Брайан Эвенсон «Щелчок»
- Жанры/поджанры: Психоделика
- Общие характеристики: Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Не определено )
- Время действия: Неопределённое время действия
- Линейность сюжета: Хаотичный
- Возраст читателя: Для взрослых
После травмы головы всё изменилось, но вспомнить, что именно изменилось, не в его силах. Он не знает, кто он, не помнит имени, прошлого — ничего. И почему-то все думают, что он сделал что-то очень плохое. Что он натворил? Врач сказал, что в любой момент может произойти щелчок, после которого он вспомнит всё...
Входит в:
— сборник «Павшие кони», 2016 г.
— журнал «Nightmare, Issue 61, October 2017», 2017 г.
- /языки:
- русский (1), английский (1)
- /тип:
- книги (1), цифровое (1)
- /перевод:
- С. Карпов (1)
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
GR0SS, 16 февраля 2021 г.
Потеря памяти — стандартный художественный прием, но также и удачная стартовая основа для рассказа о том, как мир вокруг героя стал странным. Травма головы напрочь выбивает у героя воспоминания о том, что он совершил что-то ужасное. Данный рассказ — это записки героя, пытающегося хоть что-то вспомнить. Но записи получаются нестабильными, в них перемешиваются прошлое и настоящее, герой не знает какие воспоминания являются правдой, какие персонажи реальны, является ли он собой или кем-то другим, сходит ли он с ума, или же это мир распадается.
Эвенсон смог убедительно погрузить читателя в происходящее, заставить его чувствовать себя на месте протагониста. И здесь любимый автором прием обрывков ощущений играет большую роль. Вместо того, чтобы написать «герой был в больнице; над ним склонились врачи в хирургических масках; в его горле была эндотрахеальная трубка», он пишет «герой лежал в кровати, но это не была его кровать; над ним склонились люди без нижней половины лица; когда он пытался сглотнуть, что-то ему мешало».
Убедительно передано известное многим чувство невластности над собой как результат болезни: запутанность мыслей, вата в голове, непослушность тела, ощущение слабости и постоянное нахождение на границе сна и бодрствования.
Я обожаю короткие треш-рассказы Эвенсона типа «Оцепенение», «Эрозия», «Три унижения» и «Стоны», и совершенно понятно почему они кому-то могут не понравиться. В отличие от них «Щелчок» — небольшой шедевр, с которым даже скептикам придется считаться. Если «Эрозия» — это хаос, то «Щелчок» — это управляемый хаос. Когда Эвенсон уснул, думая о своих рассказах, «Щелчок» — это то, что сложилось из них под утро. Это всё лучшее из его остальных рассказов: здесь и кафкианский страх наказания за неизвестный тебе проступок («Отчет»), и психическое расстройство как результат некоего происшествия («Павшие кони»), и боязнь остаться беззащитным («Эрозия»). И хоть я предпочитаю короткие, но эффектные рассказы-обрывки, «Щелчок» объективно возвышается над всеми ними.
namco 87, 1 февраля 2020 г.
На мой взгляд самый оригинальный и лучший рассказ сборника «Павшие кони». После идут «Пыль» и «Любой труп». Вот же нормальная заумная муть которая цепляет, где одновременно интересно, страшно и совершенно непонятно что тут происходит. Не хочется искать потаенных смыслов между строк, разгадок. Ты просто читаешь и получаешь моральное удовлетворение и эстетическое наслаждение от «Щелчка». Отсутствует авторская корявость, когда не понимаешь зачем персонажи это делают и что тут вообще происходит, а потом наступает чувство потраченного впустую времени. Одна мысль всё-таки крутится в голове: «А может я просто привык к концу сборника к пёрлам писателя и он захватил мой разум?» Нет уж «Стонам», «Эрозии», «Оцепенению», «Трём увечьям» далеко до такого уровня. Единственный представитель творчества Эвенсона дающий понять, что не все так плохо в «датском королевстве».