fantlab ru

Джон Кольер (John Collier)

Джон Кольер
Страна: Великобритания
Родился: 3 мая 1901 г.
Умер: 6 апреля 1980 г.
Жанры:
Реализм
42%
ещё >>

Джон Кольер (полное имя Джон Генри Нойес Кольер [John Henry Noyes Collier]) — английский писатель и сценарист, широко известный благодаря своим рассказам, большинство которых печаталось в еженедельнике «Нью-Йоркер» в период с 1930 по 1950 годы. В 1951 году они были изданы в сборнике «Fancies and Goodnights», который продолжает переиздаваться до сих пор. Отдельные рассказы часто выходили в фантастических антологиях. Творчество Джона Кольера получило высокую оценку у таких писателей, как Энтони Берджес, Рэй Брэдбери, Нил Гейман и Пол Теру.

Джон Кольер родился в Лондоне в 1901 году, получил домашнее образование благодаря своему дяде, романисту Винсенту Кольеру. В возрасте 18 или 19 лет на вопрос своего отца, какую профессию он выберет, ответил: «Я хочу быть поэтом». Отец поддержал его решение: в течение последующих десяти лет Джон Кольер жил на пособие в размере двух фунтов в неделю, плюс то, что он зарабатывал на книжных обзорах и в качестве корреспондента раздела вопросов культуры одной японской газеты. В этот период, не будучи обремененным финансовыми проблемами, он проявляет склонность к азартным играм, беседам в кафе, посещению картинных галерей. Высшего образования в университете Кольер не получил.

В течение десяти лет Кольер пытается совместить богатые визуальные впечатления, открытые для него Ситвеллами и современными художниками, с аскетическими пристрастиями тех классических авторов, которые были в моде в 1920-х годах. Он чувствовал, что поэзия его была неудачной, вместе с тем он не смог заставить говорить в унисон две свои ипостаси (которые он эксцентрично описывает как «архаичного, грубоватого и даже варварского» Ольсена и «истеричного неловкого франта» Валентина).

Будучи поклонником Джеймса Джойса, Кольер нашел решение в джойсовском «Улиссе»: «Приступив к своему следующему занятию по «Улиссу», этому столпу современной прозы», пишет он, «я был поражен обилию великолепных пассажей, в которых слова используются так, как они используются в поэзии, и в которых эмоции, изначально чувственные, и эмоции, берущие свое начало в разуме, сливаются в сочетания исключительных форм, более совершенных, чем я считал возможным».

Несколько стихотворений, созданных в это время, были потом опубликованы в сборнике под названием «Gemini».

Хотя он написал несколько рассказов в период, когда пытался обрести успех как поэт, его писательская карьера не состоялась до выхода в свет романа «His Monkey Wife» в 1930 году. Роман пользовался определенной популярностью и был благосклонно принят критиками, что способствовало коммерческому успеху рассказов Кольера.

В качестве авторской шутки Кольер пишет нарочито сухой четырехстраничный обзор романа «His Monkey Wife», охарактеризовав его как попытку «объединить достоинства триллера с тем, что можно было бы назвать художественным романом», и завершая следующей оценкой талантов его автора: «С классической точки зрения, его стиль слишком насыщен для гармоничности, слишком неврастеничен для стройности композиции, а его юмор слишком истеричен, слишком энергичен и слишком груб».

Его рассказы в широком смысле можно классифицировать как фэнтези, но по сути они уникальны в своем роде. Их основная черта — язвительное остроумие, и обычно они предстают в ироничных или темных тонах. Так же, как рассказы П. Г. Вудхауза, они превосходно сконструированы и демонстрируют блестящее литературное мастерство, хотя это может легко остаться незамеченным. Его рассказы запоминаются, люди, которые не могут вспомнить название или автора, все-таки помнят «историю о людях, которые жили в универмаге» («Вечерняя примула») или «историю, в которой вызванные волшебным образом знаменитые красавицы, все как одна говорят: «Это я, и опять на какой-то тигровой шкуре!» («На дне бутылки»).

Характерной чертой стиля Джона Кольера является то, что названия многих его рассказов раскрывают (или намекают на) то, что в противном случае явилось бы сюрпризом в финале.

Последующие годы Кольер провел в разъездах между Англией, Францией и Голливудом. Хотя он продолжает писать рассказы, все больше времени уделяется написанию сценариев.

