Сидни Шелдон «Сорвать маску»
- Жанры/поджанры: Детектив (Классический детектив )
- Общие характеристики: Приключенческое | Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Америка (Северная Америка ))
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Психоаналитик Джад Стивенс должен изобличить убийцу во что бы то ни стало — иначе следующей жертвой может стать он сам…
Входит в:
— антологию «Лица и маски», 1989 г.
— антологию «Детектив США. Выпуск 3», 1990 г.
— антологию «Зарубежный криминальный роман», 1992 г.
— антологию «Истинное лицо», 1992 г.
— антологию «Остросюжетный зарубежный детектив», 1992 г.
Номинации на премии:
номинант |
Премия Эдгара / Edgar Awards, 1971 // Лучший дебютный роман |
Экранизации:
— «Сорвать маску» / «The Naked Face» 1984, США, реж. Брайан Форбс
— «Звезда шерифа» 1991, СССР, реж. Николай Литус
- /языки:
- русский (27), английский (3), немецкий (3), португальский (3), итальянский (2), шведский (1), голландский (2), финский (1), норвежский (1), литовский (1), чешский (2), эстонский (1), словацкий (1), венгерский (1), сербский (1), хорватский (2), арабский (1), тайский (2), китайский (1), румынский (1), индонезийский (2)
- /тип:
- книги (59)
- /перевод:
- А. Адивийото (2), М. Антиох (1), А. Б. Пинейру де Лемос (2), З. Бервид (1), М. Бижич (1), Ж. Вагоните (1), В. Вебер (19), Ч. Вонг (1), Р. Гермераад (2), К. Гильска (1), М. Кожокару (1), С. Кхао (1), В. Опашич (2), А. Раков (1), Р. Рамбелли (2), Э. Сало (1), Е. Синельщиков (3), И. Фазекас (1), Э. Фаллениус (1), Э. Хакала (1), М. Шмиц (3), М. Энгельгард (1), К. Эндерсен (1), Л. Юншань (1), А. Юрак (1), Л. аль-Такафи (1)
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
haul87, 1 ноября 2024 г.
Странно, вроде в наличие и завязка, и интрига, да и написано далеко не бедным языком. Но, поразмыслив, понял, что произведение попросту стандартно, дальше некуда. Таких очень и очень много, и оно попросту затеряется среди себе подобных, каковых великое множество.
Гораздо позднее я узнал, что это первое произведение Сидни Шелдона. Что ж, в таком разе простительно. Тем не менее, оно могло бы быть и более красочным, благо, в общем и целом, читается вполне легко, да и бедностью речи автор не грешит. В сон такое произведение, безусловно, не вгоняет, но если абсолютно честно, как-то не зацепило.
Rosland, 28 июля 2020 г.
С самых первых страниц автор держит читателя в напряжении, которое по ходу действия только нарастает. Главный герой-психоаналитик не может верить никому. Под маской любого из клиентов, полицейских, частных детективов или друзей может скрываться опасный убийца. Джад Стивенс в силу профессии даже начинает подозревать самого себя.
Роман небольшой, что даже является плюсом. Слишком уж хочется быстрее пройти все сюжетные повороты и дойти до финала. Момента, когда маска будет сорвана и убийца продемонстрирует свою сущность. И только ли он? Сколько персонажей не те, за кого себя выдают? Не узнаешь, пока не прочитаешь. Хороший детектив, пусть моментами он простоват и использует штампы, но увлекает полностью.
GoldSwan, 14 августа 2017 г.
Очень незатейливо и простовато для Шелдона, которого мы знаем как мастера саспенса и интриг. Только то, что это его дебютный роман все объясняет. Но уже даже в первой книге видны признаки мастерства, которые делают этого автора детективов узнаваемым и неповторимым —
это, в первую очередь, тщательная проработка персонажей. Именно это дает эффект присутствия и легкость погружения в истории Шелдона. Не уверен, что если бы это было моё первое знакомство с Шелодном, я бы захотел его продолжить, на столько бледновато смотрится это произведение на фоне современных книг детективного жанра. Но, зная Шелдона-мастера, я более терпимо отнесся к его дебютному роману и порадовался, что это была не первая моя встреча с мэтром жанра.
Нескорений, 20 октября 2015 г.
Литературный дебют Сидни Шелдона состоялся в 1970 году, когда увидел свет его роман «Сорвать маску», сразу же удостоившийся премии Э.А. По. Шелдон для меня писатель новый, слышал о нём только то, что он детективы писал, или дамские романы, что-то в этом роде. Решил познакомиться с его творчеством совершенно наобум, был готов ко всему, но даже в самых смелых своих ожиданиях я не чаял встретить такую сильную вещь.
Знакомство с новыми для меня авторами, как правило, проходит не очень гладко — как минимум нужно вчитаться, уловить авторскую манеру подачи текста и привыкнуть к ней. Здесь этого не потребовалось, с первой же главы я понял, что наткнулся если не на шедевр, то на очень интересное и увлекательное произведение — подробно и красочно описать убийство, при этом без акцента на физиологию и излишний натурализм, совсем не просто.
С первых же страниц мы становимся свидетелями череды страшных убийств, всколыхнувших Нью-Йорк — от рук неизвестного гибнут бывшие гомосексуалисты, проститутки. Мотивы убийцы совершенно не поддаются логическому объяснению, но постепенно кровавая спираль начинает закручиваться к центру, затягивая в паутину смерти главного героя.
Джад Стивенс — преуспевающий психоаналитик, у него есть всё — любимая работа, клиенты, деньги, привлекательная внешность, но не всё так радужно — однажды, в канун Рождества трагически погибла вся его семья, после этой психологической травмы он до сих пор не может оправиться — не нашёл себе женщину, погрузился в работу, а предпраздничные рождественские хлопоты соотечественников теперь вызывают у него лишь воспоминания о невосполнимой утрате.
Изначально Джад показался мне сказочным персонажем, таких людей в жизни не бывает, говорил себе я, когда читал о его взаимоотношениях с юной секретаршей Кэрол, как он спас ее от суда и, как добрый самаритянин, в течение нескольких лет наставлял на путь истинный совершенно незнакомую малолетнюю черную шлюху-наркоманку. В дальнейшем автор всё разложил по полочкам, дал обоснование такого поведения героя, и ощущение искусственности образа исчезло.
Расследование загадочных убийств ведёт лейтенант Макгриви — у него есть личные счёты к доктору Стивенсу, который спас от электрического стула невменяемого убийцу, тяжело ранившего Макгриви и застрелившего его бывшего напарника. Новый напарник Макгриви играет роль «хорошего полицейского», пытаясь помочь Стивенсу, в то время как озлобившийся лейтенант любой ценой пытается уличить главного героя в преступлениях и засадить за решетку.
Отдельной строкой следует упомянуть пациентов доктора Стивенса — от вице-президента крупной национальной корпорации и бывшей кинозвезды до малолетней проститутки и брошенной домохозяйки. Каждый из них в принципе может оказаться убийцей, спектр их психических отклонений широк — мизантропы, параноики, нимфоманки, шизофреники. Очень интересно следить за сеансами психоанализа, как доктор общается с пациентами, как они излагают ему свои проблемы, делятся самыми глубокими переживаниями — за эти эпизоды роману можно поставить отдельный плюс.
Присутствует в романе и любовная линия — Джад питает неразделенную любовь к своей пациентке Анне Блейк, которая счастлива в браке и кроме дружеского участия ничего к главному герою не питает. Проблема в том, что Стивенс за несколько сеансов так и не смог понять в чем же ее проблема, зачем она записалась к нему на лечение — в перспективе этот момент окажет важное влияние на сюжет произведения.
На определенном этапе в дело вступает частный детектив Норман Моди — самое первое впечатление главного героя оказалось обманчивым — за внешностью добродушного лысого толстяка, пересыпающего свою речь нелепыми афоризмами и профессиональным жаргоном, скрывается настоящий мастер своего дела. Вопрос лишь в том, насколько ему можно доверять, ведь в этом романе всё постоянно меняется — друг может оказаться врагом, а лютый враг — другом, опасный психопат — безобидным ребенком, а успешный и респектабельный человек — больным ублюдком.
В одном из вариантов перевода роман носит название «Дон Винтон», примерно в середине произведения становится понятно, что ключ ко всему — в установлении личности этого загадочного Дона. Расследование постоянно ветвится, появляются новые подозреваемые, с кого-то подозрения снимаются, кого-то всё еще продолжаешь подозревать. Основной вопрос — личность главного героя, действительно ли он здесь жертва или же самый настоящий параноик, которым его считает лейтенант Макгриви.
Автор умудряется сохранять интригу вплоть до кульминации, но даже после того как читатель получает долгожданные ответы на вопросы «кто?» и «почему?», интерес к чтению не пропадает. Финал получился очень напряженным, не осталась в стороне и философия — все люди носят маски, но неужели под маской каждого представителя общества, где-то на задворках личности цивилизованного индивида скрывается кровожадный зверь?
В итоге, я прочел эту книгу за один присест, оторваться от чтения практически невозможно. Мне очень нравятся произведения в жанрах мистический хоррор и психологический триллер, этот роман относится ко второй категории, ко всему прочему здесь есть остросюжетная детективная интрига, которая неизменно сохраняет градус общего напряжения. По прочтению, этот роман умудрился потеснить с первого места в моем личном списке даже безусловный шедевр Р. Блоха «Психо», а если говорить об ассоциациях из области кино, то «Сорвать маску» безусловно доставит наслаждение тем, кому нравятся фильмы типа «Игра» и «Остров проклятых». Эта книга явно не подходит для юной аудитории, но вполне способна сорвать крышу многим взрослым читателям. Считаю, что моё первое знакомство с творчеством С. Шелдона прошло выше всяческих похвал, действительно, никогда не знаешь — где найдешь, где потеряешь!
warlock666, 24 февраля 2017 г.
Роман небольшой, но затягивает с первых страниц. Прекрасная атмосфера. Что необычно для Шелдона так это главный герой, не женщина как обычно, а мужчина. По жанру это остросюжетный детектив даже можно сказать триллер.
P.S. За этот роман автор получил премию Эдгара По в категории «Лучший первый роман».