Григорий Николаевич Ольшанский (настоящая фамилия Евневич) — русский прозаик, автор сатирических и сатирико-фантастических произведений.
Родился 5 (17) августа 1850 года в Борзнянском уезде Черниговской губернии в дворянской семье. По окончании Второй петербургской военной гимназии (1867) и Михайловского артиллерийского училища (1870) служил преимущественно в крепостной артиллерии — в Киеве (1870-1872, 1892-1893), Перовске (1872-1873), Керчи (1876-78, 1880-81), Варшаве (1886-1891), Осовце (1892-1900). Участник Хивинского похода 1873 года. В 1902 году вышел в отставку в чине полковника.
С 1904 года регулярно печатал свои рассказы в журналах «Родина» (1905-1915), «Знание и польза» (1905), «Всемирная новь» (1908-1912), «Сборник русской и иностранной литературы» (1910-1915), «Исторический вестник» (1904-1916), «Нива» (1912), приложениях к газете «Новое время» (1914). Вышло два сборника рассказов: «Фантастические рассказы» (1907), «Новые сказки для малых детей» (1907), а также «Откровенные речи в 33-й Государственной думе» (части 1-3, 1908).
Основную, представляющую некоторый интерес, часть сочинений Григория Ольшанского представляла сатира, в т.ч. сказки, написанные в подражание М. Е. Салтыкову-Щедрину, и сатирическая фантастика; обычный приём — сновидения героя. Главной мишенью сатиры автора была революция 1905-1907 гг. («так называемая революция», по его выражению) и её социально-политические последствия: народные выступления и забастовки, нарушающие привычный ход жизни, «пустопорожняя болтовня» в Государственной думе, «чрезмерная» свобода слова и печати и т.п. Причины бедствий Ольшанский видел в засилье бюрократов, в утрате народом и интеллигенцией исконных идеалов, а также в «еврейских происках», с которыми призывал нещадно бороться. Его идеал — своего рода консервативная утопия (рассказ «День золотого века»), где «государь правит, а Дума советует», где все работают и живут на жалованье, занимаясь лишь своими прямыми обязанностями, а отнюдь не политикой, свобода же ограничивается «разумной строгостью». Ни политическая и эстетическая позиция Ольшанского, не одобрявшего современной ему живописи и «декадентской литературы», ни стариковски-брюзгливый тон, на который он нередко сбивался, не способствовали популярности его книг.
Последнее прижизненное опубликованное произведение Григория Ольшанского — повесть «Ведьма» (1916) — вариация на тему «Олеси» А. И. Куприна.
К концу жизни Григорий Николаевич Ольшанский ослеп, впал в нищету, несколько раз прибегал к помощи Литературного фонда. Умер в больнице для бедных 13 (26) января 1917 года.