fantlab ru

Яцек Дукай «Школа»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.54
Оценок:
76
Моя оценка:
-

подробнее

Школа

Szkoła

Повесть, год

Аннотация:

Обвиняемый полицией США в двойном убийстве сирота-эмигрант в результате юридической махинации попадает в странную элитарную спецшколу, где над ним и другими учениками проводятся засекреченные медицинские и интеллектуальные эксперименты. Со временем он начинает всё больше меняться и всё больше понимать их назначение.

Примечание:

Первая публикация: журнал «Nowa Fantastyka» №11 (170), 1996 год.

В сети доступен перевод на русский язык, выполненный Владимиром Марченко.


Входит в:

— сборник «Król Bólu», 2010 г.


Номинации на премии:


номинант
Премия им. Януша А. Зайделя / Nagroda im. Janusza A. Zajdla, 1996 // Роман (повесть)

Похожие произведения:

 

 


Старость аксолотля
2024 г.

Самиздат и фэнзины:

Экстенса
2017 г.

Издания на иностранных языках:

Król Bólu
2010 г.
(польский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Мрачная социальная фантастика. Впрочем повесть умело балансирует между жанрами, а то и маскирует их — то, что перед нами именно фантастика, становится очевидно далеко не сразу.

А вот с социальной частью всё в порядке с самого начала. Автор рисует яркие и убедительные картины жизни в трущобах, жестокости, страха, бандитизма, зависимостей и извращений всех мастей, ранней смертности и отсутствия даже шанса самостоятельно выбраться из этого круга. И всё это на примере жизни главного героя Пуньо — сироты из трущоб, одного из многих, прекрасно освоившего науку приспосабливаться и выживать.

Параллельно ведётся рассказ о некой закрытой школе, собирающей в своих стенах таких вот никому не нужных проблемных детей. И разумеется у этой школы есть тайные цели. А методы жестоки, даже безжалостны — при всем своём сухом рационализме.

Рассказ вроде как отстранённый, большая часть событий показана в виде воспоминаний, но при этом эмоционально цепляющий и внутренне достоверный.

Форма подачи сюжета нелинейная, повесть состоит из вереницы очень коротких глав, чередующих условное «сейчас» и воспоминания из прошлого. При этом картина мира в «сейчас» долгое время скрыта туманом недомолвок и состоянием главного героя, а воспоминания не всегда идут в хронологическом порядке, соединяясь через цепочку мыслей и ассоциаций. И надо признать, что это удачная форма подачи истории, поддерживающая неизменный интерес и постепенно погружающая читателя к всё более сложным вопросам.

Финальное раскрытие «всех карт» с одной стороны вносит столь необходимую жанровую и сюжетную определенность, с другой стороны — не может не выглядеть несколько упрощенным. Ведь в этом мире есть по сути одно главное фантастическое допущение, но связь между генетикой, необычными способностями и космосом неизбежно придаёт истории налёт комиксовости. Да, это не Люди Икс, совсем не они, но где-то рядом что-то проскальзывает. Мрачнее в плане теории о допустимых жертвах, реалистичнее в плане взаимодействия с государством и военными, сказочнее по силе направленных способностей и отчасти в духе ряда конспирологических теорий. Всё это не мешает, но лишает местную фантастику доли научности (не всей, конечно же).

Автор в итоге рисует довольно безрадостный мир (или же предельно честный с точки зрения мотивов целых стран и цивилизаций). И на вопрос «стоят ли великие блага слезинки ребёнка» персонажами этой истории даётся жесткий и однозначный ответ.

В заключение отмечу, что эта повесть прекрасно читается, быстрее и увлеченнее, чем остальные произведения сборника. И на контрасте это приятно.

Оценка: 8
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Школа». Немного «Оливер Твист», немного «Цветы для Элджернона», немного «Заводной апельсин», но в целом совершенно оригинальное по концепции и исполнению роман воспитания. Мальчишку-аспергера из трущоб, чудом дожившего до восьми лет и обреченного на смерть съемками в порно-снаффе, который сбежал от своих «покровителей», берут в закрытую спецшколу, где начинают обучать языкам, высшей математике и всякому такому. Можно подумать — готовят к карьере дипломата или шпиона (что, в общем, одно и то же), и подумав, не ошибешься. С одним, но очень существенным, нюансом.

Оценка: 9
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Пуньо, ребёнок, которому судьба послала неисчислимые испытания и только чудом доживший до своих лет, попадает в Школу. Но это не история про беспризорника, нашедшего свою дорогу в жизни благодаря талантливым педагогам. Выпускники Школы не получают аттестатов, они перестают быть людьми.

Относительно доступно написанная история, да тут есть прыжки по хронологии сюжета, но последовательность событий легко понять. Подробности жизни главного героя до попадания в Школу полны насилия, крови и грязи. Натурам чувствительным лучше повесть пропустить. В финале автор сумел удивить. Но, конечно, это никакая не «наитвердейшая» научная фантастика. Не более чем «Человек-паук», к примеру. Заставляет задуматься о «цели и средствах».

