![]() | Все отзывы на произведения Ильи Варшавского |
Отзывы | Рейтинг отзыва |
Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
Всего отзывов: 756
Страницы: 1 [2] 3 4 5 6 . . . 12 13 14 15 16 (+10)»
«Последний кит» |
| |||
MarchingCat, 21 сентября 2015 г. в 13:06 | ||||
Наверное, рассказ юмористический. Но кита так жалко, что даже последующие события совсем не улыбают. И послевкусие у рассказа остаётся на тему загубляемой нами природы, а не по части философии что всё в мире относительно и кто-то может и на нас охотиться. Причём, охота на кита возмущает вдвойне. Охотой, мужской работой это было на парусных утлых судёнышках. А потом это стало бойней. А то что в рассказе — вообще жестокость, не имеющая ничего общего с понятием «мужское дело». Я так скажу: Если всё человечество станет таким — то пусть и на нас охотятся. | ||||
| ||||
«Побег» |
| |||
amak2508, 04 октября 2014 г. в 20:15 | ||||
Рассказ, написанный более сорока лет назад, и сегодня выглядит вполне современно — насилие над личностью было, есть и, наверное, долго еще будет.... Поэтому и актуальной эта вещь останется еще не один десяток лет. Основные достоинства рассказа — простота, увлекательность, необыкновенная легкость чтения. В общем все то, что так или иначе присуще почти всем произведениям Варшавского. Идея массового гипнотического внушения, конечно, затаскана донельзя, но вот именно здесь автору удалось так органично вплести ее в ткань повествования, что выглядит она очень эффектно. Недоумение, если задуматься, в тексте вызывают всего две вещи: первая — зачем нужно собирать хлопок руками. Даже в 1968 году, когда появился этот рассказ, хлопок давно уже собирали хлопкоуборочными комбайнами. Наверное, лучше бы было придумать вместо хлопка какой-нибудь другой продукт. И второе — не слишком ли накладно устраивать побеги смертельно больным людям, чтобы они отработали на уборке хлопка 10-20 дней (число из рассказа) до своей смерти. Дороговато будет.... :) | ||||
| ||||
«Ветеран» |
| |||
maxxx8721, 28 октября 2013 г. в 00:33 | ||||
«Я очень люблю слово «корабль». В нем еще сохранилось очарование парусного флота.» Я тоже люблю парусный флот, однако, к сожалению, речь пойдет не о парусниках. Ветеран-механик рассказывает о том, насколько современный флот — сложный механизм. Особенности выхода в море, прохождение медицинских комиссий, тонкости морского промысла, сопряженные с веселыми байками, коих у каждого моряка, как полос на тельняшке, создают неповторимую атмосферу. Написано бодро, с юмором, со знанием дела и всех попутных реалий. Однако чем дальше я углублялся в эту морскую тематику, тем скучнее становилось мое выражение лица, так как путь к последнему предложению в рассказе становился все тернистее. В итоге, рассказ одолел с трудом. «Ветеран» — вещь специфическая и больше понравится тем, кто имел дело с флотом и разбирается в устройстве кораблей. Наиболее смешным моментом кажется байка про медную калябру, хотя более веселую, расширенную, хоть и видоизмененную версию этой истории можно найти в рассказе «Абракадабра» Эрика Рассела. | ||||
| ||||
«В атолле» |
| |||
amak2508, 02 июля 2013 г. в 17:25 | ||||
Ах, как здорово пахнет этот рассказ романтикой освоения космоса 60-х: Гагарин, луноход, «На пыльных тропинках далеких планет...». Тогда казалось — все так просто. Еще один натиск... Рассказ автора, несмотря на то, что это одно из немногих его произведений с чисто условной ситуацией — логика в нем явно хромает (болезнью от капитана космического корабля почему-то заразились только его родные), доставит читателю огромное удовольствие. Варшавский вообще пишет так просто и интересно, что его текст приятно читать безотносительно от сюжета, а тут еще такой добрый, красивый, грустно-лирический и в то же время оптимистичный рассказ о мире и времени, в которых хотелось бы жить. | ||||
| ||||
«Ветеран» |
| |||
iskender-leon, 29 июня 2013 г. в 12:22 | ||||
Не стану отрицать утверждение одного из лаборантов, что рассказ этот на любителя. Но дело в том, что я этот самый любитель и есть. Я не моряк, но родился, вырос и живу в почти приморском Николаеве, городе корабелов. С детства люблю морские рассказы во всём многообразии этого жанра, учился в судостроительном институте, имею специальность инженера судовых энергетических установок и оборудования, до последнего времени работал на предприятии, которое имеет самое непосредственное отношение к судостроению. Кроме того, как и все люблю и ценю хороший юмор, профессиональный же в особенности. Поэтому для меня ряд морских баек, знакомых и не очень, объединённых в единое произведение, поданное как советы и наставления от старого матёрого спеца молодому и начинающему — безусловный шедевр. Вместе с тем не считаю, что рассказ узкоспециализированный и подходит для ограниченного круга читателей. Уверен, что он способен подарить многим из вас по пятнадцать минут жизни, которую, как известно, продлевает смех. | ||||
| ||||
«Петля гистерезиса» |
| |||
stepnjak 47, 19 января 2013 г. в 17:19 | ||||
Насчёт «религиозных граждан»...Рассказ очень нравится и мои религиозные убеждения не слишком пострадали:юморной сюжет-не тот уровень,чтобы чем-то возмутиться.да и писалось это всё в советское время,иных сюжетов и не предполагалось,возьмите хотя бы «Лачугу должника» Шефнера. | ||||
| ||||
«Решайся, пилот!» |
| |||
eollin6, 22 марта 2012 г. в 23:37 | ||||
Классика. Научная фантастика, доведенная до степени совершенства реализма. В неё веришь. А поэтому этот незамысловатый рассказ в сто раз ценнее целой современной космической оперы, в которой пуленепробиваемый герой с квадратным подбородком одной левой рушит престолы злокозненных чужих, а другой — обнимает томную красавицу. Бальзам и амброзия. Читать, рыдать и снова читать... | ||||
| ||||
«Секреты жанра» |
| |||
Доктор Вова, 01 ноября 2010 г. в 08:48 | ||||
Ах, какой же вкусный рассказ получился! И самое главное, что по прошествии 40 с лишним лет, его актуальность только усилилась многократно! Тогда (в далекие 80-е) очень понравился рассказ! А сейчас, он поразительно точно вписался в настоящее время и в ту ахинею и всеобщую вакханалию, которую мы вынужденно наблюдаем и в литературе, и особенно в теле- и кино- «искусстве». Наблюдая за какими то новыми потугами разных дельцов от искусства, поневоле ловлю себя на мысли, что ЛУЧШЕ УЖ НИКАК, ВМЕСТО КАК НИБУДЬ. Такой чудовищной безвкусицы, как в последнее время, не было никогда! Хотелось бы порекомендовать всем этим новоявленным аффтарам, прочитать этот замечательный рассказ и крепко задуматься над тем, что и зачем они делают. И надо ли? Спасибо, Автору! | ||||
| ||||
«Петля гистерезиса» |
| |||
god54, 05 февраля 2010 г. в 19:25 | ||||
Иронический антирелигиозный рассказ, название которого стало нарицательным и синонимом творчества писателя. Читается произведение легко, однако легкое недоумение все же появляется. А может не стоило так жестко по религии? В наше время могли бы приписать разжигание религиозной вражды. Как резко изменились нравы, за какие-то три десятка лет. | ||||
| ||||
«Джамбли» |
| |||
ii00429935, 04 ноября 2009 г. в 16:54 | ||||
Если воспринимать этот рассказ как пародию на тему «вторжение чужих» и не ждать от «Джамбли» большего, рассказ оставляет, по-моему, очень приятное впечатление. Мне вспоминается голливудская комедия «Марс атакует!» с Джеком Николсоном. Там мозги злобных и практически непобедимых пришельцев взрывались от прослушивания земной рок-музыки. В рассказе Варшавского найден еще один способ борьбы с врагом, пусть не очень оригинальный, но вполне остроумный. Идеально было бы поместить действие этого рассказа в русскую глубинку («Особенности национальной войны миров» или что-то в этом роде), но наверное, для 1964 года идея эта слишком радикальная. | ||||
| ||||
«Фиалка» |
| |||
ii00429935, 31 октября 2009 г. в 16:46 | ||||
Очень сильная антиутопия, которая вполне может стать реальностью. Дело не только в том, что человек отрывается от природы и губит животный и растительный мир. Это следствие, а не причина. Главное — утрата духовности. Прочитав этот рассказ, я вспомнил «Улыбку» Рэя Брэдбери. Там главному герою — мальчику из страшного бездуховного будущего о погибшей цивилизации и другой жизни напомнило изображение «Моны Лизы». В произведении Варшавского люди еще не окончательно одичали и последние образцы уничтоженной флоры хранят в маленьком заповеднике, куда даже водят экскурсии. Но засохший цветок фиалки такой же грустный символ, как клочок бумаги, на котором чудом уцелела знаменитая улыбка «Джоконды». | ||||
| ||||
«Тревожных симптомов нет» |
| |||
vim3, 11 марта 2009 г. в 17:52 | ||||
Варшавский — один из моих любимейших авторов, мастер Слова и мастер Выдумки. Он умел так совместить физику и лирику, как мало кто другой. В своих рассказах Илья абсолютно достоверно препарирует человеческие побуждения и чувства на литературно-анатомическом столе с мастерством, достойным подражания. И в то же время, в сравнительно коротких произведениях, он умеет великолепно синтезировать научно-фантастическую идею с человеческой душой. Подчеркну, что он никогда не писал о «противостоянии» людей и техники в стиле «Терминатора». Вовсе нет! Варшавский писал о проблемах взаимодействия людей и техники, о сущностной разности между ними и, вместе с тем, говорил о том, что технические порождения человеческого разума есть наши «дети», нами созданные и должные нами же адекватно восприниматься. Этот сборник невредно прочитать молодым читателям и ещё разок перечитать ветеранам фантастики. | ||||
| ||||
«Солнце заходит в Дономаге» |
| |||
Sawwin, 05 сентября 2008 г. в 18:15 | ||||
Если сравнивать этот крохотный рассказик и «Мы» Замятина, пальму первенства придётся отдать Илье Варшавскому. Особенно концовка, к которой Замятин подводит на протяжении ста страниц, здесь обрушивается на читателя. Концовка закономерна и одновременно неожиданна. Огорчает только чувство безнадёги. А где её взять-то, надежду?.. | ||||
| ||||
«Утка в сметане» |
| |||
Yazewa, 22 мая 2008 г. в 18:45 | ||||
Сомнительно-подозрительный гость или реально-упоительная утка... кто бы сделал другой выбор?! Честное слово, я на стороне писателя. | ||||
| ||||
«В атолле» |
| |||
Yazewa, 21 мая 2008 г. в 18:47 | ||||
Светлый и грустный рассказ. И очень человечный. ... И комок в горле ... | ||||
| ||||
«Секреты жанра» |
| |||
Yazewa, 18 мая 2008 г. в 09:39 | ||||
Старые песни на новый лад иногда получаются очень даже ничего... А этот рассказ — когечно же, откровенное издевательство над так называемыми писателями. Рецепт: другая планета + коварные убийцы-аборигены + любовная интрига + побольше крови... Чтиво готово! | ||||
| ||||
«Предварительные изыскания» |
| |||
