Мюррей Лейнстер «Белое пятно»
- Жанры/поджанры: Фантастика (Планетарная фантастика | Постапокалиптика )
- Общие характеристики: Приключенческое
- Место действия: Вне Земли (Планеты другой звёздной системы )
- Время действия: Далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Контакт | Робинзонада
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Научно-исследовательский звездолет «Даная» вынужден совершить посадку на одной из планет у ближайшей звезды, предполагая отремонтировать сломавшиеся двигатели и восполнить запасы энергии. Звезда похожа на Солнце, а выбранная для посадки планета чем-то похожа на Землю. Не все просто в отношениях членов экипажа звездолета, а тут еще и странный артефакт непонятной природы посреди северного полушария безымянной планеты — «Белое пятно».
Входит в:
— журнал «Startling Stories, Summer 1955», 1955 г.
— сборник «Get Off My World!», 1966 г.
- /языки:
- русский (1), английский (2)
- /тип:
- книги (1), периодика (1), самиздат (1)
- /перевод:
- А. Бурцев (1)
Периодика:
Самиздат и фэнзины:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
senso_inglese, 9 января 2014 г.
Наглядный представитель одного из типичных подходов Золотого века НФ — перенос шаблонного сюжета в космос; в данном случае — это «робинзонада в космосе».
Кратко о завязке истории — научно-исследовательский звездолет вынужден решать проблему с починкой двигателя; экипаж принимает решение совершить посадку на одной из планет у ближайшей звезды и отремонтировать двигатели звездолета.
По закону жанра (робинзонада) экипаж обладает способностью к ремонту двигателей звездолета (см. мачты, паруса, заделать пробоину). Вынужденная адаптация сюжета также совершенно неизбежно приводит к тому, что ближайшая звезда похожа на Солнце, а одна из планет — похожа на Землю. И, как мы можем легко догадаться — атмосфера на этой планете пригодна для дыхания (а как же иначе — действие, по закону жанра, должно происходить на необитаемом острове, а значит — должна быть возможность там находиться). И, как впоследствии обнаружат герои повести — еще и обитатели этой планеты были похожи на землян.
Основной конфликт произведения подан сразу на двух уровнях. На микроуровне — в коллективе есть изгой, член экипажа, который явно проявляет агрессивные намерения (например, предлагает уничтожать всех встреченных туземцев — а без них никак, опять закон жанра), капитан ограничивает его в правах и пытается (с переменным успехом) не допустить нанесения им какого либо вреда кораблю или туземцам. На макроуровне — при посадке звездолет подвергается неожиданной атаке энергетическим лучом, хотя предварительный анализ не показал какой-то высокоразвитой активности на планете и члены экипажа не предполагали, что здесь может оказаться столь опасно.
Планета, где вынужденно приземлился звездолет — это (как выяснят наши герои) постапокалиптический мир, высокоразвитая цивилизация (и опять — сюрприз, сюрприз — похожая на земную середины ХХ века — города, дороги, машины) была кем-то или чем-то уничтожена. Остались только забавные домашние зверьки, которые приняли «робинзонов» за своих хозяев (так как, как уже было сказано выше, обитатели планеты были похожи на людей).
Таинственное что-то и является титульным «белым пятном» — агрессивным биологическим артефактом, уничтожившим цивилизацию планеты. И здесь опять проявление законов жанра — в адаптированной робинзонаде остров превратился в планету, но остался по сути тем же островом — вся цивилизацией волей автора ограничивается одним городом и сетью дорог.
Одичавшие домашние зверьки необычайно дружелюбны — так как опять-таки не они предмет повествования, они просто «поставщики решений», с их помощью герои получают доступ к нужным «роялям», после чего успешно «исполняют симфонию».
Приключенческий характер повествования позволяет в целом спокойно принимать безликость персонажей — мы так и не узнаем ни причин конфликта, ни каких-то личностных черт и характеров героев. Зато герои продемонструют обладание широким спектром навыков — от ремонта двигателей звездолета и самостоятельной организации сельскохозяйственного производства (хоть и по «методичкам» Межзвездного Кодекса) до бесстрашия перед лицом опастности, быстрой реакции и способности чуть ли не мгновенно определить природу враждебной и агрессивно настроенной формы жизни, а также найти в чем уязвимость этой формы жизни и суметь этой уязвимостью воспользоваться (и все это без прямого контакта и каких-то лабораторных исследований — просто сумели догадаться).
Несмотря на значительный набор нестыковок и механическом переносе действия в космос, повесть хорошо передает атмосферу золотого века НФ и самой эпохи бурного развития космической отрасли, является ярким «слепком эпохи» — по ней можно составить представление как и о чем мечтали, и что ожидали люди от освоения космоса в 50-х годах ХХ века, еще до того, как человечество запустило в космос Sputnik и Gagarin сказал «Poehali!».