Лучшее произведение из сборника «Старость аксолотля», задевает и эмоционально и интеллектуально.

Оценка: 8
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Итак, передо мной не просто произведение, а целый сборник повестей любимого автора!

И первой идёт Школа, книга об эмигранте в 90-е в США, который попадает в систему тайных лабораторий.

Сначала вы и не поймёте что это вообще такое творится — какой-то 9-летниц мальчик, в каком-то полицейском участке. 

И как же классно Дукай плетёт ткань произведения — какой яркий постмодернистский слог!

«На спидометре уже восемьдесят, девяносто миль в час. Охранник перелистывает очередную страницу своей книжки; женщина во врачебном халате в подходящий момент зыркает искоса: это «Критика чистого разума» Канта. Пуньо слегка покачивается на своем узком ложе в ритме колебаний разогнавшегося автомобиля».

Как ловко бытовая сцена связана с трудом великого философа, обожаю такие моменты!

Меж тем, автор умудряется подать довольно банальный сюжет обучения в некой секретной Школе весьма нетривиально. От главы к главе он сгущает краски, мы видим не события, а отголоски — обрывки воспоминаний ненадёжного нарратора Пуньо. 

И чем же это всё закончится? Вы будете слегка удивлены чем. Но обойдусь без спойлеров. Скажу, что кажется Збешховский, более молодой польский фантаст и поклонник Дукая — вдохновлялся, в том числе и этой повестью. 

На самом деле повесть, несмотря на свою длину пытается в глубину. Пытается в постколониальный дискурс, здесь есть глубокие мысли об этике, о цене тех или иных технологических достижений. Дукай, даже ранний неплохо умеет всё это уложить в короткий формат, за что ему моё уважение.

И про Критику чистого разума не забываем — мы видим, как герой пытается познать то, что он не испытывал, расширить свой мир. Здесь же сенсорная депривация, когда героя лишили части чувств, давая новые — оставался ли при этом корень его личности таким же? Или это был другой Пуньо?

Ответы давать — это прерогатива нас, читателей, а Дукай как всегда оставляет нам вопросы и подсказки, не более...

Оценка: 9
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Повесть — номинант польской премии им. Януша А. Зайделя 1996 года.

Философский сюжет, особенно в предпоследней главе -диалог между госсекретарем США и учеными Школы о судьбах детей.

Мастерски написана повесть — я бы сказал -классика! И язык изложения , и мысль из научной фантастики -путешествовать в космосе силой мысли.

Мрачноватая повесть в том числе, оптимизма не добавляет в жизни, учитывая описание автором детских банд.

Оценка: 10
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Школа» — это тот случай, та история, когда Вы думаете, что читаете об одном, а в конце оказывается, что история совершенно о другом. Лично я, начав только читать повесть, была в замешательстве от того, что не могла понять в чем «фишка», почему Дукай рассказывает совсем не фантастическую, а скорее социально-психологическую историю, причем даже, как мне казалось, не по близкой ему теме жизни латиноамериканских детей в трущобах. Кроме того я не могла понять к какому все-таки жанру относится эта историю: то ли это самый настоящий сплаттерпанк, т.к. во всей красе представлены подробности выживания детишек-убийц или проще говоря отморозков со всеми присущими жанру атрибутами кровью, мозгами по стенам, изнасилованиями и порнографией, то ли это все-таки смесь триллера и социальной фантастики, т.к. эксперимент то все-таки какой-то над ГГ проводится, хотя совсем и непонятный, т.к. больше похож на простое издевательство безумных врачей над и без того искалеченным разумом и физически измученным телом героя. И мне в «блондинистую» голову не могла даже закрасться мысль к чему это все было и что в итоге это наитвердейшая научная фантастика.

Суть обучения в школе рассказывать не буду и пусть это будет сюрпризом от автора как это оказалось для меня, лишь замечу, что это очень мрачная вещь, предназначенная исключительно только для взрослых. Сам автор эту повесть считает смесью «Бегущего по лезвию бритвы», «Цветов для Элджернона» и «Заводного апельсина», поэтому кому эти истории по вкусу, то «Школа» — это для Вас, это действительно современный более концентрированный как в итоге оказалось киберпанковый вариант этих произведений.

Оценка: 9
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Бескомпромиссный, жесткий, атмосферный.

Дукаю неизменно удается рассказать словами то, что казалось бы невозможно передать без искажения, разрушающего суть.

Особый сорт интеллектуальной фантастики.

Автор окунает читателя в самую суть. Говорит с нами тем языком и такими средствами, которые позволяют не просто понять «о чем», но и проникнуться самим духом происходящего, стать почти реальным наблюдателем за событиями. Позволяет, насколько это возможно, взглянуть на мир глазами совершенно непривычного и непонятного для большинства из нас человека — подростка из трущоб, зверенка.

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх