Пол Уиткавер «Вслед кувырком»
Два уровня восприятия. Две линии сюжета. Два мира, в которых действуют близнецы Джек и Джилл...
Первый — виртуальный мир Игры, в котором идет бесконечная война между обычными людьми и их извечными противниками — мутантами, способными управлять стихиями и виртуальным пространством.
Второй — реальный мир, в котором Джек и Джилл проводят лето в странном доме со своим дядей — создателем игры... Эти два мира не могут пересекаться. Игра есть игра, а реальность есть реальность. Но иногда случается невозможное. И тогда Игра и реальность переплетаются. И реальность Игры превосходит реальность повседневности...
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Bryne, 18 февраля 2025 г.
Замечательная книга! Удивительно, что так мало оценок. Лучше, чем Smithers, написать не смогу, конечно, поэтому просто советую тем, кому зашла такая книга, как «Амнезия Творца». Еще во время прочтения в голове все время крутилась книга Бэнкса — «Шаги по стеклу», которую я читал лет двадцать назад, наверно. Вроде ничего общего, но вот почему то сразу вспомнилась.
Smithers, 8 февраля 2010 г.
Еще одна книга из ряда однотипных желтых корешков с подозрительным содержанием внутри, обратила на себя внимание тем, что издатели отнесли ее к «алтернативе-фантастике». Кроме прочего, мой интерес к ней был вызван попытками проверить, а не осталось ли чего-нибудь вроде Блэйлока или Форда в этой непредсказуемой желтой серии? Оказалось, что осталось. Только это оказалось гораздо жестче. И уж точно «не для всех«!
Не смотря на легкомысленное название и возраст главных героев — книжка совершенно не детская! Она скорее про психологию некоторых не очень типичных детей.
Произведение не поддается жанровой классификации — оно настолько своеобразно и настолько условно-относительно, что его можно рассматривать под различными углами. Тут затрагиваются такие темы и жанры как киберпанк, научная фантастика, фэнтези, пост-апокалипсис, магический реализм, настольные ролевые игры, представления о теории вероятностей возведенное в религиозную форму, раннее половое созревание подростков, взаимоотношения близнецов, маниакальность, наркотики, галлюцинации, чуть ли не порнография и многое другое.
Итак, первое — на что обращаешь внимание — замечательный стиль автора: красивейшие нестандартные метафоры, ассоциации, аллюзии на литературу, массмедия и пр. Построение фраз часто кажется настолько совершенным (спасибо переводчику, который распутывал этот клубок), что часто останавливаешься и просто удивляешься ловко свернутой в предложения фантазии писателя.
Книга затрагивает (и очень всеобъемлюще) прежде всего то, что может происходить внутри головы некоторого подростка при определенных обстоятельствах; мир его эмоций и переживаний в период становления и перехода от детства к порогу взрослой жизни. Чего греха таить — этот возрастной период у некоторых детей отличается мучительными метаниями, сомнениями в себе и окружающем мире, неуверенностью или осознанием ложной собственной исключительности среди окружающих.
При этом — художественно-литературная сторона книги — сильнейшая.
Это беспристрастное и завораживающее описание, образно говоря, здоровенных «тараканов», которые могут завестись в голове детей, если им мало уделяют внимания родители. Или уделяют не совсем то внимание, которое нужно. Можно задуматься — куда это все может привести ребенка с неустойчивой психикой? Но это еще и Фантастика (в кубе)!
Процесс чтения идет медленно из-за многослойности и многоуровневости происходящего, но бросать, как только продерешся через первые страниц 60, уже не захочется.
Первое, что бросается в глаза — описание тесных взаимоотношений детей-близнецов (мальчика и девочки), стоящих на пороге полового созревания в реалиях летних каникул на побережье США, чередующееся с чем-то вроде бредовых галлюцинаций сумасшедшего наркомана, которому привидилось альтернативное пост-апокалипсическое будущее человечества, в котором человекоподобные существа, по уши увязшие в киберпанковских штучках, разделятся на две фракции — мьютов (мутантов) и нормалов, что приведет к развязыванию войны за выживание.
