Яна Дубинянская «Своё время»
Что если у каждого из нас будет своё, собственное, не связанное с другими людьми время? Даже «если» никакого не нужно, не нужно фантастического допущения — мы и так давно живём в своём собственном ритме. Не верите? Неужели вы сами никогда не ловили себя на мысли, что время тянется невыносимо медленно, когда окружающие его даже не замечали? Неужели никогда не завидовали тому, кто успевает невероятно много за те же 24 часа в сутках — или, напротив, не удивлялись, что кто-то пропускает своё время, как песок сквозь пальцы, и не успевает ничего?
Яна Дубинянская в своём романе ставит ценность времени как ресурса во главу угла — но только затем, чтобы с научной тщательностью и художественным мастерством поставить эту ценность под сомнение. Общество победившего личного времени — это утопия или антиутопия? Отделяя своё собственное время от времени остальных людей, мы приближаем всеобщее благоденствие или катастрофу? Хорошо это или плохо, что время у каждого из нас действительно — своё?
Номинации на премии:
номинант |
Новые горизонты, 2017 // (роман) |
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
kypislona, 15 декабря 2016 г.
Обещанного три года ждут, ну или, в моем случае, три месяца. Однако дочитала — в последнее время (что, уже жим-жим? о нем ниже много :) этим может похвастаться одна книжка из десяти, в лучшем случае. Только за это как минимум семерка :) Почему же не десятка?
В книге шесть сюжетных линий, два плана — реалистический (или маг-реалистический) и фантастическая социалка. К бытовому плану, как всегда у Яны, претензий нет. Текст хорош, образы зримы, герои достоверны
Но печальна даже не средняя социалка, а то, что малозаметные непонятки по технической части здесь перерастают в тотальные недоумения. Нет, я не заклепочник, гуманитарная фантастика — наше все, но логика должна присутствовать, кагбе? В магбытовом плане сильно смущает Арма. Девушка лет 18, по описанию. При этом разгоняет она свою жизнь до фантастических скоростей. Допустим, что две недели за час (примерно такие выводы можно сделать из одиссеи Богдана). То есть 1:300, если грубо. При этом говорится, что девушка у нас — известная поэтесса. Известными за месяц не становятся, объективно должен пройти хотя бы год-другой. Даже если предположить, что разгоняется она так не всегда (хотя из книги как раз следует, что почти постоянно, замедляется лишь ради общения с тормознутыми смертными), на 18 она уже ну никак выглядеть не может. Если, конечно, не сильф... ах, сорри, это из другого романа про Львов ))
На это можно было бы и не обратить внимания, но в фантастической части неоднократно подчеркивается, что «быстрые» сжигают себя и стареют со страшной скоростью. Что подводит нас к более глобальному вопросу мироустройства в пространстве и времени индивидуальных хроносов. Во-первых, где все эти ячейки «задворок» подвешены? Создается впечатление, что в вакууме. Во-вторых, что такое вообще «хроносы»? Из текста вроде как создается впечатление, что люди просто дико ускоряют или замедляют метаболизм, привет, старина Брэдбери (насчет того, насколько хороша и длинна будет жизнь при ЧСС больше 200 или меньше 50, умолчим). А хронос натягивают на этот метаболизм, как сову на глобус, то есть это нечто вроде силового поля. Все прекрасно, но если так, какие именно гигантские эквопотоки требуются для поддержания спецохранного времени? Ребята сами себя успешно сжигают, надо лишь придать им начальное ускорение — ведь из текста реалистической части видно, что трудно вписаться в общий поток, однажды из него вырвавшись, а вот попав в личный, резвись в нем хоть до посинения. Ну и конечно структура «быдло — служебный персонал — армия — диктатор» слишком литературна, за пару столетий должно было там зародиться что-то автономное. Хотя бы философия, литература и искусство, а не только дом-сны и дом-трахи.
Но это уже придирки, понятно, что автор не пытался сконструировать объективную картину мира хроносов, а использовал это фантдопущение для своих авторских целей. Только вот каких именно? Потому что концовка, мягко говоря, слита напрочь. Если на входе имеем хорошую (маг)реалистическую прозу плюс не столь хорошую, но тоже вполне имеющую право на существование социалку, то на выходе нечто в духе политико-мистического детектива в лучшем стиле Брэйна Дауна.
йокумон, 13 декабря 2016 г.
Сначала о том что понравилось: — прекрасно прописаны персонажи, четкие типажи, реалистичные мысли и поведение, взаимоотношения и чувства. Так же основное место действия, вполне узнаваемо, но все же окутано каким-то мистическим ореолом, напоминает магический реализм. Город действительно написан очень хорошо, я как то даже посмотрел на него под другим углом, что с привычными местами не так и легко. Вот место действия второй сюжетной линии прописано не очень, но там главное — идея. А идея шикарная, достаточно оригинальная, хотя мне все же лезли в голову некоторые аналогии с Уеллсом, Гансовским и т.д. но аналогии очень отдаленные. Здесь все вполне самобытно и интересно, жаль только (мне, как любителю НАУЧНОЙ фантастики) что не делалось хоть каких то попыток обосновать физическую сторону управления Своим временем. Но сам сюжет вполне искупает это упущение к тому же, эта «фантастическая» часть книги показалась мне более завершенной что ли... и вот тут перехожу к тому что не очень понравилось. Первая половина книги пошла на ура, а вот со второй логичность происходящего стала все более расползаться по швам, и к концу роман выродился в откровенную постмодернистскую литературную игру. Я не против такого стиля, хотя и не большой любитель, но здесь он явно пошел в ущерб сюжету.
Но положительные стороны явно перевешивают, читать интересно, и когда нибудь я обязательно перечитаю эту книгу, если времени хватит;) Кстати, приобрел я ее на мероприятии которое стало прообразом литературного «фестиваля» на фоне которого и происходят события романа. Вот такая закольцовка, вполне постмодернистско-магически-реалистическая) Ну, вот так, если кто хочет почитать темпоральную фантастику с незатасканным сюжетом и хорошим литературным языком — не пропускайте эту книгу.