Альфред Бестер «Человек Без Лица»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Психологическое | Социальное
- Место действия: Наш мир (Земля) (Америка )
- Время действия: Далёкое будущее
- Возраст читателя: Любой
Действие романа происходит в 2301 году, когда человечество успело активно распространиться по галактике и заселить множество планет. Впрочем, основные события разворачиваются на Земле, где Бен Рич, владелец «Монарха», одной из крупнейших земных корпораций, каждую ночь мучается кошмарами, в которых его постоянно преследует таинственный Человек без лица. Считая виновником этих кошмаров своего главного конкурента по бизнесу, Крэя де Куртнэ, чей картель в последнее время теснит «Монарх» по всем позициям, Рич решается на убийство. Но как это совершить? Ведь убийств не совершалось уже более семидесяти лет, и не просто так — ничьи мысли, тем более такие, не могут избежать внимания членов Лиги телепатов-эсперов, в обиходе именуемых щупачами. Но способ всё же нашёлся, и забытое, казалось бы, преступление было совершено. Тогда и началось долгое противостояние преступника и сыщика — Рича и следователя-эспера Линкольна Пауэла.
В произведение входит:
|
Входит в:
— журнал «Galaxy Science Fiction, February 1952», 1952 г.
— журнал «Galaxy Science Fiction, January 1952», 1952 г.
— журнал «Galaxy Science Fiction, March 1952», 1952 г.
— антологию «A Science Fiction Argosy», 1972 г.
— антологию «Библиотека современной фантастики. Том 24. Альфред Бестер. Гарри Гаррисон. Романы», 1972 г.
— журнал «Зарубежный роман, №6, 2003», 2003 г.
Награды и премии:
лауреат |
Хьюго / Hugo Award, 1953 // Роман | |
лауреат |
Научная фантастика: 100 лучших книг / Science Fiction: The 100 Best Novels, 1985 | |
лауреат |
Премия Академии НФ, фэнтези и хоррора / Cena Akademie Science Fiction, Fantasy a Hororu, 1998 // Научная фантастика (США) |
Номинации на премии:
номинант |
Международная премия по фантастике / International Fantasy Award, 1954 // Художественная проза |
- /языки:
- русский (17), английский (8), итальянский (1), болгарский (1)
- /тип:
- книги (19), периодика (4), самиздат (4)
- /перевод:
- С. Асланян (1), Е. Короткова (12), М. Салми (1), К. Сташевски (5)
Периодика:
Самиздат и фэнзины:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
1001, 1 сентября 2024 г.
Впервые прочитал эту книгу в 15 лет (Библиотека современной фантастики). Это было очень давно.
Читал с удовольствием, особо не вдумываясь. Помню, как меня поразил сюжетный ход с постепенным распадом Вселенной.
Собственно, только это и запомнилось.
Второй раз прочитал недавно, и поразился общей наивности ее автора. Ну, по пунктам:
1. Роман фантастический, но и у фантастических романов должна быть своя жизненная логика. Тут ее нет совсем.
Так как люди, умеющие читать чужие мысли — всегда и везде будут восприниматься другими людьми как угроза первой степени.
(в романе секретарша может читать мысли своего шефа — это просто смешно. Тут и без телепатии за подобное уволят без выходного пособия)
«Если бы моя шляпа знала бы мои мысли — я бы немедленно бросил ее в огонь» (с) Людовик XIV
Так что явных телепатов скорее всего быстро бы линчевали, а уцелевших взяли бы на работу в спецслужбы, под прикрытием.
Кстати, возможно именно такому естественному отбору мы обязаны тем, что телепатов среди нас нет.
2. Расследование преступления — тут просто детский сад.
В описанной ситуации даже следователи-не телепаты раскололи бы Рича на первом же допросе.
Так как тут классическое «убийство в запертой комнате», правильно проведенный последовательный допрос всех участников вечеринки — и все, алес, Следователи мгновенно бы вычислили Рича, после чего последовало бы его задержание до суда, без права выхода под залог.
Для чего его задерживать? А для того, чтобы он не смог сделать всего того, что сделал после убийства, в тексте книги об этом рассказано подробно.
Проблема «как и из чего убили» в клубе Знатоков была бы решена еще до истечения первой минуты. В книге же все гениальные сыщики, похоже, никогда не слышали о методах, используемых криминалистами.
Да, и совершенно невероятно, чтобы такая акула капитализма как Рич — не имела бы в ящике своего письменного стола самого полного досье на своего злейшего конкурента. Так что никаких «я твой отец!» не могло бы быть в принципе.
(кстати, в мире этой книги люди давно занимаются астроинженерией, но рак у Де Куртине все еще не побежден. Убедительно :)
Забавно, как все фантасты того времени «проглядели» такой феномен как социальные сети (хотя в их книгах довольно часто встречаются описания устройств, которые сейчас называют смарт-часами).
Если Интернет был удачно предсказан еще Станиславом Лемом, то с «фейсбуками» у всех поголовно тут полный облом. Хотя, в принципе, предвидеть такое было вполне возможно («пикейные жилеты» во времена хайтека :).
Плюс в книгу добавлен стандартный для кино и романов ход — пробегающую по ночным улицам очень большого города голую девушку так никто и не увидел.
Нет, конечно, ночью в городе темно и пустынно, но десяток -другой бдительных глаз найдутся всегда (были бы в том мире социальные сети — к утру была бы масса фоток и комментариев к ним). А тут еще и телепаты по всему городу.
Кстати, о телепатах: экспер высшего уровня свободно беседует с подсознанием бежавшей подруги, но не способен обойти защиту в виде простой навязчивой песенки (это уже вообще не в какие ворота).
3. А вот финал получился очень интересным («твист», да). Неоднозначность тут в очень явном намеке на то, что «Человек без лица», этот кошмар, мучащий Рича с самого начала книги — всего лишь результат направленного телепатического воздействия на мозг Рича со стороны Пауэлла.
Доб.: Таки надо всегда перечитывать детективы с самого начала :)
Итак, что мы видим — Рич обращается за помощью к врачу-эксперу и тот самым очевидным образом наводит его на идею убийства де Куртэнэ (см. текст романа). При этом сам Рич до этой беседы ни о чем подобном и не помышлял.
Как говорится — написано открытым текстом...
Экспер-то и внушил Ричу идею убийства своего конкурента, да так, что и код согласия был воспринят Ричем как отказ (без такого воздействия ситуация просто невероятная).
В итоге все получилось шито-крыто: оба конкурента на мировое господство устранены (да еще и сами виноваты оказались), а Лига остается абсолютным победителем.
Такой вариант сразу объясняет все «нелепости» в сюжете, типа игнорирования сопутствующих нападений и убийств.
(поскольку автор книги весьма талантлив и остроумен — скорее всего так оно и было задумано).
dima9275, 8 июля 2024 г.
Великолепно, динамично, свежо, дикий экшн и прекрасная визуализация — перед глазами так и проходит целый кинофильм! Книга ставшая прорывом в 52 году спустя и 70 лет читается в разы лучше многой современной фантастики и уделывает её подчистую.
Если вам понравился «Тигр, Тигр!» — то понравится и «Человек разрушенный». Книга, конечно попроще.
У книги рейтинг 16+. На мой взгляд можно смело ставить 18.
Лично я до самого конца книги симпатизировал главному персонажу Бену Рейху — убийце. Такой он живой, умный и достигающий своих целей, даже если приходится перевернуть весь уклад Мира — особенно если нужно перевернуть Мир. Согласитесь гораздо интересней симпатизировать такому персонажу на фоне остальной серой массы (йех — да, я индивидуалист до мозга костей)))
И, вот, кстати на этом выборе личного эгоизма или объединения с социумом (структурой) или же токсичным эгоизмом против цельной гармоничной личности живущей во благо общества и строится один из уровней противостояния со вторым живым персонажем книги — коп-телепат Пауэлл: лучший представитель своего племени на страже закона, Но со своим небольшим эгоизмом, ему претит выполнять некоторые правила своей гильдии телепатов.
Не зря коп признает Рейха чуть-ли не единственным равным себе по интеллекту и свободе Воли и считает его единственным интересным собеседником.
Убийство совершенно — известен убийца, убийца знает своего преследователя — все персонажи представлены друг другу. И начинается лихой боевик. Это довольно мужская книга — два сильных и мощных тестостероновых характера, две личности; мужики, которые знают что они хотят от жизни и самое главное как получить желаемое — начинают игру «кто кого» (пожалуй самый лучший пример из фильмов — это Де Ниро и Аль Пачино в «Схватке» — очень близко).
Бестер не был бы собой, если бы написал обычное повествование без вторых уровней и психоанализа, а у бедняги Рейха так вообще вполне реальная психическая травма.
В самом конце книги Бестер через Пауэлла указывает на величие человеческой души — все мы личности и пришли в этот мир для познания чего-то великого и своей самореализации, а не грязнуть в бытовухе и гаджетах. Эту же мысль выскажет и Гулли Фойл в «Тигр, Тигр!» И это же отсылает к учению Алистера Кроули (Бестер был не равнодушен к учению Телемы — оттуда же и значение «Звёзд» подаривших название книги как самопознанию человеку самого себя в полной мере и выходу на новый уровень развития. В оригинале «Тигр, Тигр!» имеет первоначальное название «Моя цель — звёзды» — и речь и не о космических путешествиях)))
Ну и самую малость автор прошёлся по мужским стереотипам и сексуальным желаниям — довольно тонко, но понятно.
Пролог. В первичном журнальном издании существовал пролог — он во многом спойлерит и сюжет и рассказывает предысторию вещей и персонажей — в принципе интересно, но не нужно для книги. Можно прочесть после основного текста. Легко найти в сети — перевод выполнен тем же переводчиком.
SeverianX, 7 июня 2024 г.
Ранее в России данный роман издавался под названием «Человек без лица», но в 2017 году получил новый перевод и новое название, которое, на мой взгляд, лучше раскрывает суть произведения. В романе речь идёт именно о разрушении личности и психики человека. Также Разрушением называется высшая мера наказания в описанном мире.
Действие «Человека разрушенного» происходит в далеком будущем. Человечество давно покорило космос, поселилось на других планетах, а полет на Марс теперь – рядовое событие. Однако внимание автора направлено совсем не на весь этот фантастический антураж. Основной же акцент Бестер делает на паранормальных способностях человека. С подобным у Альфреда Бестера я уже сталкивался в романе «Моя цель – звёзды», где люди научились телепортироваться. Помимо этого, идею паранормальных способностей неплохо раскрыл Филип К. Дик в знаменитом «Убике». В рассматриваемом же произведении у некоторых людей открылись телепатические способности. Подобных уникумов стали называть эксперами, или попросту щупачами. Эксперы по своей силе делятся на три уровня. Телепаты первого уровня могут проникнуть в сознание и прочитать поверхностные мысли, второму уровню уже доступно подсознание и скрытые мотивы человека. Самый высокий, первый уровень, способен проникнуть в самые глубинные помыслы, вплоть до животных инстинктов. Чем слабее эксперы, тем они многочисленнее.
