Анатоль Франс «Остров пингвинов»
- Жанры/поджанры: Сказка/Притча
- Общие характеристики: Социальное | Сатирическое | Религиозное (Христианство (Католичество ))
- Место действия: Наш мир (Земля) (Не найденные (вымышленные) континенты, земли, страны )
- Время действия: Новое время (17-19 века) | Средние века | 20 век | Позднее Средневековье/эпоха Возрождения | Эпоха географических открытий (15-16 века)
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Для взрослых
Святой Маэль оказался выброшен бурей на одинокий остров. Там он повстречал пингвинов и, сослепу приняв их за людей, окрестил.
Но Господь увидел это. Он тут же послал ангела исправить ситуацию...
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
kavarkad, 24 марта 2024 г.
Редкая штука. Сатира на церковь, которая обходится без очернения, а оставляет всё довольно милым. Хотя по большей части это сатира на людей, и даже не о религиозности.
На примере пингвинов, которых святой по ошибке превратил в людей, рассказывается история развития человечества от «первых времён» (кровавое первичное накопление капитала) до Нового времени и вообще далёкого будущего (в представлении автора).
Не так смешно, как «История одного города» Салтыкова-Щедрина, (иногда вообще нудно) но всё равно забавно и также всеобъемлюще.
Самый сок обычно в концовке глав, каждая из которых о какой-то своей теме. Эти слова в граните можно выплавлять. Например:
Stalk-74, 27 февраля 2023 г.
Конечно, теперь сложно подмечать нюансы французского общества столетней давности, но всё-таки пороки общечеловечны, и «Остров пингвинов» любопытен даже для нейтрального читателя. А, если он ещё в курсе дела Дрейфуса или поворотов Великих революций, то становится любопытней вдвойне. Местами автора вообще пробивает на изречения, высеченные в граните «Не бывает армий вторых в мире», забавно в свете последних событий. Впрочем, дорогу на финиш Франс предсказал отчетливо — всё взорвём к едрене фене. А тот, кто всё это замутил, себе новых пингвинов найдёт. Если захочет.
Были же времена, когда нобелевские премии давали за действительно незаурядную литературу. А теперь открываешь список лауреатов из двадцать первого века — кто эти люди? О чём пишут?
Но это совсем другая история.
kandrat, 16 февраля 2018 г.
Для всех, кто все же поставил книгу на полку с названием «Прочитать», и все же доберется до нее, то обязательно осильте первые страниц 20: у меня было странное ощущение в начале, зато потом уже втянулся.
Горькая сатира, показывающее нутро человеческого устройства, невежество, глупость, жажда наживы, войны, беспросветное солнце, отсутствие критического мышления и сознания, движение устройства по спирали. Автор буквально смотрел сквозь подзорную трубу в будущее. Самая впечатлительная часть — последняя. Стойкое ощущение, что идея одного не безызвестного фильма взята именно из этого произведения.
glupec, 7 июля 2014 г.
«Вот как кончается свет... Только не взрывом, а взвизгом». (с)
Цивилизация пингвинов — она же цивилизация «просвещенной» Европы XIX в. (загубившая несчастного Пиро, то есть Дрейфуса, не за какие-то там реальные преступления, а всего лишь... за его большой еврейский нос). Сегодняшняя цивилизация (абсолютно непросвещенная, как мы видим каждый день с экрана телевизора) мало чем отличается от нее...
Об этой книге можно говорить бесконечно. Приведу только один пример. «Пятнадцать миллионов человек работало в гигантском городе при свете фонарей, горящих и ночью и днем». Однажды двое простых рабочих — Каролина и Клер — вышли подышать свежим воздухом. Они говорили о разных вещах: об устройстве общества и условиях труда, о химии, о том, что было на месте города в первобытные времена... «О Байроне, ну, о матерьях важных» — вы поняли, короче. Внезапно раздавшийся громкий взрыв заставляет девушку вздрогнуть. И как же отреагировал ее друг?
«— Это взорвался стальной трест! -- Клер спрятал часы в кармашек.
— Вы знали? Ждали?..
— Город должен быть разрушен.
Она промолвила задумчиво и мягко:
— Я тоже так думаю.
И ОБА СПОКОЙНО ПОШЛИ -- КАЖДЫЙ К СЕБЕ НА РАБОТУ.»
Террористы\анархисты добились своего -- Пингвиния перестала существовать. Как уже было когда-то прежде -- «возродилась античная литература и науки опять в почете. Нравы стали мягче; люди перестали преследовать нимф [...] Помирившись с природой, они попирали ногами пустые страхи и глядели на небеса, не боясь прочитать там знаки гнева и угрозы вечных мучений». (Это, правда, говорится в романе чуть раньше и по другому поводу -- но смысл ИМЕННО в том, что такое вот движение «назад к природе» постоянно повторяется! И в финале «Острова» опять звучат гуманистические нотки -- люди вернулись-таки к античной гармонии, языческому благородству и нежному, исполненному гордости, патетичному варварству.
А потом -- что? А потом «десять веков пролетели, как сон...», и, спустя два-три абзаца -- снова: «пятнадцать миллионов человек работало в гигантском городе«! Сколько же раз человечество будет наступать на одни и те же грабли? (Очевидно -- столько, сколько ему природой отведено на этом свете; может, это и печально, но это -- жизнь. Остается только смириться -- другого глобуса у нас, пардон, нету). Франс предвидел это -- задолго до лихих 90-х, бурных «нулевых» и весьма неспокойных «десятых»... Мудрая книга. Очень мудрая, и очень нужная.
(Что касается первых глав — там, где старина Анатоль иронизирует над Священным Писанием, по-своему пересказывая историю сотворения мира и человека, а также первого грехопадения, борьбы Св. Георгия — тут он зовется Кракен — со змием, то есть дьяволом... и прочая, и прочая... Честно говоря, я, когда читал в детстве, нарочно не стал воспринимать это все как сатиру на Библию. Это просто — легенды. Новая мифология нового мира. Можно сказать, «Франсильмариллион»...
Нет, как верующий человек, я, конечно, во многом не согласен с Анатолем -- но понимаю, что не надо быть слишком педантичным, и не всякая шутка во вред. Бог умный, Он сам любит иногда приколоться. 8-)
Король ящериц, 1 мая 2014 г.
Помимо чрезвычайно остроумных ходов в сатирическом описании истории цивилизации и истории собственно Французского государства как яркого примера венца развития общественного строя со всеми присущими ему пороками и трагедиями, особо восхищает пророческий характер романа мсьё Франса. Вне всяких сомнений, шедевр!
Dm-c, 6 ноября 2011 г.
Не смотря на то, что роман написан более 100 лет назад, он сохранил интерес для современного читателя. Конечно сложно пробиваться сквозь вязь слов, местами стилизованную под жития святых, местами под летописи или научные исторические записки. И очень многое вызвало ассоциации с происходящим в настоящее время в окружающей действительности. Например, при прочтении описания процесса Коломбана, кое-что в памяти всплыло из современного, московско-басманного.