Владимир Кузнецов «Колокол (Горе дому сему)»
- Жанры/поджанры: Хоррор/Ужасы (Лавкрафтианский хоррор )
- Общие характеристики: Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: Новое время (17-19 века)
- Сюжетные ходы: Тёмный властелин
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Только для взрослых
Из тюменского острога сбежали четверо узников. Но видимо пребывание в неволе повредило разум преступников: мало того, что беглецы побежали в самые непроходные топи, так еще и потащили с собой двадцатипудовый колокол!
Входит в:
— антологию «Самая страшная книга 2018», 2017 г.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
senoid, 20 октября 2017 г.
Ух! Ах! Эх… Примерно так я мысленно комментировал этот рассказ во время чтения. Хватало одних междометий. Но тут вроде бы надо что-то написать. Ладно, попробуем.
Вновь перед нами исторический хоррор, что, в принципе, не шибко удивительно. Владимир Кузнецов регулярно обращался к нему еще до того, как это стало мейнстримом. И обращался весьма удачно. Серьезная работа с матчастью, выдержанная стилистика, умение грамотно и достоверно соединить ужасы и исторические декорации — в этом весь автор. Правда, иногда он увлекается, и тогда интересный сюжет уступает место скучной лекции, но, по счастью, это не про «Колокол».
Итак, добро пожаловать в Сибирь времен Смуты. Полусотенный стрелецкого полка прибывает сюда, чтобы забрать нескольких ссыльных, но от местного казацкого атамана узнает, что те сбежали. Да не просто сбежали, а зачем-то забрали с собой ссыльный набатный колокол. Тот самый, из Углича, с вырванным «языком» и отрубленным «ухом» — реальная страничка нашей истории, о которой в последнее время почему-то все чаще вспоминают в интеллектуальных викторинах.
Приказ есть приказ, ссыльных нужно изловить. И пошли по их следу стрельцы и казаки, а вместе с ними проводником пошел и крещеный вогул. Но в тайге их ждало такое, к чему просто невозможно подготовиться.
В первую очередь хочется похвалить за композицию. Рассказ стартует с места в карьер, с настоящего кошмара, а предыстория потом, в следующих главках. Это чередование работает на ура: читатель сразу на крючке, со стартовых страниц ему дают прикоснуться к ужасу, который настиг героев в ночном лесу, почувствовать жар боя, сырость земли — не то от дождя, не то от крови. В результате и главы, где поход только начинается, читаются по-другому. Грубо говоря, читатель уже «на стреме», лучше ловит разбросанные по тексту маячки — предвестники беды. И все странности воспринимаются куда острее; чуть ли не физически чувствуешь, как сгущается атмосфера, как наползает неизбежное. Получилось очень круто, практически эталонный лесной хоррор, где каждая деталька работает как надо и появляется в нужное время. Достойный ответ «Ритуалу» Адама Нэвилла на отечественной почве. Там за героями шла неизвестность в лице неведомого чудища, а тут сами герои вынуждены идти в неизвестность: в древние таежные места, куда людям ходу нет; в места, о которых даже проводник не хочет говорить; вслед за очень странными беглецами, которые без остановки днями и ночами тянут трехсоткилограммовый колокол сквозь леса и болота, опьяненные известной только им целью. Больше загадочности, больше жути, больше интереса. Браво.
Написано здорово, и что особенно радует, все языковые «старинности» ничуть не мешают, хотя лично я порой с трудом продираюсь через исторический хоррор как раз из-за стилизации. Здесь всё отлично.
Но куда же без ложки дегтя, правда? Когда я понял, кого именно припас автор для финала, стало слегка грустно. Во время чтения в голове не умолкало «Здесь русский дух, здесь Русью пахнет», такая ведь шикарная жуть выходила, замешанная на нашем историческом материале. И концовка тоже отличная, но вот чудище известной породы не то чтобы разочаровало, а скорее смазало впечатление. Так ли оно там необходимо? Да, на него есть определенные завязки, но можно было бы придумать свое. Я не против подобного заимствования и поклонов в сторону классики, но тут, на мой взгляд, оно лишнее. А уж финальная фраза и вовсе неуместная: не звучит, не смотрится, не подходит этому месту и этим героям. Да и вообще не нужна она тут. Те, кто в теме, давно догадались, о ком речь, а остальным оно, пожалуй, и не обязательно. Не каждой НЁХ надо давать имя.
Тем не менее, несмотря на привкус горечи напоследок, звание жемчужины антологии у «Колокола» никто не отнимет. Одна из лучших вещей, что я читал за последние годы.
Heckel, 15 ноября 2017 г.
Автор умело рассказал историю ссыльного угличского колокола на лавкрафтианский лад. Это отличный рассказ, прекрасно стилизован, всё в нём ладно и прочно, как в казацком струге. Он насыщен атмосферой времени и места, предчувствием грядущей Смуты, словом прекрасная работа!
Есть и одно «но». (моё, конечно, моё имхо). Два последних восклицания лишние совершенно. Табличка «дерево» на дереве. И звучат они чужеродно тексту, даже тому, что толкует о козлище с тьмой младых. В остальном, повторюсь, превосходно!
sergej210477, 7 февраля 2018 г.
Исторический хоррор, причём в духе Лавкрафта. Очень красочный, вместе с тем, мрачный.
Чего-чего, а атмосферности в рассказе хватает. Отличные живые герои — стрелецкий полусотни, казацкий атаман, вогульский проводник.
Написано отлично. Все интересно, в достаточной мере страшно.
Не понравилось мне лишь то, что автор притянул за уши к основному сюжету про Зло, спящее в болотах Северного Урала реальные исторические факты по углический колокол. Ну каким он боком относится к некому дьявольскому порождению? И политические ссыльные в роли жрецов языческого бога или демона выглядят нелепо. По-моему, эту сюжетную линию можно было бы заменить на что-то более логичное и естественное. Правда, тогда получился бы совсем другой рассказ.
applemice, 21 ноября 2017 г.
Богатый, добротный, внимательный к деталям стиль В. Кузнецова как всегда радует читателя. История ссыльного «Угличского колокола» мало того, что расцветает новыми живописными деталями, так еще в конце рассказа читателя ждет сюрприз в виде