Бестер в своем романе умело опирается на знания классического психоанализа. Например, очень интересно обыгран метод выведения человека из кататонического состояния, когда человека последовательно проводят через все стадии формирования его личности – от младенчества до взрослого состояния. Не менее интересно описана идея высвобождения латентной психической энергии, присутствующей в каждом человеке. Ещё одна концепция – это миф об убийстве бога-отца, которую обыгрывали многие другие авторы и до и после Бестера. В годы написания романа в Америке тема психоанализа была очень популярна.
Однако, несмотря на глубокую научную составляющую, перед нами всё-таки художественное произведение, и как раз к литературной составляющей у меня есть вопросы. Роман задумывался как детективный триллер, но от классического детектива тут относительно немного. Главный герой, Бен Рейх, является владельцем крупной корпорации и замышляет убийство конкурента. Сделать это в мире, где есть телепаты, – задача крайне непростая. Самая большая сложность при этом – не само убийство, а то, как после этого избежать наказания. По этой причине убийств не было уже много десятилетий. Что мне не понравилось в романе, так это довольно схематичные и плоские персонажи. Получается парадокс – роман с психологической основой, но без психологизма героев. Причем речь идёт не только о второстепенных персонажах, но и о самом Рейхе. О его противоречивой личности мы узнаем со слов полицейского-префекта эспера первого уровня – Линкольна Пауэлла. Однако в самом тексте я это почувствовать так и не смог – обычный грубый человек с манией величия. Подобные персонажи не вызывают сопереживания – слишком они однобоки.
Финал романа также вызывает массу вопросов. Сама концепция полного разрушения личности человека и создания на этих руинах новой мало чем отличается от бесчеловечных опытов, проводимых фашистской Германией. И это просвещенное общество будущего? Довольно успешно автору удается показать вырождение высшего общества будущего, скатившегося в полный декаданс.
Не лишен роман и положительных черт. Роман очень динамичен, читается легко. Мир будущего прописан широкими мазками, но при этом довольно интересен. Космические перелеты, борьба мегакорпораций, ментальное общение эсперов – все это создаёт занятный колорит, не лишенный определенного шарма.
Итог: «Человек разрушенный» оставил после себя двоякое впечатление. Глубокая научная составляющая и интересный мир тут соседствуют с плоскими персонажами и слабым сюжетом. Не совсем понимаю, за что роман был удостоен столь престижной премии, как «Хьюго». Для меня данное произведение было интересно в первую очередь как один из столпов фантастической литературы.
Sergio Blanc, 3 марта 2024 г.
На первый взгляд перед нами обычный детектив с привычными для этого жанра особенностями и деталями и элементами психологического триллера. Ожесточенная конкуренция между двумя крупными картелями-корпорациями будущего приводит к тому, что задумывается и оригинально осуществляется преступление, приводящее к убийству главы одной из противоборствующих компаний. С самого начала ясно кто есть «ху».
И? Что делает этот текст, заслуживающим внимание, — спросите вы, — при такой незатейливой композиции сюжета?
Два положения, два допущения автором заставляют читателя внимательно следить за действиями героев романа.
Первое допущение — традиционное, социально-философское. Автор рассматривает убийство как конфликт общества и человека, как вызов обществу со стороны неординарной личности. Да, постановка проблемы не нова, но подано её развитие Бестером неплохо. Бен Рич (глава корпорации «Монарх»), назначенный фантазией автора главным генератором зла, представлен как весьма незаурядный, и, в чём-то даже симпатичный человек, если не сказать больше. Он, опираясь на семейный опыт КОНЦЕПТУАЛЬНО противопоставляет себя, сложившемуся общественному порядку, действуя по принципу, что сильным мира сего можно всё, а вот остальным — закон.
Второе допущение — фантастическое. Оно состоит в том, что сюжетное действие романа происходит в будущем, где важнейшую роль играет так называемая экстрасенсорная перцепция, проще говоря телепатия.
«Эсперы — телепаты, прощупыватели мыслей, щупачи». Венец эволюции или инструмент эксплуатации?
Они разделены на три класса. Эсперы первого класса способны не только читать сознание людей, но и проникать в подсознание и дальше в область глубинных инстинктов. Таких одарённых телепатов всего около тысячи. Один из них — Линкольн Пауэл, префект парапсихологического отдела полиции, выступает в тексте как главный антагонист преступных устремлений Бена Рича. Удастся ли ему разрушить коварные планы последнего? И главное — каким образом он это сделает. Ведь главному «злодею» также помогают высококвалифицированные эсперы.
В итоге, мы имеем, остросюжетный «телепатический» детектив. Погони, интриги, неожиданные повороты сюжета и, естественно, её величество Любовь — всё в наличии, всё в комплекте.
Есть недостатки, есть нюансы. Не буду повторяться — на многие из них указали мои коллеги — лаборанты в своих отзывах. Делая скидку на время написания, всё же можно сказать, что роман Альфреда Бестера «Человек без лица» прошёл проверку временем и сегодня представляет собой весьма читабельный образец остросюжетной фантастики.
Та часть финала, где неожиданно объясняется главная интрига романа — кто же это такой «Человек без лица» ? Что/кто за ним/ за этим стоит? — меня слегка разочаровало. Все эти мылодраматические «охи» и «ахи» на тему неожиданно раскрывшихся в духе латиноамериканских/турецких/индийских сериалов родственных связей героев текста — это не совсем то, чего я ожидал от писателя в концовке этого произведения.
Читать любителям детективно — приключенческой ретро — фантастики.
Нескорений, 26 января 2016 г.
Ознакомившись с рядом рассказов А. Бестера, я понял, что мне нравится авторский стиль, манера изложения, расстановка акцентов, а значит пора переходить к знакомству с крупной формой. Для первого раза я выбрал роман «Человек без лица», о котором слышал в целом неплохие отзывы. Для того, чтобы полностью погрузиться в предложенный мир мне хватило примерно трех первых глав, после чего прервать чтение было физически невозможно. Обычно я стараюсь растягивать чтение романов не менее, чем на два вечера, но это был особый случай — динамика и закрученность сюжета исполнены на столь высоком уровне, что нет места для «рекламных пауз», во время которых можно переключить внимание на что-либо другое. Добравшись до финальных строк я уже был абсолютно счастлив, т.к. к этому времени уже пришло полное осознание того, что личный список моих любимых произведений пополнится еще одной строчкой.
В первую очередь хотелось бы обратить внимание на оригинальную концепцию предлагаемого автором мира будущего — 2301 г. н.э., человечество колонизировало всю Солнечную систему и вышло далеко за ее пределы. Однако жизнь на Земле всё ещё кипит ключом — всем заправляют мощные финансовые корпорации, которые влияют на все сферы жизни общества. Важная особенность — наличие Лиги эсперов-щупачей — людей с телепатическими способностями, которые по силе своих навыков делятся на три класса. Благодаря щупачам преступность почти полностью искоренена — последнее убийство было зафиксировано более 70 лет назад.
География романа не ограничивается территорией Соединенных штатов — вместе с героями нам предстоит посетить Венеру, а также Космическую Ривьеру — своего рода парк развлечений, расположившийся в поясе астероидов. Для приключенческого романа богатство и разнообразие локаций — безусловный плюс. Добавляют атмосферности и встречающиеся по ходу текста описания технических новинок, необычной моды, средств передвижения — нейронные излучатели, автомобили-прыгуны, костюмы с ультрафиолетовыми прозрачными окошечками дают почувствовать, что мы действительно попали в будущее.
Особенно порадовали яркие образы персонажей, даже второстепенные герои имеют запоминающуюся внешность, собственный характер и психологические особенности, что уж говорить о главных действующих лицах. Безусловно, все мои симпатии были на стороне обаятельного злодея Бена Рича, после того, как он озвучил свое жизненное кредо — «смелость, дерзость, целеустремленность» — стало точно понятно, наш человек. Не обладая телепатическими способностями он подкупает своим обаянием, безудержным напором и отсутствием рефлексий.
На каком-то этапе я с предельной ясностью понял, что А. Бестер при написании романа вдохновлялся «Преступлением и наказанием» Ф.М. Достоевского, фабулы произведений схожи в ключевых моментах. Только Бен Рич, в отличие от Раскольникова, бросает перчатку в лицо обществу без тени страха и сомнения, у него не возникает и мысли задаться вопросом имеет ли он право на убийство — он четко знает, что его ведет инстинкт, инстинкт убийцы. Бен Рич — подлинный пассионарий — он практически в одиночку противостоит всемогущим телепатам, которые ненавидят его и восхищаются одновременно. Его непреклонная воля заставляет даже эсперов высших категорий вступать с ним в альянс по сути против своей воли. На протяжении всего сюжета Рич исполняет грозный танец Шивы — стремится уничтожить противный ему миропорядок, пускай даже ценой Разрушения собственной личности — в нем нет ни света, ни тьмы — он тот, кто вышел за рамки добра и зла.
Его идейный оппонент — префект полиции Линкольн Пауэл, эспер высшей категории — он также наделен рядом талантов — помимо совершенного знания человеческой психологии, он неимоверно честолюбив и упорен в достижении цели, при этом его моральные принципы не позволяют вести игру грязными методами, что несколько выравнивает шансы оппонентов. Также меня поразила идеальная правоохранительная система, о внедрении которой на практике можно только мечтать. Вообразите себе ситуацию, когда следователь, уверенный в виновности подозреваемого, отказался бы засадить его за решетку за недостаточностью улик — в нашем мире это нонсенс. Мы привыкли, что Законом можно пренебречь в угоду восстановления социальной справедливости любой ценой. Абсолютное большинство граждан одобряют жегловский принцип «вор должен сидеть в тюрьме», ради которого все средства хороши.
Здесь же, изначально зная преступника, полицейский последовательно добывает все улики, вплоть до мотива совершения преступления. Мне даже кажется, что автор несколько переигрывает — криминалистике известны преступления без мотива, т.е. этот признак преступления не является основным для установления вины подозреваемого. Может показаться, что подобная система неэффективна, действительно, она требует от правоохранителей применения всех своих способностей, предельного напряжения сил, но им за это и платят, а не за то, чтобы развалившись в удобном кресле с помощью резиновой дубинки выбивать признание у очередного случайного прохожего. Стоит только раз, польстившись на жегловский принцип, ради наказания заведомого преступника поступиться процессуальными нормами, как убийца дракона сам станет драконом, в следующий раз под раздачу может вполне попасть невиновный человек, который чем-то показался подозрительным следователю. Одобряя беспринципность законников, общество само поощряет гомеостаз преступного мира, который регулярно пополняется за счет невиновных, вынужденных нести наказание за чужие грехи, вследствие этого они сами превращаются в преступников, и по выходу на свободу возвращаются за решетку уже по собственной воле.
Особый драматизм роман приобретает в последних главах, когда объединенная воля эсперов пытается подавить сознание главного героя. Это подлинный триумф одиночества и безысходности, сюрреалистическая гонка с самим собой. В этих эпизодах А. Бестер предвосхитил фантастические романы Ф.К. Дика, где реальность меняется на каждом шагу, и непонятно, где истина, а где фантазия. Все ружья, которые автор развешивал по ходу сюжета, выстреливают четко и в нужное время. Напряженность поединка сыщика и преступника по динамике и накалу страстей, а также разнообразию ходов можно сравнить даже не с шахматной партией, а скорее с поединком двух умелых фехтовальщиков, которые постоянно атакуют, уклоняются и наносят неожиданные смертоносные контрвыпады. В финале автор подробно объясняет мотивы, ставшие причиной преступления, ощущения недосказанности не возникает, скорее наоборот — все непонятное и безумное вписывается в четкую логическую схему.
Я бы характеризовал этот роман как психологический детективный триллер с элементами фантастического боевика — очень насыщенное увлекательное сюжетное полотно, масса приключений, фантастические антуражи, продуманная детективная интрига, следить за которой неимоверно интересно, даже заранее зная преступника. Ко всему этому можно добавить глубокую проработку образов персонажей, подчеркнутый психологизм, острую социальную и философскую проблематику. Крайне редко попадаются произведения, которые вызывают столько положительных эмоций, заставляют задуматься, сопереживать героям и внимательно следить за каждым поворотом сюжета. На мой взгляд, это одно из лучших фантастических произведений, которые я встречал, читается живо и свежо, несмотря на то, что было написано более шестидесяти лет тому назад.
nalekhina, 20 декабря 2012 г.
Я в свое время поставила этой книге десятку по старой памяти. Недавно перечитала — и содрогнулась.
Полицейский весь роман носится за человеком, совершившим преступление на фрейдистской почве — с целью подвергнуть его уничтожению личности. Причем, поначалу он еще думает, что убийство совершено из корыстных побуждений и хочет осудить убийцу по закону, а когда узнает, что все гораздо сложнее, считает, что лучше было бы прикончить его без суда и следствия.
В книге то ли умышленно, то ли по недомыслию не проводится грань между человеческой личностью и телом как ее носителем: тело живо — значит никто и не погиб. В результате преступнику назначается наказание, которое считается намного более гуманным, чем смертная казнь, а представляет собой молниеносно развивающийся синдром Альцгеймера:
«Когда в Кингстонском госпитале человека подвергают Разрушению, то разрушают всю его психику. В результате серии осмотических инъекций разрушение начинается с самых верхних пластов сознания, корковых слоев, постепенно продвигаясь вглубь, размыкая все циклы, стирая все виды памяти, истребляя все накопленное психикой со дня рождения. И по мере того как пласт за пластом стирается мироощущение пациента, каждая клетка, возвращая свою долю энергии, превращает его тело во вздрагивающий клубок, в водоворот распада.
Но не в этом боль, не в этом ужас Разрушения. Самое страшное состоит в том, что сознание не покидает человека, что, в то время как стирают душу, разум сознает свою медленную, движущуюся вспять смерть, сознает, что в конце концов тоже исчезнет, и ждет нового рождения, и прощается с жизнью, и скорбит на собственных нескончаемых похоронах.»
Общество «Человека без лица» в состоянии за короткое время выучить взрослого человека, превращенного в растение, всему тому, что организм быстро усваивает лишь в младенческом возрасте, и превратить его в полноценную личность. Поэтому у меня не мог не появиться вопрос: а почему столько сил было потрачено на разработку методики разрушения личности вместо того, чтобы исследовать возможности коррекции патологий? В конце концов, почему его нельзя просто тихо усыпить и выскабливать его «я», не мучая?
Книга, которую я раньше воспринимала как психологический роман, замаскированный под детектив, теперь воспринимается как жанровая: убийства совершаются чрезвычайно редко, следовательно они должны быть шоком и для полиции. А они на самом деле — не больше, чем интересная загадка и вызов преступника полицейскому, который этот вызов принимает.
В книге очень много хорошего, в частности, если отвлечься от наказания за содеянное, очень интересно читать про мир эсперов, но в том-то и проблема, что у меня после второго прочтения отвлечься не получилось: ценности этого мира звучат в диссонанс с финалом.
Findfind, 20 июня 2012 г.
Поражают многие отзывы, причём не самим фактом отрицательного отношения к этому великолепнейшему произведению (в конце концов, о вкусах не спорят), а мотивацией: какие-то сопли насчёт добра и зла, о «мерзавце» главном герое, о несовершенной системе правосудия. Один вообще захотел зашвырнуть книгу в мусорное ведро. Параноя? Ну, что ж, в наше время — дело обычное.
Конечно, гораздо легче вникнуть в прекрасные сказки Рэя Бредбери, где уж точно никакой двусмысленности, спошной позитив и добро, даже когда и не побеждает зло, всегда остаётся на высоте.
«Человек без Лица» — роман уникальнейший. Аналогов нет, разве что грубые подделки. Соглашусь, что образы героев несколько схематичны, как схематичен и сам сюжет. Но, видимо, так и нужно, так было задумано Бестером, чтобы не отвлекать внимание от сверхзадачи романа — Противостояние. Причём не просто двух незаурядных людей, а двух стихий, творящих мироздание, сорри за пафос. Назвать добром и злом эти стихии, на мой взгляд, было бы слишком примитивно.
Кто такой Бен Рич? Кто он, миллиардер в самом расцвете сил, обаятельный, немного хулиганистый, гиперуверенный в себе, агрессивный и дерзкий, не останавливающийся ни перед чем и признающий лишь одину грань любых совершаемых им действий — эффективность? Это собирательный образ тех сил, которые генерировали и генерируют тех личностей, которые всегда правили миром. Они не хорошие и не плохие, они просто есть.
Кто такой Линк Пауэл? Он не просто полицейский и телепат высшей категории, он — те силы, которые всё-таки есть на Земле, не взирая ни на какой хаос. Эти силы — мышление, проникновение в суть, объективная оценка. Он хороший? Нет, он просто одна из составляющих, необходимая для более-менее равновесного состояния системы. И вот, эти стихии столкнулись на арене романа, под декорацией на первый взгляд, простенького детективчика.
