fantlab ru

Сергей Павлов «Лунная радуга»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.30
Оценок:
1379
Моя оценка:
-

подробнее

Лунная радуга

Роман-эпопея, год; цикл «Вселенная «Лунной радуги»

Аннотация:

Роман «Лунная радуга» посвящен будущему космонавтики, проблемам, которые могут встать перед человечеством при исследовании Внеземелья. Глубокая разработка характеров, напряженный сюжет, убедительные описания техники и быта наших потомков делают повествование увлекательным и достоверным.

С этим произведением связаны термины:

Содержание цикла:


8.37 (1400)
-
49 отз.
8.26 (1188)
-
25 отз.

Входит в:


Награды и премии:


лауреат
Аэлита, 1985 // Премия «Аэлита»

Экранизации:

«Лунная радуга» 1983, СССР, Мосфильм, реж. Андрей Ермаш и В. Карпичев



Похожие произведения:

 

 


«Лунная радуга»
1978 г.
Лунная радуга
1982 г.
Лунная радуга
1983 г.
Лунная радуга
1987 г.
Лунная радуга
1989 г.
Лунная радуга. Чаша бурь
1990 г.
Лунная радуга
1991 г.
Лунная радуга
1991 г.
Избранные произведения
1993 г.
Лунная радуга
1993 г.
Лунная радуга
1997 г.
«Лунная радуга». Чердак Вселенной. Акванавты
2002 г.
Лунная радуга. Волшебный локон Ампары
2004 г.
Лунная радуга
2008 г.
Лунная радуга. По чёрному следу
2010 г.
Лунная радуга
2016 г.
Лунная радуга
2018 г.
Лунная радуга
2022 г.
Лунная радуга: По черному следу. Мягкие зеркала
2025 г.

Периодика:

Искатель № 4 1983
1983 г.
Искатель № 5 1983
1983 г.
Роман-газета, 1987, №18 (1072). Лунная радуга
1987 г.
Роман-газета № 5-6, март 1988
1988 г.

Самиздат и фэнзины:

Лунная радуга
2020 г.

Издания на иностранных языках:


1980 г.
(молдавский)
Лунна дъга
1985 г.
(болгарский)
Mėnulio vaivorykštė
1986 г.
(литовский)
Mėnulio vaivorykštė
1986 г.
(литовский)
Лунна дъга ІІ
1986 г.
(болгарский)
Měsíční duha
1987 г.
(чешский)
Куркубеул Луний
1988 г.
(молдавский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Люденство-лайт

Далекое будущее, утопический мир, близкий к Полдню Стругацких и «Туманности Андромеды» Ефремова: люди освоились в пределах Солнечной системы, колонизировали и частично терраформировали ближние к нам планеты. Однако вместе с преимуществами, выход во внеземелье принес и проблемы, о каких в докосмическую эру и подумать нельзя было. Порой колонистов поражали эндемичные заболевания, с которыми у земной медицины нет способов бороться. Не болезни, как таковые, но радикальные изменения, затрагивающие внешность, поведение, строение тела. Пострадавших приходится изолировать к карантинных зонах под наблюдением специалистов и пессимисты выказывают опасение, что Земля в будущем превратится в заповедник из тысяч таких зон.

Сотрудник курирующего подобные случаи Управления Безопасности, Фрэнк подключен руководством к операции под кодовым названием «Черный след». Есть сведения, что некоторые космодесантники обрели нечеловеческие сверхспособности: в их присутствии ведут себя аномально измерительные приборы, какая-нибудь деревяшка в их руках становится приемо-передатчиком, прикосновением к экранам они оставляют на нем черный след ладони. Как-бы: «Ну и что?» Ничего, кроме опасения, что эти парни уже не вполне люди, а может и не люди вовсе, но носители некоей программы уничтожения человечества. С чего бы, в противном случае, они так тщательно скрывали свою инакость? Расследование показало, что аномалия присуща пилотам, бывшим в составе экипажа «Лунной радуги» во время исследования Оберона (спутник Урана), когда планетарная катастрофа погубила половину десантников, а выжившие семеро предположительно стали носителями экзо-свойств. Один из них, Нортон, женат на сестре Фрэнка и тому предстоит разговорить шурина в рамках родственного визита, идя «По черному следу».

«Лунная радуга» одна из любимых книг детства, с одним «но» — второй книги достать не удалось, хотя за возможность прочесть ее, я пожертвовала бы любым из своих сокровищ, даже польскими фломастерами. Сергей Павлов создает картину будущего, в котором хочется жить, но жить страшно; где живые люди решают серьезные проблемы и ты становишься одной из них. Где сначала замираешь от ужаса перед чужаками и мыслишь о них только категориями «найти и уничтожить». После, буквально побывав в коже одного из них, без вины виноватого, отторгнутого от своего биологического вида, вынужденного скрываться от спецслужб и таиться от самых близких людей, подозревая в себе механизм бомбы замедленного действия — сочувствуешь, жалеешь. не знаешь, что и думать.

В издании АСТ нынешнего года дилогия полностью, с «Мягкими зеркалам», которых не прочла в детстве. Вторая история в той же мере космическая, в какой первая земная. Космопилот Андрей получает задание проинспектировать орбитальную станцию, которая вращается вокруг Япета (спутник Сатурна) с единственным человеком на борту, Мефом — еще одним из семерки с «Лунной радуги». Выйдя в открытый космос для ремонтных работ, он получает чувствительный удар по спине как-бы ниоткуда, а вернувшись, видит на скафандре в месте удара яркие ртутно-блестящие пятна и подозревает, что стал экзотом. Меф, который не отрицает у себя этих особенностей, подтверждает опасения, а последним аргументом в пользу страшной догадки становится черный след на экране к которому Андрей случайно прикоснулся. И да, на Япете именно сейчас происходит нечто аномальное, сильно напоминающее гурф на Обероне. Андрей докладывает в центр и отправляется в одиночную, почти наверняка обреченную, миссию исследования япетского феномена.

Думаю, что если бы мне удалось прочесть оба романа, впечатление от «Лунной радуги» не было бы таким сильным, вторая книга проще и схематичнее. Но я рада, что довелось вернуться, спустя сорок лет, спасибо аудиокнигам и чудесному исполнению Игоря Князева.

Оценка: 9
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Не случилось прежде прочитать это произведение, а ведь действительно классика советской фантастики!

Человечество активно осваивает Солнечную систему, Ближнее Внеземелье уже практически стало для землян вторым домом, и активно исследуются системы дальних планет.

И рано или поздно должно было произойти то, что произошло однажды на Обероне, спутнике Урана. Люди столкнулись с чем-то неведомым. Контакт с внеземным разумом многократно описан разными авторами, но в происшествии с «Лунной радугой» нельзя говорить однозначно о столкновении с чужой жизнью. По большому счету, так до конца осталось и непонятно, что же произошло на Обероне, но в результате несколько человек погибло, а выжившие приобрели необычайные, сверхчеловеческие способности.

И вот дальше как раз на протяжении всего романа Павлов делает акцент на отношении обычных людей к «нелюдям». Будущее, описанное в романе, достаточно «светлое», не откровенно коммунистическое, но где-то близко, и в этом вот прекрасном будущем (а оно описано действительно прекрасным, развитым, с высоким уровнем технологий и удобное для обитания) большинство людей относятся к экзотам (как прозвали выживших на Обероне) как к нелюдям, опасным для остального человечества. Их не просто боятся, их ненавидят. И такое будущее, наверное, более реалистично. В конце вроде бы все хорошо, с Земли стартует первая межзвездная экспедиция, человечество открывает дорогу на просторы Галактики, но... открывает ее не человечество. Экипаж первого звездолета состоит целиком из экзотов. Они удостоились чести стать первопроходцами, или их просто с почестями удалили с Земли, так как вряд ли им суждено вернуться? Вопрос вопросов...

Ну а сам роман очень хорош, очень подробно и достоверно описана техника будущего. Также всегда вызывает уважение описание вида, например, с поверхности Япета на встающий на горизонте Сатурн. Не сомневаюсь, что автор очень тщательно изучил этот вопрос.

Одним словом, классика.

Оценка: 9
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Роман про реакцию человечества на сюрпризы дальнего космоса. Про то, что за прогресс приходится платить, и чем сильнее прогресс, тем выше плата. И о том, что всегда находятся люди, которые платить готовы. Здоровьем, семейным благополучием, жизнью.

Отличный советский фантастический роман. Мир будущего, где Земля едина и гонка вооружений с международной напряженностью остались в прошлом. Где человечество ведет разведку среди лун Юпитера и Урана. Где успешно изживаются такие человеческие черты, как трусость, зависть, жадность. Но, тем не менее, на запасном пути у человечества стоит бронепоезд, который в случае чего готов выйти и показать всем, где раки зимуют.

Да, в книге очень (очень-очень) открытый финал, практически нет объяснения главной загадке — но это тоже хорошо, оставляет простор для фантазий. Как говорил Звездный Олень — пойдем, нас ждет долгий путь.

В общем, каждый раз, когда я ее читаю, я читаю ее с интересом

Оценка: 8
– [  -4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Никакая это не Нф — это просто графоманская макулатура очень посредственного писаки.

Половину книгу у нас идёт бесконечная экспозиция. Перед читателем мелькает уйма новых имён, которые смешиваются друг с другом потому как: а) за именами стоят пустышки-персонажи никак не отличающиеся друг от друга и б) все имена за каким-то хреном иностранные. Зачем, почему!?

Представленный в начале книги гг вообще не нужен сюжету и всю книгу от него нет толку. Он просто сидит и слушает весь этот бесконечный поток экспозиции, да ноет что в космос лесть страшна-апасна, мамочка забери меня отсюдааааа.

Кароче — типичный псевдоинтеллигент-нытик эпохи СССР.

Оценка: 1
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Легендарная и можно сказать культовая книга, одна из тех книг которые я регулярно перечитывая раз в несколько лет и это сейчас, в советские времена в детстве прочесть ее мне не довелось (а я как раз 1977 г.р, ровесник этой книги можно сказать). Первую часть, детективная лихорадка читаю с запоем, каждый раз как первый раз, хотя у нее есть свои недостатки которые раздражают, все-таки книга продукт своей страны и эпохи и уши махрового совка нет-нет да и выглядывают. Веселит то как, очевидно в одной из западных стран, фейсы Кизимова и Йонге вывешивают на доску позора за перевернутую лодку, перенос ритуалов совка на капитализм выглядит странно, видимо автор намекает что СССР выиграл в холодной войне и навязал таки клятым западенцам свою волю. Но это все мелочи на самом деле, а вот финальный разговор Молчанова с Грижасом на Лунной радуге немного как бы раздражает, можно в принципе понять что 12 разбитых экранов, которые вроде бы сложное техническое устройство и состоят на балансе у кэпа и за которые он отвечает головой это «в административно-техническом аспекте все обстоит вполне благополучно» с точки зрения совка где все народное, ничего никому не принадлежит и всем на это начхать, но чисто с технической точки зрения экраны ведь могут закончится и экипажу и ученым не за чем будет работать и отдыхать, понятное дело что лед на пандусе и не там лежащий шланг куда важнее для ТОВАРИЩА капитана чем 12 разбитых экранов но все-таки раздражает что ни у Грижаса ни у главного механика и мысли не возникает акцентировать внимание на том факте что под носом капитана уничтожается сложное и важное оборудование корабля у него на балансе, а у него «в административно-техническом аспекте все обстоит вполне благополучно», ведь с административно-технической точки зрения разбитые экраны это конечно же приемлемо. Ох уж это светлое коммунистическое будущее.

Оценка: нет
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Когда я думаю о советской научной фантастике, на ум приходит «Лунная радуга» Сергея Павлова, как некий собирательный образ. Да, я не большой знаток литературы, выходившей в то время (вообще не знаток), но романы Стругацких, Булычева и Крапивина видятся мне слишком самобытными, а Ефремова – слишком сухими и тяжеловесными. «Лунная радуга» же идеально отражает «среднюю температуру по больнице».

Начнём с плюсов, главным из которых стал жизнеутверждающий настрой романа. Перед нами светлое будущее с оптимистичным взглядом на многие вопросы и проблемы. Ещё примечательно, что основные персонажи воспринимаются как живые люди, которым хочется сочувствовать, их переживания понятны и находят эмоциональный отклик у читателя. Ну и язык романа наполнен научной терминологией, но при этом не перегружен ею.

А вот прежде чем переходить к минусам, давайте кратко поговорим про сюжет. «Лунная радуга» состоит из двух частей, первая из которых, «По чёрному следу», представляет собой детектив, в котором Фрэнк Поллинг пытается выяснить, что же произошло с десантниками в системе Урана, и какие у этого происшествия последствия.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Десантники обрели сверхспособности.

Во второй части, «Мягкие зеркала», Андрей Тобольский также сталкивается с последствиями произошедшего в системе Урана, но кроме этого он ещё обнаруживают аномалию на Япете.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
В которой проводит восемь лет, после чего обнаруживает, что старые проблемы уже не актуальны, и необходимо разбираться со множеством новых.

И сам по себе сюжет хорош. Там где иные авторы выстраивают типичный комиксовый сюжет («Фантастическая четвёрка», например, обладает схожими чертами), Сергей Павлов создаёт вдумчивую научную фантастику, поднимающую множество важных и интересных вопросов. Проблема в том, что ни первая, ни вторая часть не ощущается завершённой. Истории Поллинга и Тобольского обрываются на самом интересном месте, и это стало для меня главным минусом романа. Второй минус – взаимоотношение персонажей. Сами по себе они выписаны отлично, я об этом уже упоминал, но вот их взаимодействие между собой оставило некое чувство фальши, как от просмотра средней руки сериала.

И вот с подобным набором плюсов и минусов, разной степени выраженности, я сталкиваюсь почти во всех советских научно-фантастических романах. Посмотрим, что будет дальше, но пока моё мнение таково.

Ну а «Лунную радугу» я к прочтению рекомендую. Да роман не удивит идеей и сюжетом, но в нём довольно позитивный взгляд на общество будущего и живые персонажи. Ну и роман стоит прочтения, хотя бы ради составления собственного мнения.

Оценка: 8
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Одно из самых заметных произведений советской фантастики. Роман действительно необычен для того времени: эффектная и неожиданная идея грозного и очень опасного Внеземелья., где человечество поджидает много непонятного и страшного, и многочисленные яркие картинки жизни наших потомков на Земле и в космосе. Читать интересно, но, как видится сегодня, книга всё-таки здорово переоценена — недостатки у неё есть и их немало.

Во-первых, это совершенно надуманная сюжетообразующая драма космодесантников, возвратившихся живыми с Оберона. Совершенно неправдоподобно, чтобы ни один из них не выбрал очевиднейший вариант сотрудничества с остальным человечеством. В некоторой степени их понять можно, но путь выбранный ими — молчать, мучиться и таиться, не есть путь настоящего мужчины, тем более космодесантника. Тем более, что исходя из текста, ничего катастрофического в возникших у них способностях нет.

Во-вторых, это явная затянутость немалого ряда эпизодов, начиная с описания тренировочного прохождения полосы препятствий одним из сотрудников службы безопасности, и кончая экзотическими странствиями Андрея Тобольского по гурму. И, наконец, совершенно не бьющийся со всем остальным текстом слащавенький финал, живо напоминающий аналогичные финалы телевизионных мыльных опер.

Как итог: книга неплохая. Неплохо читается она и сейчас... но и только. «Жук в муравейнике» Стругацких, где поднята аналогичная проблема, будет читаться ещё долго, а этот роман читателями вскоре забудется. Если уже не забывается....

Оценка: 7
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Несмотря на наличие интересных идей, особенно для своего времени, чувствуется перо эпохи в которой книга писалась: длинные нравоучительные диалоги, герои-персонажи, этакие космические «бамовцы», и чрезмерно подробные, длинные детальные описания. Вроде неплохо, но для того времени, а сейчас читается скучно и не хватает темпа, скорости событий. Очень похоже на первые космические романы Стругацких, такие же наивные и оптимистичные.

Хотя, стоит отдать должное Павлову, нигде не встретились слова «коммунистический», «советский». В этом есть большой плюс.

Оценка: 4
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Неоднозначная книга.

Читал её очень давно. Помню странное ощущение от прикосновения к тайне, жутковатой и пугающей и разочарование от того, как автор все это завершил. Такое чувство, что Павлов замахнулся на нечто большое, грандиозное, но не смог реализовать. Очень жаль.

Оценка: 8
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Понравилось:

* Детальность и глубина многих описываемых процессов, глубина погружения автора в фантазии.

* Оптимиз автора и склонность ценить здоровых людей.

Не понравилось:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
* Сказочность развязки.

* Неудачная завязка основаная на дет-садовски обоснованом затворничестве десантников + пилота...

Могу понять, если автор импровизировал, он просто не смог найти нужную тропку, согласно которой эти люди бы действительно обесчеловечились. Видимо он был морально неготов к чёму-то мрачному и жёсткому.

Оценка: 7
– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

Мое знакомство с этой уникальной дилогией произошло много лет назад, году в 1986, с журнального варианта второго романа «Мягкие зеркала», опубликованного в журнале «Искатель». Затем был довольно неплохой фильм «Лунная радуга». Ну и наконец в конце 90-х я купил и прочитал полностью оба романа.

Это безусловно шедевр не просто советской, а мировой научной фантастики. Да, она не лишена недостатков, но для меня они не фатальны.

Оценка: 10
– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

Несомненно, самое великое из прочитанных мной произведений этого писателя (правда, я еще не читал «Волшебный локон Ампары»). По нему даже был снят художественный фильм, который я смотрел в 1984 году в одном из кинотеатров Донецка. Первая часть фильма мне понравилась, а на вторую у съемочной группы просто не хватило спецэффектов. Сам роман я прочитал только через 10 лет в одном из номеров «Роман-газеты».

Павлов всегда пишет сложные произведения, которые нельзя понять при поверхностном знакомстве. В этом смысле «Лунная Радуга» мне чем-то напоминает «Извне» Стругацких и «Тигр! Тигр!» Бестера. Как правило, все сразу отмечают приключенческую фабулу, не обращая внимания на философско-этическую задумку. По таким составным произведениям писать рецензии непросто, но, если уж начнешь — не можешь остановиться. Слишком много проблем и вопросов поднимается. Сейчас авторы себя особо не утруждают идеями: берут какой-то шаблонный сюжет и пытаются построить вокруг него нечто новое, оригинальное. Получается это не у всех и не всегда. А вот маститые советские фантасты, как правило, реализовывали по нескольку идей В ОДНОМ произведении. Потому что писали не ради денег, а ради дела.

Вот и в «Лунной Радуге» есть стандартный сюжет: один из астронавтов приобретает паранормальные способности после катастрофы на Обероне (крупнейшем спутнике Урана). О подобном неоднократно писали и Кларк, и Хайнлайн, и даже Стивен Кинг. Но советского фантаста интересует не только внешний эффект, а собственные переживания героя и реакция окружающих его людей. Персонаж первой части — космодесантник Нортон — вовсе не стремится, подобно своим зарубежным аналогам, извлечь выгоду из новых способностей. Он даже не понимает, в чем они заключаются! Поэтому таит правду даже от собственной жены. Пока не поймет, ЧТО он такое. А в одиночку ему понять это не дано. Такой вот неожиданный поворот...

Словом, от первой части остается ощущение явной недосказанности, поэтому автор через какое-то время берется за продолжение, которое оказывается более увлекательным из-за своей приключенческой составляющей. Скитания Тобольского в пространстве и во времени не взволнуют разве что идиота! А вот он лично от них не в восторге: выбраться бы живым и здоровым... Автора тут больше интересуют мысли человека, попавшего в полную «непонятность». Написать такое, не будучи свидетелем таких мытарств, — редкий талант! Однако, чужие мысли и чужая душа большинству читателей неинтересны, поэтому поклонников у автора немного. Чтобы читать его, нужно иметь в голове мозги.

Так что «Лунная Радуга» — вовсе не развлекательное чтиво, а серьезное психо-философское руководство для будущих покорителей Внеземелья. Фильм, кстати, смотреть также не рекомендую: режиссер не смог реализовать авторские задумки и просто «завалил» идею.

Оценка: 9
– [  15  ] +

Ссылка на сообщение ,

Начну с хорошего. Понравилась атмосфера романа. Читать про светлое будущее, в котором человечество преодолело все внутренние проблемы и устремилось к звездам, очень приятно. Особенно по контрасту с нашей современной жизнью. Язык тоже хорош, придраться не к чему.

С чем у автора проблемы, так это с сюжетом и драматургией. Сначала нас знакомят с безопасником Фрэнком Поллингом, которому поручают некую проблему. Ее долго обсуждают, обсасывают со всех сторон, всячески нагнетают, затем Фрэнк за рекордное время находит дневник с интересной информацией, и... все. Пригодится ли эта информация в дальнейшем — неизвестно. И сам Поллинг навсегда исчезает из повествования.

Затем в середине книги нам дают нового протагониста — Андрея Тобольского, вываливают кучу подробностей о его биографии и личной жизни. После чего поручают ему все ту же проблему. Никакого успеха он не добивается, затем внезапно отправляется исследовать очень вовремя появившуюся аномалию,

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
в которой застревает на восемь с лишним лет
. Вернувшись, Тобольский вдруг обнаруживает, что проблема непонятным образом решилась сама собой. Собственно, все.

В итоге книга оставляет привкус напрасно потраченного времени и общего разочарования.

Оценка: 5
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Книга интересна по замыслу, но явно не шедевр. С. Павлову нужно было бы найти совтора, хорошо владеющего слогом и искусством написания диалогов.

Несмотря на долгую жизнь, С. Павлов так и остался автором всего нескольких произведений. Может быть, это и не плохо.

Оценка: 5
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

О «Лунной радуге» я знал уже давно, но сподобился прочитать только благодаря «ФантЛабу» – роман не раз упоминался на форуме в обширной дискуссии о советской фантастике. Впечатление сложилось неоднозначное. Это действительно крупное и значимое произведение с очень масштабным замыслом, как его не раз характеризовали в дискуссии, но вот реализован этот замысел так, что вникнуть в него оказалось не так-то просто.

Первая часть, «По черному следу», – сложное нагромождение текущего действия и длиннейших экскурсов в прошлое, иногда даже двухуровневых. Приходилось постоянно напоминать себе, о чем я в данный момент читаю: о настоящем или о прошлом, а если о прошлом, то кто о нем рассказывает. Кроме того, очень велик оказался контраст между начальным эпизодом тренировки на полигоне и последующим очень долгим совещанием. Сначала – несколько страниц «на чистый эффект» и минимум полезной информации, только «взял разбег», ждешь стремительного развития событий – ан нет, разбег тормозится, приходится вместе со всеми участниками совещания неторопливо впитывать сразу уйму сведений, порой весьма странных и противоречивых. Сверх всяких разумных пределов затянутое и, прямо скажем, порой откровенно нудное совещание – большой минус первой части.

Вторая часть – «Мягкие зеркала» – в этом смысле скомпонована гармоничнее. Эпизодов из прошлого хватает и там, но они короче и яснее, темп развития событий более или менее равномерен, количество загадок, перекочевавших из первой части, неуклонно сокращается. Дело как будто продвигается к развязке, и она действительно наступает, но на пути к ней приходится пройти через очень трудно читаемый отрезок блужданий заглавного персонажа второй части Андрея Тобольского в так называемом темпор-объекте на Япете. Трудно читаемый из-за того, что происходящее в нем абсолютно не поддается никакой логике. Все разъяснения мы получаем только в самом конце, а перед тем нам приходится несладко:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
из вполне разумной последовательности событий в реальном мире мы надолго погружаемся в нечто вне привычного пространства и времени, ровным счетом ничего не понимая и лишь усилием мысли продираясь вместе с Тобольским сквозь проклятый туман.
А когда наступает, наконец, развязка, она кажется чересчур надуманной, даже отчасти высосанной из пальца (слишком мало логических связей с тем, что читателю было известно ранее) и в то же время до обидного банальной и незамысловатой.
Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Так просто – ввести в действие могущественный внеземной фактор и с его помощью перебросить главного героя во времени на восемь лет вперед, чтобы он вместе с читателем явился, так сказать, на все готовенькое. А заодно спешно снабдить его и невесть откуда возникшей новой женой, которая, оказывается, любила его чуть ли не с детства, но ранее, на всех пятистах с лишним страницах, не мелькнула ни разу (!).
Это не deus ex machina в его чистом виде, но что-то очень близкое. Кажется, будто автору просто надоело писать, и он предпочел быстренько закруглиться таким вот радикальным образом.

Почему еще нелегко читается «Лунная радуга»? Стиль романа мне показался каким-то тяжеловесным. Мир «Лунной радуги» словно нарочито грубо вырублен топором или вырезан из камня тусклых оттенков. Полету фантазии он не способствует. При чтении, к примеру, Стругацких можно представить себе Мир Полудня в целом, додумать недостающие детали, распространить прочитанное на всю Землю (Солнечную систему, Галактику), а здесь как все описано от сих до сих, так, сколько ни старайся, дальше своим воображением не пробьешься. Еще стоит отметить обилие фантастическо-космической терминологии – текст не то чтобы насыщен, а даже перенасыщен ею.

Странное впечатление производит общество, описанное в романе. В целом оно вроде бы соответствует классическим признакам коммунистического мира будущего, каким его обычно выводили в советской фантастике. Однако у него имеется и немало черт, плохо вписывающихся в этот образ. Государств уже нет, налицо всепланетное общество с единой конституцией, но национальности, различные языки и даже религии еще существуют. В повседневном обиходе деньги не используются, но есть упоминания о выделении средств на нужды освоения космоса. Налицо всеобщее изобилие и подчеркнутая гуманность – никаких прямых запретов и принуждений, – но при этом существуют организованная преступность, полиция, спецслужбы и визовый режим (правда, уже в масштабе планет в целом). А главное, нигде нет упоминаний о том, что это именно коммунистическое общество: во всем романе слово «коммунизм» и производные от него не встречаются ни разу. Возникает впечатление, будто автор нарочно и весьма ловко уворачивается от углубления в эту тему. Если брать это за основание для классификации «Лунной радуги», можно считать ее примером советской фантастики переходного типа – от классической к поздней (собственно, в той дискуссии на форуме она пару раз в таком качестве и фигурировала).

Подведу итог. Прочесть «Лунную радугу», безусловно, стоит, просто не старайтесь пробиться сквозь трудные места быстро, волевым усилием, – ни к чему, кроме головной боли, это не приведет. Лучше читать постепенно, не позволяя сбить себя с толку ни отступлениям в прошлое, ни странным событиям по ходу действия.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Тогда все будет хорошо, вы вынырнете из тумана япетского темпор-объекта благополучно, и наградой вам будет образцово-показательный хэппи-энд.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх