Мы должны научиться мыслить по-новому,
не утратив при этом необходимой доброты.
Добро было дискредитировано тем, что мы
видели вокруг себя примеры доброты неумной,
лишённой чувства реальности. Поэтому демо-
ническая стихия разрушения стала пользовать-
ся таким успехом в литературе… Если бы все
наделённые фантазией люди искали действен-
ные и серьёзные формы добра, ему легче было
бы победить.
Харри Мартинсон.
Харри Эдмунд Мартинсон (Harry Edmund Martinson) — шведский романист, эссеист, журналист и «первый поэт космической эпохи», — классик шведской литературы 20 века и Нобелевский лауреат 1974 года.
Родился в Йемсхеге, в провинции Блекинг на юге Швеции. Его отец, Мартин Олофссон, капитан дальнего плавания, умер, когда мальчику было всего 6 лет. Вскоре после этого мать бросила Харри и шестерых его сестер и эмигрировала в Америку, а дети были отданы в приют, причем один из самых бедных. Детские годы Мартинсон провел в различных воспитательных домах, из которых часто убегал. В конце первой мировой войны, еще подростком, Харри отправляется в Гетеборг, где устраивается юнгой на корабль, побывал во многих странах мира, с юности получил пристрастие к странствиям. Отправляется в Гётеборг, где устраивается юнгой на корабль. С 1920 по 1927 год он работал кочегаром и матросом, сменив 14 кораблей. Часто он убегал с кораблей в портах Индии, Китая и Южной Америки, работал там портовым рабочим или просто бродяжничал. Туберкулез, от которого Мартинсон впоследствии вылечился, вынудил его в конце концов бросить бродячую жизнь. Расставшись с морем, он начинает писать стихи.
В литературу пришёл как самоучка. Первое стихотворение («Правдоискатель») опубликовано в 1927 году. В 1929 году, тогда еще начинающие писатели Артур Лундквист, Эрик Асклунд, Хари Мартинсон, Густав Сандгрен и Юсеф Челлгрен, вдохновиляясь утопическими соально-политическими идеями, выпустили в свет антологию модернистской поэзии «Fünf Junge», построенных на приципах так называемого «примитивизма». В том же году вышел в свет и первый сольный сборник импрессионистической поэзии Мартинсона «Корабль-призрак» («Spokskepp»,1929), навеянный Киплингом с его «Семью морями», а также стихами шведского критика и поэта-модерниста Артура Лундквиста.
Для более поздних сборников «Природа» (1934), «Пассат» (1945), «Цикада» (1953), написанных преимущественно белым стихом, заметно стремление автора к философскому осмыслению природы и тематичски они восходят к примитивизму.
В 1934 году был приглашён в СССР, наблюдал за работой Первого Всесоюзного съезда писателей. Впрочем, оказался настолько разочарован советской действительностью, что уже в 1940 году в составе шведского добровольческого корпуса намеревался участвовать в «зимней» («финской») войне на стороне Финляндии. Стал убеждённым сторонником борьбы с тоталитаризмом.
В 1935 году Мартинсон пишет свой первый роман «Крапива цветет» (Nasslorna blomma, 1935), навеянный воспоминаниями своего тяжелого сиротского детства. Через год после первого романа последовал второй, « Vagen ut» (1936), где описываются юношеские годы Мартинсона. Несмотря на все перенесенные писателем трудности, эти романы, автобиографические по материалу и образные по духу, совершенно лишены горечи. В сборнике «Кочевник» (1931) и в книгах путевых зарисовок «Resor utan mål» (1932) и «Kap farväl» (1933), романе «Дорога в Царство Колоколов» (1948) Мартинсон развивает утопическую идею о вечном бродяжничестве как средстве преодоления зла буржуазной цивилизации.
Во время Второй мировой пережил творческий кризис и депрессию.
Единственный за всю историю пролетарий-самоучка, принятый в Шведскую академию (1949).
Работу над одним из главных своих произведений, — философской эпико-символической поэмой в 103 песнях — «Аниара» («Aniara») – Мартинсон начал в 1953 году, первую часть завершил в 1956-м.
Эпический цикл повествует о странствии межпланетного ковчега «Аниара» (названного автором голдондер), — космического корабля, на борту которого 8 тысяч беженцев спасаются от постигшей Землю атомной катастрофы. Космический корабль воспринимается читателем и как завершённый в себе мир, и как картина Земли и современного общества. По сути, поэма является развёрнутым размышлением о мире и месте человечества во Вселенной.
В 1959 году поэма несколько дней читалась по шведскому радио. Слушатели ощутили своё присутствие на борту «Аниары». Событием в культурной жизни Швеции стала постановка — по мотивам поэмы «Аниара» — одноименной оперы (1959, — композитор Карл-Биргер Бломдайл, либретто — К.Э. Линдегрен; постановка — Оперный театр в Стокгольме).
Харри Мартинсон получил Нобелевскую премию по литературе 1974 года с формулировкой жюри: «за творчество, в котором есть всё, — от капли росы до космоса». Тогда же лауреат был провозглашён «первым поэтом космической эпохи».
Автор работал над продолжением поэмы, к 1959 г. было написано ещё 80 песен. Вторая часть должна была называться «Дориды» и повествовать о потомках спасшихся землян. «Аниара» обозначила «естественнонаучное» направление в поэзии Мартинсона («научная поэзия» из творческого наследия автора, – рождённая идеями «Аниары», — была опубликована в посмертном сборнике «Дориды» в 1978 г.). Любознательность писателя к проблемам философии и науки распространялась далеко за пределы круга интересов обычного «гуманитария». (Не удивительно, что душеприказчиком поэта стал его друг — математик по образованию — Турд Халль).
Мартинсон умер в Стокгольме 1 февраля 1978 год в возрасте 73 лет в больнице Каролинского университета.