Майк Резник «Немного знаний»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Социальное | Психологическое
- Место действия: Вне Земли (Планеты другой звёздной системы )
- Время действия: Далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Конфликт отцов и детей | Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Для взрослых
Корибу мучает вопрос, может ли Утопия развиваться, но при этом все же оставаться Утопией. Ему нужен преемник: умный и сильный, способный отразить натиск вторгающихся в мир идей. Но что, если Кириньяга никогда и не являлась Утопией, и, прислушиваясь к советам Корибы, кандидат в мундумугу уподобится ему — а значит, разделит со старым шаманом ошибочную дорогу?
Входит в:
— цикл «Рассказы об Утопии» > роман «Кириньяга: Рассказы об Утопии», 1998 г.
— журнал «Asimov's Science Fiction, April 1994», 1994 г.
— сборник «A Safari of the Mind», 1999 г.
— сборник «Win Some, Lose Some», 2012 г.
Номинации на премии:
номинант |
HOMer Awards, 1994 // Короткая повесть | |
номинант |
Хьюго / Hugo Award, 1995 // Короткая повесть |
- /языки:
- русский (2), английский (3)
- /тип:
- книги (3), периодика (1), самиздат (1)
- /перевод:
- Е. Клеветников (2)
Периодика:
Самиздат и фэнзины:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
lammik, 8 августа 2024 г.
2136 год. Ндеме, ученик Корибы, вырос и усомнился во всём том, во что Кориба искренне верил, а значит и в Утопии кикуйю, созданной учителем. Более того, Ндеме начал вести разговоры с соплеменниками, прямо подрывающие авторитет мундумугу. Открытый конфликт неизбежен.
Ожидаемо битву одинокого шамана Корибы со Временем выиграло последнее, ибо её, этой битвы даже не замечало. Можно собрать группу людей в одном месте и заставить их жить архаичным укладом, но даже в этом случае рано или поздно ситуация начнёт меняться по внешним или по внутренним причинам. Развитие — в природе не только отдельного человека, но и целых обществ. Удивительно, что такой образованный человек как Кориба подобного поворота не предвидел. Ну и, как справедливо заметил наш герой, те, кто доволен жизнью и не склонен к переменам, лишены воображения и не в состоянии создавать новое, другие же способны развиваться, но при этом однозначно разрушат Утопию Корибы.
Lilian, 15 августа 2024 г.
Раскол пришёл в общину кикуйю, и предвестником его стал молодой Ндеми, ученик шамана. Живой ум и немного знаний — вот что нужно, чтобы расшатать старые устои и запустить каскад перемен.
Особенность этой истории — противопоставление притч и фактов, теория о лживости притч, об их способности облечь любую нужную рассказчику идею в красивую форму. Первый и единственный раз Кориба слышит притчу, рассказанную своим учеником — но это не сказка, а оружие в споре.
Рассказ традиционно эмоционален, но теперь это приятные эмоции. Приятно, когда умный персонаж озвучивает те мысли, которые по-хорошему были очевидны ещё с первого рассказа. И я даже оставлю несколько самых ярких цитат:
«Я кикуйю, а не европеец. Но я не хочу быть невежественным кикуйю»
«– Ты учил меня думать, Кориба, – эмоции отражались на его красивом юном лице. – Ты хочешь, чтобы я теперь перестал думать только потому, что я думаю не так, как ты?»
«– Это и мой народ тоже, – заметил я. – Это я привел их к нынешнему состоянию, поскольку я всегда принимал решения, которые считал правильными для них.
– Вероятно, теперь им пора самим определяться, что для них будет наилучшим.
– Они не в состоянии делать такой выбор, – сказал я.
– Если они не в состоянии сделать такой выбор, то лишь потому, что ты скрыл знания, на которые у них прав не меньше твоего.»
«Но чем дольше я искал, тем сильнее убеждался в том, что Утопии нельзя полагаться на подобных сказителей. Кириньяга словно разделилась на два совершенно различных лагеря: в одном были те, кто доволен жизнью и не испытывает потребности думать, а в другом – те, кого каждая мысль уводила все дальше и дальше от общества, которое мы стремились построить»
Прекрасно. Как бальзам на душу. Ндеми избирает свой путь, община постепенно меняется, а Кориба узнаёт, что такое сомнения. Но этот старый фанатик не был бы собой, если бы не отбросил их в итоге в сторону и не приготовился биться за традиции кикуйю (в исключительно своём, самом правильном понимании) до конца, взяв на себя роль оружия бога (мания величия во всей красе).
Что ж, финал близко.