Мюррей Лейнстер отзывы

Все отзывы на произведения Мюррея Лейнстера (Murray Leinster)



  ОтзывыРейтинг отзыва 

Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке

Всего отзывов: 255

  Страницы:  1 [2] 3  4  5  6 

«Исследовательский отряд»
–  [ 7 ]  +

shakhtar, 20 января 2009 г. в 14:59

История двух людей . Ученого — наделившего разумом медведей и отказавшегося использовать их новые способности в корыстных целях. Лейтенанта — увидевшего в разумных медведях не только «машину для убийства» и объект для исследований, а живое существо с правом на свободу и существование.

Оценка : 8
«Логический компьютер по имени Джо»
–  [ 6 ]  +

1001, 19 декабря 2024 г. в 05:28

В 1978 году один из наших студентов принес на лекцию свежую книжечку журнала «Искатель».

Принес он его сугубо ради рассказа «ЭВМ «Джонни»» — «Искатель» пошел по рукам и мы все прочли этот рассказ за пару пар (чисто мужская аудитория, во всех смыслах :)

После чего владелец этого журнала достал из своего «дипломата» советский микрокалькулятор (размером с современный 6 дюймовый смартфон) и тожественно объявил — «Это мой Джонни!»

А надо сказать, что на тот момент микрокалькуляторы в СССР были новинкой и стоили очень дорого. И «Джонни» на тот момент был единственным калькулятором на потоке (т.е. 150 студентов и всего один калькулятор :)

Забавно, что хорошо зная про ЭВМ в целом (к этому времени я уже успел поработать с той самой ЕС 1020, из популярного в то время анекдота) — о существовании персональных компьютеров мы были совершенно не в курсе (технический ВУЗ с мощным Вычислительным Центром, да :)

Названия «Apple II», «Tandy TRS-80» или «Commodore PET» нам были совершенно неизвестны (сомневающиеся могут найти «подшивки» журнала «Радио» за тот год и попытаться найти там любые упоминание о каких-либо «персоналках» :)

Так что и простой калькулятор на четыре действия (возможно, и с пятым — извлечением квадратного корня, не помню уже) для нас был внезапно реализовавшейся на наших глазах фантастикой.

Ситуация кардинально изменилась к осени 1979 года, когда цены на калькуляторы были резко снижены и калькуляторы разной степени сложности появились практически у всех (без них было очень тяжко, мои соболезнования тем, кто учился раньше нас :)

(Это все — к тому, как мы воспринимали сюжет рассказа :)

А вот теперь перейдем к «предсказаниям» Лейнстера.

Он точно не был первым, так как первым был (сюрприз, сюрприз) еще Марк Твен в самом начале ХХ века.

(а вот тут я создам интригу, не дав ссылки на источник :)

Компьютеров как таковых еще не было, а идея «Интернета» уже была — один из парадоксов развития человеческой цивилизации.

Так как идея всемирного банка данных, похоже, появилась еще во времена Александрийской библиотеки.

(см. «Центральное социальное управление» (Ústřední sociální úřad), а это самое начало 30х годов ХХ века — и это не идея, а реализованный на практике проект!)

Так что фантазии Лейнстера основывались на уже проверенных принципах.

Кстати, у автора в рассказе есть принципиальная ошибка (сознательная, для сюжета) — так как понятия «ДСП» (Конфиденциально), «Секретно», Совершенно секретно» и «Особой важности» — появились задолго до начала ХХ века и целиком и полностью связаны с понятием «информация» как таковым.

(это первое и самое главное :)

И, да — в сети можно найти много всякого, но есть одно «но» — искомая информация может оказаться дезинформацией (причем специально размещенной на доступных ресурсах, как раз для начинающих преступников и террористов :)

И даже так называемый «ИИ» врет напропалую (см выше :)

А вот в чем Лейнстер точен — так это в психологии, особенно женской.

Читая рассказ в 1978 году, я и предположить не мог, что в 1985 году мне попадется самая настоящая Лорин (точность описания в рассказе равна 100% :) и я точно также буду избегать встречи с ней — и по тем же самым причинам :)

Доп.: чувствую, что надо таки дать тот самый забытый гуглом и ИИ древний компьютерный анекдот:

«Идет совещание на самом верхнем уровне правительства СССР.

Выступает один из министров: «На все наши запросы о продаже нам современной компьютерной техники мы слышим только один ответ — No! No! No!

Но на каждое ихнее «No!» у нас найдется десять-двадцать ес!»

Оценка : 10
«Сентиментальные»
–  [ 6 ]  +

vfvfhm, 04 января 2024 г. в 17:23

Итак, «Сентиментальные»...

Радампсикус и Нодаликта, гигантские сверхразумные моллюски, живущие в открытом космосе, проводят медовый месяц на девятой планете системы Гамма Кита. В то же время на второй планете этой системы новоиспеченный колонист Лон Симпсон столкнулся с проблемами, которые могут превратить его из свободного фермера в поденного рабочего — батрака. А тут еще и космический апокалипсис на подходе...

Справедливо говорят критики-марксисты, что об ужасах и кричащих противоречиях капитализма никто лучше самих буржуев не расскажет. И вот эта страшноватая повестушка, рассказывающая о том ,как капиталисты в колониях делают из свободных людей рабов, ярчайший пример.

Правда примерно через полвека оказалось, что никакая дикость и беспощадная жестокость акулам большого бизнеса не поможет — рушится их система как миленькая и с не меньшим грохотом ,чем презираемый ими социализм чуть раньше. Однако громко хлопнуть дверью на всю планету перед уходом они стараются ого-го как!

Вот удивляют меня «интеллектуалы» подобные Мюррею Лейнстеру, а имя им легион: прекрасно все понимая про общество ,в котором они живут, они все также продолжали и продолжают восторженно созерцать и наяривать на миф о «Сияющем Граде на Холме» и другим предлагают разделить коллективную галлюцинацию.

Еще из смешного. Лон Симпсон очень хочет жениться на своей любушке Кэти, а поженить их некому. О том, что можно жить и просто так, т.н. гражданским браком, похоже, ни сам автор, ни его персонажи не догадываются. Так вот почему у НИХ разные аббревиатуры борются за разрешение им браков, ведь иначе-то никак. Не получается!

Оценка : 7
«Одинокая планета»
–  [ 6 ]  +

БондаренкоЕА, 19 апреля 2023 г. в 05:19

Рассказ просто великолепен. А ведь он написан на 12 лет раньше «Соляриса». По-видимому, вот он — пионер идеи о живом существе планетарного масштаба, единственном представителе своего вида и своей эволюции. И эта «живая планета» — телепат, она слышит мысли людей. Что же будет дальше?

Если вообще возможна космическая цивилизация, в своих общественных отношениях находящаяся в дикой Первобытной эпохе капитализма (что вряд ли), то примерно вот это самое и будет, что описано в рассказе. Нормальное человеческое поведение одних людей, бездумное исполнение чудовищно преступных приказов другими людьми, и эта самая чудовищная преступность, вкупе с диким идиотизмом — от правящих Землёй «элит».

Но им, «элитам», не впервой терпеть крах. Главное, чтобы рано или поздно он стал окончательным. Браво, автор!

Оценка : 10
«Катапульта пятого измерения»
–  [ 6 ]  +

йети, 12 февраля 2021 г. в 17:59

Фантастико-приключенческая повесть о прорыве в пятое измерение. (Изд Северо-Запад, 2020 г., серия БФП). Написана давно, но вполне читабельна и в наше время, конечно, с известной поправкой. Занятная выдумка. Кроме заброшенной в мир пятого измерения капсулы с людьми, в повести есть еще один уникальный инструмент -нечто вроде подзорной трубы, с помощью которой можно наблюдать жизнь в диковинном мире и пытаться спасти первых путешественников в мир иной.

Наши путешественники и их товарищи на земле пытаются понять, что же происходит в ином мире, заселенном диковинными животными и растениями, в котором бродят толпы существ, похожих на людей, но явно неадекватных по поведению.. А еще удивительно то, что замечены следы и более высокой цивилизации — Золотые города за стеной джунглей...

Кажется, теперь спасение попавших в беду землян зависит от того, получится ли установить контакт с цивилизованными жителями мира пятого измерения....

Неплохая, в принципе, повесть, хотя и несколько запоздалая к прочтению (мною, имеется ввиду) :-)

Оценка : 6
«Если бы вы были моклином»
–  [ 6 ]  +

god54, 04 ноября 2020 г. в 19:10

Классическая фантастика: невероятная и не повторенная в будущем фантастическая идея об уникальной инопланетной цивилизации, увлекательный с легкой долей юмора сюжет, прекрасный текст и просто восхитительные герои. Одним словом прекрасное чтение и очень яркое желание оставить рассказ на память в коллекции. Будет время, может быть, еще разок получить удовольствие от чтения.

Оценка : 10
«Непрактичные изобретения» [Цикл]
–  [ 6 ]  +

technocrator, 18 сентября 2019 г. в 21:40

Эх, вот почему мне только сейчас попались под руку эти две маленькие жемчужинки классической НФ – истории о нестандартно мыслящем изобретателе, его остроумных логично-абсурдных идеях и их непредвиденных физических последствиях!..

Великолепные вещи того рода, что способны одновременно искренне веселить (чего стоит только случай с таксистом-«маньяком» и его развязка) и заставлять работать мозг.

Оценка : 9
«Оружие-мутант»
–  [ 6 ]  +

Adim, 21 мая 2018 г. в 21:21

Веселая история в стиле комиксов про супергероев. Только герой необычный — супермен со шприцом в руках, пардон, с пистолетом выпускающим снотворное. И партнер в этого Эскулапомена подходящий: и друг, и собеседник (любимая, и единственная фраза: «Чи!»), и живая лаборатория для производства вакцины. Антигерой долго остается неизвесным, но наш суперврач выводит его существование чисто логически. Злодей полный антипод герою, горбатый злой карлик, мечтающий покорить Вселенную с помощью изобретенного им бактериального оружия, а всех людей сделать рабами. Так и стоит пред глазами комикс из сюжетом: прилетел — сам победил всех злодеев — спас планету — попросил назвать сына своим именем (герой очень скромный) — улетел. Для среднего школьного возраста.

Оценка : 8
«Замочная скважина»
–  [ 6 ]  +

Тиань, 23 сентября 2017 г. в 21:35

Рассказ этот является своеобразной прививкой против антропоцентризма, свойственного роду человеческому.

В названии обыгрывается известный анекдот об исследователе обезьян, который заглянул в замочную скважину, желая понаблюдать за подопытной особью, и увидел, что с той стороны обезьяна в эту же скважину наблюдает за ним самим.

Человек привык считать себя исключительным субъектом исследования живых существ других видов. Автор же мягко, но непреклонно вернул зазнайку на землю. Познание — процесс друсторонний. Нельзя заранее знать способности и возможности другой стороны, разум не всегда очевиден. Познаваемый и познающий изучают друг друга, и успехи каждой стороны непредсказуемы даже для нее самой.

Лунные жители дали людям урок человечности, когда предложили прекратить истреблять друг друга и начать сотрудничать. Интеллект странных похожих на зверушек созданий оказался мощнее и гибче человеческого. Но люди, как видел их Автор, тоже не безнадежны. Логичный ум лунных созданий откликнулся на эмоции человека, в основе которых — сопереживание и чувство порядочности. Это стало основой доверия.

Финал для меня оказался неожиданным. Я не предполагала положительной развязки при заданных Автором вводных. Но всё получилось достаточно последовательно и реалистично. Непросто, но не за пределами возможного.

В результате рассказ оставил довольно приятное, как бы успокаивающее впечатление. Позитивный контакт между непохожими разумными тоже возможен, если одна из сторон найдет в себе силы прекратить вражду.

Оценка : 7
«Логический компьютер по имени Джо»
–  [ 6 ]  +

A.Ch, 22 января 2017 г. в 19:53

Рассказ-предостережение о проблемах доступности абсолютно любой информации. Каждый может найти совет в любом деле, пусть преступном и запрещённом, неразрешимом, казалось бы, и тем интереснее будет разгаданное решение. Ищите ответы в химии.

В один момент один компьютер в глобальной сети обрёл особую индивидуальность и открыл врата в запретное и каждый мальчишка узнал, как достать быстро деньги, а каждый взрослый – как совершить преступление повыше рангом. С одной стороны, конечно, возникает вопрос “А почему ни один из вопрошающих совета не захотел стать единоличным властелином мира?”, но с другой стороны в этой лёгкости, наивности пользователей есть особая ирония и необычность. Рассказ же о людях и их желаниях, а не о войне супергероев.

Произведение, прогнозирующее интернет и аккаунты, вред и пользу этого, пусть и в юмористической обёртке.

Оценка : 9
«Логический компьютер по имени Джо»
–  [ 6 ]  +

god54, 15 июля 2016 г. в 20:50

Выходит правду говорят, что фантастика может предугадывать будущее. Этот рассказ именно из этой серии — серии пророчеств. Но в данном случае, это мрачное пророчество. Нет, сегодня еще рано, но это обязательно произойдет в ближайшее будущее, когда компьютер начнет помогать в подборе информации, сортировать её, формировать наиболее точный ответ на твой вопрос. Ибо сегодня можно все найти в интернете, но если сделать запрос, то получишь ответ: по вашему запросу найдено 25 миллионов результатов. Только что проверил, отправив запрос. Ток что все еще впереди, а автору спасибо за предостережение.

Оценка : 8
«Исследовательский отряд»
–  [ 6 ]  +

Нескорений, 26 мая 2016 г. в 12:20

Наступит время, когда колонизация иных миров из области научной фантастики перейдет в разряд насущных и актуальных проблем. Планеты земного типа встречаются не так часто, хорошо, если помимо пригодной для человека атмосферы там будет плодородная почва, дружелюбная фауна и неядовитая флора — надеяться нужно на лучшее, но готовиться к худшему. Повесть «Исследовательский отряд» наглядно воспроизводит ситуацию, когда освоение пригодной для жизни планеты осложняется наличием опасных, кровожадных хищников. Подобно Г. Гаррисону, который в романе «Неукротимая планета» показал два подхода к заселению Мира Смерти — жестянщиков и корчёвщиков, М. Лейнстер здесь также анализирует похожую проблему и предлагает наиболее эффективный способ её решения. Официальная колония во всем полагается на возможности роботов, а нелегальное поселение использует в борьбе с местными хищниками генетически измененных медведей и орла-разведчика.

Недаром эта повесть в своё время получила премию «Хьюго» — произведение получилось, можно сказать, программным, полемическим, и в то же время интересным, динамичным, в определенные моменты цепляющим эффектом саспенса. При разборе произведения невозможно не упомянуть о рассказах К. Саймака «Дезертиры» (1944) и П. Андерсона «Зовите меня Джо» (1957). Несмотря на то, что в этих рассказах главным препятствием для колонизации была неблагоприятная среда, а не животные, но предложенные способы решения проблемы как раз-таки показывали преимущества генной инженерии перед техническими приспособлениями. Саймак предлагал модифицировать самих колонистов, Андерсон же придумал специальных ю-сфинксов — биологические объекты, телепатически управляемые человеком-оператором, своего рода «аватары». Общность подхода к вопросу очевидна — главное — способность к адаптации, не изменять механически окружающую среду планеты, а постараться измениться самим, приспособиться к непривычным условиям.

В «Исследовательском отряде», который впоследствии вошёл в состав романа «Колониальная служба», действие происходит на планете Лорен. Главная проблема для колонистов — враждебная фауна планеты, самые опасные представители которой — пресмыкающиеся сфиксы — лазурно-рыжие бестии, нападающие стаями и отличающиеся сверхъестественным упорством и любопытством. Главный герой — единственный обитатель нелегальной колонии Хайгенс (правильнее — Гюйгенс, в честь известного математика и астронома), который успешно противостоит сфиксам с помощью генетически измененных кодьякских медведей. За разведку с воздуха отвечает орёл Семпер, чьё имя напрямую отсылает к известному латинскому изречению Sic semper tyrannis, т.е. «смерть тиранам», что должно подчеркнуть автономность и стремление к независимости главного героя. Также неслучайно, что эта фраза содержится на эмблеме 149-ой истребительной эскадрильи из Ричмонда, символом которой является опять же пикирующий на добычу орел.

Отправной точкой развития событий является высадка на Лорен инспектора Колониальной службы, который должен составить отчет о деятельности официальной колонии, основанной на планете год назад, но кроме Хайгенса инспектору Роуну не удалось обнаружить на Лорене никого. Роун считает Хайгенса преступником и должен его арестовать, но необходимость откликнуться на сигнал бедствия выживших поселенцев заставляет на время забыть о противоречиях и действовать сообща, пустившись в опасное многомильное путешествие по враждебной планете. Легальные колонисты во всем полагались на роботов, не оснащенных искусственным интеллектом — их опыт явно свидетельствует об ошибочности такого подхода. Нам предстоит стать свидетелями драматичных схваток со сфиксами и прочими агрессивными тварями, вместе с героями созерцать красоты этих опасных краёв, а в перерывах прислушаться к полемике Хайгенса и Роуна и узнать, что такое самоуважение.

Роуну предстоит пройти нелегкий путь от «разумного животного» до Человека, который берет на себя право решать, чётко видит разницу между законом и справедливостью и категорически не приемлет несвободу в любом её проявлении. Хайгенсу меняться не нужно — он цельная, сформировавшаяся личность с кристальным мировоззрением. Перед нами не луддист, не отшельник-мизантроп, но именно свободный человек, который охотно использует плоды механистической цивилизации и выступает только против того, чтобы человек становился рабом машины, утрачивал самостоятельность и волю. Автор утверждает, что будущее есть только в симбиозе живых существ, существующих на положении равных, презирающих императивную систему «раб-хозяин». Во все времена успешными покорителями фронтира были свободные люди, часто даже преступники, которые умели главное — приспосабливаться и выживать в любых условиях — вспомните ковбоев Дикого Запада или казаков Ермака, покоривших Сибирь. Сила регулярной армии в численности, выучке и дисциплине, она хороша в чистом поле против аналогичного войска противника. Британские красномундирники неизбежно сгинули бы в лесах, гоняясь за индейцами, точно также, как царские стрельцы не смогли бы ничего противопоставить нападавшим исподтишка подданным Кучума.

Замечательно показаны отношения человека и зверя — здешние мишки не похожи на виляющих хвостом собак — это свободолюбивые животные, которые видят в человеке друга, равное себе существо, они не потерпят принуждения и прямых приказов. Помимо двух брутальных самцов в отряде есть и медведица со своим медвежонком, чье присутствие добавляет необходимую трогательность, не переходящую в сопливость. Можно, конечно, пожаловаться на скупость описаний, но образность в отдельных эпизодах шикарная — представьте вооруженного винтовкой всадника с орлом на плече, который во весь опор скачет скачет на боевом медведе по пустыне, только за это уже можно простить многое. Несмотря на отвлеченные споры центральных персонажей, сюжет не провисает, динамика на приемлемом уровне. Автор в основном оперирует короткими и очень короткими предложениями, диалоги присутствуют в пределах нормы, не превращая повесть в говорильню.

Если вы в данный момент знакомитесь с представителями Золотого века НФ, то настоятельно рекомендую включить в обязательную программу эту повесть, которая представляет не только исследовательский интерес, но и обеспечит изрядную долю удовольствия от чтения. Легкая архаичность ощущается, без этого обойтись сложно, но данный аспект, на мой взгляд, здесь совершенно не критичен. Не знаю по поводу «Хьюго», но у меня сложилось впечатление, что это произведение достойно Зала славы премии «Прометей», т.к. наглядно иллюстрирует триумф свободной личности над коллективным инфантилизмом. Очень полезно будет прочесть эту повесть и юным читателям для формирования свободного мировоззрения, в настоящее время такие книги — редкость, в мэйнстриме сейчас совсем другие приоритеты — толерантность, «гуманизм» и прочее. Экофантастика, к числу которой относится и данное произведение, учит любить Природу, видеть в окружающем мире не только ценный ресурс, но и находить эстетическое наслаждение. Бездумное потребление по принципу «после нас хоть потоп» автоматически переводит человека в разряд «разумных животных», по выражению автора — этого необходимо избегать любой ценой.

Оценка : 9
«Космический буксир»
–  [ 6 ]  +

Oreon, 28 июня 2015 г. в 11:27

Прочитав роман и лишь теперь увидев дату его написания, несколько удивился. Читая, я воспринимал его еще десятка на 2 лет старше, настолько он выглядит устаревшим, а местами просто архаичным. Не хочу сейчас искать примеры, но у многих других авторов и произведений 50-х годов, истории выглядели намного увлекательнее и реалистичнее. Здесь же все выглядит как не в меру простая производственная история покорения ближних космических просторов, сверх меры сдобренная разными упущениями и проколами, многочисленными техническими подробностями, реальность которых, как если бы их придумали школьники космического кружка средней школы и которые теперь даже не вызывают улыбку (поскольку роман выдержан в подчеркнуто серьезном тоне). Кроме того, читал я романы с ярко выделенной и обособленной «красной» угрозой времен холодной войны, но здесь она вынесена на еще более высокий уровень, хотя и не называется по имени (но зная о факте холодного противостояния в тот период, думаю, не сложно догадаться, кого автор подразумевает в первую очередь). Но тут, автор не ограничился традиционным противостоянием «всего цивилизованного мира» с этой угрозой, но сделал «ход конем» и поставил США в противостояние со всем остальным миром (естественно, оставив их единственно белыми и пушистыми), что, по мне, нисколько не лучше, чем противостояние со всем миром страны советов...

Если бы кому-нибудь пришла в голову невероятная идея экранизировать этот роман, думаю должно было бы получиться нечто карикатурное, черно-белое, на уровне пародийного комикса, но при этом без тени юмора и с подчеркнутой серьезностью. Уровень проработки персонажей, их «объемности», соответствует общей реалистичности произведения, то есть никакой. Единственная линия которая у меня вызвала хоть какое-то оживление в процессе чтения, так это некоторые трения по линии гражданской команды Джо и военного командования станций, когда ВМС приняли на себя подготовленные базы. И что удивительно, но в романе нашлось место даже для романтической линии: «Джо! Знаешь, я наверняка первая девушка в мире, которой назначает свидание мужчина с Луны.«!

Эх, если бы автор сделал свой роман хотя бы коротким.., а так я с трудом осилил его до конца, несколько раз серьезно борясь с желанием окончательно его забросить и потратить свое время на что-то более интересное и занимательное. Если бы он был короче, я бы даже, наверное, поднял бы оценку на один бал. Теперь же, у меня сложились не безосновательные опасения к творчеству автора — даже не знаю решусь ли я начать еще какой-либо его роман. Но есть в этом и позитив: теперь я лучше начинаю понимать разницу между хорошим писателем и «так себе» и буду больше ценить творчество любимых мною авторов:)

Оценка : 4
«Критическая разница»
–  [ 6 ]  +

vvmonahov, 30 декабря 2014 г. в 17:56

Замечательный рассказ, передающий атмосферу нацеленности на выход человечества за пределы Земли, дух первопроходцев космоса. Рассказ был написан ещё до того, как Советский Союз запустил первый искусственный спутник Земли — но он не устарел до сих пор. Какими они будут, люди, вышедшие за пределы солнечной системы? Тупыми обывателями, которых воспитывает американская культура и наше российское телевиденье? — Нет, отвечает Лейнстер. Это будут обычные люди, но хорошо образованные и целеустремлённые. Инженеры и учёные. Космос не для обывателей или принцев с принцессами — он является НЕИЗВЕДАННЫМ, которое в любой момент может преподнести смертельно опасные сюрпризы. И даёт шансы на спасение только тем, кто имеет широкий научный кругозор, нестандартно мыслит и готов работать и бороться за спасение не себя, любимого, а всех окружающих.

Ещё один момент, на котором стоит остановиться: Лейнстер показывает, что в условиях космоса чем больше у человека власти, тем у него больше ответственности. Причём это ответственность не по параграфам инструкций и законов, а по внутренним убеждениям. Что только такие люди достойны вести человечество в космос.

Любовная линия в рассказе только оттеняет качества героев. Показывает их не суперменами или марионетками, а самыми обычными людьми с обычными человеческими чувствами и проблемами.

Стоит также отметить, что реакции разных людей на события, угрожающие жизни космического поселения, отличаются — что очень реалистично. Нет такого, чтобы все дружно единым хором выкрикивали лозунги или думали о том, как бы спастись самому, отталкивая других локтями от спасательной шлюпки. Так что рассказ очень психологичен. Именно так и вели бы себя реальные люди — из тех, кто выбрал дорогу в космос, а не «Модный приговор».

Что же до «нереалистичности» предложенного автором пути спасения планеты, о чём сказано в предыдущем отзыве — я лично, будучи профессиональным физиком, не вижу нереалистичности. Как говорится в таких случаях, «считать надо», заложив конкретные параметры. Априори сказать, насколько повлияет предложенная мера на предотвращение излучения планетарного тепла в космос, невозможно. Понятно, что возникнет парниковый эффект из-за отражения инфракрасного излучения обратно к планете, но насколько сильным он будет, зависит от многих факторов. Поэтому всё вполне реалистично и без нефизичных предположений.

Так что для тех, кто любит научную фантастику, рекомендую. Показан такой мир будущего, какой мне лично нравится. Это мир «Критической разницы» Мюррея Лейнстера, «Непобедимого» и «Соляриса» Станислава Лема, «Далекой Радуги» братьев Стругацких, «Лунной пыли» Артура Кларка. Мир, в котором учёные и инженеры ведут человечество к звёздам.

Оценка : 10
«Замочная скважина»
–  [ 6 ]  +

mogzonec, 14 декабря 2014 г. в 11:08

Симпатичный Ляпа, нечто вроде лунного Чебурашки, покоряет своей пытливостью и преданными устремлениями понять и узнать, да и простить тоже. Удивительно, как это удавалось классикам фантастики создавать таких персонажей и такие простые, увлекательные сюжеты. Да еще и создать ложный посыл типа: вскормленная среди собак кошка будет чувствовать себя собакой. Иногда грешу на то, что все это — заслуга Норы Галь. А вообще-то стоит задуматься над еще одной идеей рассказа: хочешь в космос — стань гуманистом и не забывай, что ты человек.

Оценка : 8
«Замочная скважина»
–  [ 6 ]  +

artem-sailer, 17 сентября 2014 г. в 12:03

Удивительно изящный и очаровательный рассказ. Читал его ещё в юношестве, недавно вновь натолкнулся на него и был приятно удивлён — почему-то была уверенность, что мне сегодняшнему он покажется наивным. Ан, нет, произведение очень даже хорошо. Фантастика вполне научна, эмоциональная составляющая тоже соответствует, этическая проблематика задевает за живое.

Тот редкий случай, когда даже спустя полвека и более рассказ читается на ура и не теряет актуальности.

Оценка : 8
«Планета гигантов»
–  [ 6 ]  +

rrq64k, 15 июля 2014 г. в 17:36

Начало было вполне пристойным, стратосферный челнок, искажение пространства...

Но уже скоро все превратилось в этакие «Приключения Карика и Вали» для взрослых (намеки на секс присутствуют!) или очень слабенькие вариации на тему «Робинзона Крузо» и «Таинственного острова» с элементами «Гулливера в стране великанов». Читать было неинтересно. Да и не дочитал, собственно, так, перелистал, начиная с 5 главы, чтобы убедиться в том, что ничего не изменится к лучшему. Увы, не изменилось... Герои картонные, приключения примитивные. Если бы это было написано лет на 40-50 раньше, то еще как-то можно было бы оправдать сей роман. Но 1968 год уже требовал другого уровня письма, даже если это всего лишь новеллизация телесериала. И еще интересно, откуда в 1968 году взялась песня группы Eagles «Hotel California», написанная в середине 70-х? Шутка переводчика?

Не тратьте время.

Оценка : 2
«Белое пятно»
–  [ 6 ]  +

senso_inglese, 09 января 2014 г. в 12:01

Наглядный представитель одного из типичных подходов Золотого века НФ — перенос шаблонного сюжета в космос; в данном случае — это «робинзонада в космосе».

Кратко о завязке истории — научно-исследовательский звездолет вынужден решать проблему с починкой двигателя; экипаж принимает решение совершить посадку на одной из планет у ближайшей звезды и отремонтировать двигатели звездолета.

По закону жанра (робинзонада) экипаж обладает способностью к ремонту двигателей звездолета (см. мачты, паруса, заделать пробоину). Вынужденная адаптация сюжета также совершенно неизбежно приводит к тому, что ближайшая звезда похожа на Солнце, а одна из планет — похожа на Землю. И, как мы можем легко догадаться — атмосфера на этой планете пригодна для дыхания (а как же иначе — действие, по закону жанра, должно происходить на необитаемом острове, а значит — должна быть возможность там находиться). И, как впоследствии обнаружат герои повести — еще и обитатели этой планеты были похожи на землян.

Основной конфликт произведения подан сразу на двух уровнях. На микроуровне — в коллективе есть изгой, член экипажа, который явно проявляет агрессивные намерения (например, предлагает уничтожать всех встреченных туземцев — а без них никак, опять закон жанра), капитан ограничивает его в правах и пытается (с переменным успехом) не допустить нанесения им какого либо вреда кораблю или туземцам. На макроуровне — при посадке звездолет подвергается неожиданной атаке энергетическим лучом, хотя предварительный анализ не показал какой-то высокоразвитой активности на планете и члены экипажа не предполагали, что здесь может оказаться столь опасно.

Планета, где вынужденно приземлился звездолет — это (как выяснят наши герои) постапокалиптический мир, высокоразвитая цивилизация (и опять — сюрприз, сюрприз — похожая на земную середины ХХ века — города, дороги, машины) была кем-то или чем-то уничтожена. Остались только забавные домашние зверьки, которые приняли «робинзонов» за своих хозяев (так как, как уже было сказано выше, обитатели планеты были похожи на людей).

Таинственное что-то и является титульным «белым пятном» — агрессивным биологическим артефактом, уничтожившим цивилизацию планеты. И здесь опять проявление законов жанра — в адаптированной робинзонаде остров превратился в планету, но остался по сути тем же островом — вся цивилизацией волей автора ограничивается одним городом и сетью дорог.

Одичавшие домашние зверьки необычайно дружелюбны — так как опять-таки не они предмет повествования, они просто «поставщики решений», с их помощью герои получают доступ к нужным «роялям», после чего успешно «исполняют симфонию».

Приключенческий характер повествования позволяет в целом спокойно принимать безликость персонажей — мы так и не узнаем ни причин конфликта, ни каких-то личностных черт и характеров героев. Зато герои продемонструют обладание широким спектром навыков — от ремонта двигателей звездолета и самостоятельной организации сельскохозяйственного производства (хоть и по «методичкам» Межзвездного Кодекса) до бесстрашия перед лицом опастности, быстрой реакции и способности чуть ли не мгновенно определить природу враждебной и агрессивно настроенной формы жизни, а также найти в чем уязвимость этой формы жизни и суметь этой уязвимостью воспользоваться (и все это без прямого контакта и каких-то лабораторных исследований — просто сумели догадаться).

Несмотря на значительный набор нестыковок и механическом переносе действия в космос, повесть хорошо передает атмосферу золотого века НФ и самой эпохи бурного развития космической отрасли, является ярким «слепком эпохи» — по ней можно составить представление как и о чем мечтали, и что ожидали люди от освоения космоса в 50-х годах ХХ века, еще до того, как человечество запустило в космос Sputnik и Gagarin сказал «Poehali!».

Оценка : 6
«Этические уравнения»
–  [ 6 ]  +

Baley, 14 июля 2012 г. в 23:49

Так уж получилось, что в течение небольшого периода времени я прочитал «Первый контакт» и «Этические уравнения» Лейнстера. Оба посвящены теме контакта. И должен признать, что второй рассказ мне понравился больше, несмотря на «раскрученность» и даже некоторую скандальность первого (вспомним «Сердце змеи» И.Ефремова). Как бы банально это ни звучало, но импонирует гуманизм произведения, хотя правдоподобность изложенного в нем исхода от этого проигрывает.

Оценка : 7
«Космические пираты»
–  [ 6 ]  +

lexxking, 03 мая 2012 г. в 09:26

Корабль терпит вынужденную посадку на захолустной планете и ему нужен ремонт, им может помочь местный инженер, но он ждет прилета своей невесты, команда корабля его похищает и как оказывается они пираты и хотят ограбить как раз тот корабль на котором летит будущая жена главного героя и только главный герой в силах спасти ее из безвыходной ситуации. Довольно таки стандартный роман для Лейнстера, ГГ очень похож на его же инспектора Бордмана и немножко на Язона Дин Альта Гаррисона. Читается легко и вполне может скрасить пару часиков тем кого не смущают немножко наивные сюжетные ходы и постоянное дежа вю.

Оценка : 7
«Критическая разница»
–  [ 6 ]  +

sanchezzzz, 15 января 2012 г. в 20:55

Очень типичный для Мюррея Лейнстера рассказ, с абсолютно теми же плюсами и огрехами, как и в других его произведениях. Уже угадывается некий стиль.

По своему обыкновению, автор замахнулся на многое, но реализация и итог подкачали. Лейнстер снова определил для своих героев насущную проблему, набор трудностей, нарисовал жуткую картину будущего планеты без видимых перспектив, и «назначил» ответственных за выполнение задачи по спасению колонии. Здесь, грядущий глобальный природный катаклизм, связанный с цикличным изменением солнечной константы, предрекает скорую гибель всего живого на планетах системы от невероятного и длительного холода. И вроде будущее всего сущего в этом конкретном безнадежно, безвыходно, летально, но нет! – находится умный и решительный человек (Мэси, инспектор Службы Освоения Планет), который намерен найти способы пойти наперекор Природе. Он старается, думает, действует, экспериментирует, не особо надеясь на успех, но попробовать-то надо, разве нет? К тому же, он ещё и влюбился в местную девушку и сама мысль о её трагической участи невыносима для него…

В общем, в кадре присутствуют трое: уже упомянутый Мэси, местная девушка из колонии по имени Рики, и её брат Кен Хэндон. Не считая второстепенных персонажей, вся история отражена в диалогах и мыслях этой троицы. Что можно о них сказать? Да, собственно, ничего, ибо снова и снова Лейнстер подал своих героев плоско и недостоверно. Это раздражало.

Я, конечно, понимаю, что угроза смерти может и должна нервировать, что можно плакать, кричать, махать руками и прочее. Но боже, как же они паниковали, истерили и «умирали» раньше времени, это что то! Чувства, эмоции, слова – всё как в дешёвой пьесе. И повторы… о, черти небесные, эти лейнстеровские повторы! Автор не раз и не два, и даже не пять, а под десяток, сказал о том, как Хэндон боготворит Мэси, как мысленно преклоняется перед ним, считая того чуть ли не венцом творения. Об этом постоянно напоминает нам и себе Мэси, об этом говорит Кен и словами и взглядами, и его сестра Рики никак не давала забыть этот важный факт. Какие-то другие моменты также обсасывались неоднократно. Это сильно утомляло, и я боюсь даже предположить, сколько раз Лейнстер повторяет сказанное в большой форме, в романах, так что пока не решаюсь знакомиться с ними.

Да, и снова Лейнстер не удивил в концовке в плане того, как он её преподнёс. На мой взгляд, нелепый и нереальный способ спасения планеты предложил инспектор, но Лейнстер посчитал, что маленькие бомбочки решат проблему гибнущей под холодом планеты. Но заслуга Лейнстера в том, что он пишет об этом так убеждённо и убедительно (наверное, в первую очередь для себя самого), что особо-то и не воспринимаешь это как несоответствие.

Резюмируя, скажу: раз уж Мюррей Лейнстер не стеснялся повторяться, то и я не стану чураться рефрена – прочтите этот рассказ, ничего не потеряете, но увидите, как было там, у истоков фантастики, познакомитесь с автором, который «подарил нам звёзды»…

Оценка : 7
«Звёздный старатель»
–  [ 6 ]  +

Алексей121, 04 августа 2011 г. в 21:18

Иногда мое увлечение олдскульной фантастикой дает сбои и я натыкаюсь на откровенно проходные романы. «Звездный старатель» как раз из таких. Очень простой, без претензий на оригинальность сюжет, блеклые герои, крайне занудные описания... больше всего раздражают необоснованные претензии на научность, при том что автор не знает элементарной матчасти. Самый яркий пример — преследователи выслеживают космический корабль героя по звуку работы его двигателя (!!!). В 1967 году, через 6 лет после покорения космоса, не знать, что звук в вакууме не распространяется — верх неграмотности.

Оценка : 4
«A Thousand Degrees Below Zero»
–  [ 5 ]  +

vfvfhm, 15 февраля 2025 г. в 13:29

Итак, «Тысяча градусов ниже нуля»...

Однажды пролив Нарроуз в гавани Нью-Йорка оказался перекрыт неизвестно откуда взявшимся айсбергом. То же самое произошло и на нескольких других водных путях мирового значения. И мировая же общественность оказалась в тревоге. Мало того, вскоре стало известно, что эти странные события — результаты действий безумца Владислава Варруса, претендующего на мировое господство. Профессор физики Хокинс и его молодой помощник Тедди Джеррод решают противостоять агрессору, в борьбу включается также отважный летчик-ас Дэвис...

Давненько классическое произведение НФ не вызывало у меня столь бурную радость! Мало того что написано на великолепном художественном уровне (не то что палп Золотого века из более поздних времен!), так еще и молодой автор просто фонтанирует научными и техническими идеями!

Это настоящая фантастика в стиле Жюля Верна, только литературный юнец намного более дерзок в своих фантазиях.

Лейнстер описывает криовулканы, которые впервые были обнаружены только «Вояджером-2» на Тритоне семь десятков лет спустя! Пишет о сверхпроводимости, о которой тогда мало что знал и будущий нобелиат Капица.

В повести описан совершенно современный вертолет и даже, минуя эпоху ЯО, оружие массового поражения неядерного характера прямиком из 21 века.

А какие здесь шикарные воздушные бои! Только после прочтения повести я узнал из биографической справки, что Лейнстер с 12 лет состоял в аэроклубе и даже сам изобретал летательные аппараты. Так что неудивительно. Любовь к авиации и ее героям чувствуется в каждой строке истории. Написано все с доскональным знанием дела.

В общем, повесть 23-летнего автора с научной, технической и литературной точки зрения намного опередила развитие жанра.

Даже юные леди могут извлечь пользу из чтения этой истории. Они узнают, например, что нельзя целоваться с молодым человеком, пока он не сказал, что любит вас!

Если серьезно, то главная героиня повести Эвелин — это сильная и независимая девушка, да еще и талантливый физик ,совершившая важное для сюжета открытие. И написано это еще когда бабушки активисток первой волны феминизма в колыбелях агукали!

В общем, читать всем. Мастерская, эпохальная вещь!

Оценка : 10
«Первый контакт»
–  [ 5 ]  +

1001, 04 января 2025 г. в 23:26

Гм... (читая отзывы :)

Мюррей Лейнстер — весьма плодовитый писатель, но с его творчеством мы знакомы плохо (переводов и публикаций у нас очень мало).

Но вот то, что до нас таки дошло -таки да, просто замечательно.

Например, «Одинокая планета», фактическая мама «Соляриса». Или «Логический компьютер по имени Джо» — почти предсказание Кассандры :)

Или данный рассказ, о котором я впервые узнал у Ефремова (или у критика, опубликовавшего рецензию на Ефремова, не помню уже :)

А еще потом мне попался и сам рассказ Лейнстера, в сборнике «И грянул гром» 1976 года. Попался как раз во времена разгара перестройки.

И я помню свои тогдашние впечатления — несмотря на отзывы критиков и альтернативу от Ефремова, я пришел к выводу, что этот рассказ куда ближе к реальности, чем утопия советского фантаста на тот же сюжет.

У Ефремова все просто — за стеклом у него максимально похожие на землян инопланетяне. Буквально братья по разуму. Это красиво, но неправдоподобно.

Вариант «инопланетяне выглядят и действуют как джин из сказки про Алладина» (при том, что пульт управления типа «лампа» в их же руках :) — это намного вероятнее.

И чего от них можно ждать — непонятно (особенно помня, что можно ждать от нас, людей :)

Автор таки нашел остроумный вариант решения проблемы (конечно, не очень правдоподобный, но это же фантастика :)

В реале же дело могло закончится точно так же как и в рассказе «Чудовище» Альфреда Ван Вогта 1948 года (возможно, что у Ван Вогта именно что пасхалка-ответ на рассказ Лейнстера :)

Утешает лишь одно, вероятность случайной встречи двух звездолетов где-то там в космосе практически равна нулю (да, и все космические пираты, как правильно заметил Станислав Лем — просто умрут от скуки :)

Иван Ефремов, к слову, слегка злоупотреблял таким сюжетным поворотом — то у него чужой мертвый звездолет пролетает мимо («Час Быка»), то «Тантра» на первой же попавшейся планете находит «Парус» в комплекте со спиралодиском из другой галактики (откуда это — я думаю знают все :)

Вариант «они прилетели на Землю» или «земляне прилетели к ним» намного более вероятен, так как точка окончания путешествия четко задана в полетном задании.

А данный сюжет — всего лишь абстракция, игра ума. Рассматривать его всерьез просто не имеет смысла :)

Разве что при съемке очередных «Звездных войн».

(О, еще у Снегова был подобный вариант сюжета. Но там был классический пиф-паф в итоге :)

Оценка : 10
«Планета-призрак»
–  [ 5 ]  +

vfvfhm, 03 января 2024 г. в 22:01

Итак, «Планета-призрак»...

На обратном пути к Земле, возвращаясь из экспедиции на Титан, корабль «Виддингнот» столкнулся со странным «призрачным» объектом, некоей шарообразной нематериальной сущностью. Пилот корабля Том Дрейк решил, что за этой встречей кроются воля и планы каких-то разумных существ, однако к его доводам на Земле никто не прислушался. Но это событие дало начало целой цепочки происшествий в результате чего опасности подверглось уже все человечество...

Искусство, поскольку оно опирается на интуицию, то есть на более глубинные слои разума, нежели логические умозаключения, всегда несколько опережало науку в постижении законов Вселенной. Правда, и давала при этом более туманные прогнозы, раздавала довольно зыбкие обещания.

Вот и Лейнстер в данной повести дает сразу несколько интереснейших прогнозов, до проблематики которых наука «додумалась» либо к концу 20 века, либо уже в наши дни. Тут вам не только «темная материя» и «темная энергия», но и отрицательные материя-энергия, с помощью коих мы якобы сможем-таки достигнуть звезд, даже есть намеки на т.н. «кварковые» звезды. Понятно, что все это немножко тонет в потоке псевдонаучной белиберды, и с терминами проблема. Но современный читатель, не чуждый научпопа в сфере точных дисциплин, сразу увидит в этом давнем тексте отсылки к лекциям ученых ,которые он смотрел на днях на Ютубе.

Мало того, Лейнстер показывает ,что общение с инопланетным разумом позволит не только увидеть отчетливо свое место во Вселенной, но и понять законы нашего родного Мироздания, познать саму суть всего. Схожие идеи из уст ученых, я лично стал регулярно слышать буквально в последние три-четыре года. Вот тебе и гуманитарий-сочинитель!

Правда ,при при всем при том Мюррей Лейнстер был никудышным бульварным писакой, поэтому повесть эту, при всем интересе к удивительным идеям, читать было несколько мучительно. А раз автор этот никогда не был кумиром моих читательских грез, то и оценку за сей опус я снизил, не дрогнув рукой))

П.С. Опять таки, справедливости ради... Принципильнейший наш Иван Ефремов ломился в своей повести «Сердце змеи» в приоткрытую дверь. Вот, пожалуйста, повесть того же автора, где не только предотвращена война с инопланетянами, а, напротив, возникла крепкая дружба и взаимопомощь для достижения общего светлого будущего. Потому что попросту не было у Лейнстера никакого мировоззрения и убеждений — дали задание, написал одно ,изменилась конъюнктура, написал противоположное. Но сервильными лизоблюдами были при этом, конечно, лакеи-совписы!..

Оценка : 7
«Проксима Центавра»
–  [ 5 ]  +

Darth_Veter, 26 июня 2023 г. в 16:47

Сюжет повести во многом напоминает аналогичный сюжет известного романа Ивана Ефремова «Сердце Змеи». Первый межзвездный корабль, направленный к ближайшей к Земле звезде — Проксиме Кентавра — встречает на подлете к ней инопланетный корабль живущих там разумян. Корабли обмениваются сообщениями между собой, пытаясь установить Первый Контакт. Землян настораживает только то, что инопланетяне пытаются представить дело так, будто отправляют сигналы со своей планеты, а не с летящего курсом перехвата корабля... В этом состоит ключевое отличие двух произведений: Ефремов описывает Контакт как встречу двух равноправных рас, имеющих схожую мораль (коммунистическую), а Лейнстер — как столкновение двух враждебных сил, морали которых полностью противоположны и потому абсолютно несовместимы. Почему так? Дело не в том, что второй сюжет содержит в себе больше интриги (хотя это действительно так), а в главенствующей морали двух социальных систем, что представляли оба писателя. Советская: «Человек человеку — друг, товарищ и брат». Американская: «Человек человеку — враг или конкурент». Американский вариант прекрасно работает на Земле, но распространится ли он на Большой Космос? Увы, если доверять простой логике рассуждений, то на вопрос нужно отвечать положительно. У абсолютно чуждых друг другу культур будут различные ценности, постулаты и правила поведения. Уравнять их, скорее всего, не получится: вы же не станете уважать того собеседника, который вместо хлеба на завтрак ест дерьмо или же невинных младенцев? А «чужие» у Лейнстера именно такие — они даже не животные (в нашем понимании этого слова), а, скорее, ожившие растения. Представьте, как будем выглядеть в их глазах мы, ежедневно пожирающие тонны их земных сородичей! Тем более, что среди нас имеются чистые вегетарианцы, которые иной пищи вообще не едят. Чего же тогда хорошего ждать от инопланетных «братьев по разуму»? В общем, писатель представил нам один из самых правдоподобных сценариев Первого Контакта, и не его вина в том, что сценарий этот оказался таким печальным и пугающим.

-----------------

РЕЗЮМЕ: сага о Первом Контакте, полностью лишенная всякой идеологии и очищенная от «сладких грез» истосковавшегося по одинокой жизни человечества. Остается только сказать Природе спасибо за то, что она разместила звезды на таких огромных расстояниях друг от друга.

Оценка : 7
«Оружие-мутант»
–  [ 5 ]  +

god54, 26 августа 2022 г. в 18:35

Конечно, фантастическая идея рассказа очень даже интересная: медицинская служба ( я не думаю, что автор имел в виду санитарную службу, хотя это тоже интересно — эпидем. служба) прибывает на новую планету. В остальном этакий боевичок-стрелялка, одним ударом семерых побиваха. Но, как развлекательное произведение для подрастающего поколения вполне сгодится.

Оценка : 7
«Первый контакт»
–  [ 5 ]  +

Etamin, 12 августа 2022 г. в 22:02

Этот рассказ действительно вошел в историю НФ. Но мало ли что и как попадает в историю... Если бы Ефремов не вздумал написать на него ответ (тоже, в общем-то, далеко не шедевр), у нас бы он забылся давным-давно.

В сущности, с точки зрения НФ, главное достоинство рассказа — описание первого контакта, закончившегося неким «хэппи-эндом» (обычно в то время трактовали подобную тему совсем в другом ключе). Да еще где — у Крабовидной туманности! Описанной очень красочно, хотя и неправильно; например, дифффузное сияние, заполняющее весь объем Краба — не свечение газа, а синхротронное излучение электронов в мощных магнитных полях центрального пульсара, вторая же звезда, упоминаемая в рассказе, на деле лишь случайно проектируется рядом. Но тогда о Крабе мало что знали. Впрочем, самое фантастическое в рассказе (и довольно часто используемое потом другими авторами) — это случайная встреча двух звездолетов. Совершенно необъятные размеры Галактики мало кто из писателей до сих пор ясно представляет.

Что касается собственно литературной составляющей рассказа, то она, как тут же отмечалось многими, довольно слаба. Вообще говоря, рассказ построен по классической схеме американских коротких историй с неожиданным концом, в стиле О.Генри. Но все выглядит довольно примитивно, словно это какой-то школьный конспект, а не художественное произведение. Впрочем, коллеги, оставившие отзывы, уже все хорошо разобрали. Наверное, этот рассказ лучше всего читать в подростковом возрасте, когда на такие моменты внимание особенно не обращаешь (я делаю такой вывод из собственных впечатлений, когда в первый раз прочел его в 12 лет, в только что изданном сборнике «Экспедиция на Землю»).

К сожалению, рассказу нельзя добавить очков за использование слова «бластер» — если верить Википедии, это сделал кто-то другой еще в двадцатые годы. Зато можно накинуть баллы за вдохновленные им другие и часто более удачные произведения (см немаленький список выше, к которому я еще бы добавил «Снегурочку» Булычева). Кстати, история, показанная Нивеном в «Воителях», выглядит куда более логично; фактически, Нивен вступил в полемику и с Лейнстером, и с Ефремовым. И эта тема была продолжена им же («Всегда есть место безумию»), а есть еще один продолжающий все ту же историю встречи звездолетов рассказ Хэла Коулбатча «Танец телепата».

В общем, рассказ Лейнстера представляет, на мой взгляд, все же в основном историческую ценность. Но ведь для общего развития надо и такие вещи читать...

Оценка : 5
«Демонстратор четвёртого измерения»
–  [ 5 ]  +

amak2508, 25 апреля 2022 г. в 09:35

Наверное в Америке 1935 года этот рассказ действительно выглядел и весёлым, и увлекательным. Ещё бы, в руки простого американского парня попадает дубликатор материи — вот потеха! Однако сегодня время этой вещицы похоже ушло — уж очень примитивной выглядит вся эта катавасия с раздублированными невестами, кенгуру и полицейскими. Что-то сродни бросания друг в друга тортами, как в ранних фильмах Чарли Чаплина.

В общем, зрелище (то есть чтение) скорее грустное, чем весёлое. Ну, а тупой американец, копирующий и пытающийся использовать бумажные банкноты с одним и тем же номером, лучшее тому подтверждение.

Оценка : 4
«Планета на карантине»
–  [ 5 ]  +

Leto, 03 февраля 2022 г. в 11:33

Вот чем мне очень нравится Лейнстер, — так это его великолепным размеренным повествованием, схожим, по моему скромному мнению, с манерой Жюль Верна, полным всяких деталей и подробностей, и это делает его произведения на удивление интересными и захватывающими.                                                                                                    По повести. Классная приключенческая фантастика. Прочитав это произведение в 2022 году, невольно сравниваешь с нашим временем, карантином и всеобщей изоляцией. Главное, не дать довести до карантина всю планету, ведь нам некуда больше переселяться, и космическая эра еще не наступила и неизвестно, когда наступит...

Оценка : 9
«Когда время сошло с ума»
–  [ 5 ]  +

aiva79, 02 июня 2021 г. в 19:12

Хорошая интересная повесть, в которой из-за некоего катаклизма началось смещение времени и пространства и очевидцами чего стало все человечество. История показана глазами отдельных героев, которые оказываются то среди динозавров, то среди китайцев заселивших Северную Америку, то радом с римлянами, которые тоже оказывается при одном из вариантов развития событий могли бы открыть Америку, ну и т.д. и т.п. Автор даже показал вариант того, что было бы, если на месте Сан-Франциско оказалось бы русское поселение, при этом представления автора близки к стереотипам, по типу по улицам ходили бы медведи и все было бы по сибирски угрюмо. Забавно.

В истории мне понравилась именно каша с временными ветками развития, приключенческая же сторона как-то не задела совсем, но и раздражать тоже не раздражала, несмотря на то, что компанией главных героев на полном серьезе верховодил персонаж возжелавший в перспективе стать императором. Все равно было ощущение гармонии. Кстати при чтении повести, совсем не ощущается, что она написана аж в 1934г. Я думала над этим, но так и не поняла что в ней не так, вернее наоборот что в ней такого, что нехарактерно произведениям того времени. Ну и еще обратила внимание, что автор сам того не зная, вскользь упоминал Детройт, которым гораздо позднее он стал и без описанного в повести катаклизма.

Оценка : 7
«Время умирать»
–  [ 5 ]  +

Iricia, 29 октября 2019 г. в 16:46

Мне очень нравится, как выстроен этот рассказ. Два человека в камере смертников, которые день на день ожидают исполнения приговора. Оба получают второй шанс (причем падает он не с неба, а обоим требуется какое-то время, чтобы осмыслить его, причину по которой они там находятся и насколько оправданно их пребывание). Для меня это история не о морали, не том что совершать убийство или какое-либо преступление плохо, не о важности раскаяния, а об игнорировании главного источника неприятностей — себя. Главный герой, Родней, игнорирует многочисленные указания о том, что он не должен брать в путешествие во времени никакого багажа, считая, что речь идет о сожалениях, раскаянии и прочей психологической ерунде (с его точки зрения), однако именно он сам и является тем самым багажом, который он продолжает таскать с собой. Я почти уверена, что даже если бы ему удалось совершить задуманное, он бы так или иначе оказался в том же самом месте, потому что его мышление и моральные принципы остались теми же самыми, что и привели его туда изначально. И Хромой Госсет, который извлек верные выводы и решил вернуться как можно раньше, чтобы стать другим человеком, кажется, только подтверждает это, учитывая концовку.

Оценка : 8
«Этические уравнения»
–  [ 5 ]  +

technocrator, 19 сентября 2019 г. в 13:54

При своих недостатках и крайне сомнительной технической части, рассказ заслуживает внимания уже за приоритет в затрагиваемых темах. Идея (пусть и не развёрнутая) строгой математической теории психосоциального поведения людей предшествовала «психоистории» Азимова. Как уже отмечалось, возможно, чуть ли не первое произведение о исследовании таинственного чужого космического корабля, пролетающего через Солнечную Систему.

Мне больше всего запомнилось сформулированное утверждение о том, что если, приступая к любому делу, нарушить законы порядочности, не стоит ждать достойных результатов, и вероятность самых пагубных совпадений будет безмерно возрастать.

Можно назвать его своего рода «этическим законом Мерфи» (и опять-таки, ещё до появления собственно знаменитого закона Мерфи и его следствий!)

Но автор не столь пессимистичен, и допускает возможность предотвратить катастрофу новыми, этически правильными действиями...

Оценка : 8
«Одинокая планета»
–  [ 5 ]  +

Zlata.24, 03 июля 2019 г. в 15:34

Достаточно грустный рассказ. Именно в силу того, что обнажает самые неприглядные стороны большинства людей. Если появилось нечто послушное — подчинить и повелевать. Если это Нечто — саморазвивающееся, — подсунуть ему тупых болванчиков для совместного деградирования. Не получилась затея? Тогда непонятное Нечто уничтожить, дабы не переживать из-за наличия рядом более разумного и безусловно опасного противника. А вот сделать его союзником, наладить сотрудничество — это оказалось под силу лишь избранным. В этом я увидела главное достоинство обличительного сюжета семидесятилетней давности.

А вот ложка дегтя долго крутилась в мыслях, пока не обрела хоть какую-то формулировку: меня смутила некая подмена понятий в определении этого Нечто (сугубо мое определение). Итак, название — «Одинокая планета» предполагает дальнейшее повествование именно о планете. Но буквально в первом абзаце видим: «Однако на своей планете она была первым существом, наделенным сознанием». То есть автор дистанциирует Нечто с именем Эйликс от планеты и затем описывает ее как некую субстанцию, покрывшую своим «телом» практически всю поверхность занятой им планеты. Именно в таком ракурсе я и воспринимала Эйликс, пока автор вновь меня не запутал. После неоднократной бомбардировки

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Тридцать минут флот был неподвижен, скованный оболочками. А потом они исчезли, появилось солнце и мириады звезд, сияющих в безбрежных просторах. Не было только самой Эйликс.

Я так и представила, что САМОЙ ЭЙЛИКС не оказалось на планете, но оказалось, что теперь автор ассоциирует Эйликс и планету как единое целое «они несли известие о войне с Эйликс, живой планетой». Честно говоря, эта двоякость несколько смазала впечатление и осталась непонятой до конца. Возможно, я излишне скрупулезно вникала в описание и зря зациклилась на этом. Ну уж как получилось...

Оценка : 8
«Одинокая планета»
–  [ 5 ]  +

zdraste, 02 октября 2018 г. в 16:36

Могу сказать, что осталась под сильным впечатлением, прочитав и осмысливая этот рассказ. Уильям Фитцджеральд Дженкинс (William Fitzgerald Jenkins) написал выразительную характеристику определенных исторических процессов, что происходили и происходят на протяжении сотен лет на нашей планете.

Планета Эйликс, разумное существо (!), которое сначала поработили, потом ограбили, а затем решили убить, — так и написано. В рассказе описан оптимистический и счастливый исход, полный противоположности реальному положению дел. Добравшись до середины текста, последовательно пробираясь слово за слово, вспоминаешь Римскую империю, канувшую в лета; завоевание испанцами южной Америки, где тоже, поработили, ограбили; Австралию, там вообще, насколько знаю, аборигенов не осталось; в Канаде до сих пор все индейцы обязаны жить в резервациях, а в США вообще, лучше промолчать.

Автор красочно описал политику отношения англо-саксонской власти по отношению к Африке и другим странам, заведомо более простых, неразвитых, безграмотных.

Этот рассказ, это песня истории.

Спасибо за совет Тиань.

Оценка : 10
«Когда время сошло с ума»
–  [ 5 ]  +

Zlata.24, 28 сентября 2018 г. в 09:23

Повесть написана в далеком 1934 году. Но идея сюжета не кажется устаревшей — существование параллельных миров и осмысленное толкование причин их соприкосновения очень часто встречается и в современной литературе.

Описанный автором внезапно возникший катаклизм, чередующий появление на одной и той же местности различных эпох, показался несколько «притянутым за уши». Лично я не смогла оценить по достоинству художественную ценность произведения. Мне было скучно, увы. Чтение повести я могу сравнить с изучением учебника истории — познавательно, но не затягивает. Даже не впечатлили приключения группы студентов, возглавляемой чокнутым профессором.

Пожалуй, это просто «не моя» тема.

Оценка : 6
«Туннель времени»
–  [ 5 ]  +

amak2508, 25 августа 2018 г. в 18:47

Кажется автор несколько запутался в своих сложных взаимоотношениях со временем :). В финале повести мы видим Великую Американскую Мечту в действии: «Туннель Времени (читай Соединённые Штаты) позволит контролировать и направлять все мировые события...». А парой страниц ранее Мюррей Лейнстер устами одного из своих героев говорит: «Совершенно очевидно только одно: путешествиями в прошлое настоящее изменить нельзя!... Но прошлое может включать в себя элемент, который внёс в него путешественник во времени». То есть русскими словами — всё, что мы сумеем сделать в прошлом уже заложено в этом самом прошлом заранее.

Последняя мысль является для повести Лейнстера сюжетообразующей и донесена до читателя в процессе повествования предельно доходчиво. Хотя то, что произведение написано давно, в общем-то сильно заметно. Впрочем, также как и то, что оно написано под довольно непритязательного читателя. Сегодня при чтении хорошо заметны и наивность в действиях и поведении героев, и искусственное упрощение описываемых событий, и излишняя пафосность произведения.

Но читается вещица, особенно в первой своей половине совсем неплохо, даже с увлечением, только вот финал несколько смазывает позитивное впечатление от повести.

Оценка : 6
«Sidewise in Time»
–  [ 5 ]  +

Seidhe, 02 июля 2017 г. в 20:50

По моему скромному мнению, для знакомства с творчеством того или иного автора, идеальный вариант — авторский сборник рассказов.

А с творчеством автора столь плодовитого, как Мюррей Лейнстер, я практически не знаком — читал буквально пять-шесть рассказов в старых советских антологиях. Поэтому, как только я увидел, что состав второго из изданных сборников данного автора, «Sidewise in Time» 1950 года, практически полностью переведён на русский язык (отсутствие «Introduction» — не в счёт), сразу же нашёл в сети необходимые файлы с отдельными рассказами, скомпоновал сборничек, закинул его себе на читалку, и за прошлые выходные — прочитал.

Что можно сказать? Знакомство — состоялось! Отличная подборка, благодаря которой можно получить представление о творчестве Лейнстера и темах, которые он затрагивал в своих произведениях. В сборнике присутствуют:

— смесь альтернативной истории с хронооперой (заглавная повесть «Когда время сошло с ума»);

— жутковатая история о первой межзвёздной экспедиции землян («Проксима Центавра»);

— поразительное предвидение компьютерных сетей («Логический компьютер по имени Джо»);

— история о контакте, написанная от лица нечеловеческого разума («Из глубины»);

— ироничная «комедия положений», связанная с временными эффектами («Из четвёртого измерения»);

— история о контакте с инопланетной формой жизни, случившемся слишком рано («Власть»).

Оценки эти произведения от меня получили разные, но преимущественно — высокие. Поэтому и в целом за сборник девятки не жалко.

Подведём итог: если вы хотите познакомиться с творчеством Мюррея Лейнстера, а сборник «Первый контакт», изданный в ШФ, для вас великоват — прочитайте данный сборник, благо все рассказы, в него входящие, легко можно найти на просторах сети даже без «логистического компьютера». Лично я по итогу прочтения сразу же закинул на читалку и том ШФ, с целью прочитать его в ближайшее время =)))

P.S. Сборник настолько понравился, что пару дней назад я не поленился написать отдельные отзывы на каждое произведение, в него входящее.

P.S. А ещё у сборника — отличная оригинальная обложка, полюбоваться которой можно на соответствующей странице прямо здесь, на ФантЛабе.

Оценка : 9
«Власть»
–  [ 5 ]  +

Seidhe, 29 июня 2017 г. в 14:33

Великолепный рассказ, который в обязательном порядке нужно давать прочитать молодым талантливым авторам, собирающимся осчастливить человечество очередной историей о бравом попаданце, который быстренько обучает средневековых крестьян делать автоматы =)))

Если же говорить серьёзно — рассказ действительно хорош. Написанный в форме перевода с латыни нескольких писем средневекового искателя тайного знания своему коллеге, повествует он о случившемся в Средние века контакте с представителем внеземной жизни, который искренне пытался передать людям свои знания. Но люди оказались к этому попросту не готовы...

На эту тему создано достаточно много хороших произведений, но учитывая, что «Власть» написан в 1945 году, рассказ заслуживает высокой оценки и рекомендации к прочтению.

Оценка : 9
«О том, как неприятно ждать неприятностей»
–  [ 5 ]  +

god54, 17 июля 2016 г. в 13:46

Веселый юмористический рассказ на извечную тему бесшабашного изобретателя, который абсолютно не владеет теорией, но способен создавать невероятные приборы и вещества. При этом сразу после создания он начинает практические эксперименты ни на секунду не задумываясь о последствиях и даже не предполагая чего же он хочет добиться. Похоже сам процесс ему нравится больше, постоянно получать адреналин от последствий своих открытий. Одним словом не привлекая науку вполне можно получить удовольствие от чтения и сегодня.

Оценка : 7
«Оружие-мутант»
–  [ 5 ]  +

Задумчивая кошка, 24 сентября 2015 г. в 07:29

Разочарована. Во-первых, на фантлабе написано, что это произведение похоже на мой любимый «Космический госпиталь», а оно оказалось совсем не похоже. А во-вторых, это скучная космическая фантастика из серии «пришел и сразу победил «. Читаешь и совсем не веришь тому. что читаешь.

Оценка : 3
«Замочная скважина»
–  [ 5 ]  +

god54, 11 апреля 2015 г. в 14:09

Конечно, когда читаешь такое в отношении Луны, невольно подпадаешь под влияние устоявшейся теории, что там нет жизни. Но, постепенно автор умудряется растопить это чувство и ты уже не думаешь, где это происходит, ты внимательно следишь за действием, оно увлекает. И пусть слегка наивно, и пусть в ускоренном темпе (это все же рассказ), но читать интересно и полезно. В итоге неординарный рассказ.

Оценка : 8
«Планета маленьких людей»
–  [ 5 ]  +

anok, 16 июня 2014 г. в 14:33

Люди, осваивая космическое пространство, полагают себя единственной разумной расой, способной путешествовать между мирами. Экипаж звездолета «Маринта» сталкивается с агрессивной расой существ с отличной от человека биологией, которые без раздумий атакуют звездолет землян и начинают преследовать его сквозь гиперпространство. Поврежденный звездолет совершает вынужденное падение на планету земного типа и экипаж чудом выживает. После крушения,экипаж обнаруживает, что планета населена существами чрезвычайно похожими на людей. Рассказ повествует о том, способны ли две похожие расы, впервые встретившие друг друга, найти общий язык и объединиться против врага, совместив свои технологии. Рассказ чрезвычайно увлекательный и будет интересен всем любителям научной фантастики.

Оценка : 9
«Логический компьютер по имени Джо»
–  [ 5 ]  +

Krokus, 13 мая 2012 г. в 21:20

Прочитав это Выдающееся произведение я первым делом кинулся смотреть когда оно было написано — каково же было мое удивление :) На мой взгляд «логик» Джо — это прообраз современного киберпреступника! По нынешним меркам — малолетнего, не ведающего, что творит :) Браво Писателю, браво!

Оценка : 10
«Замочная скважина»
–  [ 5 ]  +

Yazewa, 20 февраля 2012 г. в 15:09

По-моему, очень упрощенный рассказ. Какой-то черно-белый. Так примитивны земляне... просто немыслимо примитивны. Возникает ощущение, что здесь был не эпиграф, а синопсис!

Оценка : 6
«Логический компьютер по имени Джо»
–  [ 5 ]  +

pava999, 31 января 2011 г. в 13:15

В этом рассказе Лейнстер предсказал Его Величество Интернет. Просмотр телепередач онлайн, голосовая и видеосвязь, интернет-энциклопедии — всё это предсказано в 1946. Даже не верится.

Только у нашего современного Интернета, к сожалению, этот самый цензурный контур не предусмотрели. Вот и носятся по Сети мегатонны всякой гадости, а вот в рассказе люди оказались умнее и порядочнее.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Хотя всё равно цензурный блок компьютер сломал
Рассказ надо обязательно прочитать всем любителям фантастики.

Оценка : 10
«Замочная скважина»
–  [ 5 ]  +

lubar, 25 ноября 2010 г. в 17:32

Хороший добрый рассказ. Очень трогательный. Хотя если честно немного затянутый. Как-то очень много в нем повторений об одном и том же. Люди удивительные создания. Одни готовы палить во все, что движется. Другие любить неведому зверушку так, что все вокруг тоже ее полюбят. Рассказ отлично раскрывает тему анекдота вынесенного в эпиграф. Никогда не знаешь точно кто кого больше изучает. Скорость обучение у лунатиков запредельная, даже саламандрам Чапека не снилась. Что кстати иллюстрирует мысль о том, что многие виды не создают цивилизацию, потому что оно им не надо, но если что им не потребуется 40 000 лет на ее создание.

Оценка : 7
«Логический компьютер по имени Джо»
–  [ 5 ]  +

Adiga-man, 12 сентября 2010 г. в 19:11

Во-первых хочу отметить пронецательность и ум автора. Во-вторых ироничность и неоднородный сюжет. Несмотря на всю серьезность происходящего, читатель всё это не воспринимает всерьез, а с улыбкой на губах. Могу поставить высшую оценку 10. Надо больше ознакомиться с творчеством этого автора.

Оценка : 10
«Замочная скважина»
–  [ 5 ]  +

straut, 25 августа 2010 г. в 22:50

Еще Ницше написал: «Когда вы подолгу всматриваетесь в бездну, бездна, в свою очередь, всматривается в вас». Так и здесь, человек изучал для своих нужд неведомо зверушку, пытался ее чему-то обучить, а в итоге оказалось все наоборот. И только бледность лица свидетельствовала о том, какой для него это оказалось неожиданностью. Этот рассказик показал, как человеческие планы, выверенные, тщательно проработанные, сулящие ему в будущем великую выгоду, могут рухнуть в одну секунду, потому, что возможно у кого-то тоже существует планы, как жить и что делать.

Оценка : 9
«Логический компьютер по имени Джо»
–  [ 5 ]  +

-Lexx-, 22 января 2010 г. в 16:44

А вот это Очень Рассказ, один из лучших на тему компьютеров. И само понятие «логик» сейчас входит в обиход, только его ещё пока по инерции называют «компьютером», хотя уже давно персональные компьютеры главным образом не ведут вычисления, а обрабатывают и отображают информацию, а значит, не являются собственно_компьютерами, как их промышленные собратья, поэтому слово «логик» даже точнее и удобнее любого современного термина — «коммуникатор», «ПК» или других.

Оценка : 9

  Страницы:  1 [2] 3  4  5  6 



⇑ Наверх