Мюррей Лейнстер «Критическая разница»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Твёрдая» научная фантастика | Планетарная фантастика )
- Общие характеристики: Производственное | Приключенческое
- Место действия: Вне Земли (Планеты другой звёздной системы )
- Время действия: Далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Стихийные бедствия, природные катаклизмы
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Мэси, инспектор Службы Освоения Планет, уже почти закончил свою командировку на планете Лэни III. Все проверки и ревизии сделаны, отчёты подготовлены, но резкое похолодание в этой солнечной системе заставляет его отложить отлёт. Исследования показывают, что стремительное падение солнечной константы скоро достигнет критической отметки и планета станет непригодной для жизни. Мэси решает, что должен сделать всё возможное, чтобы спасти колонию от неминуемой гибели…
Первая публикация: Astounding Science Fiction, July 1956.
Входит в:
— роман «Колониальная служба», 1956 г.
— антологию «На суше и на море, 1964», 1964 г.
— антологию «Двое лишних», 1988 г.
- /языки:
- русский (5), английский (1), итальянский (1)
- /тип:
- книги (5), самиздат (2)
- /перевод:
- Н. Лобачев (1), А. Овчинникова (1), Д. Росси (1), А. Суворова (1)
Самиздат и фэнзины:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
god54, 28 февраля 2022 г.
Классический стандартный рассказ: есть смертельная проблема, когда может погибнуть вся колония на планете. Есть молодой, но очень одаренный молодой специалист, который способен найти вариант решения. В итоге хэппи-энд и все бросают в воздух чепчики. Сухо, длинно, малореалистично, без эмоций и настроения.
orxan41, 5 февраля 2022 г.
Начав читать впервые Лейнстера, я отдавал себе отчёт в том, что его произведения будут либо в стиле Гамильтона / Дока Смита, где бравые ребята ищут приключения, и решают они поставленные перед ними задачи аки Супермены и Эйнштейны одновременно, либо в стиле ранней Нортон («Королева Солнца»), но хуже.
В итоге вышло хуже, чем я думал.
Сразу бросается в глаза все то, что характерно бульварным журнальчикам — много событий за мало текста; картонные персонажи, которые 2 страницы назад презирали друг друга, а сейчас внезапно полюбили и зауважали; характерные для мыльных опер сцены заламывания рук и крики «Что же нам делать? Мы все умрём!»
Нереалистичная причина катастрофы. Про пятна на солнце даже говорить не хочется. Ещё меньше хочется говорить про реализацию решения проблемы в виде ионизации ионосферы.
В итоге мы имеем максимально плоский рассказ, прочтя который не веришь происшедшему, не веришь в правдивость описанного мира по мнению автора. Я понимаю, что Лейнстер был мэтром у истоков жанра НФ, но данный рассказ датируется 1956 годом, а там уже и новая волна практически на носу, а старина Мюррей так и не научился правдоподобно описывать свои миры.
error1989, 27 января 2021 г.
Довольно интересный рассказ о том, что не существует безвыходных ситуаций... Даже при колонизации новых планет.
vvmonahov, 30 декабря 2014 г.
Замечательный рассказ, передающий атмосферу нацеленности на выход человечества за пределы Земли, дух первопроходцев космоса. Рассказ был написан ещё до того, как Советский Союз запустил первый искусственный спутник Земли — но он не устарел до сих пор. Какими они будут, люди, вышедшие за пределы солнечной системы? Тупыми обывателями, которых воспитывает американская культура и наше российское телевиденье? — Нет, отвечает Лейнстер. Это будут обычные люди, но хорошо образованные и целеустремлённые. Инженеры и учёные. Космос не для обывателей или принцев с принцессами — он является НЕИЗВЕДАННЫМ, которое в любой момент может преподнести смертельно опасные сюрпризы. И даёт шансы на спасение только тем, кто имеет широкий научный кругозор, нестандартно мыслит и готов работать и бороться за спасение не себя, любимого, а всех окружающих.
Ещё один момент, на котором стоит остановиться: Лейнстер показывает, что в условиях космоса чем больше у человека власти, тем у него больше ответственности. Причём это ответственность не по параграфам инструкций и законов, а по внутренним убеждениям. Что только такие люди достойны вести человечество в космос.
Любовная линия в рассказе только оттеняет качества героев. Показывает их не суперменами или марионетками, а самыми обычными людьми с обычными человеческими чувствами и проблемами.
Стоит также отметить, что реакции разных людей на события, угрожающие жизни космического поселения, отличаются — что очень реалистично. Нет такого, чтобы все дружно единым хором выкрикивали лозунги или думали о том, как бы спастись самому, отталкивая других локтями от спасательной шлюпки. Так что рассказ очень психологичен. Именно так и вели бы себя реальные люди — из тех, кто выбрал дорогу в космос, а не «Модный приговор».
Что же до «нереалистичности» предложенного автором пути спасения планеты, о чём сказано в предыдущем отзыве — я лично, будучи профессиональным физиком, не вижу нереалистичности. Как говорится в таких случаях, «считать надо», заложив конкретные параметры. Априори сказать, насколько повлияет предложенная мера на предотвращение излучения планетарного тепла в космос, невозможно. Понятно, что возникнет парниковый эффект из-за отражения инфракрасного излучения обратно к планете, но насколько сильным он будет, зависит от многих факторов. Поэтому всё вполне реалистично и без нефизичных предположений.
Так что для тех, кто любит научную фантастику, рекомендую. Показан такой мир будущего, какой мне лично нравится. Это мир «Критической разницы» Мюррея Лейнстера, «Непобедимого» и «Соляриса» Станислава Лема, «Далекой Радуги» братьев Стругацких, «Лунной пыли» Артура Кларка. Мир, в котором учёные и инженеры ведут человечество к звёздам.
sanchezzzz, 15 января 2012 г.
Очень типичный для Мюррея Лейнстера рассказ, с абсолютно теми же плюсами и огрехами, как и в других его произведениях. Уже угадывается некий стиль.
По своему обыкновению, автор замахнулся на многое, но реализация и итог подкачали. Лейнстер снова определил для своих героев насущную проблему, набор трудностей, нарисовал жуткую картину будущего планеты без видимых перспектив, и «назначил» ответственных за выполнение задачи по спасению колонии. Здесь, грядущий глобальный природный катаклизм, связанный с цикличным изменением солнечной константы, предрекает скорую гибель всего живого на планетах системы от невероятного и длительного холода. И вроде будущее всего сущего в этом конкретном безнадежно, безвыходно, летально, но нет! – находится умный и решительный человек (Мэси, инспектор Службы Освоения Планет), который намерен найти способы пойти наперекор Природе. Он старается, думает, действует, экспериментирует, не особо надеясь на успех, но попробовать-то надо, разве нет? К тому же, он ещё и влюбился в местную девушку и сама мысль о её трагической участи невыносима для него…
В общем, в кадре присутствуют трое: уже упомянутый Мэси, местная девушка из колонии по имени Рики, и её брат Кен Хэндон. Не считая второстепенных персонажей, вся история отражена в диалогах и мыслях этой троицы. Что можно о них сказать? Да, собственно, ничего, ибо снова и снова Лейнстер подал своих героев плоско и недостоверно. Это раздражало.
Я, конечно, понимаю, что угроза смерти может и должна нервировать, что можно плакать, кричать, махать руками и прочее. Но боже, как же они паниковали, истерили и «умирали» раньше времени, это что то! Чувства, эмоции, слова – всё как в дешёвой пьесе. И повторы… о, черти небесные, эти лейнстеровские повторы! Автор не раз и не два, и даже не пять, а под десяток, сказал о том, как Хэндон боготворит Мэси, как мысленно преклоняется перед ним, считая того чуть ли не венцом творения. Об этом постоянно напоминает нам и себе Мэси, об этом говорит Кен и словами и взглядами, и его сестра Рики никак не давала забыть этот важный факт. Какие-то другие моменты также обсасывались неоднократно. Это сильно утомляло, и я боюсь даже предположить, сколько раз Лейнстер повторяет сказанное в большой форме, в романах, так что пока не решаюсь знакомиться с ними.
Да, и снова Лейнстер не удивил в концовке в плане того, как он её преподнёс. На мой взгляд, нелепый и нереальный способ спасения планеты предложил инспектор, но Лейнстер посчитал, что маленькие бомбочки решат проблему гибнущей под холодом планеты. Но заслуга Лейнстера в том, что он пишет об этом так убеждённо и убедительно (наверное, в первую очередь для себя самого), что особо-то и не воспринимаешь это как несоответствие.
Резюмируя, скажу: раз уж Мюррей Лейнстер не стеснялся повторяться, то и я не стану чураться рефрена – прочтите этот рассказ, ничего не потеряете, но увидите, как было там, у истоков фантастики, познакомитесь с автором, который «подарил нам звёзды»…