fantlab ru

Герман Гессе «Клейн и Вагнер»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.15
Оценок:
72
Моя оценка:
-

подробнее

Клейн и Вагнер

Klein und Wagner

Повесть, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 6
Аннотация:

В одной благополучной европейской стране жил-поживал добропорядочный буржуа. И всё у него было как у всех: работа, жена, двое детей. И жизнь катилась по накатанной колее...

И вот однажды Клейн, а именно так звали нашего главного героя, решил все поменять...

© duke
Примечание:

Повесть была написана с середины мая по 18 июня 1919 года и публиковалась в журнале «Vivos Voco» в период с октября по ноябрь 1919 года., стр. 29-52, 131-171


Входит в:

— сборник «Клингзор», 1920 г.

— сборник «Путь внутрь», 1931 г.

— антологию «От Эсхила до Кафки», 2019 г.


Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (22)

Последнее лето Клингзора
1986 г.
Герман Гессе. Собрание сочинений в восьми томах. Том 2
1994 г.
Герман Гессе. Собрание сочинений в четырех томах. Том 1
1994 г.
Избранные произведения
1995 г.
Путь внутрь
1999 г.
Степной волк
2000 г.
Клингзор
2001 г.
Степной волк. Демиан. Душа ребенка. Клейн и Вагнер. Последнее лето Клингзора
2001 г.
Избранные произведения
2002 г.
Клингзор
2003 г.
Последнее лето Клингзора
2004 г.
Клингзор
2010 г.
Последнее лето Клингзора и другие произведения
2011 г.
Душа ребенка. Клейн и Вагнер. Последнее лето Клингзора
2011 г.
Последнее лето Клингзора
2017 г.
От Эсхила до Кафки
2019 г.
Кнульп. Демиан. Последнее лето Клингзора. Душа ребенка. Клейн и Вагнер. Сиддхартха
2021 г.
Петер Каменцинд. Под колесом. Последнее лето Клингзора. Душа ребенка. Клейн и Вагнер
2022 г.
Демиан. Последнее лето Клингзора. Курортник. Нарцисс и Златоуст
2024 г.

Издания на иностранных языках:

Weg nach innen
1970 г.
(немецкий)
Klein und Wagner
1973 г.
(немецкий)
Band 8. Die Erzählungen 3
2001 г.
(немецкий)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Возможность что-то полюбить — какое спасение!

На самом деле это достаточно тривиальная история. История человека, который почему-то решил, что сможет начать новую жизнь. Жил себе жил, учился, женился, нарожал детей, работал, а потом вдруг подвернулась возможность поднять денег и, оп-ля, по быстрому мастырим новые документы, жену и детей долой, на поезд и на юга!

Сколько подобных историй нам известно, ладно из литературы, из жизни. А дальше все упирается в честность автора. Потому что можно убежать от закона, от семьи, от работы, из страны, но нельзя убежать от себя. Собственно успех подобных предприятий полностью зависит от психотипа, от врожденных особенностей и приобретенных личностных установок. И, да, иногда подобный побег удается, но как часто встречается это иногда? Чаще, гораздо чаще, человек, в лучшем случае, повторяет свой предыдущий опыт с поправкой на особенности нового места и окружения, а в худшем приходит к бессмысленному трагическому финалу. И что с того, что в последние недели или дни или часы ему, как Клейну, начинают открываться некие высшие истины (истины ли?)? Что с того, что он, внезапно, за секунды до смерти, прозревает все смыслы существования? Итог остается не утешительным.

Вообще, повесть имеет смысл читать только ради последней главки, в которой Гессе в очередной раз пытается изложить (не очень внятно), заваренное на смеси христианства с вульгарным буддизмом, представление об идеальном отношении к жизни. Но чтобы осознать финал, нужно пройти и через историю, так что выборочно читать не вариант. Это как-бы один из черновиков к Степному волку.

Личные замечания по поводу. Как часто это бывает, героя (читай автора) нисколько не интересует судьба, так сказать, пострадавших. Вот Вагнер совершил расширенное самоубийство, зарезал жену, детей и себя. И Клейн всячески пытается понять причины, примерить его судьбу на себя, рефлексирует. А зарезанная жена и дети?, да побоку. Клейн хапнул денег и на юга, жить новую жизнь, а как там жена с детьми будут, да и бог с ними. Чисто по понятиям, терпила должен терпеть. А ведь в те времена замужние женщины с детьми в подавляющем числе случаев не имели собственных источников дохода, да еще семья вора.

Кстати, о времени. Повесть написана и напечатана в 1919. Буквально вот-вот закончилась большая война, но ни каких, не то что прямых, даже косвенных упоминаний о ней нет. Ни на ком из действующих лиц и ни на чем нет никакого следа. Может быть эта история из довоенных времен, может, а может вообще вневременная. Далее, о месте. Тут еще интересней. Клейн с фальшивыми документами едет на юг, даже через какую-то границу переезжает. Выходит в некотором городке, не названном. Почти все, кроме одного эпизода, говорят на итальянском. Да, собственно, и второстепенные персонажи как то похожи больше на итальянцев. Даже пальмы он там где-то однажды углядел. Но при этом, денег он хапну во франках (нигде в тексте нет ни малейшего упоминания о возможном обмене) и расплачивается везде франками, везде и за все. Толи вся поездка была из Швейцарии в Швейцарию. Толи франки были такой валютой, что брали их везде, только подавай. А, скорее, место просто не определено. Такая вот универсальная история. Место — везде, время — всегда.

Написано, как всегда, отлично. Переведено, как всегда у Апта, отлично. Стоит ли читать, думаю стоит. Тут, конечно, чистая вкусовщина.

Рекомендую, с осторожностью.

Оценка: 8
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Для меня этот рассказ явился большой неожиданностью. До этого читал у Гессе лишь «Игру в бисер» и был убежден, что эмоции и чувства никак не затрагивали этого великого человека. Как же я ошибался.

В «Клейне и Вагнере» переживания героя бьют через край, возносясь до небес и тут же спустя мгновение низвергаясь в бездну. Частично произведение перекликается с «Преступлением и наказанием» (страх перед наказанием за содеянное) и, как это ни странно, с «Бойцовским клубом» (неприятие повседневной мещанской жизни), хотя, честно признаюсь, Тайлер Дерден, на мой взгляд, проявлял себя как гораздо более адекватный человек, чем Фридрих Клейн. Вообще не очень понятно, как он с таким внутренним миром благополучно дожил до столь солидного возраста и сохранил более-менее здравый ум. Тяжко это — ненавидеть каждый свой день, своих близких, свое будущее, с трудом проживать каждое мгновение жизни и не знать, зачем все это.

Жить счастливо очень просто, хоть и очень сложно — нужно делать то, что нравится, и жить так, как хочется. Для этого не нужны ни миллионы, ни высокое общественное положение, нет. Ведь все, что нужно — это несколько слов и место для шага вперед.

Оценка: 7
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Потрясающе глубокий, психологичный рассказ. Понимание преступления. Преступление пропущенное через сердце и принятое. Одобренное? Одобренное! Одобренное. Как бы дико это не звучало.

Мысли за гранью общепринятой благопристойной мещанской морали. «Разве не было очень легко дойти до такой точки...» И Гессе показывает как можно дойти от мира веселой, сытой религиозности и порядка до мира полного одиночества и понимания. Страшного понимания самого себя, окружающего мира. Только выйдя за его границы можно увидеть мир со стороны. Преодоление страха.

Итог рассказа был правилен и логичен. Клейн-Вагнер уже не был человеком в общепринятом понимании...

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх