fantlab ru

Сергей Павлов «Неуловимый прайд»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.25
Оценок:
199
Моя оценка:
-

подробнее

Неуловимый прайд

Повесть, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 28
Аннотация:

Леонид Русанов становится руководителем исследовательской группы Ю-Центра, разрабатывающей проект «Эхо Юпитера». Юпитер — это фундамент будущности всего внеземелья, поэтому человечество хочет знать о нем всё. Система информационных стержней, с которой работает Ю-центр, самоорганизуется, приобретая форму Роя, в котором вычленяются три группы сгустков, по три сгустка в каждой группе. Одновременно со всем этим Русанова посещают видения с информацией о незнакомых планетах, общим у которых является наличие девяти действующих лиц...

© Lucy
С этим произведением связаны термины:
Примечание:

Впервые: Павлов С. Неуловимый Прайд: Фантаст. повесть // Енисей. — 1974. — № 3. — С. 3-30.



В произведение входит:


6.74 (19)
-

Входит в:


Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 95

Активный словарный запас: чуть выше среднего (2972 уникальных слова на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 55 знаков — на редкость ниже среднего (81)!

Доля диалогов в тексте: 49%, что гораздо выше среднего (37%)

подробные результаты анализа >>


Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (7)

Акванавты
1978 г.
Сергей Павлов. Неуловимый прайд. Феликс Дымов. Благополучная планета. Александр Силецкий. Тем временем где-то…
1989 г.
Чердак Вселенной
1997 г.
Волшебный локон Ампары
2002 г.
Лунная радуга
2016 г.
Чердак Вселенной
2022 г.

Самиздат и фэнзины:

Корона Солнца
2020 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Неуловимый прайд» является своеобразным эталоном советской НФ середины 70-х годов, поскольку совмещает в себе как все сильные, так и все слабые стороны советской НФ того периода.

Безусловное литературное мастерство в описаниях декораций и в портретах геров, лёгкий, эффектный стиль, более эффектный, чем в литератуном майнстриме, умение строить эпизоды и интриговать читателя, но... полная неспособность развязать все завязанные в первых главах узелки. Разгадки всех загадок, как это обычно для советской НФ того периода, ошеломляюще банальны и нелогичны. Об этом уже написали предыдущие рецензенты, не стану повторяться, но отмечу, что, несмотря на разочаровывающую неубедительность последних глав (читателю становится ясно, что и сам Сергей Павлов понятия не имеет, как разгадать собственные загадки), в ситуации «цифровой эволюции» есть аллюзии к многочисленным западным романам о компьютерах, обрётших разум. Однако, в отличие от западных коллег, Павлов заканчивает своё повествование именно тогда, когда западные фантасти начинают разворачивать сюжет. Для западной НФ было важно то, что скрыто за горизонтом событий (во что выльется контакт человека с созданной им самим чуждым интеллектом?). Для советского фантаста оказывается достаточно констатации, что мир за горизонтом существует и земля вовсе не плоская (человек может создать чуждый ему интеллект).

Любопытно и то, что повесть, как и более ранний «Чердак Вселенной», начинается с пребывания героя в виртуальном мире. В «Чердаке» это была «фантоматическая книга», в «Неуловимом» — наведённый галлюциноз. Что характерно, и в том и в другом случае эти эпизоды не играют никакой роли в сюжете и нужны просто для демонстрации литературных умений Сергея Павлова.

Любопытны также литературные влияния, проявляющиеся в этой повести. Если «Чердак Вселенной», действие кооторого разворачивается, надо полагать, в том же мире, что и «Неуловимый прайд», явно облучён ранними Стругацкими, времён «Пути на Амальтею» и «Стажёров», то в «Неуловимом» очень заметно, что Павлов в процессе писания находился под влиянием Станислава Лема, в особенности, под влиянием «Рассказов о пилоте Пирксе» и «Возвращения со звёзд». От «Пиркса» здесь подробная до сухости проработка быта Внеземелья, а от «Возвращения» — эстетика и «художественные мероприятия», вроде выступления мима на юбилее космической станции.

Оценка: 6
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очень странное ощущение осталось после прочтения. Словно я читал захватывающий детектив, который завлекал и интриговал все больше и больше, потом вроде бы что-то начало наклевываться, стала выстраиваться какая-то версия… и вдруг мне ни с того ни с сего прямым текстом сообщают: «Убийца – дворецкий». И на этом все обрывается. Ни малейших разъяснений относительно мотивов преступления, способа его совершения, иных обстоятельств произошедшего – вместо этого просто дается краткий готовый ответ, который надо принять как данность и на этом успокоиться.

Скажете: нелепо? Но ведь именно так все и происходит в «Неуловимом прайде».

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Мы узнаём, что возле Юпитера возник искусственный интеллект, созданный отчасти случайно, отчасти намеренно. Узнаём также, что именно он был причиной всех таинственных событий в начальных главах. Дальше идет несколько фраз о грандиозных перспективах использования этого интеллекта – и на этом всё. Нам так и не придется понять, каким образом рой простых металлических стержней с записанными данными вдруг обрел разум и свободу передвижения (аналогия с флешками в предыдущем отзыве замечательно передает суть вопроса). Мы не сможем узнать, что за информацию этот рой принимает из дальнего космоса, от кого, как и для чего он ее принимает. Не сможем мы и понять, каким образом он транслирует свои мысли (и мысли ли это вообще?) главному герою – Леониду Русанову – прямо в сознание и почему из множества людей подвержен такому внушению только он один. Мы так и не узнаем, что скрывается за постоянно повторяющимся мотивом «трижды три равно девяти» и были ли реальны те планеты, которые Русанов посещал в своих внушенных роем сновидениях.
Короче говоря, узнав решение загадки, мы при этом ни на шаг не придвинемся к ее пониманию. В этом смысле «Неуловимый прайд» – прямой аналог «Лунной радуги» того же автора, только попроще сюжетом и полегче в изложении. Но «Лунная радуга» берет свое масштабностью замысла и глубиной затронутых проблем. А вот «Неуловимому прайду» брать, к сожалению, нечем.

Оценка: 6
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очень скептически отнесся к предыдущему отзыву. До последнего надеялся, что Павлов вытянет повесть своим излюбленным методом: придумыванием замудренных терминов. Получилось у него? Давайте посмотрим: интригующее начало со снами и психоанализом, присутствие на концерте, невольными участниками, которого стали герои, полет к Юпитеру. Вроде все замечательно, пока дело не доходит до объяснений появления разумности у облака стержней.

Понял я это так. Возьмем несколько тысяч флешек с различными данными о нашей планете: почве, атмосфере, животном мире и т.д.; добавим к ним одну тысячу флешек с графиками и результатами работы человеческого мозга, большого количества людей, и выбросим все это на околоземную орбиту. Под воздействием вакуума, гравитации, пылевых облаков, спутников в этих информационных полях образуется сверх разум. Согласен с тем, что такое возможно. Но объяснить надо достойно. Мне подошла бы какая-нибудь абракадабра из выдуманных понятий. Я не слишком разборчив. Стержни, диски, флешки — это мертвые хранители памяти. Даже если на них записаны песни, фильмы живее от этого они не станут. Как алгоритм для действия запрограммированной машины эти источники подойдут.

При первой встрече с умным скоплением стержней, начальник проекта «Ютавр», называет это искусственным интеллектом, с чем еще можно согласиться. Но через пол страницы AI переименовывается тем же героем в организм, что крайне усугубляет ситуацию. Ведь если скинуть в одну место кучу болтиков — робота не получишь, а тут уже до организма доросли. Скажу я вам так ребятки: «Плохой из меня охотник. Этот прайд так и остался неуловимым. Может вам удастся его изловить?»

Оценка: 5
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Павлов, как всегда, неподражаемо реалистично описывает будни работников Дальнего Внеземелья. Все эти диспетчерские, переговорные, операторские пульты, резервные рубки и вакуум-створы... абсолютно завораживающее повествование. Не знаю, он ли первым придумал применить к космической фантастике художественные методы производственного соцреализма, но он безусловно достиг тут огромных успехов. В стилистическом плане повесть просто образцовая, наслаждаешься буквально каждой страницей.

Но сюжетная НФ-идея... эээ... она как будто из дурдома. Оказывается, если запустить на планетарную орбиту множество магнитных стержней с записями всякой геодезической информации, да как следует перемешать, то под воздействием космических лучей в этом облаке немедленно зародится Разум!! О_о

А если туда ещё подмешать горстку стержней с записями человеческих энцефалограмм... тогда... тогда зародится Сверхразум, пронзающий своим взглядом всю вселенную!!

И всё это подаётся с таким неудержимым пафосом, что просто читать невозможно.

Я бы ещё понял, если бы Павлов ЭТО написал в 90ые, будучи уже старенький, плохонький и сильно повёрнутый на всякой восточной мистике и прочей духовности — но нет, повесть-то написана в период между отличными «Акванавтами» и шедевральной «Лунной радугой«! Как так можно было? Загадка, честное слово.

Оценка: 5


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх