fantlab ru

Артур Кларк, Джентри Ли «Сад Рамы»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.21
Оценок:
391
Моя оценка:
-

подробнее

,

Сад Рамы

The Garden of Rama

Роман, год; цикл «Рама»

Жанрово-тематический классификатор:
Аннотация:

Рама-2 набрав скорость, удаляется от Солнечной системы, унося в себе неразгаданные тайны и трёх пассажиров...

Входит в:

— цикл «Рама»


Номинации на премии:


номинант
Премия Геффена / פרס גפן / Geffen Award, 1999 // Переводная книга НФ (Шри-Ланка)


Сад Рамы
1995 г.

Самиздат и фэнзины:

Рама 2. Сад Рамы. Рама явленный.
2015 г.
Рама II
2018 г.
Рама II. Сад Рамы. Рама явленный
2018 г.

Издания на иностранных языках:

The Garden of Rama
1991 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Создаётся впечатление, что после «Рама-2» Кларк махнул рукой на этот проект и позволил Джентри Ли писать, что в голову взбредёт. Здесь уже нет ясного холодноватого аналитического взгляда Артура Кларка, лишь запутаные приключения. Это именно фанфик, фанатское сочинение в декорациях полюбившейся книги, без учёта основной мысли исходного текста.

Джентри Ли вовсю эксплуатирует антураж «Свидания с Рамой», но проблемы, волновавшие Артура Кларка, его совершенно не интересуют.

Как ни странно, в этом романе заметно в большей степени влияние Роберта Хайнлайна, с его культом силы, проповедью инцеста, промискуитета и непреывными признаниями положительных персонажей в любви друг к другу, чем влияние трезвого рационалиста Кларка.

Оценка: 5
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Начало романа — паноптикум продолжается. Описание родов главной героини — автор думает, это интересно любителям НФ?

Забавные ляпы: «С помощью собственных программ уплотнения информации Ричард переписал данные...». Хм... Год написания романа — 1991. А ведь на тот момент уже 2 года как существовал архиватор pkzip и в феврале 1991 уже появился arj. К чему эти «собственные программы уплотнения информации»? Не иначе как роман написан «для домохозяек».

Ощущения после прочтения первых 100 страниц: нам рассказывают история о космических робинзонах. Помните -«Поколение, достигшее цели», «Пасынки Вселенной», «Без остановки» и другие романы о космических кораблях, где в замкнутом пространстве и с ограниченными ресурсами пытается выжить кучка людей, из поколения в поколение? Рама-3, очень похоже как раз на эту тему. У главной героини родилось уже 4 ребёнка (2 девочки и 2 мальчика), и рассматриваются планы на появление новой цивилизации, «от Адама», то есть от нашей Николь. Пока по прошествии 100 страниц о внутреннем мироустройстве Рамы мы не узнаём ничего нового, только завязка под космическую робинзонаду.

Позади 200 страниц. Среди интересных идей (или по крайней мере идей, которые модно развить в интересные) ложка дегтя: поведение гл.героев продолжает поражать избалованностью и инфантильностью. Сначала они, как робинзоны, сами обустраивали свой быт (не без помощи биотов-богомолов, ну да ладно — сами тоже старались). И вот прилетели в Узел — своего рода пересадочную станцию Иных, где им дали шанс вернуться обратно, к Земле. И заодно — Иные великодушно предложили обустроить часть Рамы для полёта домой в соответствии с нуждами людей. И тут началось! И это нам не так, и то не эдак! Не хочу избу дворянки, дайте хоромы княжьи! Жильё не так расставлено, и магазинчиков по углам территории нет, и бассейнов не хватает со спортплощадками, и подайте смену погоды и времен года. Полный набор штампов общества потребления! По 20 раз перепланировать жильё, быт и т.д., привет от капризной принцессы на горошине. М-да, таких не берут в космонавты. А где уважение к Иным, которые уже из кожи вылезли, удовлетворяя все новые запросы людей и кажись, готовы уже сплавить этих несносных землян куда подальше?

Дальше в повествовании нарастает и внутренняя нелогичность событий. Инопланетный разум решил заселить Раму колонистами с Земли. Зачем? А понаблюдать. Просто понаблюдать за сообществом людей и изучить их получше. Встаёт вопрос — а на фига для этого заселять Раму, создавать весь этот зоопарк (как дальше и оказалось) можно же просто наблюдать за Землей и изучать людей на их родной планете? Ну ладно, попросили/потребовали у Земли прислать на Раму тысячи людей из разных слоёв общества, разных национальностей, вероисповеданий и т.д. И Земля вот так запросто колонистов прислала! А мы то помним из прошлой книги и, что Рама-2 хотел чуть ли не торпедировать Землю и курс брал на столкновение, и даже пришлось Раму атаковать ядерными ракетами. И рамане для Земли были враги, или минимум — те, кого следует опасаться. А тут — все вдруг забыли про враждебные намерения Рамы, и, пожалуйста — нате вам колонистов.

По тексту много чисто лингвистически-логических ляпов, например: «Корабль Рама с невероятной скоростью движется к звезде Тау Кита». Что ж это за скорость такая — невероятная? Учитывая, что никто из тысяч людей на борту не находится в гибернации или каких-нибудь противоперегрузочных капсулах, все ходят, занимаются своими делами, как ни в чем не бывало.

Вторая половина и концовка романа не исправляют ситуации. В голове крутится тот же вопрос, который был при чтении Рамы II: зачем на борт корабля набрали столько всякого сброда? Только в Раме II это относилось к членам экипажа — психически неуравновешегным, корыстным, завистливым и склонным к интригам, а здесь — к колонистам — ровно тот же набор, плюс ещё насильникам и убийцам. В итоге читать про судьбу колонии, описанную в духе статей из желтой прессы, совсем неинтересно. Весь роман, к сожалению, скатывается к бульварному чтиву — дрязги, скандалы, очень уж показная любовь (когда герои -члены семьи Николь непрестанно повторяют друг другу, как они друг друга любят, выглядит это шаблонно и плоско). Кое-как дочитал и с облегчением закрыл книгу. Продолжение читать не буду.

Оценка: 4
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Третью книгу уже не осилил. Интересный, поначалу, сюжет превратился сначала в какую-то банальность во второй части, потом в дешевый сериал в третьей. от первоначального замысла осталось только внешняя шелуха.

Оценка: 3
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Продолжение цикла, становящимся бесконечным сериалом, в целом получилось в духе второго романа. Интересны полёт к Сириусу и пребывание главных героев на Узле, исследование Ричардом второго поселения на Раме, его знакомство с расами мирмикотов и сетей, их пока остающийся непонятным сибмиоз с расой птиц. Но вокруг этого разлито столько ненужной воды, что немудрено и захлебнуться. Поселение землян на Раме автор превратил в ещё больший балаган, чем экспедицию на Раму 2. Масса ненужных и неуместных подробностей жизни довольно сомнительных персонажей, какие-то постоянные дрязги и надуманные на пустом месте интриги. Герои то плачут, то смеются по десять раз на дню, какой-то театр абсурда, ей-богу.

По поводу совпадения рас на корабле из предыдущего путешествия всё как раз кажется логичным — эксперимент проводится над расами, представители которых сами добрались до Рамы и обосновались на нём.

Совершенно точно что здесь, как и в Раме 2, нет ничего от Кларка, кроме центральной идеи о громадном космическом кораболе, которая, в общем-то, и вытягивает весь цикл. Первоначальный замысел Кларка никак не пересекается с замыслом Ли. Возможно на фантастику средней руки и потянет, но не более того, до первого романа как до Луны. Верно говорят — всё познаётся в сравнении. Интересно, как сам Кларк отнёсся к этим продолжениям?

Оценка: 6
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Я сейчас перечитываю Раму (все части сначала), и хоть мой изначальный отзыв положительный, и даже менять его не хочется, все же не могу не добавить следующее. Первое. Богоискательство и религия очень плохо вяжутся с фантастикой, это все равно что увязать научную фантастику с магией. Просто глупо. Второе. Этот роман частично про

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

то, как в замкнутом и летящем неизвестно куда космическом корабле возникла «шведская семья», а одним из главных событий стало то, что дочь первой пары (пара 1) людей-космонавтов выходит замуж за великовозрастного любовника своей матери, при этом этой дочери, кажется, 13 лет, а великовозрастному любовнику — 72 года. Далее, внебрачные дети от связи замужней дамы и великовозрастного любовника живут вместе с «законными» детьми первой пары (пары 1), и даже обсуждаются возможные «браки» между всеми этими детьми, поскольку других людей на корабле не имеется. Все их родители тоже живут вместе и периодически меняются партнерами. Вся эта половая распущенность прикрыта словами о некоем долге выживания, короче говоря, каким-то бредом. Я уж не говорю о далеко идущей параллели, где «глубоковерующий» великовозрастный любовник напоминает определенного пророка, а его 13-летняя жена напоминает некую Аишу. Это тоже в копилку мутной религиозности, которой нечего делать в фантастике. Ну а вообще там все на самом деле еще чудесатее. «Глубоковерующий» дед, зачавший своей любовнице (замужней) двух детей и готовый жениться на ее же малолетней дочери от другого человека, на самом деле еще состоит в браке — его реальная жена с детьми и внуками осталась на Земле, пока он кувыркается в космосе (напоминаю, это называется многоженством, которое на фоне «глубокой веры» этого персонажа выглядит несколько неэтично и, прямо скажем, неэстетично; но если он, конечно, из той самой мирной религии, на которую там пронамекалось, то это вроде как бы и ничего). Да и замужняя любовница деда тоже не промах — у нее на земле осталась дочь, внебрачная причем, ну ладно, не буду говорить кто ее отец (но это не тот, с которым она «законно сожительствует» на космическом корабле). Ах да, довольно пикантный момент в том, как женщина наставляет свою 13-летнюю дочь перед браком со своим бывшим любовником-дедом, рассказывает ей, что ему нравится, а что ему не нравится в интиме. Если у нормального человека в таком случае, как говорится, челюсть бы упала на пол, то у авторов/героев романа это самая архиобыденная ситуация. Все это обсуждается настолько спокойно, насколько могло бы обсуждаться мытье окон. У некоторых читателей мог бы назреть вполне резонный вопрос: а что делает законный муж мадам (пара 1), наблюдая ее измены и рождение детей от чужого мужика? А ничего особенного. Он мастерит микро-роботов, с которыми же и спит, потом убегает к каким-то паукам (видимо, устав от свистопляски с супругой — и его можно понять), потом снова возвращается (голосом Шурочки) «в семью, в коллектив», и в дальнейшем его лирический герой как-то блекнет. В целом, при том, что все названные люди не отягощены половой моралью, они, тем не менее, показаны якобы очень порядочными, умными, с неким высоким процентом «интеллекта», рассудительными, и действуют так же, исходя из этих дефолтных данных. Несмотря на это, инопланетяне, к которым они попали, обходятся с ними как с животными, строят им благоустроенные загоны, всячески демонстрируют свое превосходство, не допускают до информации определенного уровня. Хотя инопланетян нетрудно понять: если они наблюдали всю эту кутерьму с производством смешанных детей и разнообразными половыми партнерами, то кроме как мысли о кроликах в клетке, у инопланетян не могло возникнуть никаких других идей. Инопланетяне в дальнейшем и напирают на это, не вполне вежливо (а по моему мнению и хамски) намекая на то, что им нужны «репродуктивные пары», то есть, таким образом, рассматривая человеческий род как некое подобие цыплят в инкубаторе, попутно слегка интересуясь их поведением, видимо, из соображений чисто академического интереса. Будущее полученных подобным образом «космических людей-цыплят» крайне неясно, и никто не гарантирует, что они не пойдут под нож экспериментатора. Но наших героев данные вопросы волнуют только в последнюю очередь, в отличие от вопросов своих собственных разнообразных детей и отношений. Мало того, инопланетяне даже не представились людям лично, отправляя на контакт вместо себя какого-то эклектичного прямоходящего орла ростом в 2,5 метра, вероятно, втайне потешаясь над абсурдностью своего посланника, которого люди принимают, тем не менее, с полной серьезностью, что наводит на подозрения касательно их вменяемости. (Хотя об их вменяемости стоило бы задуматься уже тогда, когда эти горе-космонавты начали бессовестно плодиться в чужом инопланетном ковчеге, ведь несмотря на то, что это намного более развитая в техническом плане цивилизация, и у нее должно быть такое понятие, как ресурсы, тем более их ограниченность, особенно если речь идет о замкнутой системе в глубоком безжизненном космосе... Но нет, не слышали такого.) При этом орел не может разговаривать сам, а вещает исключительно через устройство, подвешенное на его птичьей шее. Надо ли говорить, что для цивилизации, построившей Раму, узел и ангары для гигантских космических ковчегов, создание истинно говорящего робота (или биота) не может быть проблемой. Но «гениям» из данной шведской семьи это даже не приходит в головы.

