Юрий Бондарев «Тишина»
Действие романа «Тишина» развёртывается в послевоенные годы, в обстоятельствах драматических, которые являются для главных персонажей произведения, вчерашних фронтовиков, еще одним, после испытания огнём, испытанием на «прочность» душевных и нравственных сил.
Тишина : роман / Ю. В. Бондарев // Новый мир. – 1962. — № 3 – 5.
В произведение входит:
|
||||
|
||||
|
Входит в:
— цикл «[Дилогия]»
— журнал «Новый мир № 5, 1962», 1962 г.
— журнал «Роман-газета, 1963, № 2», 1963 г.
— журнал «Подвиг 1988'01», 1988 г.
Экранизации:
— «Тишина» 1964, СССР, реж. Владимир Басов
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
ayakush, 16 сентября 2021 г.
Небольшое дополнение к отзыву strannik 102.
Третья часть Тишины как раз изначально отсутствовала в романе и была издана отдельной книгой под названием «Двое». Соглашусь, что это уже другая история других людей, поэтому Вам и хотелось ее выделить в отдельную книгу, каковой она собственно и была изначально до последующего объединения с основным романом в более поздних изданиях. Так что Вы уже прочитали «Двое» в виде 3 части романа «Тишина» и больше по судьбам этих интересных людей к сожалению Вы ничего не найдете. Однако параллельное развитие судеб таких же фронтовиков Вы можете проследить в романе Бондарева «Непротивление», если Вас заинтересовал именно драматический ход событий в жизни героев Тишины. «Непротивление» также представляет нам послевоенную эпоху в жизни победителей, однако возможно время, в которое был написан роман, позволило добавить ещё больше серых цветов в палитру жизни литературных героев, нежели было представлено в романе «Тишина». Настоятельно рекомендую к прочтению, если Вам интересно каков мог быть альтернативный путь для Вохминцева или его друга Константина.
Книга «Двое», несмотря на свою редкость, также есть у меня в домашней библиотеке в отдельном издании 1963 года, поэтому смело могу утверждать вышеизложенное.
ayakush, 16 сентября 2021 г.
Небольшой отчёт на отзыв PROUSTER. Роман абсолютно не антисталинский, Вы видимо невнимательно его прочитали. Он собственно и называется «Тишина» неспроста. Ведь сам Бондарев говорил о том, что даже в этой послевоенной тишине порой опасности было не меньше, чем на войне. А теперь подетальнее: опасность эту составляли люди в первую очередь — стукачи, карьеристы и прочая шушара. Книга как раз о том, что было источником репрессий — вот как раз такие «персонажи». Ни одного дурного слова о Сталине в книге не найдёте. Достаточно прочитать последнюю главу о мартовских событиях 1953 года. Зато сплошь и рядом показано, как отдельные элементы общества делают все, чтобы утопить ближнего или рядом стоящего.
vfvfhm, 18 февраля 2019 г.
Замечательная книга одного из лучших советских писателей!
Очень суровая проза о ветеранах, вернувшихся с величайшей войны и оглушенных мирной тишиной. помимо того, что роман написан на высшем уровне, он еще и скомпонован крайне интересно. Первая часть — это большая экспозиция с завязкой. Она описывает новый мир своих героев, событий мало. Ну, демобилизовался офицер, вернулся домой. Отмечает. Обживается в чужом для себя обществе и новой реальности. Находит себе гулящую бабенку в кабаке, дерется, неудачно отмечает новый год. Но эта экспозиция имеет и весьма обширный исторический интерес. Послевоенная Москва во всех своих этнографических и социальных подробностях. Тишинский рынок, ресторан Астория (уже после разборки с Фоксом:), институт, просто улицы, народ веселый, а не до усрачки запуганный МГБ. В общем, интереснейший целый срез реальности.
Основная драма и конфликты — во второй части. Оргпреступность, репрессии, время торжества подлецов, семейные трагедии. Как будто первую часть Толстой написал, а вторую — Достоевский. И тут я не перехваливаю автора, он достойный наследник нашей великой классики. Во всяком случае, уж точно он писатель крупнее, правдивее, морально неизмеримо выше этого кумира, вылепленного из известной субстанции, — литературного власовца Солженицина!
Язык у Бондарева удивительный. Он самой структурой фразы, синтаксисом может показать характер человека и его эмоциональное состояние. Нервно и рвано описывает невротика и взбаломошного типа, округло и многословно — подлеца и мерзавца, сухо — бюрократа и формалиста.
А как у него говорят молодые люди! Я думал, что так мыслить и изъясняться могут только персонажи молодой оттепельной прозы, герои Аксенова, Стругацких, Вампилова. Но вот пожалуйста, оказывается и молодежь сороковых-роковых была также внутренне раскована, смела и жизнерадостна. Тут я склонен доверять Бондареву, опять же, а не перестроечным крикунам и всепропальщикам, очерняющим прошлое и наших предков. Мой дед, ровесник Аси Вохминцевой, сестры Сергея до конца своей долгой жизни (Царствия ему небесного!) использовал те же словечки, обороты и фразы, что и герои Бондарева.
В общем, читать всем любителям нашей прекрасной русской литературы! И тут я опять хочу сказать спасибо отличному культуртрегеру Захару Прилепину, который убедил меня, что Бондарев — замечательный писатель. Это правда!
prouste, 5 июня 2018 г.
Черти когда вышедший роман совершенно откровенно антисталинский, но не шибко обсуждаемый в настоящее время. Как по мне, вполне стоило именно его включать в школьную программу взамен и на место Детей Арбата, бо у Бондарева нет публицистики, рассуждающего Сталина и такого метража. Роман нервный и больной: как блистательный остроумный герой войны после ее завершения в атмосфере страха и репрессий вокруг скукоживается, дичает и подходит к грани психического стресса. Собственно, о послевоенной эррозии победителей и их незавидной участи. Фактурный центральный герой, точное описание атмосфер исключения и осуждения. Не понял, для какой цели Бондарев начал изложение от лица Сергея, который и так был деревянный и исчез из текста на полпути, уступив центральное направление Константину. Бондарев не был великим стилистом или мастером детали, но вот и в Батальонах и в Тишине попал в больные темы, честно и внятно обозначив проблемы. Это не великая проза, но роман проблематик, несколько даже репортерский, в котором ценна точность воссоздания атмосферы и нюансов. Наверное, лучший роман Бондарева — вот что грех не экранизировать.
strannik102, 3 февраля 2019 г.
Оглушительная тишина первых послевоенных месяцев и лет
На мой взгляд, этот роман, по сути, представляет два отдельных произведения. Правда, с общими сквозными персонажами и расположенными в хронологическом порядке действиями. Т.е. первую и вторую часть романа можно было бы выделить в одну книгу, а часть третья составила бы уже книгу отдельную. Тем более, что в первой и второй частях главным героем всё-таки является Сергей Вохминцев, а главный герой части третьей Константин Корабельников в предыдущих двух частях, как ни крути, герой слегка второстепенный. Впрочем, автору видней.
Итак, первые послевоенные месяцы и затем уже годы. Нам как-то трудно представить себе, какой была жизнь вот в это самое, сразупослевоенное время. Потому что чаще всего встречаются книги и кино непосредственно о войне, или затем уже сразу про довольно отдалённое от войны время. А лето-осень 1945 и зима 45-46 гг. мало где отмечены в искусстве, по крайней мере я не припомню. Какое-то представление, наверное, дают об этом периоде два советских фильма: говорухинский «Место встречи изменить нельзя» (август — ноябрь 1945 г.) и Петра Тодоровского «Военно-полевой роман» (январь 1950 года), но вот на этом мои представления, что и как было там и тогда, заканчиваются. И потому вдвойне интересно было прочитать этот роман Юрия Бондарева. Тем более, что действие романа разбито на три временнЫх отрезка: часть I — осень–зима 1945, часть II — лето 1949 и часть III — февраль–март 1953 г. И значит мы можем наблюдать первые послевоенные месяцы и годы в динамике, в развитии, в переменах условий жизни людей и переменах в обществе.
Молодые бывшие фронтовики Костя и Сергей оказываются в послевоенной Москве в состоянии свободного парения — за плечами общеобразовательная школа и затем четыре года войны, вот и всё, что они умеют. И военный их опыт здесь, на гражданке, никому не нужен. И вот это состояние вопроса как и чем жить, как и чем заполнять существование, как и куда прокладывать свой жизненный путь и составляет, собственно, всё содержание всего романа.
И конечно же, поскольку перед нами совсем ещё молодые люди (в 1945 году им по 22 года), то сюда встраиваются и личные лирические ситуации и мотивы — возникающие симпатии и влюблённости, и развивающиеся отношения и поиски любви и счастья.
А ещё мы помним, что это времена всеобщей подозрительности и распространённого доносительства, времена господства тезиса об обострении классовой борьбы и времена культа личности вождя народов. И по этой линии нашим героям тоже предстоит себя так или иначе проявить.
Роман имеет открытый финал — смерть Сталина как конечное событие, но судьба всех главных героев остаётся для читателя непрояснённой, а между тем есть там незаконченные сложные ситуации. Видимо нужно теперь прочитать продолжение «Тишины» — роман «Двое», иначе как узнаешь, что стало с нашими ребятами? Правда не уверен, что искомая книга найдётся, неважно, в каком виде — в бумаге или в электронном формате. Но поискать попробую.