить возможность стать придворным архитектором первой в истории женщины-фараона. | ||||
| ||||
«Льды возвращаются» |
| |||
Ecoross, 04 декабря 2023 г. в 13:52 | ||||
Советский гигачад-физик любит другого физика (даму), цитирует Библию и спасает мир, попутно любя иностранок. Атомные бомбардировки Африки, ховер танки, банзай-перехват ракет на космопланах, Оппенгеймер, расширение сознания пейотлем и любовь девушек к девушкам прилагаются. Александр Петрович Казанцев иногда умел выдать нечто. Кстати, интересная была бы альтернативная история — с допущением случайного срабатывания атомной бомбы в Европе и локальной ядерной войны в Африке | ||||
| ||||
«В джунглях фантастики» |
| |||
dimixin, 26 июля 2023 г. в 15:51 | ||||
Интересно по прошествии десятков лет читать такие опусы. Судя по описанию произведений автор их даже не читал (это относится и к Захарченко, и к Гансовскому), но зато любит резать правду-матку. Да, в то время у многих любимым было выражение — «Не читал, но осуждаю». O tempora, o mores! Ну, и какой же вывод сделал автор? Правильно — скоро всей вашей Америке кирдык!, или дословно — «Советские люди много думают об американцах. Им хочется больше и лучше узнать их стремления, мечты, тревоги. Фантазия — отражение действительности, ее волшебное зеркало. Через фантазию американцев можно увидеть и понять их действительность, почувствовать тупик американского образа жизни, в котором бьется, как в клетке, мечта». Плюс один балл за ознакомление советских читателей с зарубежными авторами, пусть и на прокрустовом ложе. | ||||
| ||||
«Предисловие» |
| |||
zotovvg75, 07 марта 2023 г. в 17:09 | ||||
Если бы я не знал автора данного предисловия, то начав читать текст сразу бы понял кто его написал. В своей критике пороков и изъянов капитализма Александр Казанцев очень узнаваем, можно сказать это его конек, ведь большое число произведений писателя отражает этот вопрос. Тут важно определить, правомерно ли поднимать такую проблему по отношению к такому знаковому произведению как «451 градус по Фаренгейту», нет ли здесь заигрывания с советской идеологией того времени? Деградация общества описываемая Брэдбери в романе очевидна и Казанцев в своей статье подмечает это верно. Поэтому зная биографию Александра Петровича вполне можно было ожидать аналогий с реальным американским обществом того времени. Можно назвать это флиртом с советским режимом, но и можно видеть в подобном личные убеждения писателя. Поэтому в этом отношении арбитром должен служить субъективный взгляд каждого читателя. Но ведь в сказанном в статье есть много и других вещей, надо только суметь очистить текст от своеобразной кожуры. Взять хотя бы слова Казанцева о том, что подлинный гуманизм есть вера в человека или замечательное образное выражение о «лупе совести». Здесь есть над чем подумать и сделать на основе прочитанного свои собственные выводы.И тогда сказанные в предисловии слова сразу перестанут казаться банальными, обретут свой смысл и красоту. Я думаю именно таким образом нужно подходить к подобного рода статьям, ведь в те времена они писались далеко не глупыми людьми. Так что рекомендую пропустить через подобное сито содержание данного предисловия, соотнеся его с содержанием романа, да и с текущим моментом. С этой точки зрения я статью оцениваю положительно, признаю ее полезность и содержательность. А что касается иных аспектов романа, не вошедших в область рассмотрения предисловия, то тут уж дело за личными мнениями многочисленных читателей. | ||||
| ||||
«От планеты смерти до облака мечты» |
| |||
zotovvg75, 14 марта 2022 г. в 18:30 | ||||
Александр Петрович Казанцев с присущей ему идеологической направленностью разбирает творчество Станислава Лема. Основная идея статьи заключается в анализе творческих метаний Лема между двух стилей жанра: американского и советского. И так как пан Станислав являлся жителем страны социалистического лагеря, то в итоге он конечно же стал на правильный путь. Жаль только, что по всей видимости Лем и не подозревал о таком своем раздвоении. Ничего не поделаешь, в ту эпоху были именно такие реалии, понять которые могут только люди жившие или хотя бы краешком зацепившие то время. Иного и быть не могло, поэтому в подобных статьях надо все-таки пробовать искать позитивные моменты. К таковым безусловно относится стремление Казанцева отразить жизнеутверждающие, гуманистические начала жанра научной фантастики. В этом смысле показательна концовка статьи, где говорится о фантастике как о литературе Мечты. Этот термин был очень популярен в то время и собственно для меня он остается актуальным и поныне. Ну, а попытка Казанцева привязать творчество Лема к этому направлению говорит только о многогранности таланта польского писателя, заключающего в себе возможность найти основания для точек зрения различных идеологий. | ||||