Вряд ли все вышесказанное демонстрирует ментальную готовность героев книги к контактам с внеземным разумом, и если подобные люди были преподнесены как «яркие представители» человеческой цивилизации, то это может любого мало-мальски образованного человека вогнать в ступор. Если честно, надо реально не уважать своего читателя, полагая, что он настолько туп, что не обратит внимания на весь этот абсурд и отсутствие логики. К счастью (или к несчастью) герои второй книги, которые отчалили назад, на Землю, были еще более удручающими. Поэтому «Сад Рамы» читать легче.

Ну а в целом довольно интересная вещь, конечно, если акцентироваться сугубо на размахе технического уровня главной внеземной цивилизации, создавшей Раму, включая описания других внеземных созданий.

Оценка: 8
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Третий роман о Раме – еще дальше уходит от изначальной концепции. Если первые два по сюжету почти повторяли друг друга, то «Сад Рамы» раскрывает перед нами другую сторону Рамы – детали его космической одиссеи на пути из Солнечной системы и обратно. Впрочем, «раскрывает» — это слишком сильно сказано… но обо всем по порядку.

«Сад Рамы» делится на четыре сильно различающиеся между собой части. Первая – дневник Николь, в котором она описывает жизнь на борту Рамы по дороге к таинственной базе раман в окрестностях Сириуса. Что ж, этот дневник – неплохой пример психологической прозы, но, скорее, ориентированной на женскую аудиторию, поскольку чуть ли не единственное, что занимает мысли Николь – это дети и вообще продолжение рода. Надо сказать, щекотливое положение Николь, Ричарда и Майкла приводит к довольно сложным демографическим решениям. Вся эта драма попахивает инцестом, так что несколько смущает… но у Николь и компании есть оправдание – Рама вполне мог оказаться «летучим голландцем», обреченным на века космического дрейфа, и тогда на его борту должно было возникнуть новое человечество. И вот тут большой вопрос к авторам. Почему нельзя было прибегнуть к искусственному оплодотворению, что сняло бы частично этические проблемы – Николь не пришлось бы изменять мужу? Да, может быть, автоматы Рамы не могли бы ничем помочь в этом. Но герои книги даже не думают в этом направлении! Равно как и генетической модификации, как средстве борьбы с вырождением. Неужели их религиозные взгляды скорее приемлют инцест, нежели вмешательство науки? Еще раз повторю – может быть, это было бы невозможно, но ни Ричард, ни Николь, ни Майкл ни разу даже не высказывают такой мысли! Хотя для искусственного оплодотворения им бы точно хватило и ресурсов и знаний.

