Анна Китаева «По ту сторону Джера»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Психологическое | Философское
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: 21 век
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Для взрослых
Город. Возможность примерить на себя обличие любого человека. Невинная на первый взгляд шалость становится смертельно опасным и сладким наркотиком.
Но оказывается, есть еще и творчество — которое и убивает, и воскрешает. Только что выбрать?
Входит в:
— журнал «Реальность фантастики 2007'10», 2007 г.
— антологию «Новые мифы мегаполиса», 2011 г.
Номинации на премии:
номинант |
Портал, 2008 // Средняя форма |
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
milanas2, 22 ноября 2015 г.
Тема информационной и эмоциональной наркомании, пересадки личности — не нова. Но здесь она решена во-первых, в отечественном антураже, во-вторых без налета киберпанка и нуара, в-третьих, поэтично и художественно 9кто читал — поймет игру слов, кто не читал — прочтет и оценит)). Очень хороши джеронутые смерти вокруг гг. И финт ушами со спецорганизацией. Единственное, что мне не верится в преодоление. Вот не верю я в самовылечившихся наркоманов. А так — очень хорошо, захватывающе.
ivan2543, 12 октября 2011 г.
Неожиданно повесть молодой и не слишком известной писательницы оказалась жемчужиной антологии.
Художественный метод, нашедший воплощение в рассказе, я охарактеризовал бы как психоделический постромантизм. Искусство – это еще один наркотик, который позволяет каждому хотя бы на миг почувствовать вдохновение и радость творчества? Или все же – нечто большее, чем просто кайф, чем просто возможность поставить себя на место творца, на место необыкновенного человека? И еще – есть ли смысл в раболепном преклонении перед авторитетом классика? Подсевшие на джер люди проходят все этапы жизни своего кумира, приходя к окончательному самоуничтожению. Похоже, любой фанат какого-нибудь культурного деятеля – музыканта, актера, художника – поступает так же, только в более мягкой форме, медленно разрушая свою индивидуальность, перекраивая себя по мерке кумира. А зачастую дело доходит и до физической гибели и без всяких психомасок – вспомнить хотя бы эпидемии самоубийств, следующие за гибелью какой-нибудь знаменитости. Значит, рассказ не так уж фантастичен.
Нет, есть только один выход – найти свой голос, свои краски, свое имя. Даже базируясь на творчестве кумира (в наш век постмодернизма иначе невозможно) – но оставаться собой. Не «жить быстро и умереть молодым», как какая-нибудь «звезда». Просто жить. Просто творить. Как можешь сам.
Достоинства произведения:
философская идея;
захватывающий сюжет;
глубокая психоделическая атмосфера;
стиль;
оригинальная, продуманная композиция.
Недостатки: не выявлено.
Итог: красивая и выразительная повесть, похожая на мощную и пронзительную рок-балладу. На первый взгляд – романтичная и причудливая, если присмотреться поближе – простая и мудрая.
Nev1d1mka, 17 декабря 2012 г.
Лично для меня данная повесть — одно из самых интересных и запоминающихся произведений. Скажем так, она точно входит в десятку моего личного рейтинга за последние пару лет. А читаю я, к слову, практически постоянно.
Не хочется вдаваться в подробный разбор, я считаю что подобные вещи нужно восприниматься целостно, а не как набор бездушных составляющих. В конце концов, дробите уж до упора, до букв, которых внезапно не так уж и много. Что же касается общего впечатления, то, увы, я не подался в наркоманы и не побежал за веревкой. Я просто увидел мир глазами другого человека, пусть и придуманного, но тем более интересного. По эффекту присутствия для меня рядом стоит только Евгений Лукин, но это совсем другая плоскость, и, возможно, я чересчур субъективен.
И не нужно пенять на сюжетные огрехи, отриньте факты и доверьтесь чувствам!
gorvzavodru, 16 ноября 2011 г.
Сильный идёт вперёд сам. Пока сможет. Слабый — не может. Но может хотеть. Если возьмёт силу сильного — то если ему повезёт — уйдёт дальше чем смог сильный.
Очень понравилось. Буду думать ещё.