Эллен Датлоу «Дети Лавкрафта»
Рассказы Лавкрафта сформировали современный жанр литературы ужасов.
Легендарный редактор Эллен Датлоу собрала антологию оригинальных рассказов, которые «вдохновлены» Лавкрафтианской тематикой. Никаких пародий и стилизаций. Авторы сборника используют разнообразие тона, обстановки, точек зрения, времени без прямых ссылок на самого Лавкрафта или его произведения. Представлены работы Джона Лэнгана, Ричарда Кадри, Кейтлин Кирнан, Лэрда Баррона и других мастеров хоррора и темного фэнтези.
В произведение входит: по порядкупо годупо рейтингу
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
Номинации на премии:
номинант |
Локус / Locus Award, 2017 // Антология | |
номинант |
Всемирная премия фэнтези / World Fantasy Award, 2017 // Антология |
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Fenol, 13 марта 2020 г.
Это ужас. В ужасно ужасном смысле этого слова. Настолько плохой сборки у Эллен Датлоу я еще не видел, при этом в предисловии говорится, что «мы не хотим писать фанфики и повторять то, что делал Лавкрафт, а хотим создавать своё», но уже с первого рассказа от Шевонн Кэрролл под названием «Поселенцы» веет таким откровенным косплеем, что дышать труднее, чем на плато Ленг. Почему этот рассказ не называется «Цвет иного мира 2»? Понятия не имею. И дальше становится только хуже.
Оррин Грей с рассказом «Муза Мортенсена» забыл, что он хотел сказать, уже к окончанию первой трети своей вещи.
Лэрд Баррон такой Лэрд Баррон, у него ничего не меняется. Неостановимый поток сознания, разобрать в котором можно лишь обрывки мыслей, его «Режим забвения» одновременно и притягивает интересными деталями и находками, но и отталкивает своей сумбурностью. Всё как обычно у него.
«Вечная Форелия» Стивена Грэма Джонса вызовет вечную зевокелию у читателя. Это не рассказ, а странный набор совершенно несвязанных с собой мыслей.
«Восполнение» Джона Лэнгана — не самый плохой, пусть и очень стандартный рассказ о потере близких и цене, которую люди готовы платить за повторную встречу с ними.
«М-р Дорнейл» Марии Дэваны Хэдли — мешанина из намеренной мерзости и осовремененной темной сказки, в которой есть одна интересная находка — старик с козами, и кошмар кошмарный во всём остальном.
«Тайны насекомых» Ричарда Кадри — один из трёх светлых проблесков во всей этой р-лайховской тьме безнадежности и ангста. Опять же, ничего сверхвыдающегося в рассказе нет, но святые угодники, он первым из всех вспоминает, что читателя неплохо бы пугать. Двое полицейских везут в своей машине кровавого душегуба, ведут с ним душевные беседы, и атмосфера становится пугающей. Всё просто, но эффективно. и обращение к творчеству Лавкрафта здесь видится уместным.
«Очки» Брайана Эвенсона далеко не худший (особенно по стандартам этого сборника), но немного не сумевший раскрыть свой потенциал рассказ про очки, в которые лучше не смотреть. Идея не нова, исполнение приличное, пусть и стандартное.
«Когда швы расходятся» А. К. Уайза — лучший рассказ сборника, по отдельности являющийся лишь хорошим произведением (что еще раз характеризует общий уровень книги). Привычное «возвращение домой», куда лучше бы не возвращаться никогда, интересные образы, созданные автором, очень живое и пульсирующее повествование, балансирующее между Лавкрафтом и Кингом.
Браян Ходж со своим рассказом «На этих обугленных берегах времени» традиционно держит хороший для себя уровень, и в этот раз создав очень интересную идею, соединяя родительский ужас потери ребёнка с первобытными страхами. Вполне сносный рассказ, не претендующий на величественные лавры.
Остальные рассказы не запоминаются ничем.
Я не знаю, зачем фамилия Говарда Филлипса стоит в заглавии книги. Не знаю, по какому принципу Датлоу подбирала рассказы под одну лишь ей ведомую тему. Не знаю, как довольно известные среди любителей жанра ужасов писатели могли выдать вот такие вещи. Знаю лишь то, что если у вас на целый сборник всего три просто хороших рассказа, то у вас большие проблемы. И на контрасте с только что прочитанной «Самой Страшной Книгой» 2020, где на весь сборник было всего 3 середняка, а всё остальное — это хороший и отличный уровень, вот это читалось просто дико. В одном тамошнем рассказе «Земля медузы» от Оксаны Ветловской больше чистого и естественного Лавкрафта, чем во всём сборнике с названием «Дети Лавкрафта».
Не рекомендовано.
niksk7, 14 апреля 2023 г.
Очень люблю лавкрафтианский хоррор, при этом довольно давно мне стало понятно, что сам Лавкрафт, с точки зрения писательского мастерства, зачастую сильно уступает своим последователям. Поэтому сборнику продолжателей я был рад ещё больше. К сожалению, по большей части надежды мои не оправдались. Скажу пару слов о каждом рассказе:
1)Поселенцы — каким произведением Лавкрафта вдохновлялся автор видно с первого взгляда. Великая депрессия, природные ужасы и внеземная хтонь хорошо дополняют друг друга, произведение атмосферное, гнетущее, и вроде бы всё хорошо, однако, есть одно НО — рассказ выглядит как болванка для повести или хотя бы рассказа побольше. По ходу чтения создаётся впечатление, что автор накидал побольше зацепок тут и там, которые никак не сыграли. Выглядит сыровато.
2)Стеснённая пустота — у этого рассказа очень впечатляющий финал, мне понравилось, но вот подводка к финалу очень топорная и какая-то слишком прозрачная, в целом вышло средненько.
3)Вечная Форелия — понять впечатления от этого рассказа я долго не мог. С одной стороны, стиль повествования интересен, мы видим мир глазами психически больного человека, логика рассказа, видимо, тоже совпадает с логикой душевнобольных. Возможно, если посмотреть на произведение именно под таким углом, что-то да откроется, меня же оно оставило в замешательстве.
4)Восполнение — возможно, лучший рассказ книги, хотя это не совсем ужасы. Здесь мистический элемент переплетается с вполне обыденными, но от этого не менее страшными бедами обычных людей. Сильно, советую.
5)Муза Мортенсена — рассказ выполнен в форме чего-то похожего на мемуары завсегдатаев светских салонов, очень много контекста, действительно похоже на какую-нибудь биографию певца и актёра. Именно различные подробности делают рассказ захватывающим при средненьком сюжете.
6)Режим забвения — честно говоря, больше похоже на поток сознания, чем на произведение с изначальной идеей. Такое ощущение, что автор записывал первое, что придёт в голову. Плохо.
7)М-р Дорнейл — попытка сделать что-то необычное, из ряда вон выходящее, видимо, не хватило таланта или старания. Странность рассказа единственное, за что его можно отметить.
8) Тайны насекомых — живо, кинематографично, интересно, коротко. Думаю из этого рассказа получилась бы отличная сцена для какого-нибудь фильма ужасов.
9)Фигуры для эсхатологической кадрили — мне нравится, когда одна история преподносится через несколько сцен с разными персонажами, временем действия и в целом стилем рассказа. Общая концепция интересная, но будто не дотянули.
10)Жюль и Ричард — снова ясно, на основании какого произведения Лавкрафта работал автор. Я в принципе не вижу ничего предосудительного в том, чтоб перерабатывать чьи-то истории, сколько удачных примеров знает мировая литература. Однако переработка имеет цену, если она сделана изящна, мастерски,расставляет новые акценты. Здесь же, на мой взгляд, сделано хуже, чем у ГФЛ.
11)Очки — коротко, с злым юмором.
12)Когда швы расходятся — второй очень хороший рассказ в сборнике, мрачный, несколько нуарный, написанный хорошим языком и даже страшный. Образ провинциального городка, тёмные пророчества, старинные культы — всё как надо, как в золотой классике, но это не подражание или слепое копирование, а самоценное произведение.
13)На этих обугленных берегах времени — ещё один хороший рассказ, написано сильно, сюжет интересный, но лично для меня первая часть произведения оказалась более интересной, но в целом очень крепкий рассказ, в конце стало очень жалко главных героев.
14)Сияющая корона радости — попытка показать мир вокруг нечеловеческим сознанием, отсюда вся сумбурность, хаотичность и неясность многих моментов, в принципе против этого приёма ничего не имею, но конкретно здесь он лишь затрудняет понимание рассказа и не создаёт какой-либо особой художественной ценности.
В итоге я не очень понял, как составлялся этот сборник. Лавкрафтианская тема в ужасах очень популярна, зачастую даже в сети можно найти отличные рассказы выложенные в общий доступ, популярность этой темы бешеная и количество произведений тоже. Подозреваю, что на английском языке их ещё больше чем у нас. Зачем было включать в эту книгу как посредственные, так и, честно говоря, плоховатые рассказы мне непонятно.
Alex_Razor, 23 июня 2021 г.
Сборник оказался не так плох, как я ожидал!
Есть здесь, конечно, и полный шлак (мр. Дорнейл, например), и вещи с хорошими идеями и находками, запоротыми мутным и сумбурным стилем написания (Вечная Форелия, Режим забвения).
Но есть и вполне лавкрафтовские рассказы, как по мифологии (Тайны Насекомых), так и по духу и стилю (Муза Мортенсена, Восполнение).
Большая же часть — не лавкрафтовские, но вполне годные ужастики (Стеснённая Пустота, Когда швы расходятся, На этих обугленных берегах времени)
Да, не шедевр, но... серьёзно, кто-то ещё ждёт от подобных сборников истинной лавкрафтианы?