fantlab ru

Аркадий Стругацкий «Ведьма»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.37
Оценок:
84
Моя оценка:
-

подробнее

Ведьма

Киносценарий, год (год написания: 1981)

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 8
Аннотация:

Смертельный диагноз ставит философа Максима Акромиса перед непростым, — в силу необычайности сделанного ему, в пику болезни, спасительного предложения, — выбором...

Примечание:

Машинопись из архива Ю. Манина.

Первая публикация: Искусство кино (М.). — 2008. — № 2 (в этой публикации указано авторство обоих братьев, хотя сценарий написан одним АНС).


Входит в:

— журнал «Искусство кино 2008 №2», 2008 г.

— журнал «Galaxies № 11/53 - hiver 2011», 2011 г.


Награды и премии:


лауреат
Интерпресскон, 2009 // Малая форма (рассказ)

Номинации на премии:


номинант
Бронзовая Улитка, 2009 // Малая форма

Является сценарием для фильма:

«Жертвоприношение» / «Offret / Le sacrifice / The Sacrifice» 1986, Швеция, Франция, Великобритания, реж. Андрей Тарковский




Полное собрание сочинений в тридцати трех томах. Том 25. 1981—1982. Книга первая
2020 г.
Краткая сущность необычности
2021 г.
Краткая сущность необычности
2021 г.
Полное собрание сочинений в тридцати трех томах. Том 25. 1981-1982
2022 г.

Периодика:

Искусство кино, № 2 2008
2008 г.
Galaxies- nouvelle série — № 11/53 — hiver 2011
2011 г.
(французский)

Электронные издания:

Полное собрание сочинений. Том двадцать пятый. 1981—1982
2019 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  -1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Тут надо бы уточнить, что это, собственно, не сценарий, а черновик сценария. Арrадий Стругацкий после четырёх месяцев работы писать сценарий отказался, и сценарий «Жертвоприношения» Тарковский писал сам. Поэтому и в титрах нет, и не публиковался.

Оценка: нет
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Ведьма» — киноповесть братьев Стругацких. в первую очередь делающая отсылку к творчеству Михаила Булгакова.

Во всяком случае некий Оскар — грузный тип в берете, приходящий неожиданным образом в дом больного Максима Акромиса, чем — то напоминает Воланда или беса поменьше.

В основе сюжета — драма успешного философа и писателя, внезапно заболевшего раком.

Оскар, пришедший к нему, предлагает за большие деньги выход из сложного положения.

В городе живёт ведьма Марта, при поверхностном взгляде — самая обыкновенная женщина. Максим должен соблазнить её и переспать с ней. Тогда через физическую близость придёт долгожданное излечение!

Эта абсурдная, почти кафкианская ситуация, всё же осуществляется наяву.

Максим выздоравливает, но приносит в жертву свой талант.

Повесть послужила основой для замечательного фильма Андрея Тарковского «Жертвоприношение». Она для него и писалась. Конечно Андрей Тарковский полностью переработал, переосмыслил вещь Стругацких, создав свой сценарий. Но он мог указать писателей в титрах, хотя бы как авторов идеи. Этого не случилось. Жаль!

Оценка: 8
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Сценарий для Тарковского, казалось бы, только одним этим всё сказано, но и без этой оговорки авторский текст сценария высочайшего уровня. Надо предполагать, что то, что «осталось за кадром» — а надо согласиться, что сценарий, даже если он якобы пишется с чистого листа, имеет свою литературную, пусть и «непечатную», историю, в которой, более чем в рабочем черновике должно быть проработано всё: что было с персонажами до «кино», до сюжета отразившимся в целлулоиде, и, авторское предположение, что после (может быть... — а авторские секреты никогда не раскрываются). «Ведьма», та «ненаписанная» — это уровень «Пикника на обочине дороги» и «За миллиард лет до конца света». Как говорят, к бабке не ходи — достаточно перечитать другие сценарии Стругацких и сравнить их с оригинальными — книжными — текстами. Транслит — перевод из одной реальности в другую: в визуальном искусстве художественного кино свои законы. Да просто перечитайте — хочется верить, что ещё, который раз, — «Записки покойника. Театральный роман» Булгакова. «Ведьма» так и просится на сцену. Сравнивать с «Жертвоприношением» Андрея Тарковского незачем — Тарковскому важен был эмоционально-нравственный посыл — и он его «взял».

Но, к тексту.

Булгаков был упомянут никак не всуе. Уже «пролог» перекидывает мостик к Ивану Бездомному — и когда он в клинике Стравинского, и намного позже, в дни преследующих его по всей жизни новолуний. И ещё одна особенность «Ведьмы» — она, так же как капля отражает окружающий мир, вобрала в себя отражение всего «Мира Стругацких». Взять тот же «пролог»: пять капель — это не пять ли капель эликсира от Стругацких? (и нагло вламывается, совсем без спроса, взыскующий голос Коровьева:«...Пойду приму триста капель эфирной валерьянки!..).

«Эпизод 1». Чем не первая, весенняя встреча Маргариты (да, лет на пятнадцать постаревшей, заезженной бытом, отягощенной увесистой сумкой «с едой», да и зовут её в этой реальности Марта) и..., — нет, не с Мастером, мастером литературного цеха, — а с «Мастером» совершенно по другому не то что цеху, а ведомству: «...грузный человек в мятом берете и поношенном сером плаще...» -уж не Воланд ли? А портфельчик и блокнотик всезнающего Оскара (так он представился Марте) ещё «всплывут» у Стругацких, в «Отягощенных злом»....

И так можно откомментировать каждый эпизод «Ведьмы». Увлекательный пазл.... К примеру, такие параллели, для объяснения «ведовства» — Ведьма (автокатастрофа, увечья) и Ким Волошин (обыденные изуверства жизни, «переплет» куда он попал) из «Дьявола среди людей», да и дадим слово булгаковской Маргарите: «...я стала ведьмой от горя и бедствий, поразивших меня...» Скованные одной цепью.

Да и рак, исцеление, и «запрет на профессию» — это так из «Миллиарда лет до конца света» (вспомним опять Бездомного: «...я больше стихов писать не буду...»)... Фаусту ХХ века обещается отнюдь не бессмертие — а только отсрочка смертиии.

А кабак, и якобы «пьяный базар» в нем (суперинтеллектуальный диалог, фирменная метка всех произведений Стругацких!) с Тарантулом — уж не «Борщ» ли из «Пикника»?

Горчащее послевкусие, после чтения «Ведьмы» — терпкое, как полынь — а, если бы не сценарий....

Оценка: 10
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Я не видел «Жертвоприношение» Тарковского,но сценарий который якобы стал основой фильма на меня особого впечатления не произвел.Возможно если бы основная аллегория что любовь спасает была бы решена платонически,а не через банальную постель и секс,который являлся обязательным условием спасения героя от смерти получилось бы лучше,а так все слишком банально и клишированно.Возможно АБС полагал что сценарий получился слабоватым и не стал указывать свое имя в титрах фильма и публиковать сценарий при жизни.И все равно 8.Ибо гении не могут творить плохо.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх