Клиффорд Саймак «На Землю за вдохновением»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика | «Твёрдая» научная фантастика )
- Общие характеристики: Ироническое | Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Не определено ) | Вне Земли (Планеты другой звёздной системы )
- Время действия: Далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Роботы | Искусственный интеллект
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Древний робот пролежал в Земле много-много лет и всё это время занимался сочинительством. Конечно, к тому времени, когда его нашли, готовые сюжеты лились из него рекой, и этим было нельзя не воспользоваться.
Входит в:
— журнал «Thrilling Wonder Stories, April 1941», 1941 г.
— антологию «The Coming of the Robots», 1963 г.
— антологию «Шутник», 1971 г.
— антологию «Зарубежная фантастика», 1991 г.
- /языки:
- русский (8), английский (3)
- /тип:
- книги (10), периодика (1)
- /перевод:
- И. Почиталин (8)
Периодика:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
AlisterOrm, 25 апреля 2024 г.
Попытка Саймака поработать «в юмор», в принципе, сравнительно удачная. Мне кажется, что здесь автор попытался немного посмеяться над своими коллегами-фантастам, показав бедность и общую однообразность их сюжетов — роботы. космические корабли, пираты, галактические империи, и всякая прочая хренобора — на тот момент именно такой гумус переполнял фантастические журналы. Эдмонд Гамильтон, кстати, писал рассказ на похожую тему, о том, что фантазии о Марсе немедленно воплощались на нём самом... Нужен генератор фантастических идей — да хоть бы и мозговая коробка старого робота!
Видимо, тогда юный Клифф проходил творческий кризис — ну ничего, о нём есть рассказы и у Роберта Шекли, и Майкл Муркок поминает свою молодость, когда идей свежих в голову не приходило от слова совсем — бывает...
Tullma, 7 июня 2023 г.
Миллионы лет назад у роботов не было эмоций, найден мозг робота без эмоций соответственно. Но почему-то в конце рассказа робот этот очень даже эмоционален. Отсюда вытекает вывод — либо автор не дотянул смысл рассказа до идеи о том, что робот смог эволюционировать и в этом не уступает человеку, либо автор запутался в собственных идеях и забыл о чем хотел написать рассказ, т.к. помимо эмоциональности робота есть ещё вопросы к рассказу.
Все эти сюжетные составляющие не закончены, т.е. у них нет итога, какого-то вывода.
Нет, рассказ не плохой, но эта странная сюжетная мешанина меня смутила. Ведь каждая сюжетная составляющая могла бы стать отдельным полноценным рассказом, стоило только доработать.
Текстоплёт, 31 августа 2020 г.
Рассказ выглядит довольно масштабной зарисовкой, которая могла стать более крупной по объёму повестью. Здесь интересен не только творческий поиск писателя из мира будущего, здесь нашлось место даже изображению того, как может творчество писателя влиять на читателей. Так эта группа роботов вдохновилась книгой Дункана и решила воплотить его идеи в реальности. Удивительно, что этот момент в сюжете упоминается лишь вскользь — мне он показался более глубокомысленным и его можно было развивать различными интересными способами.
Так же занимательно, что люди столь отдаленного будущего у Саймака не уподобились богам, сверхсуществам. Они очень приземленные и несмотря на освоенную жизнь далеко за пределами планеты Земля, имеют те же самые интересы, что человек XX века. Может быть со временем каждое поселение на своей планете остепеняется и превращается по темпераменту в обыкновенного человека?.. Ведь осваивать новые места — это удел пробивных личностей, энергичных и деятельных. А жить будут уже привыкшие к своему новому дому люди.
Такая зарисовка напоминает освоение Запада в США. И в остальном рассказ явно похож на пародию американской жизни, а вместо роботов здесь, наверное, были чернокожие слуги. Тем более, что у негров есть своя интересная культура, которая в дальнейшем обогатила американскую жизнь. Так и в этом рассказе — именно робот и его способность придумать за долгое время множество историй помогает писателю создавать новые книги.
god54, 18 декабря 2019 г.
Юмористический рассказ из далекого будущего, где земля превратилась в бесплодный шар, роботы освоили эмоции и существуют на положении рабов у людей, а люди так и не научились писать хорошую фантастику, ибо все сюжеты и идеи были описаны до них, но они даже не сумели освоить культуру привлекательного письма, ну совсем как в наше время на заре 21-го века. По всей видимости болезнь начала развиваться в конце 20-го века и продолжилась в далёкое будущее, а лекарство так и не сумели найти. Хотя, как доказывает автор одному из так называемых писателей удалось найти ящик пандоры... Хотя я в этом сильно сомневаюсь, ибо автор в доказательство не привел ни одного отрывка из так сказать «шедевров», а данный текст очень далек от стандарта.
Yarowind, 30 ноября 2017 г.
Ранняя работа автора и это чувствуется – достаточно обрывочный скучноватый сюжет про робота, открывшего в себе талант-писателя, и писателя, зарывшего данный талант.
Bizon, 15 августа 2014 г.
Рассказ интересен идеей, но какой-то сырой. Слишком много фантдопущений, принцип которых непонятен. Это касается робота, который лежа в песке нафантазировал кучу всего. Робот-эскайпист? не, не верю... сомневаюсь я, что робот устаревшей модели со стажем в три миллиона (!) лет по уровню программы не только не уступает современным роботам, но превосходи их по уровню интеллекта. То что он «сошел с ума» от безысходности вариант интересный, но в таком случае современные роботы должны писать стихи и музыку. А они всего лишь пытаются осуществить написанное в книге. При таких раскладах за три миллиона лет у них должна возникнуть своя цивилизация. Даже семерки многовато для такого рассказа. Но очень мне понравился шантаж робота в финале.
Кропус, 29 января 2016 г.
Обратил внимание, что со своим домашним роботом, явно разумным, герой обращается как с рабом. Не смотря на протесты вытащил мозг, поставил другой с иной личностью. А в остальном согласен с предыдущими рецензентами: рассказ не вдохновляет.
ii00429935, 26 июля 2014 г.
В данном случае Саймак обещает больше, чем в итоге даёт, но зато в рассказе есть интересные персонажи и неплохой юмор.
Автор заглянул в очень далекое будущее. Настолько далекое, что дух захватывает. Вы только представьте! Старушка Земля исчерпала свои ресурсы, но люди благополучно расселились по другим галактикам. Средняя продолжительность жизни выросла до 10 тысяч лет! Должно быть, человечество изменилось до неузнаваемости, но ничего такого в рассказе нет. «На Землю за вдохновением» — история про писателя Джерома Дункана. Ну а в мире литературы, видимо, до конца времён проблемы останутся прежними. И первая из них — нехватка свежих идей. Кто станет соавтором Джерома Дункана, можно догадаться задолго до финала, но здесь Саймак, что называется, попал в десятку. Приглядитесь к современным коммерческим авторам, выпекающим по 3-4 романа в год. Неужели всё это пишут, а потом читают люди, а не роботы?
morbo, 26 июля 2011 г.
Кого-то удивило, что мозг робота уцелел за 3 миллиона лет, меня же больше удивило то, что сочинённые им научно-фантастические истории за 3 миллиона лет не устарели. За 3 миллиона лет наука должна была уйти в неведомые дали, а истории робота воспринимались бы как сейчас Жюль Верн, а то и вообще — байки из каменного века. В рассказе за 3 миллиона лет, похоже, вообще мало что произошло, только роботов выпустили много, хотя по идее за такое время даже язык должен измениться до неузнаваемости (если люди ещё будут продолжать им пользоваться).
А ещё, бросаются в глаза характерные для Саймака невероятные совпадения. Писатель отправляется на Старую Землю, чтобы вдохновиться и писать научно-фантастические рассказы и находит робота, который как раз содержит в себе массу научно-фантастических историй. Там же писатель встречается с роботами, которые сбежали на Землю, вдохновившись его повестью. Невероятные совпадения.
Yazewa, 23 октября 2011 г.
Пожалуй, слишком много натяжек в этой истории, чтобы воспринимать ее всерьез. Но, похоже, автор и не ставил перед собой такую задачу! Масштабы, поставленные им (тысячи и миллионы лет), только подчеркивают иронию. А образы роботов гораздо ярче, харАктернее и объемнее, чем людей. Симпатичная шутка...
IPSE2007, 20 октября 2011 г.
В очередной раз в рассказах Саймака проходит его любимая тема творчества и творческого метода. На сей раз творцом выступают робот и человек. Причем произведения человека стали интересны роботам, а робота — наоборот людям. Вот такая любопытная инверсия. Конечно ляпов в произведении предостаточно главной причиной является то, что во время написания рассказа люди еще не привыкли к столь стремительным переменам, которыми нас наградил конец 20-го века. Чего далеко ходить — в 40-е множество мужчин брилось опасной бритвой, которая не далеко ушла от той, которой брились еще древние египтяне, и таким примерам несть числа. Ну, а робот-писатель, видимо, пролежав преизрядно в земле слегка подвинулся рассудком и вследствие этого очеловечился. Ведь у всех нас есть свои тараканы в голове, отчего бы и роботу их не заиметь. Конечно, в фигуральном смысле слова.
Сказочник, 14 мая 2011 г.
Далеко не самый удачный рассказ Мастера. Тут вам и детективная история, и самопародия, и юмор с реверансами в сторону Азимова, и ставшие классическими чуть непутевые герои, но... шарма и изюминки в рассказе нет, поэтому и не десять.
kkk72, 13 октября 2008 г.
Не самый удачный рассказ Саймака. Размах идей автора производит впечатление — умирающая Земля, робот, пролежавший миллионы лет в песке, дикие племена людей, выжившие у некогда глубочайших впадин высохших океанов. А свелось все, по сути, к шутке. Да и в самой истории есть немало натяжек.
Madrock, 24 мая 2008 г.
Рассказ неплохой, но трудно воспринимаемый...некоторые идеи порадовали))
farakus, 30 октября 2006 г.
что то меня этот рассказ не на что не вдохновил :smile: да и смысл от меня ускользнул. И почему мозг робота не обратился в проах за три миллиона лет, он ведь тоже железный, непонятно.