Что толкнуло Рича на убийство? Жажда наживы? Нет. Месть? Смешно. Борьба за лидерство? Тоже нет, было бы слишком просто. Какие-то эмоциональные комплексы? Бери выше, намного выше... Причина метафизического характера, труднообъяснимая. Что-то вроде принципа айкидо. Сила, порождающая силу, уничтожающую саму себя. Скорпион, жалящий себя в голову. Змей, пожирающий себя с хвоста.
Бестер не навязывает читателю своих оценок главных героев, чем частенько грешит большинство писателей, он просто лавинообразно разворачивает перед читателем захватывающую ленту стремительных событий. Хочется заметить, что сам Пауэл испытывал к Ричу симпатию. Вернее, не столько к Ричу, сколько к его необузданному энергетическому потенциалу, который, если направить его в нужное русло, мог бы созидать, а не разрушать. Эта мысль чётко была озвучена в конце книги доктором Джимсом: «...если мы станем разбрасываться такими людьми, как Рич, так у нас, чего доброго, останутся одни овцы....»
В общем, об этой книге можно говорить и говорить. Она глубока и многослойна. Она ценна тем, что в ней напрочь проигнорированы все ссылки на нравственность, мораль, общественные и религиозные догмы. Читателю, по мере количества серого вещества в черепной коробке, самому предоставляется сделать выбор, вдуматься и оценить.
Считаю этот роман, наряду с «Тигром, тигром» этого же писателя, шедевром настоящей фантастики. Рекомендую всем, чей мозг, душа и здоровая фантазия способны подняться выше дыхательного органа. ))
kirik, 19 декабря 2011 г.
Так много положительных отзывов, что даже несколько страшновато быть «белой вороной», и тем не менее...
Главная тема романа — противостояние «добра» и «зла», где в качестве «доброго» героя выступает Линкольн Пауэл, полицейский-телепат высшего уровня, а в качестве «злодея» — эксплуататор-капиталист Бэн Рич, который добивается собственных целей любыми способами, не размениваясь на всевозможные «телячьи нежности» с подчиненными и партнерами. По ходу повествования рассказывается, как впервые за 70 лет в городе было совершено убийство, которое сразу получает высшую категорию ААА, поскольку не известен ни мотив, ни убийца, ни орудие убийства — и это в мире-то, где чуть ли не каждый второй — телепат — и где одна из главных задач — не допустить совершения преступления, предупредить его, заранее узнав намерения человека.
В целом, по моему мнению, у романа несколько слабых сторон:
Первая — произведение по большей части детектив, нежели фантастика — по-моему мнению соотношение составляет примерно 5 к 1, а это не то, чего я ожидал. Окружающий мир будущего, его детали, техника и технологии — лишь фон для битвы главных героев.
Вторая — это олицетворение «добра» и «зла». Если со «злом» еще можно смириться, не смотря на все потуги автора вызвать сочувствие, то «добро» откровенно ставит в ступор. Практически сразу становится очевидно, что автор придерживается мнения «победителя не судят» и проецирует его на главного «добряка» — в случае необходимости про часть законов и правил можно забыть, ведь главное — дело! — а людишки... их и так 70.5 миллионов в городе. Буквально на первой же встрече с очевидцами убийства он нарушает основное правило телепатов «не читай чужие мысли без разрешения человека, а если ты по какой-либо причине узнал — храни их как величайшую тайну» и не гнушается нарушать его в дальнейшем, делясь «накопанным» со своими коллегами и прочими заинтересованными лицами. Позволю себе сравнить методы «добра» с пытками в реальном мире — вроде бы незаконно, но если никто не узнает (не расскажет или не сможет), а добытые сведения помогут в раскрытии преступления — то и не о чем говорить, можно использовать.
Третья — слабая проработка системы правосудия что ли. Мне казалось, что главная цель телепатов-полицейских в описываемом мире — добыть материальные доказательства, а не приобрести «знание» кто и как совершал преступление, ведь сам автор на протяжении всей книги подталкивает нас к идее, что телепатов можно обмануть или они могут быть нечестивы. Здесь же на основании мнения полицейского, пусть и самого-самого, — человека как личность безапелляционно приговаривают к разрушению...
Подведя итог все же отмечу, что как детективная история — роман вполне неплох, но как фантастика — он не дотягивает до планки «хорошо».
БорЧ, 24 марта 2011 г.
Когда был выпущен с свет 24-ый том «Библиотеки современной фантастики» (и как его только советская цензура пропустила) мне было всего-то 16 лет и мне, естественно, гораздо больше понравилась «Неукротимая планета» Гаррисона. «Человек без лица» — прошёл как что-то «попутное». Но «Планету» я перечитал только один раз (когда мне достались в Самиздате два романа-продолжения цикла), а к «Человеку» я возвращался раза три-четыре. Конечно, это было в те времена, когда полки книжных магазинов не ломились от фантастики на любой вкус и у меня дома не стояла стопка «в бумаге» в пол-метра «к прочтению».
Особенно мне «Человек...» вспоминался в пору срочной службу в славных рядах нашей Советской Армии. Читать мысли там необходимости не было — всё было написано непосредственно на лицах каждого персонажа — от салаги до полкана. Но как же мне помогала при получении очередного «начальского втыка» та самая песенка-оберег: «...а когда сказал — четыре, получил синяк под глаз, три-четыре, три-два-раз. Ах ты кАмбала, не вобла — смотри в оба, смотри в оба». Очень даже это помогало — как мантра — для экстренного отключения вторичной нервной системы и блокирования восприятия агрессивной тупости окружающей среды.