Вторая часть – самая слабая. Она посвящена пребыванию Рамы в Узле – то есть на базе раман. И разочаровывает абсолютно. И героям, и читателю, не показывают никаких чудес (ну, кроме Узла, который как Рама, только треугольный и в разы больше), не рассказывают ничего интересного. Рамане не показываются «в кадре», общаясь почему-то через птицеголового биота Орла, похожего на языческого бога. Это чудовищно высокомерные существа, и, похоже, не слабые параноики. «Вы не должны видеть того, чего не сможете понять» — это объяснение повторяет Орел, как мантру. Извините, но так не бывает. Информацию никто не скрывает, если ее НЕВОЗМОЖНО понять. Зашифрованную передачу передают по радио – пожалуйста, перехватывайте, мучайтесь с дешифровкой. От детей не прячут учебники по квантовой физике – они сами не будут их читать. Информацию есть смысл скрывать в трех случаях. Во-первых, если эта информация представляет опасность для раман, раскрывая их технические секреты. Тогда нужно признать, что люди не такие уж тупые обезьяны, и не раса «второй категории» (какое изумительно расистское определение!) и могут построить звездолеты и бластеры, прилететь и навалять «расе господ». То есть – мы имеем случай банального недоверия. Что, в свою очередь, не позволяет уважать самих раман и доверять им. Второй вариант – информация может быть неправильно интерпретирована, понята не совсем. Но тут есть еще один подводный камень – возможно, рамане знают, что у них и землян разные представления о морали, смысле жизни и тому подобном. Есть смысл бояться таких «молчунов»: а ну, как они считают, что для людей лучший вариант – проспать всю жизнь под кайфом и видеть глюки о счастливом быте? Наконец, третий вариант, самый простой – рамане злонамеренны, люди для них являются расходным материалом экспериментов, пищей, а то и вовсе экзотической секс-игрушкой. Почему нет? Что мы знаем о них?

И при этом всем Николь и ее семья соглашаются сотрудничать с этими высокомерными созданиями. А ведь их требования повеселее, чем у иных террористов – подарите нам на эксперименты пару тыщ человеков, а то САМИ ВОЗЬМЕМ. И Николь соглашается передать эти требования землянам лично. Коллаборационизм до добра не доводит.

Вообще, пока читал вторую часть, очень хотелось, чтобы на этот Узел прилетел петуховский космодесантник Иван или взвод Ультрамаринов из WH40 000 и выжгли бы все там к чертовой бабушке. Авторам не показалось, что их «сверхразум» — хамы галактического масштаба и без пяти минут террористы?

Третья часть – политический триллер. И тут вновь вопросы. Зачем Земля посылает на Раму «на съедение» пришельцам как зеков, так и обычных людей. Да, вроде бы, заключенные отобраны из самых безобидных (ага, Накамура, например), а «обыватели» в основном из бедных стран, ищущие лучшей жизни. Но все же, надо было либо сплавить инопланетянам отморозков, или отправить нормальных. А то получится… то, что получилось.

Четвертая часть… Ну, в принципе, как я и говорил:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
рамане – циники; коллаборационизм таки не довел до добра, все ружья третьей части выстрелили. Авторы – изрядные мизантропы, впрочем, в это я с ними солидарен, люди на то и люди, чтобы в любом раю нагадить. Вот только как Накамуре удалось развязать эту «войну»? Ни один шовинизм и ксенофобия не вырастут до такой остервенелой степени за столь короткий срок. Как ему удалось настроить людей против других обитателей Рамы? Простой неприязни к непонятному и чуждому мало, чтобы довести дело до резни. Может быть, были какие-то провокации, дезинформация, пропаганда – но все это авторы оставили за кадром. В результате колонисты выглядят какими-то зомби, которые по первому же приказу ринулись истреблять безобидных «птеродактилей». Похоже, что Накамуре понадобилось только показать пальчиком и (как в «Южном Парке») закричать волшебные слова: «Он хочет на нас напасть!»

Сказать что-либо определенное о «Саде Рамы» трудно. Читается третий роман цикла довольно легко и увлекательно, психологическая напряженность, элемент триллера присутствует. Но вот какой-то оформленной идеи в нем нет. Книга без начала, без конца – типичная серединная часть сериала. И еще один бросившийся в глаза недостаток: другие пассажиры Рамы – все те же птеродактили и октопауки. Лень было придумывать расы?

Итог: «Сад Рамы» написан профессиональнее, чем «Рама II» с его картонными персонажами – психология достовернее, герои правдоподобнее. Однако в плане именно фантастики, третий роман проигрывает и второму, и, тем более, первому. Авторы не «показали» нам толком Узел, не открыли ни одной тайны раман (да еще и выставили их надменными и циничными экспериментаторами), не придумали толком новых рас, начисто забыли о раманском принципе троекратности. В результате имеем конгломерат из странной семейной саги, неубедительной НФ, политического триллера и чернушной антиутопии. Особой философии не видно, социальная мысль сводится к тому, что люди, по большей части, сволочи (а что еще надо было ждать с таким контингентом, как на этих кораблях?) В общем – хуже двух предыдущих, хотя четвертую книгу читать мотивирует, интересно же, чем этот дурдом закончится.

Оценка: 6
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Третья книга цикла «Рама». Сложный и длинный путь к контакту с посланцами Рамы. Набор испытаний проходят земляне — и кто-то наблюдает со стороны. Как бы делая вывод, что мне с вами делать в будущем? На моё мнение -такова задумка Кларка. И решение ведь принято — давайте ещё тысячи человек к нам на изучение вас, разных. Протестируем, что вы представляете из себя. Я это пишу, прочитав все книги цикла и мне понятен замысел авторов в цикле. Вот такой алгоритм контакта.

Оценка: 10
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Начало третьей книги цикла — просто глоток воздуха, на уровне классической первой, думаю, ее писал сам Кларк. Но начиная с разборок внутри корабля — бульварная чушь с постоянными обсуждениями половых вопросов, выпивкой и картонными злодеями. Затянуто, нудно. Написано будто школьником, только-только познающим мир. Концовка еще куда ни шло, но добраться не так просто.

Читаю цикл просто потому, что никогда не оставляю недочитанными книги.

Оценка: 6
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Сюжет ужасно затянут, хотя читается легко. На мой взгляд чем дальше от Рамы 1 — тем меньше научной фантастики.

Оценка: 7
– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

Повествование затянуто, но потерпите — встреча с создателями «Рамы» уже близка!

Интрига поддерживается тем, что у разных «Рам» разные цели.

И третий «Рама» уже готовится к полёту...

Оценка: 7
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Дочитала с трудом, все скучнее и скучнее. Если вы читали Раму-1, то может и стоит дочитать, чтоб знать, чем же закончилась эта эпопея. Множество разных повторяющихся ситуаций, которые легко предсказать, угадать хозяина проекта не трудно. Тот, который задумал и осуществил этот проект, уже давно сам сгинул и все забыли об этом проекте. Только человек со своей надеждой и любопытством в этом проекте видит будущее. А будущего здесь нет и не было, есть только бесконечное кружение.:shuffle:

Оценка: 5
– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

Третья книга про Раму далась мне с трудом: сюжет как-будто резиновый — тянется, тянется и ничего не происходит. Какие-то непонятные взаимоотношения, диалоги ни о чём, вымученные сюжетные повороты... В общем, книгу стоит прочитать из-за уважения к Кларку и его задумке, но особых открытий не ждите — нету их!!!

Оценка: 7
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

А по-моему хорошая книжка и чем дальше, тем больше мы можем узнать об этом захватывающем мире находящемся внутри огромного космического корабля. Причем каждую книжку можно читать как отдельную. И сама задумка рамы просто потрясающая на мой взгляд.

Оценка: 10
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Чем дальше от Рамы1, тем хуже читается

Оценка: 4
– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

Ну вот пошло поехало! Начался бесконечный сериал, конца которому не видно

Оценка: 7


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх