Станислав Родионов «Долгое дело»
Книга мастера психологического детектива Станислава Родионова знакомит нас с блестящей женщиной Аделаидой Сергеевной Калязиной, матерой аферисткой, преступления которой следователь Рябинин вынужден расследовать долгих пятнадцать лет... По мотивам этого произведения снят фильм ПЕРЕСТУПИТЬ ЧЕРТУ, в котором роль главной героини великолепно сыграла неподражаемая актриса Татьяна Васильева.
Первое книжное издание: Родионов С.В. Долгое дело / [Худож. Л.М. Коломейцева]. — Л.: Лениздат, 1981. — 456 с.
Входит в:
— сборник «Преступить черту», 1994 г.
Экранизации:
— «Переступить черту» 1985, СССР, реж. Юрий Колтун
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
shakko, 18 сентября 2024 г.
Книга, увы, отличается от предыд. текстов цикла в худшую сторону.
Хотя костяк аферы и следственные действия -- хороши и классно описаны, но более 50% книги занимают лирические отступления: страдания главного героя, следователя. Страдания мужчины а кризисе среднего возраста, его размышления о смысле жизни, выписки страницами из дневника на все ту же тему, а затем еще страдания его жены по этому поводу. И диалоги с коллегами о высоком. Перелистывать приходилось очень много.
MrM, 6 января 2025 г.
Детективов много. И это — необычный детектив. Если почитать предыдущие книги автора, можно заметить, что каким бы ни был сюжет непосредственно расследования, главный герой следователь Рябинин выступает не по должности — в роли практикующего исследователя. Он озадачен не только и не столько поиском фактов, улик, доказательств и преступника, он постоянно рефлексирует, мгновенно находя какие-то нравственные формулы, которые здесь рассыпаны по всему тексту в виде спонтанных афоризмов или каждодневных дневниковых записей. Он мучается поисками смысла, смысла своей жизни, зачем живём, что главное для нас и после нас, куда стремится человек? И берёт ответы на свои вопросы не готовыми из книжек или чужих голов, а из собственной работы мысли, постоянной напряжённой работы. Отсюда и метод следствия Рябинина: доверяя интуиции, понять поступки человека, и, проверяя свои «нравственные формулы», брать ответственность за выносимое наказание.
Обычно (как в предыдущих книгах про главного героя) чудаковатый следователь Рябинин воспринимается при чтении, как такой носитель справедливой доброй воли, которая безусловно побеждает или должна победить, когда сталкивается в работе с трудными персонажами, которых он изучает, объясняет поступки и добивается их раскаяния. Герой считает, что без раскаяния работа следователя не может считаться законченной.
Создаётся впечатление, что автор ставил задачу не просто дать понять психологию расследования, а ещё проделать воспитательную работу с читателем, так, как это сделал бы сам Рябинин с каждым своим героем, которому он задает вопросы, подводя к осознанию совершённого. И автор ведь не кабинетный писатель, он сам приобрёл такой же опыт работы, как и его главный герой, будучи следователем, но не по первой профессии.
В этом романе впервые встречается противник (Калязина) не только хитрый, коварный и неуловимый, но и с цельной системой мировоззрения, которая противопоставляется автором следователю Рябинину. Мысли Калязиной описаны настолько цельно, что читатель может даже быть соблазнён её рациональной аргументацией «практической магии» взамен «идеализации человека» у следователя. Это противопоставление, как извечная борьба адского и райского и есть главное, на фоне которого происходят как всегда необычные и загадочные «детективные» события. Отсюда и нестандартный объём, и полнота, и ритм романа, и год расследования, в отличие от всех предыдущих книг про Рябинина.
Самое необычное и пропущенное редакторской цензурой в этом позднесоветском детективе 1981 года, что альтер эго автора — следователь Рябинин — наделённый властью решать судьбу людей именем Закона — мучается поиском вечных библейских вопросов о любви, о вере, о мщении, о прощении (хотя ссылка на бога встречается всего пару раз).
И, наконец, многоплановость этого детективного романа привела к заметной и успешной экранизации — фильму «Переступить черту» (1985). И в этом конкретном случае большим достоинством будет то, что сюжет книги и фильма не повторяются, а дополняют друг друга. Стоит узнать и фильм, и книгу.
AlAx, 21 октября 2021 г.
Вынужден поправить аннотацию: какие 15 лет?! Это в начале книги Рябинин, пришедший в архив суда, ждёт, когда ему найдут документы — и, чтобы он не скучал, заведующая архивом ему в качестве «лёгкого чтения» выдаёт старое уголовное дело, которое (как оказывается) он когда-то вёл — и да, с тех пор прошло 15 лет. Родионов в цикле вообще описывает карьеру Рябинина от молодого 30-летнего (Рябинин в молодости сдуру бросил юрфак и мотался по стране, работая в геологических экспедициях, потом восстанавливался и учился заочно — да и в юридические вузы в те годы брали в основном после службы в армии и с характеристикой от командира части) следователя — до пенсии, пришедшейся примерно на 90-е годы.
Сама по себе эпопея с расследованием занимает (и в книге это сказано прямо) меньше года — от первого заявления до ареста Калязиной («Она взяла у нас почти год жизни»).