| ||||
«Планета бурь» |
| |||
Козлов, 21 февраля 2022 г. в 17:31 | ||||
Многое говорилось о творчестве Казанцева. А я, вот, не знаю что сказать. Но то, что он просто переписывал свои произведения для совпадения с новыми научными открытиями или как конъюнктурщик — я бы не сказал. Для меня такие выводы звучат странно сами по себе. Роман «Внуки Марса» строился на довольно старой теории о зависимости эр развития планет соответственно их удалению от Солнца. И в «Планете бурь» та же теория подтверждается предположением об атомарном строении солнечных систем. Тоже идея довольно старая, но держащаяся на своей сложности. Подобная архаика, по мнению некоторых, никак не сочетается с эпохой межзвездных перелетов, когда всё должно стать в разы проще и наукообразней. Но никто не вспоминает про то, как звездолет, рассчитанный на многолетние перелет и возвращение, должен экономить топливо. Или, как звездолет размером с три-четыре космодрома должен сесть и взлететь с планеты. Зато спустя полвека все задают вопрос: как можно высадиться на неизвестную планету без проб и скафандров? Робот-рыцарь тоже выглядит смешно — в будущем это, скорее всего, должен быть андроид. Но, смеясь, не замечают карикатуры на человека, ищущего легкого решения проблем, потому что работать над их решением слишком сложно (развитие технологий ведет к загрязнению — загрязнение вредит здоровью — заменим всех людей). Действительно, старая история, рассказанная на новый лад. Нововведений довольно много. И не сказать, что они не обдуманы. И, в принципе, я был готов читать совершенно другую книгу. Но посадка на Венеру-2 возвращает читателя в мир «сказочной» Венеры с её облаками, папоротниками, медным солнцем и всеми приключениями. Это был — настоящий восторг! Сложность нового путешествия оттеняет красоту забытой мечты. В варианте 1962-го года космосу посвящен всего лишь эпизод, чтобы показать реалистичность и опасность. Здесь же Космос создает гнетущее впечатление. Тишина в космосе — не то, что на Земле. Вместо четкой теории: дни, месяцы, годы раздумий и «кромешной тишины». Звездолет выполняющий программу полета механически, по расписанию. Гибель корабля «Мечта» больше не метафора долга перед теми, кто шел впереди. Это неудачная попытка в череде неудачных попыток, число которых неизвестно. Полет — воплощение мечты новой социалистической Земли. Но к посадке готовы совершенно другие люди. Изменением нескольких слов Казанцев меняет весь настрой. Например, Мэри Стрем. Изначально это эмансипированная дочь миллионера, готовая доказывать свое равенство с мужчинами. В новом варианте: зачем она объезжает лошадей, зачем прыгает со скалы? Чтобы соответствовать статусу героической дочери героического космонавта? Нравоучительная линия продолжается. Но посвящает её Казанцев уже Аллану Керну. Капиталистическая вражда забыта. Но к кому обратиться Керну за советом, как не к своему старшему брату? Как пренебречь мнением, проверенным временем? Если Мы все — одного племени? Американцы, как всегда рассуждающие о ужасной судьбе человечества, выглядят куда более живо и реалистично для фантастики. Но и русские богатыри исчезли. Вместо воплощения сказки наяву, остаются понимающие взгляды и раздраженные реплики Доброва. Из книги не только логически изъяты описания растительности на Марсе, но и в конце автор убеждает, будто встреча с братьями по разуму — ничто, кроме воображения Алеши. И всё, что сейчас нужно героям — вернуться на Землю. Поставить высокую оценку этому произведению трудно. «Историческая справедливость» за «Внуками Марса». Да и настрой не привычен без узнаваемого оптимистического пафоса. Но, тем не менее, это одна и та же книга. Просто в 60-х годах казалось, что до мечты можно будет достать, всего лишь, протянув руку. А с новыми открытиями показалось, что звездолет «Земля» находится в световых годах от «планеты-мечты». Так же, как и от единой Земли будущего. И космонавты уничтожают следы пребывания на другой планете. Одновременно доказывая: мечта — не только воображение, но и то, что Мы творим своими руками. Отсутствие свидетельств палеоконтакта еще не равняется отсутствию разумной жизни в космосе. Просто нужно долго искать. Сложность в том, что Александр Петрович Казанцев не ставит жирных знаков вопроса. Но может быть историческое сравнение двух «Планет» заставит кого-то спросить: почему? | ||||
|
Страницы: 1 2 [3] 4 5 6