Дарья Бобылёва «Баба огненная»
- Жанры/поджанры: Хоррор/Ужасы (Классический мистический хоррор ) | Мистика
- Общие характеристики: С использованием мифологии (Русской/Славянской ) | Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Договор с нечистой силой
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
Полю, располагавшемуся рядом с селом Стояново, никогда не были страшны ни засуха, ни заморозки, ни дождливые лета — всегда приносило оно щедрый урожай. О странном свойстве той землицы говаривали разное, но одно стояновцы знали всегда, и из поколения в поколение передавали: нельзя человеку показываться на поле в самый полдень! А почему, не рассуждали, свято зарок сей соблюдая.
А вот десятилетняя Серафима, хоть и знала о строгом правиле, однажды его нарушила.
Входит в:
— антологию «Самая страшная книга 2017», 2016 г.
— роман «Вьюрки», 2018 г.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Kobold-wizard, 9 июля 2022 г.
https://kobold-wizard.livejournal.com/1014306.html
На мой вкус произведение слабенькое по многим статьям.
Во-первых, в рассказе не хватает интриги. Автор сразу обрисовывает село Стояново — странное место, где творится непотребство. Одно дело — небывалое происшествие в «нашем мире», а другое — очередная чертовщина в месте, до нее привычном. Вместе с заглавием такая подача лишает происходящее внезапности. Ну, баба огненная, так баба огненная, эка невидаль...
Во-вторых, авторское отдаление не дает прочувствовать эмоции. Вместо хоррора получилась затянутая байка, в которой героиню жалко от головы, а не от сердца (в пятках). А ведь героиня — ребенок, и ее чувства зашкаливали от происходящего.
В-третьих, не хватило новизны. Образ полуденницы известен, и вместо мистики читатель получает скорее «зоологический очерк», сродни истории про встречу с медведем.
Итого: На самую страшную книгу точно не тянет.
muravied, 27 июля 2022 г.
Вот это да! Крутейшее произведение. Вроде и хоррор триллер, но без чернухи, грязи и написано очень вкусным языком. Сразу после прочтения захотелось перечитать ещё раз.
Я не сильно разбираюсь в древнерусских божествах, про Полудницу узнал из этого рассказа. Жуткое существо, которое парит над пшеничным полем в самую жару и сжигает всех непрошеных гостей прямо насмерть. Маленькую девочку терзает любопытство и она решает проверить правда это или вымысел.
Забавно, что этот рассказ я прочёл за день до поездки на фолк фестиваль Былинный берег, и там одна из групп исполнила песню «Полудница». Короче, Бобылева меня покорила. Надо теперь «Вьюрки» читать.
Женя Халь, 3 апреля 2017 г.
Замечательно атмосферный рассказ, написанный на русском фольклоре. Очень красива и страшна Полуденница, и дополнительные чудища, которые проходят фоном, но добавляют колорита и страха. Например, статуя Ленина из рассказов деда. Прекрасно воссоздана атмосфера богом забытого села, в котором люди негласно мирятся с нечистью, не задавая вопросов. Читается просто взахлеб, и очень хочется еще) Аплодисменты Дарье!
пан Туман, 25 марта 2017 г.
Очень приятный слог — это раз. Точно ухваченное «двоеверие»: в суеверие и в коммунистическое безверие — это два. А три — это памятник Ленину с черными дырками вместо глаз, где-то за кадром вышагивающий по Стоянову как вышагивал по Копенгагену Розенблом (один из самых жутких моментов в детстве — просмотр этого момента в мультфильме). А вот сама история на фоне всего вышеперечисленного показалась несколько простоватой.
Определённо, буду читать Бобылеву ещё. Уже полез в «Журнальный зал».
Бафомет1969, 29 ноября 2016 г.
Прозу Бобылевой ранее не читал, но первое знакомство оказалось приятным. Немудреная вроде бы история о взаимоотношениях людей и нечисти, с закономерным финалом, сколько их было таких, и сколько еще будет? Но написана таким живым и приятным языком, что читая смакуешь, и хочешь еще. Так тонко передан деревенский быт, и люди, их уклад. И сама мистика не пугающая даже, а такая же тонкая, легкая. Надо бы ознакомиться с авторским сборником Бобылевой.
Львова Лариса, 12 марта 2017 г.
Хороший рассказ. Сочная, с яркими деталями образность, интересные сюжетные вставочки — смерть фашистов, безумие отца; умело выстроенная интрига. Привлекла и художественная речь с народно-поэтическими интонациями. Однако показалось несколько утрированным противостояние комсомолки Таньки «идеям» деда-язычника; сюжетный ход с ослеплением Полудницы солнечным зайчиком отчего-то насмешил, а не испугал. А вот её месть — это да, впечатлило: и истлевшая корова, и мучения Таньки.
Спасибо автору за «памятник». Тут личное: помню, как сочинила первую страшилку в пионерском лагере, ночью, глядя на освещённую фонарём скульптуру пионера-героя. Через неделю по лагерю уже бродили байки о ночных визитах белого пионера ))) Поэтому для меня образ ходячего Ленина очень органично вписывается в текст.
Спасибо за рассказ. Однако высоко оценить не могу, ибо нашла недочёты, которые для меня при оценивании имеют решающее значение.
sergej210477, 13 февраля 2017 г.
Страшная история из русского народного фольклора. Своя, родная нечисть: Полудница, кикимора, леший... Сюжет рассказа, правда, незатейлив, но написано грамотно, хорошим образным языком.
Чего мне не хватило? Атмосферы страха, наверное. Месть нечисти подразумевается, как нечто естественное, справедливое, что ли. И Огненная Баба не воспринимается неким монстром. Скорее, наоборот, помошницей сельских жителей. Нет в рассказе мрачного, жуткого. Герои живые, яркие. Стилизован рассказ под деревенский говор, отчего ещё более реалистичен. Но читается не как хоррор, а как некая сказка, или сказ. Очень напоминает уральские сказы Бажова.
Mo3k, 2 января 2017 г.
Очень ладно, фольклёрно, с массой интересных деталей, которые придают простой, по сути, истории изысканность и объем. Выпуклые герои, приятные язык, затянутое начало, прекрасное описание встречи с нежитью. Хочется прочитать что-то еще в подобном стиле.