Вот такая вдруг зарисовка на тему «Книга — друг человека» получилась...
kkk72, 22 февраля 2010 г.
Впервые я прочел эту книгу еще студентом и был очень впечатлен ею. Честно говоря, взявшись перечитывать роман спустя полтора десятка лет, я серьезно опасался, что посмотрю на него совсем другими глазами, и что еще один кумир моей молодости покажется мне простым и наивным. К счастью, мои предположения оказались ошибочными, и я вновь получил огромное удовольствие от чтения романа.
Первое, что бросается в глаза — интересный мир, в котором очень важную роль играют телепаты-эсперы. Нечасто современные авторы уделяют внимание этой тематике. Видимо, компьютерное направление кажется им более перспективным. А ведь еще свыше пятидесяти лет тому назад Бестер выстроил очень интересную и достаточно логичную систему сосуществования и взаимодействия телепатов и нетелепатов, и продемонстрировал, к каким возможным последствиям это приведет в человеческом обществе. Нельзя сказать, что мир, описанный в романе, продуман совсем уж до мелочей, определенные натяжки встречаются. Но очень важным кажется то, что при сохранении очень многих недостатков, присущих современному обществу, мир будущего оказался добрее и мудрее нашего.
Казалось бы, в таком мире телепаты должны получить огромные преимущества перед людьми, подобными способностями не обладающими, но все оказывается гораздо сложнее. И яркий пример тому один из главных героев романа — Бен Рич, человек, обладающий бешеной энергией, напором, дерзостью и решительностью. Нечасто мне попадались столь незаурядные отрицательные персонажи. Противостояние преступника Рича и эспера-полицейского Пауэла, противоборство их разумов и воль — одно из самых ярких и запоминающихся в фантастике. Другие персонажи не столь заметны, а скорее, они просто меркнут на фоне двух главных героев. Хотя каждый из них — от элитной куртизанки до эсперов-полицейских, получился довольно убедительным. Да, в детективно-приключенческой линии есть свои натяжки. Например, описывается, что уже 70 лет не было убийств и тут же упоминается банда наемных головорезов. И все же противоборство героев производит сильное впечатление.
Еще одна важная линия — взаимодействие телепатов с окружающим миром. Ведь в изображении Бестера телепатия — обмен не только мыслями, но и чувствами, впечатлениями. Сама сущность телепатии по Бестеру застваляет ее носителей становиться мудрее и гуманней, а взаимодействие телепатов заставляет вспомнить глагол «грокнуть» из «Чужака» Хайнлайна. Не случайно будущее человечества автор связывает с всеобщим обретением подобных способностей.
Ну и, наконец, самое важное. «Ибо что пользы человеку приобрести весь мир, а себя самого погубить». Эта библейская фраза определяет смысл романа. Противостояние двух главных героев, а равно и поступки многих второстепенных персонажей ярко и наглядно демонстрируют две противоположные модели поведения. Человек может либо пытаться захватить, отобрать у других, подмять под себя все, до чего он может дотянуться, либо делиться с окружающими своими способностями, делать им добро — и это добро воздастся сторицей. Без занудного морализаторства, мощно и впечатляюще автор показывает картину ужасного одиночества, к которому неизбежно приведет эгоизм и себялюбие. Эпизод, когда вокруг главного героя гаснут звезды и пропадают Луна с Солнцем, невозможно забыть.
Еще и еще раз автор напоминает нам, что самый страшный враг человека — он сам. Можно украсть, ограбить, убить, но невозможно избавиться от собственных кошмаров, от своей больной совести, от безмолвного и страшного Человека без лица.
А вот концовка романа вызывает у меня неоднозначную реакцию. Да, Бен Рич сам вынес себе приговор. И все же насильственная перековка личности выглядит ужасной карой, кошмаром из тоталитарного прошлого.
Очень много еще можно найти в этом романе — от сложных проблем человеческого сознания и подсознания, до совершенно новаторских приемов, использованных автором. Помотрите, например, как Бестер передает мысленный диалог эсперов. Что ж, несмотря на полвека, прошедших со дня его написания, роман Бестера не потерял ни увлекательности, ни актуальности.
kamino, 29 августа 2013 г.
Когда, человеку, что-то нравится в книге он может не замечать многих недостатков. Но если книга не нравится, сразу возникают разумные объяснения этого, в виде претензий к логике повествования.
На меня эта книга впечатления не произвела и у меня уже десяток причин назвать сюжет нелогичным, и поверьте, все они обоснованны. Начиная с опытных следователей в мире в котором «70 лет не было спланированного убийства», а лишь в состоянии аффекта, но при этом с наличием кучи наемных убийц. И заканчивая чрезвычайно нестабильными способностями местных телепатов, то таких могущественных и умных, то прямо как дети наивных.
Но с другой стороны, по неписанному правилу, первый роман и должен быть комом. Да и год 1952, на это тоже надо сделать скидку. И все-таки «Человек без лица» не настолько хорош.
mogzonec, 22 мая 2013 г.
Роман просто великолепен. Это впечатление у меня осталось еще с советских времен, когда НФ книги такого уровня были крайне редким явлением в книгоиздательском деле того времени. Нет смысла пересказывать сюжет, подчеркивать его детективность, таинственность, неожиданную разгадку «человека без лица», она (разгадка) как бы очевидна была изначально. Но совершенно необходимо подчеркнуть экспрессию романа, что для фантастики — крайне редкое явление. Для себя определяю эту вещь Бестера как импрессионизм в фантастической литературе. Описания будущего общества также чрезвычайно интересны, нечто подобное я встречал только у одного автора — Станислава Лема, в его «Возвращении со звезд». Очень убедительно описаны и сами фантастические явления, ну, например, та же телепортация. Иными словами, книга стоит того, чтобы ее читать и перечитывать.
Heechee, 12 апреля 2016 г.
Данную книгу я давно хотела прочесть, но как-то не удавалось с ней столкнуться, и вот пришло время.
Я ожидала от писания немного другого, но то что есть в книге, мне понравилось.
Книга скорее детектив, чем фантастика. С очень сильной динамикой действий, можно сказать, что практически одно действие и одни диалоги, в которых много оборотов, свойственным чисто американскому образу полиции и жизни того периода, в котором автор писал книгу. Немного неудобно для чтение и трудновато для переваривания информации. Сразу старые американские фильмы вспоминаются.
Описанный мир достаточно интересен и по иерархии жителей и по возможностями, которые есть у человека. Мир, в котором нет преступлений, точнее тяжких преступлений. В котором есть законы, запрещающие читать мысли. И есть достаточно сильная группа людей, высшие чины которых, из-за своих способностей считают многих достаточно ниже себя. Мне кажется в таком мире трудно дышать, ведь все и вся тебя слышат, а соблюдение прав лежит чисто на совести человека.
Ну собственно так и в нашей жизни, правда телепатов у нас нет.
И тут убийство, нонсенс. Причем достаточно важной шишки, с хорошей охраной.
Нам представлено действие двух сторон, показана подготовка и погоня в поисках доказательств. И в нашем мире, и в мире придуманном преступление без доказательств не судят.
Интересное сплетение сюжета, интересные герои, интересные размышления, и конечно игра в кошки мышки. И необычный итог, поворот, ведь в любом преступлении есть причина, а вот тут не разберешься в ней.
Книга – действие, за которым порой не поспеваешь. Красочные персонажи, четкое и логичное описание действий персонажей. Логичный и красивый конец, все ответы найдены и вопросы решены.
Хорошая и качественная книга, думаю многие идеи из нее мы видим в других произведениях других авторов.
Читается достаточно легко и быстро, время летит незаметно, потратить 2-3 вечера на ее чтение не так уж и сложно, зато в ней все компактно и удобно объяснено не оставит никаких недомолвок.
Особых глубоких мыслей и размышлений в ней нет и не найдете, хотя местами призадуматься и поразмышлять можно, но в итоге это добротное и качественное произведение.
Любителям детективов однозначно советую, интересно.
UnSeen, 19 января 2011 г.
Научной фантастики я читал не много. Решил взяться за классику. И вы знаете, я восхищен!
Роман читается на одном дыхании, сразу же погружая читателя в мир, созданный автором. Правда мне «Человек Без Лица» показался несколько сумбурным и местами излишне фантасмагоричным, но это отнюдь не минусы произведения.
Отличное противостояние двух изощренных умов — главных героев. Отличный мир: телепаты — эсперы, мир без убийств, без орудия, прыгуны и т.д. Отличная сюжетная детективная линия с потрясающей концовкой.
Честно сказать, я даже не ощутил того, что роман написан более полувека назад. Одним словом — КЛАССИКА! Однозначно бессмертное произведение!
Стронций 88, 26 января 2010 г.
Для меня это один из лучших прочитанных мной произведений. Роман «влияет» – заставляет о себе думать, и после прочтения долго ещё не выходит из головы. Написано великолепно – бодрый стиль, по которому летишь очертя голову. И в то же время стиль служит эдаким резонатором, на фоне которого некоторые моменты выглядят так живо и объемно, что диву даешься… Например это «Разрушение» и видения Бена Рича – мурашки по коже; и концовка выходит по настоящему трогательной. Плюс этот мир, придуманный автором. Не скажу, что он уж очень привлекательный, но любопытный без сомнения: все эти парки на астероидах, развлечения будущего, технологии… немного смущает только компьютер на перфокартах – но и это можно простить. И как показаны «эсперы»! Впервые – лично для меня впервые – телепатия показана так реалистично… Все эти мысли и мысленные картинки не вызывают отторжения или какого-то недоверия…. Так, должно быть, и есть на самом деле!
Если, не читая роман, пролистать его, то может сложиться представление о каком-то перенавороченном элитарно-эрудированном новомодном сюре. Но когда читаешь ни одного вопроса не возникает – «а почему тут мешанина из слов, а тут какие-то столбцы?» Убеждение возникает: так и должно быть, так и не иначе. Плюс автор затрагивает серьёзные темы, проникает в психологию. И хотя эта психология и есть главная тема романа, но, кажется, что он проникает в неё с бережностью и тонкостью опытного хирурга.
Во время прочтения у меня пару раз мелькнула мысль, о похожести моих ощущений… О похожести ощущений от прочтения «Преступления и наказания» Достоевского, в том моменте когда автор даёт понять, что следователь (вот память – забыл его имя) знает, кто убийца – помните? Есть что-то похожее на эту «игру» двух героев «Человека без лица». Но когда я это понял, у меня не возникло никаких отрицательных эмоций – наоборот, даже стало ещё интересней.
Вообще же роман можно сравнить с коктейлем из множества шипучих составляющих. Если просто рассмотреть их в отдельности, а потом попробовать смешать, то вряд ли получится что-то столь хорошее. Но в этом-то и есть волшебство автора – он смешивает ингредиенты ТАК и в ТАКОМ порядке, что получается настоящий шедевр, освежающий божественный напиток. Именно освежающий – даже сейчас, в начале двадцать первого века, от этого романа дышит свежестью, и свежестью истинной, без этих современных режущих глаза (а чаще вызывающих недоумение и зевоту) примочек, что нынче встречаются часто. В нём нет ничего сверх меры, и в то же время он – удивительный.
Замечательный роман.