![]() | Все отзывы на произведения Гарри Гаррисона (Harry Harrison) |
Отзывы | Рейтинг отзыва |
Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
Всего отзывов: 3041
Страницы: ««(–25) «(–10) 1 2 3 4 5 . . . 25 26 27 28 [29] 30 31 32 33 . . . 57 58 59 60 61 (+10)» (+25)»»
«Специалист по этике» |
| |||
asb, 12 февраля 2007 г. в 05:24 | ||||
Наивно и просто (иногда до примитивности). Человек без образования и «опыта работы» (как пишут в анкетах) на основании воспоминаний из школьных учебников устраивает на отдельно взятой планете промышленную революцию | ||||
| ||||
«Смертные муки пришельца» |
| |||
Kuntc, 09 декабря 2006 г. в 12:16 | ||||
Ничего против христианства не имею, но такие священники, как в рассказе, заставляют задуматся: «Не уйти ли мне в буддизм?» А смысл рассказа в том, что даже такая религия, как христианство, может принести вред. Поэтому с религиями надо быть осторожнее. Аборигены планеты вроде Адамов и Ев — чистые и безгрешные, не знающие лжи — а миссионер, посланец Бога, выступил на этот раз на стороне дьявола. | ||||
| ||||
«Стальная Крыса» |
| |||
KiLLaRMy, 22 ноября 2006 г. в 17:48 | ||||
помоему стыдно называть себя ФАНТАСТОМ и писать просто приключенчесские рассказы действия которых просто происходят в будушем | ||||
| ||||
«Билл — герой Галактики» [Цикл] |
| |||
drgre, 17 октября 2006 г. в 21:30 | ||||
Немного разочаровался в «великом классике». Написанно умело, хороший конь борозды не попортит, и тем не менее, почти все книги серии сильно пропитаны инфантильным и как точно подметил Unicorn «излишне грубым и прямым как кишка юмором«! На мой взгляд можно было пропустить эту серию книг... | ||||
| ||||
«Фантастическая сага» |
| |||
Uldemir, 19 сентября 2006 г. в 11:12 | ||||
Не могу сказать, что понравилось. Герои похожи на кукол, которых заставили сыграть банальный спектакль. Юмор — плоский. Игры со временем — в них нет ничего оригинального, так, стандартный антураж. В общем, Гаррисон может писать куда лучше. | ||||
| ||||
«Билл — герой Галактики» |
| |||
wolobuev, 15 сентября 2006 г. в 00:32 | ||||
Читал и смеялся до упаду. Особенно вначале — когда Билла вербовали в армию. Не знаю, кто как, а я сразу воспринял эту книгу как сатиру на военщину и войну. По-моему, параллели с Вьетнамом налицо. | ||||
| ||||
«Билл, герой Галактики, на планете роботов-рабов» |
| |||
wolobuev, 15 сентября 2006 г. в 00:29 | ||||
полная чушь. Как видно, старик Гарри писал эту вешь исключительно ради денег. | ||||
| ||||
«Билл — герой Галактики» [Цикл] |
| |||
Din Tomas, 03 сентября 2006 г. в 14:20 | ||||
Сатира на армию, читать интересно, хотя и жвачка, и часто не слишком забавно) | ||||
| ||||
«Неукротимая планета» |
| |||
metroplex, 06 августа 2006 г. в 20:55 | ||||
Книга при всей своей детскости очень серьезна. Ну а «детскость», захватывающий сюжет, невероятная читабельность, острый юмор — разве не это наивыгоднейшим образом отличает Гаррисона от многих фантастов. Хотя сама научная фантастика — сама по себе увлекательный жанр. Что и говорить — не трагедия Софокла. Ребенку из этой книги будет понятно что-то свое, взрослому — свое. Гаррисон есть Гаррисон — многоплановость сюжета у него в каждой строчке. | ||||
| ||||
«Специалист по этике» |
| |||
metroplex, 01 августа 2006 г. в 22:47 | ||||
Лучшая книга серии. О том, как имея голову на плечах и целеустремленность (ну и хорошую мотивацию) можно горы свернуть. О том, какое место должен занимать умный человек в обществе и где место всяким кретеноджам. | ||||
| ||||
«Робот, который хотел всё знать» |
| |||
Alexey Zyryanoff, 13 июля 2006 г. в 19:51 | ||||
Я познакомился с этим милым рассказом в советском сборнике из серии «Зарубежная фантастика» и посчитал его лучшим из рассказов о роботах. Там нестолько о технической стороне, сколько о псилогической стороне «жизни» робота идёт речь. Писателем создан случай, который заставил меня задуматься, как о самом случае, так и о всём бытие и проблеме робототехники. Сюжет компактный и необычайно интересный. Мастерски написан! | ||||
| ||||
«Возвращение в Мир Смерти» [Цикл] |
| |||
veter, 18 мая 2006 г. в 15:37 | ||||
Вообще-то Гаррисон просто дал Скаландису разрешение на использование своего мира и своих герое и более с Миром Смерти не возился. А все, что мы имеем после третьей книги, написано Скаландисом. От Гаррисона там только имена в тексте и имя на обложке. | ||||
| ||||
«Стальная Крыса на манеже» |
| |||
Gwynnblade, 10 марта 2006 г. в 12:10 | ||||
Надоело. Сколько можно? Пора ставить точку. Жирную и навсегда. Слава Богу, пока что это последняя сага о похождениях бравого Джимми. Больше я не вынесу. | ||||
| ||||
«Стальная Крыса отправляется в ад» |
| |||
Gwynnblade, 10 марта 2006 г. в 12:05 | ||||
Начинает немного надоедать, вам не кажется? Это уже не гимн свободному художнику. каковым я всегда считал ди Гриза, а какое-то переплетение фантасмагории и бреда... | ||||
| ||||
«Билл, герой Галактики, на планете зомби-вампиров» |
| |||
Gwynnblade, 10 марта 2006 г. в 09:50 | ||||
И не зачем так орать. Дело того не стоит. Господи, бедный я, бедный... Что я читал в 15 лет... Это же на голову не налазит!!! | ||||
| ||||
«Фантастическая сага» |
| |||
aleksa, 29 ноября 2005 г. в 15:35 | ||||
Вещь очень неординарная. Не могу не согласится с arhan: принцип перемещений во времени очень понятно описан. Отношения современных людей, пытающихся сотрудничать с дикими викингами написаны с известной долей юмора, очень соответствующего моему представлению о юморе. А финал то какой: съемки фильма в прошлом поставили отпечаток на будущем. | ||||
| ||||
«Мир Смерти против флибустьеров» |
| |||
tevas, 04 ноября 2005 г. в 22:06 | ||||
Можно было вообще не включать в библио Гаррисона эту вещь. Это только принижает мастерство писателя в глазах масс. | ||||
| ||||
«Стальная Крыса» |
| |||
KindLion, 02 ноября 2005 г. в 11:22 | ||||
Только сейчас с удивлением (и безмерным восхищением) узнал что, оказывается, эта книга написана в 1961 году! Читая ее уже в 21 веке, продолжаешь восхищаться. На мой взгляд — почти полвека неослабевающего интереса для фантастического романа — признак высочайшего качества! | ||||
| ||||
«Чума из космоса» |
| |||
tevas, 22 июля 2005 г. в 23:26 | ||||
Загадка разгадана, мытарства героя закончились и ... из головы все вылетает на следующий день. А так не должно быть. | ||||
| ||||
«Конные варвары» |
| |||
Marikk, 11 февраля 2025 г. в 16:45 | ||||
Язону динАльту на месте не сидится. Пирр ему не нравится из-за двойной гравитации и слишком агрессивной природы. Но его руки (и ноги) не для скуки, а для активных действий. Так или иначе, но он нашел планету, иронически названную Счастье, где невероятные возможности для строительства шахт по выработке все возможных металлов. Всё бы хорошо, но на планете несколько очень агрессивных племен, которые здорово досаждает колонизаторам... Если бы не знала, кто такой Язон, я бы ждала другого финала. Но с этим героем знакома уже три книги, поэтому ждать другого не пришлось. Однако сам путь был крайне интересен. Мы встретимся и с дикарями, и с высокоразвитой торговой цивилизаций, и с племенами кочевников (что-то похожее на орды Чингисхана), и с многими другими существами. Конечно, действие происходит на далекой-далекой планете, но все события в какой-то степени в разное время были и на Земле... | ||||
| ||||
«Робот, который хотел всё знать» |
| |||
1001, 01 декабря 2024 г. в 23:26 | ||||
Вот рецензия на этот рассказ с чисто инженерной точки зрения: Рассказ этот явно был написан для девушек от 12 до 20 лет. По всем канонам жанра- бездушное существо обретает способность любить. Увы, это всего лишь обычная попса (попса бывает разная, и литературная гораздо старше музыкальной :) Реальный источник можно легко проследить: маленькая девочка, роняя игрушечную машинку, поднимает ее, прижимает к груди и приголубив ее, говорит «бедненькая!» (у пацанов как-то все по другому получается :) Т.е. в основе таки лежит биология и присущий всему женскому полу материнский инстинкт (а так же его разновидность — супружеский :) В детстве, в подготовительной группе детского сада, одна из девочек взяла опеку надо мной. Естественно, на уровне детского сада :) Много лет спустя, уже имея опыт семейной жизни, я вспомнил этот эпизод и понял, что многие аспекты поведения женщин в браке буквально заложены в них на уровне инстинктов (я не про это :) Плюс многолетний опыт пионерских лагерей — очень ясно было видно, как внезапно, в один и тот же год, практически одновременно у всех детей определенного возраста — появляется вдруг интерес к противоположному полу. Увы, это все — лишь чистая биология. Сорри, у роботов, даже обладающих развитым ИИ — биологических инстинктов нет и не может быть в принципе. Так как даже если у них появиться то, что в быту и поэзии именуется «душой» — соответствующих органов у них нет и быть не может (к нашему с вами счастью :) Плюс у них нет и выработанных миллионнолетней эволюцией инстинктов (любовь ведь действует наперекор разуму, не так ли? :) Так что все произведения с подобным сюжетом (включая и известный фильм Спилберга) — это таки попса в чистом виде. Увы. | ||||
| ||||
«Фантастическая сага» |
| |||
Rin1106, 10 сентября 2024 г. в 18:33 | ||||
Замечательный роман Гарри Гаррисона, наделенный юмором. Можно было бы подумать, что съемка фильма пройдет гладко, но судьба постоянно подкидывает персонажи проблемы, что требуют креативности и умения выпутываться из неординарных ситуаций. Прекрасный, легкий, приключенческий роман о производстве кино. И когда бы его не снимали, в Голливуде 20го или 13 века, в нем всегда есть частичка магии. | ||||
| ||||
«Билл — герой Галактики» |
| |||
k2007, 30 августа 2024 г. в 08:50 | ||||
Безжалостная насмешка над армией, которую автор откровенно не любил (хотя в мемуарах особо ее не топтал). Ну и над военной фантастикой тоже. Роман остроумен и действительно смешно написан, но читать его надо, обладая некоторым жизненным опытом. Тогда можно получить удовольствие от всей это бюрократии и абсурдистики, которую люди совершают с абсолютно серьезным лицом. | ||||
| ||||
«Стальная Крыса» |
| |||
SeverianX, 22 августа 2024 г. в 18:04 | ||||
Джеймс Боливар ди Гриз по прозвищу Скользкий Джим – преступник галактического масштаба, вор и мошенник, мастерски меняющий внешность и ускользающий от правосудия. Он циничен, никогда не унывает и четко придерживается своих жизненных принципов. Совершает преступления Джим от скуки, а не от нужды или жажды обогащения. Перед нами далёкое будущее, в котором человечество освоило и колонизировало тысячи планет. Люди живут в богатом содружестве планет, а преступления становятся чем-то невероятным. Века генетического контроля привели к тому, что люди с предрасположенностью к преступным наклонностям появляются крайне редко. Те же, кто все-таки решается идти против закона, вычисляются ещё в детстве и перевоспитываются. По всеобщему мнению, подобные индивиды страдали психологическими расстройствами и подлежали лечению. Лишь единицам по всей Галактике удавалось ускользать от правосудия и совершать масштабные преступления. Именно из-за них в содружестве все ещё существовала полиция. Скользкий Джим – один из таких. Сам протагонист сравнивал преступников с крысами. В столь жёстко регламентированном обществе и крысы должны быть подходящими – стальными. Только такие могли найти лазейки. Однако не стоит считать Джима совершенно беспринципным – он никого не убивает. Жизнь, по мнению главного героя, – яркая искра, которой каждый волен распоряжаться сам. Этим он разительно отличается от многих своих собратьев. Во время одного из своих дел Джим встречается с представителями Специального Корпуса – особого подразделения, призванного бороться с преступниками его масштаба. Да, его поймали и перехитрили, однако история на этом не заканчивается, а только начинается. Дело в том, что практически все агенты корпуса – это бывшие преступники, применяющие свои недюжинные таланты для борьбы с себе подобными. Отныне именно таков путь главного героя. Став агентом корпуса, Джим в душе остаётся все тем же преступником, и ему порой с трудом удается сдерживать свои наклонности. Проходя обучение агента, главный герой случайно натыкается на странный план строительства космического корабля. По документам это большой транспортник, но в его чертежах четко прослеживаются черты военного линкора, каких не строили с самого периода межгалактических войн. Указав начальству на это, Джим отправляется на расследование запутанного дела. Прибыв на место, главный новоиспеченный агент узнает, что линкор уже построен и похищен. Теперь Скользкому Джиму предстоит найти корабль, дабы избежать масштабного кровопролития. Есть тут и личный мотив: Стальной Крысе не терпится померяться талантами со столь же изощренным умом, как его собственный. Отличительной чертой романа является бешеная динамика. Буквально за пару страниц главный герой успевает несколько раз сменить внешность и уйти от погони. Такая специфика отлично подходит, чтобы разгрузить мозг после тяжёлого трудового дня, или, как в моем случае, отдохнуть от более сложного и длинного произведения. Первый роман цикла – это приключенческий роман в чистом виде. При всей своей несерьезности в нем существует интересный конфликт между Джимом и Анжелой – преступницей, идущей на убийства без всякого зазрения совести, презирающей людей и весь окружающий мир. Подобную точку зрения Джим понять не может. Итог: В первом романе цикла Гарри Гаррисон смог найти идеальный баланс, благодаря чему читать о похождениях неимоверно везучего преступника очень интересно. Бешеная динамика скрывает за собой и картонных второстепенных персонажей и некоторые провалы в логике. Читается роман буквально на одном дыхании. | ||||
| ||||
«Я вас вижу» |
| |||
vanishrap, 06 августа 2024 г. в 19:52 | ||||
Это отличный рассказ. На момент записи мыслей, я не знал, в каком году он был написан, но он не теряет актуальности и заставляет задуматься. Он напоминает мне о Сингапуре, о том, насколько этот город обставлен камерами и как в нём комфортно, но он ощущается стерильным. Рассказ показывает, что будет, если стерильность и наблюдение за человеком возвести в высший ранг. Рассказ не с точки зрения законопослушного жителя, который наслаждается благами и не замечает недостатков. Этот рассказ о беспощадной машине, которая везде сможет тебя увидеть, следить, несмотря ни на что. Если ты нарушишь закон, ты станешь рабом системы без выхода, и это превращается в безумие. Персонаж рассказа не был безумен, он оступился, надеялся искупить вину, найти смысл в жизни за решёткой. Он столкнулся с человеческим фактором. Система безупречна, судьи роботы, но люди влияют на многое в городе. Человеческий фактор стал разрушительным. Виновата не система, а те, кто использует её. Люди, стоящие выше системы, принимают решения с неизбежными последствиями, что привело к плохой концовке. Но с другой стороны, плоха ли концовка, в которой человек оказывается свободен? | ||||
| ||||
«Когда всё съедено» |
| |||
Тимолеонт, 06 августа 2024 г. в 11:12 | ||||
Как модно говорить среди подрастающего поколения:«Гаррисон изложил базу». Помимо экологии здесь могло быть авиастроение (штатные киллеры Боинга передают привет), банковское дело, IT-технологии, да и вообще любая отрасль, где вращаются более-менее значительные деньги. Рассказ короток, жесток и однозначен. Не могу отделаться от ощущения, что автор писал его в очень плохом настроении — это прям чувствуется, по-минимуму шуток, отсутствие хеппи-энда для кого-нибудь, кроме богачей и т.д. | ||||
| ||||
«Беглец» |
| |||
Тимолеонт, 06 августа 2024 г. в 11:03 | ||||
Хорошо там, где нас нет. Несчастный наивный ГГ, искренне убеждённый, что оказался в лучшем мире, где господствуют невероятные свободы совести и вероисповедания. Он молодец — добился своей цели и достиг того, чего хотел. А очень многие из нашего мира были бы очень рады переселиться к нему на Родину, где немыслива сама мысль об убийстве и подавляющее большинство людей органически неспособны убить другого. Даже грозных Инквизиторов специально учат, чтобы они хоть парализаторы применять могли... Мне показалось, именно это является здесь главной мыслью и идеей, а не очередное пространственно-межмировое путешествие, которые действительно были привычной темой ещё полвека назад. | ||||
| ||||
«Окно в Галактику» |
| |||
Тимолеонт, 29 июля 2024 г. в 09:57 | ||||
Десятилетиями ранее наш великий Беляев писал рассказ о том, каким чудом будет передача видеосигналов на расстоянии, о том, каким торжеством образования и просвещение это будет. Ну а фигли, любой человек на пленете сможет получить неграниченный доступ ко всем знаниям Человечества! Но он был идеалистом, мечтателем и футурологом, надо признать, что Гаррисон гораздо трезвей и реалистичней смотрел на человеческую природу... Тогда, к слову, многие это списывали на то, что зрители не виноваты — они же просто смотрят то, что им показывают. Сейчас, когда есть интернет, превзошедший телевидение по всем параметрам, можно делать выводы. Да, есть на том же ютубе тысячи образовательных роликов не только на научную тематику, но и на практическую. Правда, я по видео таким научился разбирать пластиковую оконную дверь, чинить сливной механизм в туалете и многим другим премудростям. Но сколько просмотров они собирают? Образовательный и научный контент, не скатывающийся в откровенный популизм и примитивизацию — десятки или сотни тысяч, максимум — миллион-два просмотра. Видео с котиками, сиськами и шутками набирает сотни миллионов просмотров. Что уж тут поделать — после тяжёлого дня уставшие люди предпочитают умиляться-возбуждаться-смеяться, а не заниматься самообразованием. | ||||
| ||||
«Фантастическая сага» |
| |||
SoonSun07, 28 июля 2024 г. в 13:17 | ||||
Прекрасное произведение. Оно показывает нам,что будет если изобретение под названием машина времени попадёт не к неженкам историкам которые боятся лишний раз нарушать пространственно-временной континиум. А к жадным людям которые желают только наживаться. Ради этого придётся уничтожить викингов? Почему нет классное кино выйдет. Многие хотели путешествовать в этой динамо машине но прикол был в том,что если вы проведёте хотя бы десять минут в прошлом. В реальности пройдёт целый день. Поэтому посещения данных миров поначалу были не долговременные.На второй план отходят причинно-следственные отношения, анахронизмы, «эффект бабочки» — главное, сделать кино и, разумеется, состричь с этого свой урожай в виде признания и прибыли. | ||||
| ||||
«Пёс и его мальчик» |
| |||
Тимолеонт, 24 июля 2024 г. в 16:22 | ||||
Можно сказать, что эта история об ответственности и чувстве вины. В то же время напомнило «Питомца» Булычёва, только тут эмоции и сочувствие «хозяина» настоящие, он действительно переживает о том, что его цивилизация сделала с аборигенами Земли и хочет дать им хотя бы иллюзорный шанс отыграться. Очень эмоциональная и яркая история, тонко играющая на привязанности людей к своим домашним животным. | ||||
| ||||
«Сплошные рычаги, винты и шестеренки» |
| |||
Тимолеонт, 23 июля 2024 г. в 18:05 | ||||
Минус таких историй-анекдотов в том, что если шутка не удалась, то провальным является весь рассказ, как этот. Всё слишком уж предсказуемо, а потому и не смешно — такой уж тут юмор. Хотя сама ситуация достаточно забавная — Гаррисон явно пытался поиздеаться над популярной в то время франшизой о Франкенштейне и его монстре. Ну, не знаю, тогда это могло быть актуально, сейчас просто скучно. | ||||
| ||||
«Лунный спорт» |
| |||
Тимолеонт, 23 июля 2024 г. в 16:48 | ||||
Это история про товарищество и то, как должны вести себя нормальные люди, когда у них есть шанс и возможность спасти погибающего сородича. А уж спорт и Луна здесь — чисто антураж, примерно с таким же успехом действия могли и в тайге происходить. В общем, хорошая героическая история с некоторой долей юмора. | ||||
| ||||
«Ad Astra» |
| |||
Тимолеонт, 23 июля 2024 г. в 04:10 | ||||
Странная история. Начинается неплохо — сурово превозмогающее человечество ведёт войну на выживание без шансов на победу. Всё пафосно, превозмогающе и практически в духе Вахи — сам Император сказал бы:«Молодца!» героям рассказа. Но развязка какая-то нелогичная. Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть) Чёрт уж с тем, что каким-то образом земляне планируют незамеченными перелететь на материнскую планету пришельцев. А там что? Поселятся и затаятся как тараканы, чтобы через пару тысяч поколений размножиться и захватить власть над планетой? Какой-то очень уж далёкий горизонт планирования... В той же «Из тьмы» землянам удалось захватить ударные крейсера пришельцев, чтобы с их убер-оружием уничтожить родные миры ксеносов, а тут перспектива чрезмерно туманная. | ||||
| ||||
«Возвращение Стальной Крысы» |
| |||
Тимолеонт, 23 июля 2024 г. в 03:41 | ||||
А вот это уже было по-настоящему круто! Простенько и кратко, но со вкусом и увлекательно. ГГ в полной мере проявляет свою харизму и ловкость, а так же способность выкрутиться из любой, даже самой тяжкой ситуации. Ну и блестяще распутать интригу и найти злодея! В общем, это образцовое развлекательное приключение, которое очень приятно прочитать после тяжёлого дня во время отдыха. | ||||
| ||||
«Рука закона» |
| |||
master alex, 10 июля 2024 г. в 13:14 | ||||
В небольшой городок на Марсе, для полевых испытаний присылают новейшую разработку – робота-полицейского. Местные жители с опаской встречают нового стража порядка. Робот, которого неофициально зовут Нед, с энтузиазмом принимается за свои обязанности, изучая инструкции, которые умещаются на тысяче с лишним страниц. Однако, реальность работы полицейского сильно отличается от букв закона, и Неду предстоит столкнуться с трудностями, о которых его создатели даже не могли подумать. Нед: добродушный и наивный робот-полицейский, рьяно исполняющий свой долг. Сержант: опытный полицейский, скептически относящийся к Неду, но со временем проникающийся к нему симпатией. Рассказ пронизан атмосферой легкого юмора и иронии. Автор мастерски сатирически изображает бюрократию, недалекость некоторых людей и рвение робота, непонимающего человеческую природу. Достоинства: Увлекательный сюжет: история динамично развивается, не оставляя ни минуты скуки. Собственно, да и текста не особо и много. Гаррисон написал рассказ легким и приятным для чтения языком. Актуальные темы: несмотря на то, что рассказ был написан в 1958 году, он поднимает темы, которые актуальны и сегодня, такие как взаимоотношения человека и машины, искусственный интеллект и бюрократия. Недостатки: некоторые персонажи, такие как сержант, прописаны не очень глубоко. финал рассказа может показаться немного предсказуемым. В целом: «Полицейский робот» – это легкий, увлекательный ироничный рассказ, который понравится любителям фантастики и юмора. Он поднимает важные темы, но делает это ненавязчиво, оставляя простор для размышлений. Кстати, вспомнил, что в начале 90-х годов в книжных магазинах продавался комикс по этому рассказу. Уже спустя много лет, я узнал кто автор. | ||||
| ||||
«Конные варвары» |
| |||
Селеста, 31 мая 2024 г. в 13:13 | ||||
Третья часть первоначальной трилогии про Язона динАльта — это своеобразное смешение «Неукротимой планеты» (она же «Мир Смерти») и «Специалиста по этике». Как и в «Специалисте по этике», события снова происходят на другой планете, а не на Пирре, снова сталкиваются варварские технологии с инопланетными, снова Язон покоряет отсталые племена своими невероятными познаниями в области инженерии и механики. Но на сей раз автор отошёл от не очень-то интересной и приятной концепции насмешки над отсталыми народами с выставлением абсолютно каждого противостоящего Язону персонажа каким-то невообразимым идиотом. Не забыл он и про пиррян, без которых произведение не имело бы смысла. Они есть в сюжете и оказывают на него непосредственное влияние. Первую половину читать было очень интересно, ведь автор поставил персонажей в необычные условия и особо им не подыгрывал. Пирряне прилетают на чужую планету, чтобы захватить шахты, и вместо войны с местным населением, категорически отвергающим цивилизацию, решают действовать тоньше — с подачи Язона, конечно. Но со второй половины романа начинается какое-то месиво из роялей в кустах. Язона бьют, пытают, он выживает, его снова бьют, пытают, он снова выживает, и так до бесконечности на нескольких десятках страниц. Как будто у автора в голове щёлкнул тумблер, и он решил в срочном порядке накидать драмы, экшена и боги весть чего ещё. Также «Конные варвары» отличились ухудшением стиля. Он изначально был достаточно схематичным, но в «Конных варварах» автор совсем уж обленился (особенно ближе к концу). Важные сюжетные события прописаны одним-двумя предложениями, из-за чего финальный твист дико скомкан и воспринимается как высосанная из пальца подачка автора персонажам. Ну а про описания событий не слишком-то важных и думать нечего, это всё резко перестало быть автору интересным. «Конные варвары», безусловно, уже не филлер, каковым был «Специалист по этике», так как завоёванная планета в дальнейшем будет фигурировать в сюжете, однако они настолько вымученные, что поставить оценку выше семёрки сложно. Куда автор торопился, зачем выжимал из себя такой сухой, пресный текст — непонятно, учитывая, что между «Неукротимой планетой» и «Конными варварами» разрыв аж в восемь лет. Время научиться писать у автора было, а в промежутке он даже начал два других своих знаменитых цикла: «Билл — герой галактики» и «Стальная крыса». | ||||
| ||||
«Специалист по контактам» |
| |||
fyodorwl, 20 мая 2024 г. в 10:05 | ||||
рассказ который произвел очень сильное впечатление! занятно что прочитай его я лет 10 назад, это был бы просто занятный хороший рассказ, но не сейчас. От двух абзацев — ком в горле. | ||||
| ||||
«Когда всё съедено» |
| |||
reptile86, 02 мая 2024 г. в 19:51 | ||||
Рассказ блистательно демонстрирует сразу несколько моментов относительно человеческой психики и политики. О том каким заблуждениям мы поддаёмся и какие ошибки из-за них совершаем говорить не буду, иначе раскрою весь сюжет, а вот про политику скажу. Здесь читатель в максимально краткой и доступной форме получает выжимку сути капитализма: всё продаётся и всё покупается, ну и ещё тот момент про 300% прибыли, ради которых капиталист пойдёт на что угодно. Не является выдающимся шедевром, но написано очень годно, для разового прочтения строго рекомендую. 7 из 10. | ||||
| ||||
«Мир на колёсах» |
| |||
Darth_Veter, 01 мая 2024 г. в 17:41 | ||||
После провала подрывной деятельности группы Сопротивления, разоблаченной агентами безопасности английского правительства, Яна Кулозика по протекции его зятя ссылают на аграрную планету Хафмерк (Половинка). Ее население немногочисленно, ибо природные условия там весьма суровы и слишком необычны для того, чтобы основать полноценную колонию. Главной задачей колонистов является выращивание зерновых культур, урожай которых забирают транспортные корабли, ежегодно посылаемые к планете. Социальная структура общества Хафмерка весьма патриархальна и подчинена совету глав семейств, не приветствующему никаких новшеств во взаимоотношениях между людьми. Словом, самая настоящая «окраина цивилизации», в которой десятилетиями ничего не меняется. Революцию делать не на чем да и незачем. Но герой всё же надеется, что перемены грядут совсем скоро. Ибо первый «звоночек» уже прозвучал: так ожидаемые всеми транспортные корабли к планете в назначенный срок не прибыли. Что их задержало — неясно, но Ян подозревает, что причина должна быть очень серьезной... Особые физические условия на планете — ключевая часть сюжета романа, ибо благодаря ей герой Гаррисона обретает на время огромную власть и влияние среди поселенцев, которые ему так необходимы для создания протестного движения. Из-за большой светимости центральной звезды, а также значительного угла наклона оси вращения планеты к плоскости эклиптики, пригодными для жизни являются только приполярные области, в которых по 4 года длится «вечный вечер» с приемлемой для человека температурой. Но с каждым днем высота подъема солнца над горизонтом растет и, как только оно перестает заходить, наступает «горячая пора» переселения в другую полярную область. В силу этого все жилые сооружения колонии сделаны мобильными — это своеобразный «город на колесах». Вагоны-дома цепляются к мощному тягачу, который волочит их на новое место жительства, расположенное на другом конце света. Дорогой для подобного автопоезда является искусственная трасса, созданная в процессе своеобразного терраформирования. Вся интрига второй части связана в основном с процедурой переезда — точнее, с нештатными ситуациями в его процессе. А их автор произведения предусмотрел достаточно, чтобы заполнить буквами более чем 200 страниц книги. Опытный читатель почувствует некую искусственность происходящего (ну не может столько неприятностей возникнуть в одном-единственном походе, к которому люди готовятся на протяжении четырех лет!), что вполне естественно: а чем еще баловать внимание читающего в подобном произведении? Не одними ж только сказками о «светлом будущем» и постоянными размолвками между персонажами! Читателей интересует динамика происходящего, а не его морально-философское обоснование. Динамика будет, хотя и не всегда оправданная и убедительная. Придется потерпеть и полюбоваться инопланетными пейзажами, пока автопоезд не достигнет своей конечной цели. А дальше вас ждет неожиданный поворот сюжета, вызванный к жизни противостоянием главного героя и главного негодяя (точнее, негодяйки) произведения. Когда оно достигнет своего апогея, случится новый поворот, который спасет жизнь главному герою и выведет сюжет на финальную прямую. «Роялей» и прочих «заплаток сюжета» в романе довольно много, но главную свою задачу они всё же выполняют: поддерживают непрерывный тонус и динамику развития событий. Главный ляп сюжета, на мой взгляд, состоит в нестыковке уровня технического развития человеческой цивилизации ее быту. Люди летают к звездам на сверхбыстрых кораблях, а для перемещения по планете используют обычные автопоезда! А про летательные средства совсем забыли, чтоль? Они же быстрей и надежней! Но, если их вставить в сюжет, вся интрига из него сразу же уйдет, ибо переезд (точнее, перелет) станет слишком уж тривиальным занятием, в котором нет никакой динамики. Куда проще забыть про все технические достижения и заставить персонажей отрабатывать свое существование в поте лица своего. Просто и дешево! За такое упрощение сюжетной линии я не мог поставить произведению выше «семерки» — и то чисто из уважения к его автору. С одной стороны, он немного схалтурил, обманув своего читателя неосуществленной перспективой «космической ссылки». Но, с другой стороны, всё же показал нам удивительный мир далекой планеты, в котором набралось много чего необычного. Как говорится, с паршивой овцы хотя бы шерсти клок. Только не воспринимайте эту фразу как ругательство или оскорбление — это простая констатация фактов. ------------- РЕЗЮМЕ: история спасения Яна Кулозика из инопланетной ссылки, происходящего на фоне эпического похода колонистов через всю планету. Если б роман экранизировать, его визуальная часть явно смогла бы закрыть большинство сюжетных «дыр», за которые постоянно «цепляется» глаз читающего. | ||||
| ||||
«Звёздные похождения галактических рейнджеров» |
| |||
OlegSLB, 05 декабря 2023 г. в 08:23 | ||||
Помню читал эту вещицу в возрасте 12-13 лет, тогда принял всё за чистую монету, все эти приключения, пришельцы разных видов, перемещения по галактике, ну чисто комикс.. Перечитал в более взрослом возрасте и до меня дошло, что это гротескная пародия, причём градус неадеквата зашкаливает с самых первых глав, начиная с того, что основа всего сюжета — случайное изобретение перемещателя в пространстве на основе протухшего сыра с плесенью! Ну и финальный твист (в наше время зашёл бы на полном серьёзе для ЛГБТ-публики), когда два главных героя-красавчика оказываются Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть) , мэтр троллил повесточку ещё в 70-х, до того как это стало мэйнстримом. Вообще весь роман — сплошное трололо над стереотипами, штампами, культурными тенденциями, расизмом, сексизмом, патриотизмом и всеми другими «измами». Так что критики, пишущие, что роман туп и в Г.Г. они разочаровались — пытаются на серьёзных щах воспринимать то, что писалось как абсурд и троллинг. С учётом этого оценку не выставляю, так как не понятно с каких критериев оценивать роман.гей-парочкой | ||||
| ||||
«Стальная Крыса спасает мир» |
| |||
lammik, 16 октября 2023 г. в 17:12 | ||||
Специальный Корпус атакуют из прошлого, практически стирая его из реальности. Джеймс ди Гриз отправляется на Землю, в 1975 год, чтобы спасти положение, этот прыжок через годы будет не последним... Казалось бы, автор открывает новый том приключений Стальной Крысы — темпоральный боевик, но это только обложка — внутри всё по-старому, обязательное ограбление банка, сонные гранаты, удары ребром ладони по шее, там, где они не справляются, на помощь приходит верная Анжелина. Внятно расплести временные парадоксы не получилось, объяснить появление злодея и его мотивы — тоже. В целом получился приятный пустячок, способный разгрузить голову, по духу чем-то напомнил отдельные серии «Футурамы» или «Рика и Морти». | ||||
| ||||
«Месть Стальной Крысы» |
| |||
lammik, 14 октября 2023 г. в 19:04 | ||||
Джеймс Боливар ди Гриз сочетался узами брака с бывшей межпланетной преступницей Анжелиной. И вот уже вместе они готовы поддерживать мир и порядок в Галактике во славу Специального Корпуса. А в Галактике той ох как не спокойно, планета Клианда проводит свою военную экспансию. Стальная Крыса отправляется на задание... Если сравнивать с предыдущей частью, то стало лучше. Появился внятный сквозной сюжет, стиль изложения утратил нарочитую примитивность. Но на этом в целом правильном пути появились потери — юмор исчез, уступив место сатире, антивоенной и, прямо скажем, антисоветской. Так сказать, СССР глазами пропаганды — жуткие серые люди, в глазах которых по три буквы KGB, всеобщая паранойя, оголтелый милитаризм и не менее оголтелый алкоголизм, в котором несчастные пытаются утопить свою тягу к демократии и мирным профессиям типа портье. Ди Гриз всё так же неуязвим, а там, где он даёт слабину, на помощь тут же мчится верная супруга, что не оставляет врагам никаких шансов на успех. Читается скучновато, Хайнлайн в «Кукловодах» разоблачал советскую действительность гораздо увлекательнее. | ||||
| ||||
«Мир Смерти» [Цикл] |
| |||
Солнечный ветер, 23 мая 2023 г. в 22:08 | ||||
Обожаю этот цикл! Помню прочел первые три романа в захлеб. Приключения Язона динАльта на планете на Пирр, одно из лучших произведений Гарри Гаррисона наравне со «Стальной крысой» и другими культовыми творениями автора. Борьба героя с планетой, которая стремится уничтожить любого человека и раскрытие тайны этой планеты, это отличное приключение. Рекомендую всем школьникам и людям чуть постарше. Пробовал перечитывать лет в 35, читается вполне легко, но я уже знал про что книга и второй раз эффект был не совсем тот, но книга все равно отличная. | ||||
| ||||
«Стальная Крыса» [Цикл] |
| |||
Солнечный ветер, 18 мая 2023 г. в 23:54 | ||||
Однажды, в советском детстве, друг принес книгу со странным названием «Крыса из нержавеющей стали» и посоветовал прочитать. В сборник входило 3 романа (4-6 произведения по хронологии). Прочел я книгу в захлеб. Спустя некоторое время я узнал, что есть и другие романы про Джим Ди Гриз (интернета тогда не было)) и началась моя охота за продолжением по книжным магазинам и ярмаркам. Удалось найти двухтомник, и я его с удовольствием прочел. Спустя годы пытался перечитать, но, к сожалению, не особо зашло. Потому рекомендую читать в школьные или около того годы, серия просто отличная!! | ||||
| ||||
«Специалист по этике» |
| |||
dxbckt, 14 апреля 2023 г. в 13:34 | ||||
Финальная часть данного сборника (как ни странно) сперва покажется на диво однообразной (после части «Неукротимая планета»). Все те же примитивные миры (и необходимость выживать в них любой ценой), все те же племена и тупые вожди (озабоченные лишь «ростом рейтинга» своего личного улуса тире королевства), все те же примитивные дикари (готовые убить тебя за пару новых ботинок и прочий казалось бы малозначительный хабар)) В общем — все вроде бы несколько печально если бы не... некое отличие от предыдущей части «Неукротимая планета». Так здесь уже не идет речь (собственно) о «изменении исторической формации», или прочих иных социально-политических (экспериментах) смен режимов (культур, мироустройств и тп). Здесь (как впрочем и всегда) автор ставит на первое место именно тему выживания, причем само название «Специалист по этике» не кажется мне совсем случайным... Автор как бы предлагает нам эксперимент в котором на начальной стадии (без вещей, инструментов и оружия, в очень враждебных условиях жизни) окажутся двое... Один — неисправимый циник, азартный игрок, человек привычный к риску, но без явных (вроде бы превалирующих) жизненных принципов. Второй — обладатель тех самых (хваленых) принципов, но не приспособленный для жизни «от слова совсем»)) И кто же «станет победителем в данном забеге, на длинную дистанцию»? Кто будет готов на любую трансформацию (в целях выживания), циник или «бычок на веревочке» (который только и делает, что «бредет за пастухом», обосновывая при этом свою бездеятельность — очередным философским вывертом «в стиле НУ так же НЕЛЬЗЯ»)). Нда — разумеется, ответ совершенно предсказуем и очевиден! Самое забавное — что лицо «без принципов» (хотя, как оказалось, у него-то они, все же есть — и более устоявшемся виде, чем у его спутника «с ангельским взором») способно не только указать путь к выживанию (пусть и совершая время от времени совершенно очевидные преступления «в глазах некоего всемирного закона»), но и совершать зло «во благо». А вот тот кто с начала (книги) только и делал «что бубнил» о принципах (ничего не предпринимая при этом фактически) — постоянно «предавал» и продавал, скрываясь под маской неких эфемерных представлений (в духе либералов 19 века). Забавно не правда ли?)) А ведь он лишь хотел некой «справедливости», в рамках своей собственной (и дико извращенной) концепции/логики (никак не применимой к окружающим его условиям жизни). Да уж... Сразу вспоминается о конечном пункте «дорог с благими намерениями»)) В конечном же счете — автор как бы говорит, что моральные принципы, это (конечно) очень хорошо и здорово, но порой (в отдельных обстоятельствах) они все же мешают решению задачи «выжить здесь и сейчас»... И это как раз, к вопросу — почему много столь хороших людей погибали (в тех или иных обстоятельствах и катаклизмах), а дрянные не только выживали, но даже в чем-то преуспевали)) P.S И разумеется я не клоню к тому что бы (нам всем, тут же) стать «дико бездушными» подонками и мразью... Просто (думаю) что многие из нас «вырванные из этой привычной действительности» узнали бы (в конечном счете) много нового о себе)) Единственная опасность тут — по настоящему не скатиться «на данный уровень», и трансформируясь — не потерять себя окончательно... | ||||
| ||||
«Капитан Бедлам» |
| |||
dogushev, 05 марта 2023 г. в 20:48 | ||||
Отличный рассказ. Понравилось несколько моментов. 1. Первая часть рассказа, по сути как его эпиграф. Выдающимися становятся те личности, которые готовы в одиночку встать среди всех, и не «быть как все», а не согласиться даже с авторитетными мнениями, авторами теорий, сказать всему миру нет, попытаться опровергнуть. Не просто голословно, а рассуждениями, логикой. Это истинная суть науки и научного подхода. Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть) Именно так создали свои теории А Эйнштейн и другие ученые. То что кажется большинству логичным, они готовы оспорить. Именно это сделал герой, сказав нет преподавателю. 2. Идея, что мозг и сознание у человека в экстремальный ситуации работает по другому. Это как с народной байкой, когда человек или ребенок, убегающий от собаки из чужого огорода, перепрыгивает через 2х метровый забор, не замечая этого и не понимая, как он это сделал. Потом, ни он, ни взрослый, даже стараясь, не может это повторять. Человеческий организм способен на невероятные вещи в стрессовой ситуации. Так же как пилот гоночного автомобиля погружается в особое состояние сознания, когда управляет им на невероятных скоростях. Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть) В рассказе, автор пошел еще дальше, он смоделировал ситуацию, когда герой погрузился в третий уровень такого состояния, когда под вопросом выживание человека, и он в такой ситуации, перед лицом смерти не чувствует боли, отключает эмоции и действует прагматично и жестко | ||||
| ||||
«Цель вторжения — Земля» |
| |||
Darth_Veter, 20 января 2023 г. в 16:13 | ||||
В один прекрасный (а, может, несчастный) день на Центральный Парк Манхэттена упал инопланетный корабль. Внутри него оказалось два трупа и два живых представителя иноземной расы. Выживший пленник рассказал землянам, что в сторону их планеты движется боевая космическая армада... Нам, привыкшим к хулиганистому юмору «Стальной Крысы», данный роман (по сути — повесть) покажется творением какого-то другого автора. Ну не может же Великий Гарри писать серьезные произведения! Оказывается, может... Если кто-то сгоряча решит, что это всего лишь занимательный боевичок о Первом Контакте, переросшем в Первую Межпланетную войну, то он сильно погрешит против истины. Ибо это произведение, напротив, рассказывает о том, как НЕ надо проводить Первый Контакт. Из всех героев произведения эту простую истину понимал, пожалуй, лишь один. Точнее, одна. Эта честь выпала на долю нашей соотечественницы по имени Надя. Как символично: даже совершенно чужому для нас писателю, воспитанному в иных традициях, было ясно, что героиню нужно было назвать именно так — Надежда. Ибо это имя ярко светит нам в темноте невежества, словно горячее сердце Данко. Но, как и в новелле Горького, свет Надежды не особо помог землянам. Да, они в итоге победили — но какой ценой! Дотла уничтожено три крупных города и почти половина самих нападавших. Кто-то скажет: они сами виноваты — не нужно было нам лгать! На такой аргумент я лично ответил бы характерным примером из мировой истории. Индия довольно долго была под пятой Британской империи, являясь одной из самых бесправных ее колоний. Колонизаторы грабили ее богатства, не обращая никакого внимания на страдания народа. Подобное хорошо описано в романе Жюля Верна «Паровой дом». Индусы испробовали разные способы борьбы — от самых активных (восстание сипаев) до самых пассивных и остановились именно на последних. Почему? Да потому что в этом