Дороти Макардл «Тайна «Утёса»»
Герои романа английской писательницы журналист Родерик Фицжеральд и его сестра Памела, купив прекрасный дом на живописном берегу залива, становятся невольными участниками таинственных и драматических событий.
По другим данным — 1942.
Позднее роман был также переделан в трехактную пьесу — Tim J. Kelly, 1979 (?)
Номинации на премии:
номинант |
Хьюго / Hugo Award, 1943, ретроспективная // Роман |
Экранизации:
— «Незваные» / «The Uninvited» 1944, США, реж. Льюис Аллен
- /языки:
- русский (2), английский (1)
- /тип:
- книги (3)
- /перевод:
- И. Разумовская (1), С. Самострелова (1)
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Darth_Veter, 12 октября 2024 г.
Начинающий писатель Родерик Фицджералд вместе со своей сестрой Памелой поселяется в небольшом имении на берегу Бристольского залива. Несмотря на удачную планировку и расположение, оно вот уже 15 лет стоит необитаемым. Причина якобы состоит в том, что в доме водятся самые настоящие привидения! Некогда там жила счастливая семейка Мередит — муж, жена и ... бывшая любовница мужа. Жили они долго и весело, пока не приключилась трагедия: во время одной бури таинственно погибла жена Луэлина Мередита, Мэри. Она побежала спасать бывшую любовницу мужа, решившую покончить свою жизнь самоубийством, но нежданно сорвалась с утеса, сломав себе позвоночник. С тех пор в доме и завелось привидение, отравлявшее жизнь всем его жильцам. Но Фицджералдов такая перспектива не испугала, а напротив — заинтриговала. И брат с сестрой решили досконально разобраться с тем, каковы были истинные причины появления призрака в полюбившемся им «Утесе»...
Типичная история о привидениях и проклятии, чем-то напоминающая «Кентервилльское привидение» Оскара Уайлда. Та же старая загадка, не дающая покоя молодым владельцам усадьбы, такая же попытка разгадать интригующую тайну, тот же результат расследования. Всё было бы прекрасно, но автор слишком уж затянул вводную часть своей истории, посвятив ей более сотни страниц. К тому же, в ней слишком много допусков. Герои покупают усадьбу, игнорируя совет бывшего хозяина и ее дурную славу. Когда факты о наличии привидений подтверждаются, они не меняют своих позиций, а инициируют собственное расследование, хотя уже должны были сломя голову бежать куда подальше! Ведь, согласно канона, любое привидение использует жизненную силу обитателей дома, отравляя их быт неясными страхами и дурным настроением. Как тут вообще можно нормально существовать при таких условиях?? Но брат с сестрой отчего-то не паникуют, а всеми силами цепляются за проклятое место, хотя все их знакомые советуют им вернуть усадьбу ее первому владельцу. Понятное дело, что автору позарез нужно было рассказать своему читателю увлекательную историю, но делал он это слишком уж неторопливо, буквально разрушая задуманную им же интригу. Во-первых, к сюжету подключено слишком уж много действующих лиц, большая часть которых никак не влияет на его развитие (например, домработница со своим котом). Во-вторых, новые хозяева больше болтают, нежели действуют, так что дело не сдвигается с мертвой точки почти две сотни страниц, что совсем не радует читателя. Концовка, правда, получилась более динамичной и увлекательной — с того самого момента, когда герои решают пригласить к себе на дом известного спиритуалиста Ингрема. Вот тогда-то канва романа обретает некую стройность и логичность, возвращая произведению прежнюю интригу. А до этого момента будут только туманные намеки на паранормальное, да безуспешные потуги установить скрытую от всех истину. Истину, которая по традиции окажется совсем не такой, какой ее ожидают. Собственно, своей оценкой роман обязан именно концовке. Если б не она, выше 6 баллов ставить было бы несколько неразумно.
Вопреки традиционному представлению о мистических произведениях, читать данный роман не возбраняется даже детям, которые в состоянии понять значение слова «привидение». Правда, они вряд ли смогут разобраться в хитросплетениях жизни семейки Мередит (например, почему жена Луэлина согласилась на совместное проживание под одной крышей с его бывшей любовницей). Всё-таки это хоть и сказка, но взрослая. Так что делайте выводы...
--------
РЕЗЮМЕ: история о разгадке тайны очередного «дома с привидениями», замечательная лишь в своей концовке. Фильм, может быть, из нее получился бы неплохой, а вот литературное произведение вышло слишком уж затянутым.
stray_stoat, 15 июля 2019 г.
Поначалу это было приятное пасторальное чтиво про уютный дом в сельской глуши. Описания комнат и комнатушек, тропинок и дроковых зарослей на скалах у берега моря вызывали желание немедленно уехать на какие-нибудь пастушьи острова.
К сожалению, ровно на середине книги началась как бы загадочная мистика. Проблема в том, что все до одного персонажи книги резко отупели, начали блуждать в трёх соснах и не видеть очевидного прямо под своим носом. Мучительно больно было читать про эти беспомощные умственные конвульсии и судорожную беготню. К последней трети окончательно пошла прахом и часть персонажей: симпатичная поначалу барышня-соседка стала взбалмошной истеричкой, которую так и хотелось отходить по щекам, а главного героя сбросить в море с этого самого утёса.
Хэппиэнд прилагается.
Синяя мышь, 2 сентября 2011 г.
Брат и сестра Фитцджеральды ищут дом. Случайно в процессе своих поисков они видят дом, стоящий на утесе: заброшенный, но все еще красивый. Кажется, что если над ним поработать как следует, он станет для брата и сестры именно той тихой гаванью, о которой они мечтали. Дом продается, но его владелец, отставной капитан, продает его как-то неохотно и считает своим долгом предупредить о «беспокойствах», из-за которых сбежали прежние жильцы... Много лет назад в этом доме погибла — упала с утеса его дочь Мэри и умерла от пневмонии любовница мужа Мэри, испанка Кармел.
И вправду, вскоре в обновленном, отремонтированном «Утесе» брат и сестра слышат тихий, безутешный плач и ощущают леденящий холод...
Все составляющие хорошо сделанной «истории с привидениями», но, на самом деле, эта повесть намного глубже задевает человеческие взаимоотношения, чем обычная «пугалка». Фитцджеральды чувствуют не только страх и отчаяние — еще и любопытство, и сочувствие, и отчаянное желание сохранить свой дом. Появление привидения вызывает к жизни сразу две драмы.
Необходимость покинуть дом, в ремонт и обстановку которого они вложили душу — для Фитцджеральдов это означает финансовых крах и выматывающие поиски нового убежища.
Стелла, дочь погибшей Мэри — совершенно не помнит свою мать и готова на все, чтобы встретится хотя бы с ее духом, а потому отчаянно протестует против идеи экзорцизма; а Родерик Фитцджеральд боится, что эти встречи полностью нарушат ее душевное равновесие, сведут ее с ума.
Поэтому в книге довольно неожиданно появляется почти детективная линия — Фитцджеральды пытаются разобраться, чего от них хочет Мэри, одно в доме привидение или два — и они оба борются за душу Стеллы? Почему в детской возникает ощущение тепла и уюта, а не лестнице пробирает леднящий холод и безграничное отчаяние? В финальной части, благодаря блестящей догадке Памелы Фитцджеральд, жанр повести приближается к психологическому детективу.
Еще один уровень повествования -это пьеса, которую пишет Родерик Фитцджеральд. Нигде нет прямых цитат из нее, но главный герой часто размышляет о ней, и потому сюжет в общих чертах несложно представить. После становится ясно, что во многом сюжет навеян атмосферой «Утеса» и кипевшими там много лет назад страстями.
Еще, среди дополнительных «вкусностей» — тема обустройства дома, перечисление всех мелочей, которые постепенно создают уютную, теплую атмосферу. И понятно, почему Фитджеральды готовы бороться за «Утес».
Интересно также прочитать биографию писательницы — сразу становится ясно, что Фитждеральды — ирландцы совсем не случайно:)
В общем, привидения, на котором в ghost story все начитается и заканчивается, здесь только фоновая экстремальная ситауция, в которою раскрываются характеры персонажей и развивается увлекательный сюжет.