Если при чтении о летних каникулах детей с самого начала возникают некоторые ассоциации с романами Бредбери о детстве, слегка приправленных каким-нибудь Ч.Палаником, то от линии про мьютов и нормалов конкретно «едет крыша», вспоминаются некоторые писатели-визуалисты, и с непривычки кажется, что это полнейшая бессмыслица. Дело в том, что описание фантастической реальности (или нереальности?) подается сразу без всяких объяснений в виде того, что происходит в голове мьюта по имени Чеглок, являющегося представителем одной из пяти рас мутантов — эйров (что-то вроде человекообразного существа с крыльями). От этого представляется, что писатель за ворохом нелепых терминов и названий откровенно издевается над читателем. Однако, тут же отмечаешь, что делает он это мастерски. К тому же, всякие там «Матрицы» отдыхают в сторонке по сравнению с тем, что «закрутил» Уиткавер.
В нашей же реальности идет конкуренция между детьми-близнецами Джеком и Джилли. Причем не только между собой, но и между ними и их родственниками и знакомыми: юной старшей сестрой Эллен — своенравной и помешанной на сексе, отвязным дядей Джимми — 26-ти летним создателем ролевых настольных игр и наркоманом, а также — Биллом — телеведущим ток-шоу и просто терпеливо относящимся ко всем причудам окружающих человеком. Эти люди замещают близнецам родителей.
А в это время, в неопределенном будущем ведется вирусная война между мьютами и нормалами — наполовину в пост-апокалипсическом антураже, наполовину — в киберпространстве виртуальности. Среди героев — совсем юные мьюты, их группа (пентада), состоящая из пяти мьютов различных рас, проходит походное испытание на зрелость в пустоши. Естественно, что его кульминацией должно стать боевое столкновение пентады мьютов с пентадой нормалов. Ведутся же войны в далеком пост-апокалипсическом будущем с применением всех мыслимых и не мыслимых слоев телепатии и виртуализации реальности, на которую способны как мьюты, так и нормалы. Тут слов для краткого описания просто не хватает. Мощнейший научно-фантастический кибер-панковский пласт «задвинут» про мутантов, псионику и виртуализацию литературно безупречно и очень впечатляюще! Крышу, правда, сносит наповал. Приходится напрягать воображение и временно забывать о привычных морально-нравственных устоях.
Большую часть книги ничто не указывает на действительную связь между нашей реальностью и миром мутантов, кроме новой настольной ролевой игры, которую обкатывает на своих маленьких родственниках молодой чудаковатый и хипповатый дядюшка Джимми.
Ролевая настольная игра дяди Джимми как раз и погружает мальчика Джека в шизофренические фантазии о мьютах и нормалах, но не без деятельного участия сестренки-близняшки. И тут-то все сопутствующие комплексные проблемы подросткового возраста расцветают буйным цветом в голове Джека и Джилли. Может они с Джилли и есть мьюты? И ладно бы — подумаешь — дети, нафантазируют себе всякого и забудут... Но нет, писатель обострил происходящее до крайности, разрушая гранью магического реализма ряд табу — оказывается, тесные взаимоотношения разнополых детей-близнецов могут привести к кровосмесительным сексуальным экспериментам, совместному курению косяков и противопоставлению себя всему миру. И куда только смотрели родители и родственники? А они, родственники, к сожалению, плохо скрывали свои темные делишки. В добавок, Джек слабоват характером, а Джилли его всячески подавляет. По крайней мере, Джеку так кажется.
Все это, как и война между мьютами и нормалами, приведет к ужасному катастрофическому финалу как личностного, так и планетарного масштаба. Какая из двух линий книги реальна — решать читателю.
В цельном виде роман напоминает змею, кусающую свой хвост, т.е. образует сюжетную петлю.
Возможно, роман стоит почитать тем, кого не сильно впечатлили своей занудностью, пафосностью и заштампованностью «Песни Гипериона» Дэна Симмонса. При всей камерности происходящего, в сюжете «Вслед кувырком» есть нечто общее с «Песнями».
Отчасти может заинтересовать любителей пост-апокалипсиса, ролевых компьютерных игр («Фоллаут»?) и их предтечей — ролевых настольных игр с бросанием костей по правилам D&D — но лишь отчасти, поскольку в какие-то определенные жанровые рамки книгу не уместить. Ну и приготовьтесь, что в конце книги «крышу снесет» окончательно. Ни к чему хорошему неконтролируемое разведение «тараканов» в голове и появление мутантов после вирусных войн человечества привести не могут.
Невольно напрашивается сравнение с Ф.Диком, так вот — его творчество в чем-то меркнет по сравнению с этим романом.