случае им не в чем было себя укорить: ведь чужой крови на их руках не было. Движение, чьим вдохновителем стал Махатма Ганди, исповедовало философию ненасилия. Англичане стреляли в демонстрантов, а те продолжали идти вперед, на ружья, как будто ничего особого не происходило. И такое показное безразличие к смерти заставило агрессора отступить! Может, они уже пресытились всеми этими смертями, а может, просто сработала психологическая защита, подсознательно скрытая где-то глубоко в каждом из нас. Факт состоит в том, что всего через 30 (!) лет Индия снова стала свободной. То, чего не смогли сделать 300 лет вооруженного противостояния, свершилось в столь короткий срок БЕЗ ЕДИНОГО ВЫСТРЕЛА. Пожалуй, самый уникальный случай в мировой истории! На него, скорей всего, и намекал автор устами своей героини в самом финале. Победа? Не обольщайтесь! Если победа, то явно пиррова: вместо руки дружбы мы протянули во Вселенную дуло ружья. Кто после такого будет с нами дружить? Разве что такие же негодяи, как и мы сами. А негодяям верить нельзя. Так что круг лжи замыкается сам на себя. Весьма неожиданный вывод, который совсем не напрашивался в процессе развития этой истории! Тут автор явно схитрил: изначально взял неправильный курс, чтобы потом во всеуслышанье его опорочить. Потому что такой финал будет крайне сложно забыть. А пока мы будем помнить, то наверняка не сделаем такой же роковой ошибки. По крайней мере, хочу в это верить. ------------ РЕЗЮМЕ: рассказ о Первом Контакте, который сразу пошел не так из-за взаимной лжи и жестокости обеих сторон. Весьма символично, что ключевую фразу в итоге произнес не крутой американец, а обычная советская женщина. | ||||
| ||||
«Эдем» [Цикл] |
| |||
scafandr, 16 декабря 2022 г. в 13:01 | ||||
Рассказывать о старой фантастике иногда очень сложно. Хотя бы потому, что обычно принято говорить про это сквозь призму времени. Дескать, читал и обожал в детстве, потом вырос, перечитал, вернулся в те самые времена, когда эскимо было вкусным, а трава зеленой. Что делать, когда то эскимо ты не пробовал, а трава тебя и сейчас радует красками? Как выразить свои эмоции, когда ты читаешь книги 60-80-х годов в новом тысячелетии? Благодаря «Азбуке» мы получили возможность прочитать трилогию Гаррисона в красивом переплете. Да, я тот самый человек, который выбирал книгу только по аннотации и картинке на обложке. А там я видел динозавров с обещаниями, что те, дескать, научились мыслить. В моей голове рисовались интересные картинки про иерархию среди диплодоков и бронтозавров, велоцирапторов и игуанодонов... Но реальность оказалась несколько иной и куда более фантастичной. А что если не все динозавры вымерли? А что если где-то на далекой территории спокойно живет себе разумная раса ящеров? Они ходят на двух ногах, у них есть свой язык, они строят города и активно развивают биотехнологии. Но с людьми, теми самыми, первобытными, они еще не знакомы. А когда все-таки познакомились, то оказалось, что обе расы нашли друг в друге отсталых в развитии зверей, с которыми можно взаимодействовать только с помощью копий и стреляющих палок. В общем, враги нашли друг друга. Но старт сюжета по большей части пошел с того момента, когда иилане (так называют себя ящерицы) берут в плен человеческую особь — мальчика по имени Керрик. Тут можно провести параллели с Маугли, котрого воспитывали волки. И если у волков была какая-то любовь и забота, то Керрику в этом плане было все-таки сложнее, ибо он постоянно находился на грани жизни и смерти. Но в итоге спустя десяток лет человек выучил язык иилан и стал ассоциировать себя с ними. Пока Гаррисон не ввел в сюжет других людей, попавшими в плен к иилане. Это и зародило чувство сомнений в душу Керрика. Кто я — ящер или человек? В книге собраны все три романа цикла. На мой взгляд, самый полный и интересный именно первый роман. В нем было все — и страх, и ненависть, и любовь, и побег, и борьба. Два следующих романа по сути являются описанием перемещений туда-сюда. Там опасно, нужно перебираться. Там холодно, пора уходить. Там иилане, пора драться. Конечно, появляются новые персонажи, старые персонажи обзаводятся семьями... И если честно, то именно за людьми в этих романах следить не очень интересно, а вот читать о разумных ящерицах в разы занятнее. У них своя иерархия, свои законы. Они смогли обуздать природы и сделать город из деревьев и травы, свои телевизоры, камеры слежения, стреляющие оружия и многое другое. И если бы Гаррисон все-таки пошел в детали мира иилан, а не в описание быта людей, то я бы оценил цикл гораздо выше. В итоге накал страстей потерялся, люди как жили, так и живут себе, а иилане... А про иилане лучше прочитать самим, все-таки книга того стоит. Хоть она и не про динозавров. 7/10. | ||||
| ||||
«Неукротимая планета» |
| |||
SVadimA, 08 декабря 2022 г. в 09:34 | ||||
Геніальний твір Маестро незалежно від часу (незважаючи на перфоровану стрічку). Читаючи його в черговий раз, повністю впевнений, що фундаментальна ідея «Аватара» поцуплена звідси ))) | ||||
| ||||
«Билл, герой Галактики: Последнее злополучное приключение» |
| |||
amak2508, 02 октября 2022 г. в 17:31 | ||||
Складный сюжет с неожиданными поворотами событий, массой приключений, юмором, стёбом, сатирой — всё есть в этой книге. А читать неинтересно: скучное какое-то повествование, серенькое. Опять идиотские ситуации, идиотское поведение персонажей, идиотские шутки. То, что казалось прикольным и увлекательным в начале саги, к концу стало скорее раздражать своей глупостью. При этом нельзя не отметить, что в книге достаточно много, особенно для нашего неспокойного времени, актуальнейших мыслей по поводу армии, демократии, оторванности верхов от простого народа, технологий оболванивания этого самого народа. Например, вот такая цитата: «... все как один должны с оружием защищать основные демократические свободы. Поэтому в армию и забирают всех подряд.... Нас учат беспрекословно повиноваться, потому что иначе отстоять демократию невозможно.» | ||||
|
Страницы: ««(–25) «(–10) 1 2 3 4 5 . . . 25 26 27 28 [29] 30 31 32 33 . . . 57 58 59 60 61 (+10)» (+25)»»