Сергей Куприянов «Пляжи Парфии»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Твёрдая» научная фантастика )
- Общие характеристики: Психологическое | Социальное
- Место действия: Вне Земли (Планеты другой звёздной системы )
- Время действия: Далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Путешествие к особой цели
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Входит в:
— журнал «Если 2001'1», 2001 г.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
pitiriman, 26 февраля 2010 г.
Как вы думаете, будут ли смотреться наспех подшитые, местами дырявые валенки на одной витрине с модельными туфельками? Видимо, редакция «Если» думает, что еще как будут!
До сих пор я не понимаю, чего она добивалась, ставя в один номер с произведениями Саймака, Эффиннджера, Кадиган эту, мягко говоря, слабую повесть. Допустим, не было в редакционном портфеле ничего от наших, ну и не надо было ничего пристраивать, достаточно в этом номере статьи Евгения Лукина. (Вот уж у кого действительно крутая вещь получилась, талант филолога неисчерпаем, в чем убеждаешься, прочитав очередной шедевр на злобу дня.)
В новой повести Куприянова есть все, чем изобилуют современные российские детективы. Это и немудрено, если учесть, что со времени последней встречи с читателями автор выпускал только детективы.
Где вы видите на «Пляжах Парфии» чудо? Где тайна? Где достоверность? Впрочем, с достоверностью все нормально: герой с умопомрачительными полномочиями и возможностями; наркотики; драки; пьянки; девицы легкого поведения (хотя отмечу отсутствие постельных сцен) — короче, все реалии наших дней вывалены перед читателем в большую кучу. Если мы уберем чужую планету и чудеса техники, то получим небольшой детективчик, ну никак не претендующий на публикацию в солидном журнале фантастики.
Да, я соглашусь с упреками в мой адрес — в других, зарубежных произведениях этого номера не везде чисто и гладко. Не оригинален сюжет Макинтайр и Маккена, но зато как эти и остальные рассказы написаны!
К примеру, рассказ Джанет Каган «Революция щелкунчиков» заслужил «Хьюго»; в рассказе Эффинджера отлично показан крик души зажравшихся заокеанских обывателей; оригинальную теорию происхождения «ангелов» мастерски описывает Пат Кадиган. После всего этого (тогда эффект будет сильнее) прочитайте-ка «Пляжи Парфии». Невооруженным взглядом видно, что повесть написана второпях, сюжет излишне затянут, а ближе к финалу, видимо, исчерпав лимит отведенных страниц, автор заставляет героя быстренько выбить правду-матку из недруга и огорошить читателя обилием открывшихся жареных фактов.
Но разве не сам Куприянов признается в этом же номере журнала на стр.302: «Для создания фантастических произведений нужно особое настроение. К тому же фантастический сюжет не придумывается, а изобретается, почти рождается»
Напоследок, вопрос на засыпку всем читавшим «Пляжи Парфии»: видели ли вы где-нибудь, чтобы наркоманы со стажем (а именно такими по сюжету являются все жители Парфии) вели продуктивную деятельность на благо общества: готовили пищу, обслуживали клиентов в ресторане. Стирали им бельишко и чистили ботинки? Лично мне ясно видится, что герой повести, спустившись на планету, сразу увидел бы толпы слоняющихся без дела блаженных туристов и «аборигенов».
Но что это уж я в самом деле такой привереда? Это же — фантастика, чудо, чудо вседозволенности...