Художник — Марис Аргалис
Родился: 4 марта 1954 г.
Умер: 28 июня 2008 г.
Марис Аргалис (Māris Ārgalis) — латвийский художник.
Аргалис родился 4 марта 1954 года в Риге. В 1972 году он закончил художественную школу Я. Розенталса. Затем продолжил учёбу на факультете изобразительного искусства в Латвийской Академии художеств, из которой ушёл в 1974 году, не закончив обучения. Участие в выставках принимал с 1973 года, в том числе организовал с сокурсниками коллективную выставку в Латвийской Академии художеств, которая была закрыта через час после открытия, поскольку в работах Мариса Аргалиса кем-то были усмотрены приметы сюрреализма.
После прекращения учёбы Марис Аргалис продолжал заниматься искусством, в основном, выполняя заказные работы — расписывая интерьеры, рисуя плакаты и иллюстрации для прессы, а также оформляя обложки для пластинок. Однако его имя в истории искусства связывается, в основном, с графическими работами. Графикой художник увлёкся в середине 70-х, благодаря материальной базе, имеющейся в распоряжении Союза художников Латвии — в здании на Набережной в то время была открыта мастерская литографии. Именно тогда в искусстве эстампа в Латвии наступил период расцвета.
В 1978 году Марис Аргалис подготовил свою первуювыставку «Модели» в выставочном зале Дома знаний ЛССР в Риге, тогда известного как Планетарий (Православный кафедральный собор на бульваре Бривибас, 23), на которой представил как графические работы, так и различные художественные объекты, выполненные с использованием идей кинетизма и конструктивизма.
Необычные пространственные структуры характерны и для двумерных работ Мариса Аргалиса в техниках графики и живописи, в которых доминируют композиции и сюжеты в сюрреалистической трактовке. Мариса Аргалиса интересовали работы западных сюрреалистов, однако открыто он не причислял себя к последователям этого направления. В его работах признаки сюрреализма присутствуют, в основном, в уже упомянутом интересе к возможностям отображения пространства, а также в необычных образах, в которых зачастую объединяются черты человека и животного. Работы Мариса Аргалиса точнее характеризуют понятия многослойности и ассоциативности — линейный ритм, пластичность форм и световые контрасты в его композициях являются не просто формальными выразительными средствами, но одними из главных создателей образов и настроения.
В 70-х годах Марис Аргалис принимал участие во многих коллективных выставках как в ЛССР, так и во всесоюзных, а также в международных. В их числе Триеналле графики в Таллине (1977), Всесоюзная художественная выставка в Москве (1977), выставка художников Советской Латвии в Сиднее (Австралия, 1979) и др. После 1979 года Марис Аргалис прекратил публичную деятельность в искусстве. Однако в 90-х годах, хоть и изредка, но работы Мариса Аргалиса появлялись в некоторых выставках.