Kuntc, 29 декабря 2007 г. в 20:40 | ||||
Очень понравилась концовка. Финал неожиданный и непредсказуемый, но где-то в последней четверти рассказа меня осенило, и я смог досрочно разгадать тайну Проекта. А идею рассказа вполне возможно реализовать в будущем. И даже больше, если взглянуть на современное состояние отрасли, в которой должна будет работать Машина, то определенно может закрасться мысль, что прототип уже стоит в чьем-то подвале. Только вместо ученых, там второгодники сидят. Короче, неплохой рассказ, почти на злобу дня. Но, вообще-то, такой аппарат мне уже встречался в одном из рассказов зарубежного автора, только вот в каком и кого – так и не смог вспомнить… | ||||
| ||||
«Тревожных симптомов нет» |
| |||
Kuntc, 29 декабря 2007 г. в 19:51 | ||||
Наверное, в будущем можно было что-нибудь и другое придумать, например, мгновенное обучение под гипнозом. Метод, описанный в рассказе, слишком жесток. Откуда машина может знать, какие воспоминания важны для человека, а какие нет. Кроме того, она же будет исходить из одних и тех же стандартов для всех людей и сделает их одинаковыми. На Земле начнется засилье клонов-ученых. Катастрофа. | ||||
| ||||
«Последний кит» |
| |||
Kuntc, 22 декабря 2007 г. в 15:34 | ||||
Неприятно читать рассказ. Стыдно становится за своих сопланетников. Мы кричим: «Человек – царь природы!» Но, так ведь любой правитель хоть что-то понимающий в политике должен осознавать, что без народа ему выжить никак нельзя. А мы вместо того, чтобы заботиться об окружающей среде – тупо сжигаем, осушаем, убиваем, отстреливаем, не задумываясь о будущем. И почему бы действительно не произойти тому, что случилось с главным героем рассказа. Космос – он большой, всякое там водится… | ||||
| ||||
«Побег» |
| |||
Сказочник, 16 ноября 2023 г. в 01:04 | ||||
Очень жесткая антиутопия. Варшавский вновь показал, что хорош не только в ироничной ипостаси фантастического рассказа, но и в остросоциальной. Да, уже в середине «побега» понимаешь, чем всё это приключение обернется в итоге. Тем не менее, рассказано действительно красиво, и финал воспринимаешь уже как нечто, само собой разумеещееся. | ||||
| ||||
«Решайся, пилот!» |
| |||
Сказочник, 11 сентября 2023 г. в 09:37 | ||||
Очень трагичный рассказ. История ненужного человека, который отказывается признавать, что его время ушло. Встречается сплошь и рядом, и это неизбежно. Ну и эскапизм на фоне горькой реальности — очень мощно подан. Варшавский нравится всё больше. | ||||
| ||||
«Петля гистерезиса» |
| |||
Tullma, 19 ноября 2022 г. в 20:53 | ||||
Юмор здесь строится на том, что недальновидный ученый ослепленный своей целью даже не понимает, что ищет самого себя. Читатель понимает это практически сразу, никакой интриги нет, интересно лишь то, как писатель всё это вывернет. Да это жесткая атеистическая ирония, которая как я полагаю, имеет право на существование. Я бы поставила 7, но 10 для алгоритмов сайта ;) | ||||
| ||||
«Тревожных симптомов нет» |
| |||
Tullma, 13 ноября 2022 г. в 00:44 | ||||
В целом рассказ о том, что именно память составляет личность человека, забыв своё прошлое человек потеряет себя. В этой истории мне жаль не только Эльзу, но и самого Олафа Кларенса. Но здесь поднимается вопрос ещё и об этической стороне экспериментов. Леруа ставит своей целью не только продлить жизнь ученому, но и сделать его максимально продуктивным, совершенно не взвешивая последствия. Наша история знает огромное количество примеров подобных бездушных и бесчеловечных экспериментов. С одной стороны они действительно принесли пользу науке, но с другой — множество живых душ заплатило слишком дорогую цену за результат. Жизнь дается лишь раз и дано ли право одним отнимать и калечить жизни других даже ради самых благородных целей? Мы рассматриваем объект эксперимента как нечто бездушное, нечто, что должно работать так, как задумывает автор эксперимента. Тогда кем же является сам автор эксперимента? Ответ даёт сам автор — Леруа ощущает себя богом на шестой день творения, но при этом он обычный человек, а значит он не иначе как сумасшедший. Такие сумасшедшие способны творить самое дикое зло, прикрывая это благими намерениями. Так, например, японские ученые, называя живых людей бревнами творили с ними то, что я даже и представить себе не могу. Должна ли существовать такая наука, к этому ли мы стремимся, хотим ли мы прогресс такой ценой, вот в чем вопрос. | ||||
| ||||
«Петля гистерезиса» |
| |||
Manowar76, 03 марта 2022 г. в 11:18 | ||||
Вторая часть условной дилогии Варшавского «Евангелие от Ильи». Произведения связаны только темой религии. Если микрорассказ «Игра» — неостроумная юмореска о том как Сатана провёл Бога-лудомана, то повесть «Петля гистерезиса» сравнивают ни много ни мало — с «Се человек» Муркока! Крайне отдалённое будущее (о христианстве уже забыли. Или придуряются? Или историю не учат?). Исследователь Курочкин, которого я с первых строк начал представлять себе как товарища Новосельцева из «Служебного романа», приходит в Управление путешествий во времени, чтобы отправится в первый век и доказать мифичность Иисуса Христа. Пускается в глуповатые софистические споры с Хранителем Времени, получает реквизит, динарии и пшеничную, и отправляется в прошлое, доказывать, что Христа не было. Буквально за пять дней, так и не осознав этого, как и Глогауэр из «Се человек», на ровном месте создаёт миф о Спасителе. Надувной хитон, который не позволил Курочкину утонуть, помню с детства. Все евангельские тезисы проистекли, по Варшавскому, из сложностей перевода. Курочкин им об одном, а они в меру своего развития всё поняли. Превратно. Бузусловно, как с одной из деконструкций главного христианского мифа, с «Петлёй» стоит ознакомиться. Но нарочитая глуповатость учёного из будущего, и общий натужно-юмористический тон, не дают воспринимать эту повесть всерьёз. 7(ХОРОШО) | ||||
| ||||
«Фантастика вторгается в детектив, или Последнее дело комиссара Дебрэ» |
| |||
Rajt, 19 ноября 2021 г. в 12:46 | ||||
Нет, если включить режим «зануда ON aka Сэмюэл Клеменс» (помните его анализ Кожаного Чулка?), то ляпы имеют место быть. Я, например, не видал ни одного пациента с отравлением опиатами с расширенными зрачками. А вот Дебрэ сразу даму в опиумные наркоманки по расширенным зрачкам определил, хотя логичнее было в кокаинистки записать. Или баловство первитином предположить. Хотя хрен редьки не слаще. Впрочем, и назвать перно «сиропом от кашля» — это слишком (вольтаж анисового пастиса, который в то время использовали из-за запрета в Европах натурального абсента перно, пусть даже в 30-45 градусов, как бы намЯкивает, не говоря уж о натурпродукте с его стартовыми 70 градусами), фирма «Pernod» вомущена таким афронтом автора. Ну и у трупа десятичасовой выдержки расслабленные мышцы как-то маловероятны. Впрочем, это так, мелочи. А если не включать, а просто посмотреть на характеры героев? Вот тут-то и увидим живого комиссара Дебрэ: картонный-то без проблем пережил бы вынужденную отмену никотина, и прессинг по этому поводу ему был бы фиолетов, ибо отсутствовал он, прессинг. И дремота комиссара, в которую клонит после еды — она как-то для живых людей характерна. Да и эпизодически появляющийся доктор Мелинда не кажется трафаретным образом. Ну, а мадам Стрелкина с целым чемоданом «Памира»... Детективная составляющая представлена на высоком уровне — кажется, что читаешь натурального Сименона. И фантастический компонент внушает, не побоюсь этого слова. Обвинения в политизированности... Ну, не стоит забывать время написания произведения — все тогда писали так, правила публикации обязывали. Даже нонешний светоч демократизации белорусского народа, Светочка Алексиевич, во время оно, еще не прозревши, не став лауреатом Нобелевской премии, признавалась в любви к «Железному Феликсу». Получился, скажем так, чудесный шарж на сименоновского комиссара Мегрэ. | ||||
| ||||
«Курсант Плошкин» |
| |||
Adim, 23 сентября 2021 г. в 22:40 | ||||
Случайно натолкнулся на этот рассказ, рассказ достойный отзыва. Недостойно и глупо писать отзыв на плохое или слабое произведение, а на чудесное и сильное — сложно. Чем покорил меня «Курсант Плошкин» — добротой. Именно добротой, добротой сюжета, милыми подробностями быта (вспомнить чайную церемонию), ностальгическими воспоминаниями старого волка о былой гордости парусного флота и водных приключениях, о наивности, о покорности любому возрасту любви, и о ревности. А развязка — это жемчуг, пускай и немного предсказуемый. Браво Маэстро! | ||||
| ||||
«Фантастика вторгается в детектив, или Последнее дело комиссара Дебрэ» |
| |||
Darth_Veter, 21 февраля 2021 г. в 21:26 | ||||
Весьма неплохой детектив в стиле Жоржа Сименона. Автор изменил фамилию главного сыщика с Мегрэ на Дебрэ и немного «поиграл» с его личностью. Ничего зазорного в этом нет: герой-то чужой, капиталистический. К тому же автор обожал вскрывать у подобных героев «второе дно». Достаточно вспомнить его рассказ про Шерлока Холмса в том же сборнике — автор нашел другое объяснение «машинности» мышления великого детектива и безошибочности его суждений. В данном рассказе-повести Дебрэ тоже имеет это самое «второе дно», хотя о нем вначале не подозревает не только читатель, но даже и сам сыщик. Классический сюжет: убийство известного рантье из богатого семейства вскрывает как семейные проблемы этого древнего рода, так и пороки капиталистического общества (жажда наживы, наркомания, продажность, бесчеловечность). Но всё это уже неоднократно отмечалось корифеями жанра и перестало быть оригинальным. Варшавский по традиции ломает эту надоевшую всем обыденность, добавляя в сюжет той самой парадоксальности, о которой говорит русская практикантка Зоя. До поры до времени она никак не проявляет себя, чтобы читатель успел хорошенько вникнуть в суть стиля известного сыщика и составить свои собственные интерпретации происходящему. И когда та совпадает с трактовкой самого детектива, читатель чувствует себя польщенным и гордым от того, что по силе своего интеллекта он оказался равным прообразу Мегрэ! Но не тут-то было! Самое интересное писатель оставляет «на посошок», вскрывая в данном простом деле «второе дно». Докопаться до него весьма непросто — недаром, по сюжету рассказа, его предлагает вычислительная машина, работающая по комбинированному алгоритму «детектив-фантастика». То, что получается в итоге, в корне меняет как саму разгадку, так и наше мнение о великом детективе. --------------- РЕЗЮМЕ: оригинальная интерпретация классического детектива о похождениях комиссара Мегрэ, изложенная в фантастическом ключе. Определенно, достойна внимания любого почитателя творчества Сименона! | ||||
| ||||
«Инспектор отдела полезных ископаемых» |
| |||
Darth_Veter, 15 февраля 2021 г. в 20:26 | ||||
Довольно неплохой детектив от советского «мистера Шекли». Сюжет его завлекает своей запутанностью и неординарностью. На далекой планете Мези произошла трагедия: погиб инженер проходчиков, осваивавших крупное месторождение иридия. Головная фирма подозревает, что диверсию и убийство организовали конкуренты и отправляет на планету частного детектива под прикрытием. Подозреваемых всего трое, так что проблем быть не должно. Только вот с самого начала что-то не заладилось, и дела пошли не по заранее намеченному пути... Фабула у повести захватывающая и действительно увлекает. В конце выясняется, что у разгадки двойное (или даже тройное) дно, так что истина откроется далеко не сразу! Правда, автор немного сжульничал: настоящую причину всех аномалий на Мези читателю вскрыть не удастся из-за банального сокрытия информации рассказчиком. Кому-то эта причина покажется надуманной, искусственной. Однако, тут автор прав — я, как физик, могу это засвидетельствовать. Другое дело, что эта причина никак не следует из откровений подозреваемых и личных наблюдений детектива (точнее, об этих наблюдениях он тактично умалчивает). Сделано это специально, чтобы удивить нас «двуслойным» финалом (плюс третий слой, описанный в авторском послесловии). Развязка хоть и тривиальная, но поражает нас тем, что заставляет заново пересмотреть всю историю с наймом детектива под другим углом зрения. Нечто подобное по стилю я видел в известном китайском фильме «Герой», где одна и та же история рассказывалась по-разному четырежды (!), но в итоге правильным оказался пятый (!!) вариант, который «додумал» сам Император. Забавно читать в послесловии, что автор «воздерживался от описания ряда натуралистических сцен» (читай: от сексуально-эротических сцен). Сегодня это уже не считается зазорным, ибо читатель (и зритель) в достаточной степени развращен всеми фривольностями буржуазной культуры, чтобы стыдливо прятать свое лицо при слове «половой акт». Даже не знаю, хорошо это или всё же не очень... ----------------- ИТОГ: традиционно-запутанный детектив западного образца в исполнении советского фантаста. Сам фантастический антураж понадобился автору для создания модели изолированного общества людей, члены которого медленно сходят с ума. Приятное и доступное чтение для настоящих ценителей космодетектива. | ||||
| ||||
«Старики» |
| |||
Darth_Veter, 06 февраля 2021 г. в 21:15 | ||||
А вы выбрасываете свои старые вещи на помойку? Если нет, то всё, о чем говорится в данном рассказе, уже не будет для вас тайной. Ежели вы не страдаете излишней сентиментальностью и с легкостью освобождаетесь от некогда нужных вам вещей, советую прочесть этот рассказ, чтобы понять, что чувствует отвергаемый вами предмет. Конечно же, машина мыслить еще не умеет, и души у нее нет. Но есть связанные с ней воспоминания о прожитой жизни, поэтому начальник отдела программирования Семако воспринимает этот набитый электроникой шкаф не как машину, а как живого человека. И не торопится менять его на более совершенную модель. Но на старой технике никак не выполнить задание Комитета по астронавтике... Мы часто одухотворяем те предметы, с которыми нам часто приходится сталкиваться в повседневной жизни. «Ну, родная, оживай!», говорим мы старой машине, которая всю ночь простояла на сильном морозе и отказывается заводиться. Почти те же слова услышит от нас и старый компьютер, верно служивший нам десяток лет, на дисках которого скопилось сотни мегабайт нашей личной биографии во всех форматах. Давно надо было б, конечно, скопировать ее на лазерные диски (или флешки), но всё как-то недосуг. Да и боязно: а вдруг там она перестанет читаться? Вот и мой компьютер верой и правдой служил мне с 2007 года, пока два года назад его не убила молния. Хорошо хоть, что винчестер остался жив, и хранящиеся на нем архивы не пропали! Собрал новую схему и продолжаю использовать старое оборудование, сохраняя преемственность поколений. Старушке-Европе не понять наш русский менталитет: у них во всех супермаркетах стоят специальные корзины для разрядившихся мобильников — европейцы их не заряжают повторно, а просто выкидывают! Ну что ж, зарплата им позволяет. У нас же подобная техника будет служить долго, пока совсем не откажет. В 20-м веке ее еще как-то ремонтировали, а вот сейчас перестали. Даже не знаю — к добру это или к лиху? ---------- ИТОГ: сентиментальная история о привязанностях нашего человека к привычным вещам и истоках русского ретроградства. Не торопитесь менять старое на новое: а вдруг у таких вещей действительно есть душа? | ||||
| ||||
«Побег» |
| |||
vgi, 19 ноября 2020 г. в 19:56 | ||||
Илья Варшавский, как известно, писал юмористическую фантастику. Но не только. И когда он не шутил, то обычно бывал довольно мрачен. Пожалуй, он — автор самых депрессивных вещей в советской фантастике (которая в целом, как известно, смотрела на мир и человечество довольно оптимистично). Да и его как-бы-смешные произведения тоже выделялись из общего ряда — ведь шутя можно сказать многое, что тебе не дадут сказать всерьёз. Впрочем, «Побег» мрачноват даже для Варшавского. Нечего даже надеяться, что он даст читателю или своим героям хоть какой-то намёк на выход. Спойлерить не буду, но вы и по другим отзывам сможете догадаться, что всё кончится плохо. Формально пессимистические вещи Варшавского рассказывают о неком капиталистическом государстве Донамага. Но это нехитрый приём и в прежние времена вряд ли мог обмануть читателя, а уж сейчас-то всем точно ясно: всему человечеству, безотносительно общественно-политической формации, писатель пророчил очень печальное будущее, причем ещё в те времена, когда у нас принято было смотреть вперёд с оптимизмом. | ||||
| ||||
«Петля гистерезиса» |
| |||
Фэтти, 22 декабря 2019 г. в 01:33 | ||||
Хороший веселый рассказ. Головная боль Пилата натолкнула меня на догадку — может быть, Варшавский написал его под влиянием «Мастера и Маргариты»? Во всяком случае полемика с Булгаковым просматривается. Но есть один момент, задевший меня как атеиста. Рассказ вроде бы антирелигиозный, и вроде бы убедительно опровергающий Евангелие (или осмеивающий, если хотите). Однако чувствуется в рассказе какая-то скомканность, недоговоренность — будто бы Варшавский намеренно разоблачил библейскую легенду не до конца. И в самом деле. Курочкин заявился в Палестину за четыре дня до Голгофы. И поспешил, создав петлю гистерезиса. Вот если бы он прибыл непосредственно в день распятия или вскоре после него — тогда была бы возможность опровергнуть или подтвердить существование Христа, расспросив жителей Иерусалима. А так... Разоблачение чудес тоже выглядит не слишком убедительным — да и не все они упомянуты. Так что это еще одно из слабых мест рассказа. Одним словом — если бы Варшавский написал не рассказ, а повесть, где более подробно прописал бы приключения Курочкина — было бы другое дело. А так гораздо убедительней выглядит «Библия для верующих и неверующих» Ярославского. Или рисунки Эффеля. | ||||
| ||||
«Ветеран» |
| |||
Стронций 88, 28 октября 2018 г. в 19:51 | ||||
Разрази меня гром! А ведь эта вещь нравится мне даже больше чем фантастика автора! Вы только поглядите, насколько она классная, как много тут живого сочного юмора – рассказ просто невозможно читать без смеха, причём смеха такого, смешенного с восхищением. По сути, весь сюжет – это инструктирование молодого судового механика по поводу приёмки спущенного на воду корабля. Инструктирование проводит вышедший на пенсию старый механик… И – что это за механик! Собственно самого инструктажа тут с гулькин нос, а львиная доля – это всевозможные морские байки (что удивительно, многие из которых действительно связанны с приёмкой!). И – Господи! – да я просто балдел от них! А что ещё добавляло симпатии, так это знание дела – видно же, что для автора и море и все хитрости работы судового механика, не художественный вымысел, а часть жизни (и мы-то знаем, что так оно и есть!) – и оттого все эти тонкости яркие и живые, истинные. И, в конце концов, мы действительно узнаём все нюансы (те самые, о которых в учебниках не пишут, но такие жизненные тонкости, типа путаницы ключей или невозможности уснуть ночью из-за звуков множества переговорных и сигнальных устройств) приёмки корабля! Все, даже самые неприглядные! А уж байки – это просто сладость! Вы знаете, и раньше ощущалось, что автор пишет рассказы с любовью, с удовольствием, оттого они и выходят всё сплошь сочными. Но здесь, в рассказе, в котором нет, собственно, никакой фантастики, где всё, кажется, очень близко автору, всё ему знакомо, всё ему любимо – это ощущение выходит на какой-то качественно иной уровень. Сама любовь к тому, что он пишет, выходит на иной уровень. И поэтому от рассказа не оторваться, и эмоции от всего очень яркие – это не просто смех, через всё это есть и какое-то тепло, какая-то радость сокровенного, испытанная романтика, часть души. Да и сами эти байки – я запомнил их все, да так что они наверняка останутся со мной надолго – эти маленькие смешные до слёз шедевры! Блистательный рассказ! | ||||
| ||||
«Побег» |
| |||
Стронций 88, 20 августа 2018 г. в 15:01 | ||||
Вообще, автор сразу доказал, что его произведения это не что-то «лёгонькое» как я думал до того, как взялся его читать. А истории из цикла о Дономаге дали понять, что автор не просто способен на сильные антиутопии, он способен на вещи серьезные, жёсткие, в каком-то смысле даже мучительные. Это всего второй рассказ из цикла мной прочитанный, но такой вывод уже можно сделать. Да и стиль тут какой-то иной – какой-то холодноватый и, в то же время, жгучий этим; лаконичный, но эта лаконичность содержит в себе нечто большее, чем иное многословие, в нём больше муки, больше неуютного и жестокого. И умение писать осязаемо, реалистично, оно тоже тут, добавляя практически физическое к ощущениям от рассказа. Этот концлагерь чувствуется, очень чувствуется. Он просто давит как пресс сверху и со всех сторон – давит и физически и морально. И именно последнее, по-моему, делает его страшнее, чем немецкие лагеря смерти, с которых, он во многом, мне кажется, и списан. А концовка – и удивительная, и пугающая. Автор, кажется, поднял тему «пытки надеждой» на иной уровень, показав всю силу мечты и надежды. Жаль только, что сила эта в руках палачей. Сильный рассказ. И эмоциями, и «физикой», и смыслом с этой довольно неожиданной концовкой. И во многом выходит он за рамки фантастики, есть в этом какой-то мостик в реальность, в нашу действительность даже. Ведь так легко управлять человеком, давая ему лишь надежду. А что если уже в каком-то смысле, на каком-то уровне управляют?.. | ||||
| ||||
«Молекулярное кафе» |
| |||
Нортон Коммандер, 04 мая 2018 г. в 22:39 | ||||
Это даже не рассказ, а короткая зарисовка, но атмосфера в ней какая-то особая, запоминающаяся, светлая и чуть-чуть печальная. (Хотя и не совсем понятно, кем приходятся друг другу герои рассказа.) Многие из описанных здесь научно-фантастических чудес к нашему времени уже имеет реальные прототипы. Уже существует молекулярная кухня (современный термин будто бы взят именно отсюда), синтетическая пища, электронное меню; уже есть рестораны, где еду готовят и доставляют автоматы; уже появляются механизмы, управляемые мысленно. | ||||
| ||||
«Тараканы» |
| |||
glupec, 25 января 2018 г. в 00:19 | ||||
Варшавский ошибся только в одном: общество потребления -- это не изобилие. «Жрать, жрать, жрать» -- да, тысячу раз да. Все строится на этом. И на блестящих дорогих игрушках -- смартфонах. Кроме этого, людям ничего не надо... Ни книг, ни дисков, ни модных блейзеров с шузами. Если чо, старые будем донашивать. Ну а так-то... Весь кошмар, описанный в рассказе, уже лет пять как сбылся. Правда, мыслящих горилл -- нам на смену -- пока не предвидится. з.ы.: То, что в стране ходят деньги, совсем не означает, что гг (да и другим) есть чем заняться. Кто-то живет на пособие; друг гг (как он сам говорит) пишет ненужные монографии (синекура, дающая видимость общественно-полезной работы). Сам гг -- графоман (мы бы сейчас сказали -- МТА)... Короче, вполне узнаваемые реалии. | ||||
| ||||
«Курсант Плошкин» |
| |||
amak2508, 16 июля 2016 г. в 19:51 | ||||
Шутливый рассказ с преувеличениями. И все бы в нем хорошо: и читается он легко и с интересом, и сюжет Варшавский умеет выстраивать, но вот беда — его простота приводит к тому, что сразу после фраз Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть) дальнейшее развитие событий и финал становятся для читателя абсолютно ясными и дальнейшее чтение уже превращается в простую формальность.«Курсант Плошкин отказался пройти медосмотр» и « Он говорит, что он... она... девушка» Но, как уже не раз говорилось, писать Варшавский умеет — и сам текст очень легкий и увлекательный, и всяких небольших шуточек в нем хватает. Поэтому, даже перечитывая этот веселый рассказ в n-ный раз, все равно получаешь немалое удовольствие от его простого, но почему-то определенно поднимающего настроение текста. | ||||
| ||||
«Побег» |
| |||
Dan-Master, 10 ноября 2013 г. в 12:54 | ||||
Блестящий рассказ. Очень сильное произведение, но очень жестокое. Безусловно Варшавский прошедший войну и видевший многое мог найти и такой ход. Но .... очень, очень цинично. Хотя если взглянуть в суть проблемы, все на самом деле так и есть. Во все времена надсмотрщики пытались выжать из рабов максимум. В третьем рейхе даже мертвый приносил рейху 200 марок. И «электрогипноз», упоминаемый в произведении, только переводит форму управления личностью на бессознательный уровень, выжимая его досуха. А используемые в настоящее время методы, дают хоть и менее эффективный, но так же предсказуемый результат. Хочется верить, что человечество все же ушло от такого пути развития, по крайней мере хочется в это надеется. | ||||
| ||||
«Старики» |
| |||
amak2508, 02 июня 2013 г. в 10:12 | ||||
Ничего, как говорится, особенного, но: очень трогательно, весьма жизненно и совершенно неожиданно остроумно. К достоинствам также можно отнести легкость чтения и уже привычную для Варшавского краткость. По сути же рассказа — ну кто из нас хотя бы изредка не одушевлял окружающие его вещи и не говорил им что-нибудь (как правило нелицеприятное :) ). Просто с возрастом это происходит все чаще... И еще одно замечание: рассказ безнадежно устарел технически (чего стоит одна вычислительная машина, проработавшая 30 лет), но, что удивительно, читая его, абсолютно не обращаешь на это внимания — сюжету и мыслям автора это абсолютно не мешает. | ||||
| ||||
«Ветеран» |
| |||
vgi, 31 июля 2012 г. в 16:46 | ||||
«Медная калябра», и этим всё сказано! Замечательный, очень смешной... рассказ? (рассказ ли? — затруднюсь определить форму произведения), доказывающий, что настоящему мастеру границы жанров не указ. При всём моём уважении к фантастике Варшавского признаюсь, что этот рассказ — из самых любимых, хотя фантастики в нём и нет (ну, так скажем, почти нет). Даже если допустить, что он состоит из морских баек, не самим Ильёй Иосифовичем придуманных, всё равно Веллер с Довлатовым нервно курят в углу. P.S. Добавлю — я не имею ни малейшего отношения к морю или флоту. Что опровергает утверждение одного из лаборантов о том, что рассказ мол, интересен, только специалистам. | ||||
| ||||
«Призраки» |
| |||
god54, 06 февраля 2010 г. в 12:22 | ||||
Очень хороший рассказ, об одиночестве в мире научно-технического прогресса. Аж за душу берет. Но вот концовка абсолютно разозлила и увела в сторону. И испортила все впечталение о рассказе. | ||||
| ||||
«Час в эфире» |
| |||
ii00429935, 07 ноября 2009 г. в 17:14 | ||||
Ироническая зарисовка из жизни автора, связанная с его работой в качестве телевизионного ведущего. Мне довелось бывать на записях телепередач и, по моим наблюдениям, жизнь ТВ 70-х, как ее описал Варшавский, и 90-х-2000-х годов не сильно отличаются. Написано легко, с хорошим юмором, непременно стоит прочесть всем, кто интересуется не только литературным творчеством Варшавского, но и его личной жизнью. | ||||
| ||||
«Ветеран» |
| |||
ii00429935, 07 ноября 2009 г. в 17:06 | ||||
Чтение на любителя. Развернутый монолог старого «морского волка» поначалу читается легко, напоминает по стилю ироническую прозу Довлатова или Веллера. Понимаешь, конечно, что в рассказ вплетены откровенные байки (трудно представить, что взрослый человек не знает о том, что минтай это рыба такая), но сразу видно, что Варшавский, выпускник мореходного училища, о море и моряках мог говорить часами. Но в целом, на мой взгляд, сильно затянуто и к финалу автор уходит в такие специально-технические дебри, что если вы с детства не бредили морской службой, боюсь, будет скучно. | ||||
| ||||
«Игра» |
| |||
ii00429935, 07 ноября 2009 г. в 16:59 | ||||
Очень сильный рассказ, в котором на трех страничках уместилась практически вся мировая история, над которой автор размышляет с горечью и иронией. Да, сама идея, наверное, не нова. Про битву Бога с Дьяволом в сердцах людей сказано еще в романе «Братья Карамазовы». Здесь, конечно, не битва, а игра, но в этом ли суть?.. Хочется также отметить, что для советского писателя 1966 года написать рассказ, где всего два персонажа — Бог и Дьявол — было большой смелостью. Вот уже 40 с лишним лет прошло, и как же много очков сумел набрать Сатана в этой игре, порой страшно становится: что же дальше? | ||||
| ||||
«Новое о Шерлоке Холмсе» |
| |||
ii00429935, 01 ноября 2009 г. в 16:55 | ||||
Автор тонко подметил штампы, свойственные рассказам о Шерлоке Холмсе, и сумел собрать их в совсем маленьком рассказе. Забавно, в качестве пародии достойно внимания, правда, ближе к финалу Варшавский ушел в сторону юмора абсурда, который не всем придется по душе. | ||||
| ||||
«Инспектор отдела полезных ископаемых» |
| |||
ii00429935, 01 ноября 2009 г. в 16:51 | ||||
«Два жанра в одном» — фантастику и детектив — удачно совместить удавалось немногим писателям. Что здесь приходит на ум? «Отель «У погибшего альпиниста» Стругацких, конечно же. Детективные истории от Ильи Варшавского смело можно поставить в один ряд с шедевром Стругацких. «Инспектор отдела полезных ископаемых» — хорошая стилизация под западные детективы (автор вспоминал, что специально добивался того, чтобы по стилю это напоминало перевод с подстрочника), а еще это триллер о промышленном шпионаже сразу с несколькими неожиданными финалами. И все это подано с легкой иронией. «Инспектор...» — не пародия на штампы жанров,как советские мультики «Шпионские страсти» и «Ограбление по...», а именно ироничное произведение, где есть острый сюжет, детективная интрига, фантастический элемент, но все это чуть не всерьез. | ||||
| ||||
«Дневник» |
| |||
ii00429935, 25 октября 2009 г. в 17:07 | ||||
Отличный рассказ, смешной и грустный одновременно. О любви и об одиночестве. Ну и конечно, на излюбленную тему Ильи Варшавского — о том, как машины «уживаются» с человеком и как они способны влиять друг на друга... Дневник, который ведет компьютер, а по сути монолог одинокой женщины — очень интересная форма выбрана автором. Будь я режиссером, честное слово, сделал бы на основе этого рассказа моноспектакль с какой-нибудь хорошей актрисой! | ||||
| ||||
«Решайся, пилот!» |
| |||
ii00429935, 24 октября 2009 г. в 15:41 | ||||
К фантастике этот рассказ можно отнести очень условно. Герой мог бы быть не космическим пилотом, а просто летчиком. Или машинистом поезда. Или старым рабочим, который ликвидирует аварию в цехе, чтобы всех спасти. Или даже полицейским, который перед уходом на пенсию получает дело о преступлении века. На тему «не стареют душой ветераны» написано километрами самой разной по качеству литературы.Помнится, у Войновича в сатирической повести «Шапка» главный герой, писатель Рахлин штамповал подобные романы почти промышленным методом. Варшавский, безусловно, писатель талантливый, и неожиданный финал этой истории многое меняет в оценке рассказа. Но чтобы добраться до финала и убедиться, что «Решайся, пилот» — не набор штампов, от читателя потребуется терпение. | ||||
| ||||
«Петля гистерезиса» |
| |||
OHA, 23 октября 2009 г. в 09:32 | ||||
С детства люблю этот рассказ. И сюжет интересный, и философия, и юмор. | ||||
| ||||
«В атолле» |
| |||
Alexandre, 22 июня 2009 г. в 15:56 | ||||
В общем идея такова — людям, которые должны через три месяца умереть, дали возможность перед смертью пожить по-человечески. Вот и весь рассказ. Не вижу тут ничего для каких-то чувств. Всё остальное приходится додумывать самому. И в зависимости от настроения додумывающего, получается совершенно разный конец — от радостного возвращения корабля с доктором, научившимся лечить болезнь и успешно её вылечившем (наиболее вероятный вариант) до гибели всего человечества, потому что это больным, а не здоровым следует быть в скафандрах, если уж болезнь так заразна (ещё более вероятный вариант). Так что здесь автор чего-то перемудрил. В итоге рассказ нельзя назвать удачным, хотя некоторые начальные сценки и описания неплохи. | ||||
| ||||
«Ветеран» |
| |||
Yazewa, 22 мая 2008 г. в 20:27 | ||||
Этот шедевр я знаю и помню с детства. Медная калябра и тррропический кочегаррр с персональной лопатой фигурировали в нашей речи с завидной регулярностью. Хотя уже и не помнилось, откуда это. Сейчас я с огромным удовольствием восстановила в памяти все произведение. На мой вкус, это лучший рассказ Варшавского! | ||||
|
Страницы: 1 [2] 3 4 5 6 . . . 12 13 14 15 16 (+10)»