Станислав Родионов «Следователь прокуратуры Рябинин»
Содержание цикла: по порядкупо годупо рейтингу
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
Периодика:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Helena1996, 30 июня 2024 г.
Я рада, что этот сборник посоветовали почитать, потому что здесь не просто добротные советские детективы, в каждом из них выплывают моменты, которые, как ни странно, мало ассоциируются с советским клишированным прошлым, хотя и ламповость того времени, вернее, наше восприятие его тоже не срабатывают. А срабатывает здесь главный герой, следователь Рябинин, вдумчивый, размышляющий, взвешивающий на только ему доступным весах причину и следствие, привычки обывателя и его реакции, задающий подчас неудобные вопросы и промежду прочим подающий реплики, от которых у окружающих отваливается челюсть. И да, конечно, в каждой из повестей нас ждет чем-то необычная ситуация, хотя на поверку необычен сам Рябинин, который именно так подаст ее, что вместе с ним мы будем удивляться, будем верить и надеяться, в том числе на то, что совесть, честность и справедливость — это не ископаемые понятия. И потому не удивительно, что этот следователь предстанет перед нами не обычным работягой на ниве расследований преступлений, причем, чаще бытовых, пусть даже и со своей способностью докапываться до сути, а человеком очень переживающим и все еще верящим в людей. А еще он верит в любовь. И этот мотив проходит практически через все повести сборника.
Первая повесть — этот как бы о том, можно ли повернуть все назад. А вот почему человек решил все повернуть назад — это отдельный вопрос. Человек в конце концов все объясняет, и не поверить нельзя, но то, что он рассказывает, как минимум некрасиво и все же да, скажу, что подло, а то, что так обратилось вся против него, сам виноват, самдурак. Но судить мы можем лишь со стороны глядя. Поэтому пусть судит тот, у кого больше морального права.
Вторая вещь, конечно, более известная, о девушке не без талантов, из тех, кого называли клофелинщицами. Собственно, это лишь одно из применений ее «талантов», она может раскинуть перед нами широкую свою натуру и показать, какими еще гранями может сверкнуть ее талант. Сверкнуть и низринуться вниз. И вот мостик от нашего времени к тому, ведь сейчас только слепой и глухой не знает, как сейчас разводят по телефону, но сорок и более лет назад был еще более остроумный способ. Если кто родом из восьмидесятых, да и в девяностых тоже, помнит, как раньше можно было отбить телеграмму «мама, пришли деньги», где-нибудь в отпуске, и ты в надежде шла на почту и с паспортом по почтовому переводу получала деньги. Но тут афера, мошенничество, человек присылает деньги, а вот кому они доставались...
С одной стороны, в этих повестях нет идеологии, а с другой, вот например, как следователь Рябинин продвигает свою теорию, что следователь должен быть не только чиновником, выслушивающим жалобы граждан, он должен быть не только психологом, но и человеком, несущим свет любому обиженному или оказавшемуся в роли жертвы и обратившегося в органы, и лишь человеческое участие придаст этим взаимоотношениям реальный толк и пользу. Любопытно, странно? А в этом тоже своеобразная натура Рябинина.
Писателя Родионова отличает не только психологичность, но и умение повернуть семейную, бытовую ситуацию чисто человеческой стороной, в которой именно за счет социальных моментов можно оказаться на острие кинжала. А вот насчет идеологии — это скорей принципиальность отнюдь не только советского розлива, а своего рода космополитичность позволяет предположить любую страну того времени, и не поверить, что действие именно там и происходит, не получится. И пусть, как в следующей повести, романтика геологических экспедиций запросится на страницы, но смерть геолога, из тех, кто ходит в такие экспедиции, застанет ее коллег под прицелом вопросов следователя. А великий уравнитель принесет и свои плоды в виде кое-чего неприглядного и порой совсем не ожидаемого.
И вот недаром так часто возникает на страницах этих повестей геологическая тема, да и не просто так следователь Рябинин — человек, который до юридической своей стези успел испытать с головой все тяготы и прелести геологов на полевых работах, в геологоразведочных экспедициях. Свой жизненный путь у самого писателя такой именно и был: по молодости был и шурфовщиком, и коллектором в таких экспедициях, и лишь потом он также, как и его герой, сменил робу рабочего-геолога на костюм следователя. Потому и не понаслышке он знает будни геологов, и это прорывается во многие его повести.
А вот о краже масла, кажется, что буднично, ну что это за детективный сюжет, но он кроет в себе неожиданный поворот, скажу больше, это целое пианино в кустах. И опять затрагивается один из тех вопросов, каких Родионов не может избежать, о вере в людей.
Ну и безусловно, очень хороша, но больше не детективной стороной, финальная повесть. Она о людях, о том, кто чего ждет от других и можно ли винить в содеянном только одного человека. Его обман — это не только его обман. История, в том как автор умудряется все повернуть, выглядит, может, и немного наивно (и может быть, даже много), но это так объяснимо и понятно, и то, что достаточно было одной встречи — и вот это как раз совсем не странно. Он лишь приобрел то, чего был лишен, чего искал, то нашел. И хочется надеяться, что через годы, оставшиеся за кадром повести, он не разочарует нас, да и она тоже. Получилась красивая история, хотя и на криминальнм фоне. Зато здесь точно не затронуть тему любви было невозможно.