Наталья Лазарева «Вырь»
Сорок раз сменит сын отца и будет властвовать жагал.
Яров жар жжет травы и землю, а жагал жжет Яро. И, как горит в жаркое лето трава от ярости Яро, так останутся на лике Яро черные следы, вернется к миру вопль твой, и злоба, и радость…
На археологических раскопках были найдены следы языческого славянского культа, где центром ритуальных поклонений являлся не бог Яро, а некое живое существо, по характеру и поведению которого можно было предсказать погоду через тысячу лет.
Входит в:
— антологию «Феми-фан», 1990 г.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
stenny, 21 декабря 2015 г.
Эпиграф-аннотация произведения
Сорок раз сменит сын отца и будет властвовать жагал.
Яров жар жжет травы и землю, а жагал жжет Яро. И, как горит в жаркое лето трава от ярости Яро, так останутся на лике Яро черные следы, вернется к миру вопль твой, и злоба, и радость…
На археологических раскопках были найдены следы языческого славянского культа, где центром ритуальных поклонений являлся не бог Яро, а некое живое существо, по характеру и поведению которого можно было предсказать погоду через тысячу лет.
Довольно сложно воспринимаемое с первого раза произведение, потому что описания эпизодов из жизни главных героев настолько переплетены между собой, что практически не выделяются каким-либо формальным способом.
Несколько строк из нашей современности, и тут же – описание быта и ритуальных обрядов из жизни славянских племен 9-10 века.
Очень необычен, архаично текуч и размерен язык, которым ведется повествование о жизни славянского юноши, призванного стать живым оберегом бога-хранителя Яро. В некоторых случаях смысл архаичных слов более-менее ясен, «олвы», к примеру, перекликаются с понятием «волхвы», а вот что такое «кесль», остается только догадываться.
Не только предметы и понятия, но и описания внешности героев, природных явлений и ландшафтов также погружает нас в атмосферу язычества, например, главный исторический персонаж Вырь описывается как «невысокий и неплотный телом», пришлые олвы пришли «от теплого ветра», а молодые подростки величаются распевно «отрочами».
Идея, легшая в основу рассказа, казалось бы проста, и в чем-то даже банальна – человек своими эмоциями воздействует на природные явления. Тут тебе и экстрасенсорика, и полтергейст, но существует некий нюанс, который заключается в том, что действие так называемого «энергетического» или «эмоционального удара» жагала проявляется не моментально, зримо, осязаемо, воочию, а отзывается только через несколько столетий.
Как и каким образом возникло такое верование – нет нужды объяснять, не о том речь. В рассказе нет прямого подтверждения, что теория кандидата исторических наук Афиногенова верна или же она опровергается, суть идеи в том, что каждый человек ответственен за «моральный, нравственный и духовный» климат, за некий незримый эмоциональный фон, который окружает нас постоянно и который останется после нас неким памятным отпечатком.
В чем-то мораль, прозвучавшая в этой не совсем «научной» теории созвучна народной мудрости: сделай доброе дело, посади дерево, даже если сам не воспользуешься его плодами, или его тенью, то твои внуки увидят его цветение и с благодарностью помянут твой добрый поступок.
Или, перефразируя высказывание Хун Цзычена (Не обманывай в темноте — это пригодится тебе, когда ты будешь на виду.) — даже будучи мал и незаметен, поступай так, как поступил бы будучи на виду у всех.