Пётр Андреевич Павленко — русский советский писатель, сценарист и журналист. Известнейший деятель культуры сталинской эпохи, когда многие его произведения активно пропагандировались и считались классикой. Член Союза писателей СССР с 1934 года. Бригадный комиссар. Депутат Верховного Совета СССР с 1950 года. Орденоносец: орден Ленина (1939), орден Красной Звезды (1940), орден Красного Знамени (1943). Лауреат четырёх Сталинских премий Первой степени: 1941 года за сценарий фильма «Александр Невский», 1947 года за сценарий фильма «Клятва», 1948 года за роман «Счастье», 1950 года за сценарий фильма «Падение Берлина».
Родился 29 июня (11 июля) 1899 года в Санкт-Петербурге. Отец — мелкий чиновник, мать — учительница. Вскоре после рождения сына семья вынуждена была из-за туберкулёза, открывшегося у матери, перебраться в Тифлис. Мать вскоре умерла, отец, снова женившийся, едва мог заработать на пропитание. Однако отцу удалось устроить мальчика в Тифлисское реальное училище. По воспоминаниям Павленко, его несколько раз исключали оттуда за невзнос платы. Жили в Нахаловке — беднейшем районе города. В 1917 году закончил реальное училище, учился в политехникуме в Баку (1917—1920). В начале 1919 года вступил в ВКП(б).
С 1920 года служил в Красной Армии на должности военного комиссара в составе Куринской речной флотилии. В 1921 году Павленко впервые выступил в печати на страницах тифлисской красноармейской газеты «Красный воин», созданной С.М. Кировым и редактировавшейся одно время Дмитрием Фурмановым. Демобилизовавшись в 1921 г. по болезни, он стал постоянным газетным корреспондентом, написавшим и опубликовавшим множество статей на различные темы. В 1924-м Павленко назначен секретарем Константинопольского представительства по торговле в Турции. Это обострило его давний интерес к Востоку. Все три года работы в Турции он не оставлял и литературной деятельности, сотрудничая в «Одесских известиях» и тбилисской газете «Заря Востока» С 1925 года он публикует статьи и очерки, а затем и рассказы, посвящённые Турции, подписываясь псевдонимом Суфи. Пишет большой цикл «Азиатских рассказов» и небольшую повесть о Лермонтове («Тринадцатая повесть»). Всеволод Иванов, познакомившись с Павленко, предложил ему работу в журнале «Красная новь».
По возвращении в Москву в 1928 году Павленко примкнул к группе «Перевал», в 1929 совместно с Б. Пильняком написал рассказ «Лорд Байрон». Но в декабре 1930 года он отходит от «Перевала» с его аполитичностью и культом формы, включается в активную литературно-общественную жизнь. Павленко отправляется с группой писателей в Среднюю Азию. Итог поездок — повесть «Пустыня» (1931) и сборник «Путешествие в Туркменистан» (1932). В этих произведениях при остроте и отточенности формы чувствуется аналитический взгляд на социальную действительность. Известным достижением Павленко явился роман «Баррикады» (1932) о Парижской коммуне: по своему интернациональному пафосу он был тесно соотнесён с современностью. Вскоре Павленко стал одним из ведущих литературных функционеров. Он является автором сценариев известнейших фильмов советской эпохи: «Александр Невский» (совместно с Сергеем Эйзенштейном; 1938), «Яков Свердлов» (1940).
Павленко участвует в финской кампании корреспондентом армейской газеты «Героический поход» (около 70 очерков, статей и обзоров, подписанных «П. Павленко», «П. Андреев», «Ал. Невский», «А. Невский»), а затем в Великой Отечественной войне в качестве фронтового корреспондента «Правды» и «Красной звезды». По его повести «Мстители» снимается и в 1943 году выходит на экраны фильм «Славный малый» (сценарий написан совместно с Алексеем Каплером). В годы Великой Отечественной войны наряду с многочисленными статьями и корреспонденциями Павленко пишет ряд рассказов, военных заметок (вошли в книги «Путь отваги» (1942), «Народные мстители» и т.д.) и повестей. Военным корреспондентом он был совсем не тыловым — например, в мае 1942 года, после разгрома Крымского фронта, стал одним из немногих и одним из последних, кто сумел спастись через Креченский пролив вплавь, проплыл весь пролив от Керчи до Таманского полуострова на автомобильной покрышке. После демобилизации в мае 1945 года (в звании полковника) по причине ранения и обострения туберкулёза — осенью переехал в Крым.
До конца жизни по состоянию здоровья жил в Крыму, где создал Крымскую писательскую организацию и руководил ею. Добился издания альманаха «Крым» и был его редактором. Продолжил работу для кино, написал сценарии «Клятва» (1946), «Падение Берлина» (1947). Написал повесть «Степное солнце» (1949) и совместно с Александром Галичем — киносценарий по этой повести. Центральным среди произведений Павленко стал роман «Счастье» (1947), где «нашла воплощение ведущая тема его творчества — тема партии».
Фантастическое в творчестве автора:
В советскую фантастику Павленко вошёл военно-утопическим романом «На Востоке» (1937), повествующем о блестящей победе Красной Армии над империалистической Японией и социалистической революции в Китае, Корее и Японии.
Роман начал публиковаться в журнале «Знамя», а затем его текст перекочевал полностью и в отрывках во многие другие издания — центральные и местные, печатался даже в специальной обработке для детей. В романе Павленко японцы сначала наступают, стреляют и явно на что-то рассчитывают. Но выступление Сталина в Большом театре мгновенно меняет ход войны. «Заговорил Сталин. Слова его вошли в пограничный бой, мешаясь с огнем и грохотом снарядов, будя еще не проснувшиеся колхозы на севере и заставляя плакать от радости мужества дехкан в оазисах на Аму-Дарье... Голос Сталина был в самом пекле боя. Сталин говорил с бойцами в подземных казематах и с лётчиками в вышине. Раненые на перевязочных пунктах приходили в сознание под негромкий и душевный голос этот...»
Под «негромкий и душевный» голос вождя красная авиация уничтожила главный штаб японцев в Токио. После чего в Китае, Корее и Японии вспыхнули народные восстания в поддержку СССР, переросшие в пролетарские революции. Война в романе Павленко кончается победой революции в Японии, где пленные строят интернациональный город Сэн Катаяма, перевоплощаясь из самураев в «строителей новой жизни» и «пропагандистов новой, социалистической эры человечества».
©БорЧ для fantlab.ru (по материалам сайтов Википедия и Хронос)