Роберт Ирвин «Ложа чернокнижников»
- Жанры/поджанры: Постмодернизм
- Общие характеристики: Психологическое | Социальное | Ироническое | Философское | Сатирическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Европа (Западная Европа ))
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя | Культы | Теория заговора, тайное общество, тайная история мира, конспирология, криптоистория
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Только для взрослых
Лондон в легендарное лето 1967 года. Донован, Битлз, Прокол Харум... Что значило быть молодым в шестидесятые? Это надежда сделать мир мягче и добрее, построить общество, где выше всего будет цениться любовь, а не деньги и сила, это надежда раскрыть в человеке задавленные прежней культурой способности, это медитация, доступный секс, наркотики… Но даже в самые светлые дни «Лета Любви» среди психоделических огней таилось зловещее облако тьмы.
В лето 1967 года Роберт Ирвин тоже был молодым, и все, что видел и пережил герой романа, он знает не понаслышке.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
ужик, 10 июля 2017 г.
Жил-был парень по имени Питер, и вступил он в ложу чернокнижников...
На самом деле, книга не об оккультизме. В моем понимании, это довольно точное описание субкультуры хиппи в Лондоне 1967 г. Или же, скажем, одного типичного ее представителя, насколько типичным может быть паренек, который хочет быть модным и извергает из себя тот бред, которого от него ждут друзья, вот только он сам в нем ничегошеньки не понимает. Питер — простой студент, живет на стипендию, пишет диссертацию по социологии и просветление от очередной дозы героина/мескалина/опиума/клея для него значат больше, чем новости о какой-то войне между Египтом и Израилем, его будущая карьера, расставание с подругой, тяжелая болезнь матери и т.д. и т.п. Конечно же, подается это под соусом возвышенных идей и изрядной доли пафоса.
Это если верить рассказчику. Но книга написана как дневник, вести который Питера обязали в ложе. Более того, его потом читает куратор, а значит, Питер врет на голубом глазу. Врет о своих чувствах, врет о силе родственных/дружеских связей, мыслях, мотивах и поступках. Ложь, как часто бывает, вскрывается. Питеру приходится спасаться от новых знакомых... Для чего он первым делом покупает наркотики у первого встречного диллера...
Sex, Drugs & Rock'n'Roll — довольно известный лозунг поколения 60-70 гг. Что меня больше всего поразило — рассматривая сохранившиеся остатки фресок Телемского аббатства Алистера Кроули ( о котором пойдет речь в романе), я встретила такую надпись:
Stab your demonic smile to my brain. Soak me in cognac, cunt and cocaine!
( фреска «4 дегенерата»)
Ну и после такого, поневоле начинаешь искать параллели между чернокнижниками-последователями Кроули ( поколение 1930-40 гг) и Питером с его просвещенным 1967-м г. В этом, пожалуй, для меня и заключалось главное удовольствие от чтения книги. Ну, еще от мыслей о том, куда девается юношеский максимализм и желание «прогнуть» этот «изменчивый мир» под нас.
У меня оно, кажется, уже прошло... Неужели это старость?! )))
Книга читается легко, но автор очень подробно разжевывает тот или иной момент, хотя текст вполне реально сократить без потерь для сюжета и смысла.
И немного о переводе. Жаль, что переводчик не смог адекватно перевести игру слов в оригинальном названии романа — Satan Wants Me. Еще глаз цеплялся за «мостырки» ( писали бы уже просто — «косяки«!) и «Конец Говарда». Роман Эдварда Моргана Форстера. Фильм еще такой есть. «Говардс Энд» называется... 3 Оскара... Ай, да кому я рассказываю! «Конец Говарда», и точка! ))))
Очень простое произведение. Я-то готовилась к куда более изощренной авторской фантазии...
Avex, 10 июня 2014 г.
Лёгкое одноразовое чтиво, уступающее прежним работам автора.
Название (оригинальное чуточку инфернальней) обещает мистический триллер, но на деле это реализм с примесью психоделики, поскольку повествователь находится иногда под кайфом. Точнее, это сатира — только ирония здесь на грани серьёзности, которую некоторые читатели могут и не уловить, настоящий британский юмор.
По форме — дневник неофита сатанинской секты (или социолога, собирающего материалы для своей монографии «Динамика поведения коллектива в ложе оккультистов Северного Лондона») и больше всего напоминает беседы с психоаналитиком, читающим дневник пациента, с той небольшой разницей, что деньги в конце сеанса получает не «аналитик», а его «пациент». Ещё это роман о 1960-х — времени молодёжных протестов, свободной любви и рок-музыки, поре надежд и свободы. Sex, drugs, Rock'n'roll — всего в книге вдоволь. И даже сама «Ложа чернокнижников» это не общество анонимных сексоголиков, хотя копуляций хватает, а скорее «Клуб одиноких сердец имени Алистера Кроули», созданном с единственной и очевидной целью.
All You Need Is Love.
baroni, 23 июня 2008 г.
Роман Р. Ирвина «Ложа чернокнижников» явялется своеобразным римейком «Утонченного мертвеца». Нет, сюжетно эти романы оказываются никак не связянными — их объединяет лишь несколько общих вставных героев, а также общая тема. И, в «Мертвеце», и в «Ложе...» Ирвин берется за исследование потерянного поколения. Только в «Мертвеце» это лондонская богема конца 1930-х годов — непризнанные художники -сюрреалисты, а в «Ложе...» — лондонские хиппи (или «неформалы») тридцать лет спустя...
Ирвин точно обозначает время действия романа — 1967 г. Европа в предчувствии «молодежной революции» 1968... Лондонский студент-социолог Питер (типичный выходец из «миддл-класса»: отец-химик, мать-домохозяйка, собственный домик в университетском Кембридже) вступает в некую «Ложу чернокнижников», где пытается приобщиться к оккультным и эзотерическим «наукам», употребляет разнообразную наркоту, вступает в безпорядочные половые связи и ведет подробнейший дневник с подробным описанием всех своих приключений...
Собственно дневниковые записи Питера и составляют содержание романа Р. Ирвина. В «Ложе чернокнижников» Р. Ирвин пытается дать свойц ответ на вопрос: Почему всё движение хиппи, все надежды молодежи шестидесятых изменить этот мир к лучшему обернулись своей полной противоположностью. Бунтари 1960-х со временем прекрасно встроились в Систему, органично вошли в элиту свовременного западного общества... Ирвину великолепно удался образ главного героя — будущего социолога, демагога, абсолютно равнодушного к «взрослым проблемам» (а в эти проблемы попадает практически всё — от политики до здоровья собственных родителей) и эмоционально недоразвитого, легко внушаемого и поддающегося самым незамысловатым манипуляциям...
Как всегда, Ирвин прекрасно передает характеры своих персонажей (пускай даже малозначительных) и конечно, пьянеще-расслабленную атмосферу Лондона-1967: новые диски, новые рок-группы, новые оккультные, сексуальные, наркотические эксперименты и ощущения. Будущее казалось безоблачным, возможности безграничными, а смерть — это вообще не про нас.
Роман Ирвина отличают легкость стиля, остроумие, скрытая ирония, точность детали — все эти признаки качественного британского автора прекрасно переданы переводчиков В. Симоновым.
В минус «Ложе чернокнижника» — некоторая затянутость боковых сюжетных линий. Жила, кажется, отработана, порода просеяна, но Ирвин продолжает искать крупицы золота там, где их уже давно нет.
Впрочем, подобных авторских промахов — по пальцам пересчитать. Добротный роман, английское качество.