Переехав в Голливуд в 1935 году, Кольер много работал для кино и телевидения. Он участвовал в написании сценариев к фильмам «Африканская королева» (1951) вместе с Джеймсом Эйджи и Джоном Хьюстоном, «Маленький погонщик слонов» (1938), «Властелин войны» (1965), «Я есть фотоаппарат» (1955), оригинального сценария к «Прощай, Берлин», позднее переделанного в «Кабаре» (1972), «Сильвия Скарлетт» (1935), «Ее картонный любовник» (1942), «Обман» (1946) и «Розинна МакКой» (1949). Он получил премию «Эдгар» в 1952 году (за сборник «Fancies and Goodnights») и World Fantasy Award в 1952 году. На основе его рассказа «Вечерняя примула» в 1966 году Стивеном Сондхаймом был поставлен телевизионный мюзикл, и этот же рассказ был также адаптирован для серии радиопередач Escape и BBC Radio. Несколько его рассказов были взяты за основу эпизодов для телевизионного сериала «Альфред Хичкок представляет» (1955-1962).

Джон Кольер умер в 1980 году в Пэсифик Пэлисейдс, Лос Анджелес, Калифорния. Незадолго до этого он написал: «Иногда удивляюсь, как такой третьеразрядный писатель как я, мог выдавать себя за второразрядного».


Примечание к биографии:

Некоторые произведения в архиве Джона Кольера оставались неизданными на момент его смерти, и в силу каких-то причин таковыми они являются и до сих пор. Речь идет как минимум о двух с лишним дюжинах его рассказов, рукописи которых хранились впоследствии у вдовы писателя — Харриет, а также в других частных и муниципальных коллекциях. Среди них — «Alien Corn», «Arabian Nights», «Ballet Story», «Cupid Paid», «Double Double», «Egoisme a deux», «The End», «In the Bag», «Ever Bright and Fair», «The Last Infirmity», «Reindeer on the Way», «The Roughest Shoot», «Sorine», «Nice Surprise», «Not Long Ago, Not Far Away», «Patricia O'Brien», «The Picture», «Mr. Ostwald's Kampf», «Tangled Web», «Till Death Do Us Part», «Woodman, Saw That Tree», «Time Stands Still», «The War Lord», «Eyes and No Nose», «Love Divine Love» и др.; полный их список приводит Бетти Ричардсон в своей книге о Джоне Кольере, вышедшей в 1983 году.


Похожие авторы:

Сортировка:

Джон Кольер. Циклы произведений

  Кики / Kiki  
9.00 (2)
-
7.86 (28)
-
7.90 (29)
-

Джон Кольер. Романы

-
  1933 Tom's A-Cold A Tale  [= Full Circle]  
-
-

Джон Кольер. Рассказы

  1921 The Radium Veil  
-
  1929 Things Seen  
-
-
-
  1931 Зелёные мысли / Green Thoughts  [= Орхидея]  
7.14 (57)
-
1 отз.
  1933 After the Ball  
-
  1933 Insincerity  
-
  1933 Simply Appalling  
-
-
  1934 Perfect Murder  
-
-
7.14 (29)
-
  1934 Дьявол, Джордж и Рози / The Devil, George and Rosie  [= Преисподняя в кружке пива; The Devil, George, and Rosie]  
7.25 (92)
-
6 отз.
  1934 На полпути в ад / Half-Way to Hell  [= Halfway to Hell; Half Way to Hell]  
7.74 (74)
-
2 отз.
6.74 (23)
-
  1934 Правильный шаг / The Right Side  [= Шаг в верную сторону; Правильная сторона]  
7.40 (32)
-
  1935 The Elephant  
-
-
7.70 (27)
-
  1937 Отпрыск Кики / Son of Kiki  [= Новый порядок]  
7.90 (29)
-
  1937 Романтика жива и приключения ждут / Romance Lingers, Adventure Lives  [= Бессмертна романтика, не вымерли приключения]  
3.00 (1)
-
7.18 (34)
-
  1938 Мадемуазель Кики / Mademoiselle Kiki  [= Порочный круг]  
7.86 (28)
-
7.35 (34)
-
5.67 (3)
-
  1938 Ночью все кошки серы / Midnight Blue  [= Ночью все кошки черны]  
7.40 (39)
-
8.00 (29)
-
  1939 Ах, университет! / Ah, the University  [= Карточные университеты]  
6.73 (26)
-
  1939 Деньги колдуна / Witch's Money  [= Бешеные бабки; Бешеные деньги; Деньги дьявола]  
7.46 (53)
-
  1939 Домой, к Рождеству / Back for Christmas  [= До встречи на Рождество; Ждём вас к рождеству; К Рождеству он вернётся; Возвращение к Рождеству]  
7.17 (34)
-
  1939 Каната хватает / Rope Enough  [= Фокус с верёвкой; Верёвка, ведущая на небо]  
7.58 (57)
-
  1939 Мэри / Mary  
7.60 (20)
-
  1939 На дне бутылки / Bottle Party  [= Не лезь в бутылку!; В бутылке]  
7.44 (103)
-
1 отз.
-
  1940 Deferred Payment  
-
  1940 Вечерняя примула / Evening Primrose  [= В магазине; Вечерний цветок; Вечерний первоцвет]  
6.66 (156)
-
3 отз.
  1940 Другая американская трагедия / Another American Tragedy  [= Ещё одна американская трагедия]  
6.73 (45)
-
  1940 Ловец человеков / The Chaser  [= Зелье; Приворотное зелье; Одно за другим; Пятновыводитель; Поклонник]  
7.22 (83)
-
2 отз.
  1940 Никакого Билзи нет! / Thus I Refute Beelzy  [= Придуманный мистер Вельзи; Мистер Уэлзи]  
7.55 (70)
-
1 отз.
  1940 Старая дружба / Old Acquaintance  [= Старый друг]  
7.29 (28)
-
2.00 (2)
-
  1941 Весь секрет в мускатном орехе / The Touch of Nutmeg Makes It  [= Только привкус мускатного ореха делает его таким; Всё дело в мускате; Секрет мускатного ореха; Всё дело в мускатном орехе]  
7.41 (54)
-
1 отз.
5.67 (3)
-
5.74 (19)
-
  1941 Обнадеживающие перспективы / Great Possibilities  [= Огнепоклонник]  
6.96 (28)
-
1 отз.
  1941 Случай на озере / Incident on a Lake  [= На озере]  
7.22 (41)
-
1 отз.
6.25 (4)
-
  1941 Творческое содружество / Collaboration  [= Творческий союз]  
7.19 (37)
-
6.75 (4)
-
1 отз.
  1941 Хищная птица / Bird of Prey  [= Хищник]  
7.90 (29)
-
1 отз.
6.50 (2)
-
  1942 Ничего, или только хорошее / De Mortuis  [= De Mortuis; Ничего, кроме хорошего; О мёртвых хорошо или ничего]  
7.47 (117)
-
4 отз.
  1945 Гей О'Лири / Gavin O’Leary  [= Клоп]  
6.33 (27)
-
  1947 Ошибка природы / Experimental Marriage  [= Гадкий утёнок]  
6.83 (29)
-
  1951 Love Potion  
6.00 (1)
-
  1951 Без посредства Голсуорси / Without Benefit of Galsworthy  [= Рука Москвы и кризис среднего возраста]  
5.80 (30)
-
  1951 Венская школа / Youth from Vienna  [= Эликсир молодости]  
6.93 (28)
-
  1951 Всадница на сером коне / The Lady on the Grey  [= Леди верхом]  
7.10 (111)
-
1 отз.
  1951 Всё отменяется / Cancel All I Said  [= Детское творчество]  
6.92 (24)
-
  1951 Вы опоздали или я слишком рано? / Are You Too Late Or Was I Too Early  [= Привидение; Are You Too Late, Or Was I Too Early?]  
7.09 (41)
-
5.80 (5)
-
1 отз.
7.85 (41)
-
  1951 Кино горит / Pictures in the Fire  [= Кино]  
7.19 (36)
-
1 отз.
  1951 Механическая кошка / The Steel Cat  [= Кукуруза с маслом для президента Симпсона]  
7.33 (30)
-
  1951 Падший ангел / Fallen Star  [= Когда падает звезда; Психоаналитик]  
7.42 (56)
-
3 отз.
7.34 (43)
-
6.50 (2)
-
  1951 Толкование сновидения / Interpretation of a Dream  [= Толкование сновидений; По законам жанра; Во сне и наяву]  
7.59 (45)
-
  1951 Чудеса натурализма / Spring Fever  [= Чудеса природы; Новый Пигмалион]  
6.87 (32)
-
1 отз.
-
-
  1956 The Tender Age  
-
-
  1957 The Mask and the Maiden  [= Naked Truth in Viridian Springs, Arizona]  
-
-
  1958 Anniversary Gift  
-
-
  1958 Think No Evil  
-
  1960 Born for Murder  
-
-
7.00 (1)
-
-
5.33 (3)
-
  1973 A Dog's a Dog  
-
-
  1975 Asking for It  [= Characters More Important Than Plot]  
-

Джон Кольер. Поэзия

  1926 Excuse in Autumn  
-
-
-
-
  1931 Sunday Morning  
-
-

Джон Кольер. Киносценарии

-

Джон Кольер. Статьи

-
  1931 The Apology  
-
-

Джон Кольер. Эссе

-

Джон Кольер. Сборники

  1931 Gemini [сборник стихотворений]  
-
7.50 (2)
-
8.33 (3)
-
  1943 The Touch of Nutmeg and More Unlikely Stories  [= Green Thoughts and Other Strange Tales]  
8.20 (5)
-
1 отз.
  1951 На полпути в Ад / Fancies and Goodnights  [= Of Demons and Darkness]  
8.00 (8)
-
1 отз.
8.25 (4)
-
8.25 (4)
-
9.00 (1)
-

Джон Кольер. Прочие произведения

-
-


  Формат рейтинга


  Библиографы

  • Составители библиографии — ameshavkin, Claviceps P., antilia



  • ⇑ Наверх