Александр Петрович Казанцев «От планеты смерти до облака мечты»
Эссе о творчестве Станислава Лема. Его первый НФ-роман (1950 г.) «Планета смерти» (в русском переводе «Астронавты») переведен на несколько языков. Это конгломерат западной и советской научной фантастики, вобравший и тунгусскую катастрофу, и гибель цивилизации разумных, но агрессивных существ на Венере, оставивших после атомной войны лишь две тени на стене...
Станислава Лема интересует все: и сногшибательные американские сюжеты, и современные границы знаний в области физики, химии, кибернетики, астронавтики, астрономии, его захватывают грядущие социальные изменения на земном шаре. Лем, продолжая традиции Ж.Верна и Г.Уэллса, тем не менее, идет своей дорогой в фантастике.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
zotovvg75, 14 марта 2022 г.
Александр Петрович Казанцев с присущей ему идеологической направленностью разбирает творчество Станислава Лема. Основная идея статьи заключается в анализе творческих метаний Лема между двух стилей жанра: американского и советского. И так как пан Станислав являлся жителем страны социалистического лагеря, то в итоге он конечно же стал на правильный путь. Жаль только, что по всей видимости Лем и не подозревал о таком своем раздвоении.
Ничего не поделаешь, в ту эпоху были именно такие реалии, понять которые могут только люди жившие или хотя бы краешком зацепившие то время. Иного и быть не могло, поэтому в подобных статьях надо все-таки пробовать искать позитивные моменты. К таковым безусловно относится стремление Казанцева отразить жизнеутверждающие, гуманистические начала жанра научной фантастики. В этом смысле показательна концовка статьи, где говорится о фантастике как о литературе Мечты. Этот термин был очень популярен в то время и собственно для меня он остается актуальным и поныне. Ну, а попытка Казанцева привязать творчество Лема к этому направлению говорит только о многогранности таланта польского писателя, заключающего в себе возможность найти основания для точек зрения различных идеологий.
Эдди, 9 июля 2007 г.
Сейчас эссе любопытно только с одной точки зрения: как оценивались НФпроизведения 47 лет назад в стране «победившего социализма».