Майк Резник «Бвана»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Социальное | Психологическое | С использованием мифологии (Народов Африки )
- Место действия: Вне Земли (Планеты другой звёздной системы )
- Время действия: Далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Конфликт отцов и детей
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
На планетоиде Кириньяга из крупных хищников есть только фиси — гиены. Людей становится всё больше, и гиены начинают нападать на людей. Но кикуйу не охотники, а земледельцы. На совете старейшин решено призвать наёмного охотника, хотя мундумугу Кориба против. И вот на Кириньягу прибывает Уильям Самбеке. Он масаи и умеет охотиться и по старым обычаям, и по-новому — с ружьём. Очень скоро Самбеке возьмёт себе новое имя, и тогда только Кориба окажется в силах восстановить на Кириньяге прежний порядок.
Входит в:
— цикл «Рассказы об Утопии» > роман «Кириньяга: Рассказы об Утопии», 1998 г.
— журнал «Isaac Asimov's Science Fiction Magazine, January 1990», 1990 г.
— сборник «Hunting the Snark and Other Short Novels», 2002 г.
— сборник «Dreamwish Beasts and Snarks», 2009 г.
Номинации на премии:
номинант |
HOMer Awards, 1990 // Повесть | |
номинант |
Премия читателей журнала «Азимов» / Asimov's Readers' Awards, 1991 // Повесть |
- /языки:
- русский (2), английский (3)
- /тип:
- книги (3), периодика (1), самиздат (1)
- /перевод:
- Е. Клеветников (2)
Периодика:
Самиздат и фэнзины:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
lammik, 6 августа 2024 г.
Рассказ о кризисе власти на Кириньяге. Для того, чтобы авторитет шамана оставался на космически недосягаемой высоте, время от времени его необходимо укреплять. Как понять, что пора принимать меры? Ну раз Совет старейшин пошёл против мнения мундумугу, значит пришло время действовать. На Кириньягу прилетел молодой, красивый и обеспеченный охотник масаи по имени Уильям Самбеке. Быстро сократив численность окрестных гиен, от которых страдали кикуйю, охотник огляделся и решил, что ему здесь нравится, обзавёлся жилищем, жёнами и прихвостнями, называл Корибу стариком, а себе Бваной (господин, хозяин — на суахили). Как с этим справился наш герой?
Будучи совершенным безумцем в основной своей мании, в остальном Кориба остаётся довольно хитроумным интриганом, знающим как дёргать тайные нити власти. Простоватый прямолинейный масаи не имел против него никаких шансов. История напомнила читанные в детстве «Сказки народов Африки». Видимо Майк Резник хорошо изучил восточноафриканский фольклор.
Lilian, 12 августа 2024 г.
В авторском предисловии говорится, что это вероятно самая слабая из историй Кириньяги — так как в ней нет привычной двусмысленности.
Спорить с автором — дело неблагодарное, и всё же не соглашусь. В этой истории и правда нет двусмысленности или противоречивости. Но их не было и в предыдущих рассказах. Отличие этой повести в том, что традиционалисту-фанатику противопоставили наглого самоуверенного охотника с непомерными амбициями и с полнейшим отсутствием уважения к чужой культуре. Грубо говоря, столкнули двух злодеев. И если Кориба — персонаж уже привычный и по-своему честный, то Бване автор щедро отсыпал недостатков и не наделил чувством меры. Исход противостояния потребовал времени и сил, но всё же был закономерен.
Куда любопытнее то, с какой легкостью община кикуйю прельстилась дарами охотника и отринула свои традиции. Да, лишь на время — но то заслуга не Корибы или самого племени, а непомерного эго охотника.
Ещё отмечу, что притчи как художественный приём и источник параллелей с основным сюжетом — здесь всё ещё хороши.