Александр Карпов «Белое привидение. Русская готика»
«Жилицей двух миров» назвал душу Ф. И. Тютчев. И действительно, находясь в мире реальном, посюстороннем, душа наша томится в предчувствии мира потустороннего. За пределами окружающей нас понятной и привычной действительности существует до времени скрытая, но постоянно напоминающая о себе иная реальность, недоступная человеческому разуму. Контакты с этой иной реальностью могут быть для человека опасными и разрушительными, но могут и открывать новые горизонты существования.
«Готическая проза», «черная романтика», литература «сумеречного настроения»... Как только не называют прозу, вовлекающую читателя в область психологических и метафизических загадок! Читая такую прозу, вы погружаетесь в атмосферу страха и тайны, в атмосферу старинных легенд, преданий и суеверий.
Современная столь популярная «индустрия ужасов» начиналась с европейской готической прозы XVIII века, отечественная ипостась которой представлена в XIX веке не только великими именами Пушкина и Гоголя, но также А. Погорельского, А. Бестужева-Марлинского, И. Киреевского, В. Одоевского, А. Толстого. В прозе этих писателей-романтиков переплетено правдоподобное и невероятное, бытовое и чудесное. И это дает читателю ощущение близости сверхъестественного, его скрытого, но постоянного присутствия в нашей жизни.
«Белое привидение. Русская готика» — повести, в центре которых сверхъестественное!
В произведение входит: по порядкупо годупо рейтингу
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Кел-кор, 26 июля 2008 г.
Долго я ходил мимо полки в магазине, на которой стояла эта книга. Антология русской мистики... Очень было интересно, что же там такое внутри?..
Надо сказать, что до этого я читал совершенно удивительную вещь Владимира Федоровича Одоевского «Сильфида». Она мне невероятно понравилась (и до сих пор нравится)! Хотелось надеяться, что, по крайней мере, Одоевский мне придется по душе... Еще читал «Киевских ведьм» Ореста Сомова. Рассказ не так понравился, как произведение Одоевского, но то, что он присутствует в этой антологии, тоже весьма хорошо. Кроме того, есть еще и «Кикимора» — можно будет ее сравнить с «Киевскими ведьмами»...
Другие произведения мне были или незнакомы вовсе, или я о них что-то где-то слышал мельком. В конце концов, приобрел антологию.
Уже первый рассказ произвел на меня очень хорошее впечатление! А дальше — лучше! Великолепный язык, удивительная легкость повествования (не везде, правда), увлекательность и занимательность! Рассказы и повести, вошедшие в книгу, действительно, великолепные образчики русской готики второй четверти XIX века!
Абсолютно разочаровавших меня произведений здесь нет вовсе. С некоторым огорчением прочел рассказ Евгения Баратынского «Перстень», все же другое оставило только приятные впечатления.
Замечательные рассказы Антония Погорельского и Николая Мельгунова, великолепные повествования Владимира Одоевского, прекрасные произведения Осипа Сенковского... Весьма заинтересовали «Белое привидение» и «Нежданные гости» Михаила Загоскина, которого я знал как автора исторических романов.
И хоть общий уровень всех произведений в антологии довольно-таки ровный (высокий!), есть здесь три текста, которые, можно сказать, стремятся в небо! Это «Упырь» Алексея Константиновича Толстого, «Опал» Ивана Киреевского и «Сильфида» Владимира Одоевского.
«Упырь» — замечательная вещь, классика русской мистики! Думаю, не погрешу против истины, если скажу, что каждый уважающий себя любитель мистической литературы должен с этим произведением ознакомиться. «Опал» — это, как сказано в подзаголовке, волшебная сказка. Удивительное, светлое и вместе с тем грустное произведение, заставляющее о многом задуматься... И, конечно, прекраснейшая «Сильфида»! Жемчужина русской фантастической прозы XIX века!