Дмитрий Володихин «Майорская дочка»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика | Планетарная фантастика )
- Общие характеристики: Военное | Социальное | Приключенческое
- Место действия: Вне Земли (Планеты другой звёздной системы )
- Время действия: Близкое будущее | Далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Спецслужбы
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
Выпускники Императорского училища пограничной стражи имени князя Воротынского вообще редко оставались служить в столицах. Мне выпала Терра-6, вошедшая в состав Империи совсем недавно и, что гораздо важнее, не полностью. Вцепиться мы в нее сумели. Мертвой хваткой. Планету даже неофициально называют русским именем Победа. Но целиком она России вряд ли когда-нибудь достанется. Техники хватает, средства есть, желание осваивать новые земли имеется, но катастрофически не хватает людей.
Входит в:
— цикл «История Ойкумены» > цикл «Ойкумена Лабиринта»
— антологию «Российская империя 2.0», 2016 г.
Номинации на премии:
номинант |
Созвездие Аю-Даг, 2017 // Премия "Золотая цепь" |
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
nenas, 24 февраля 2017 г.
«Майорская дочка» — как тот театр, который начинается с вешалки. Здесь роль вешалки играет название. Понятно, что будет исполнена «Капитанская дочка» в новых декорациях.
Так и есть. Только негодяя Швабрина, возжелавшего Машеньку, тут зовут военврач Моисеенко, и он торгует инопланетными наркотиками. А вот кого тут нет, так это Пугачёва, потому что в конструкцию книги он не лезет.
Мир Володихина устроен следующим образом. В «его» будущем сохраняется «многополярность» — существуют даже всякие либеральные миры. Космическая Российская Империя — это именно что империя, с Государем Императором, косплеящая русский XIX век, причём не настоящий, а литературный. Это могло бы быть не так уж неинтересно: в конце концов, XIX век и в самом деле был апогеем русской цивилизации, и как тема — это могло бы быть недурно. Однако Володихина всегда отличала наивная прямолинейность: косплей так уж косплей. Его офицеры — это одетые в скафандры «преображенцы» и «семёновцы», сквозь образы которых, впрочем, временами проглядывают советские старшины и майоры. Отдадим должное Володихину — от книги к книге он всё тщательнее заштукатуривает именно это, так что сейчас пудра на образах держится достаточно хорошо. И всё равно: его герои — оловянные солдатики, у которых даже собственного «я» не имеется. Есть только «супер-эго» в виде «воинской чести и служении Империи», под которым сразу начинается желание выпить, закусить и потрахаться. Хорошо, впрочем, что хоть это есть: люди получаются хоть немного живыми. Однако представить себе володихинского героя хоть с какой-то личностью невозможно. Пусть даже самой примитивной, на уровне хорошо описанной мелкой бытовой привычки. Нет, этого не бывает — где кончается честь, там сразу начинается коньяк и бабы.
Но это бы ещё ничего. Книгу губит отсутствие сюжета. Я, честно говоря, ожидал встречи с «интересным врагом», как у Пушкина. С умным, вдумчивым, сознательным врагом Российской Империи и её ценностей. Возможностей построить такой образ сюжет предоставлял сколько угодно. Увы, любовь к примитивной дидактике Володихина, как обычно, подвела. Все его «плохие парни» удивительно скучны и предсказуемы. Возможно, по факту Володихин и прав: реальное зло вообще довольно скучно. Но читателю-то за что такое наказание?
Книжку не спасают даже несколько пасхалок «для своих». Хотя консервативный публицист Холмогоров, наверное, порадовался бы тому, что Володихин присвоил ему полковничье звание.