Сергей Павлов «Лунная радуга. Книга 2. Мягкие зеркала»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Твёрдая» научная фантастика )
- Общие характеристики: Приключенческое | Психологическое | Производственное
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь | Америка (Северная Америка )) | Вне Земли (Сатурн, спутники и кольца Сатурна )
- Время действия: Далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Генетические эксперименты, мутации
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
Меф Аганн — один из экзотов, оставшийся в живых. В отличие от своих собратьев по несчастью он не разрывает связи с Дальним Внеземельем и прилагает все усилия, чтобы подольше продлить добровольное одиночество на устаревшей «Анарде». Чтобы точно установить его причастность к «черноследникам» к нему в пару посылают Андрея Тобольского — единственного человека, с которым он более менее идет на контакт. Волею случая они становятся свидетелями формирования нового гурма, ставшего в прошлом причиной трагедии на Обероне. Чтобы выяснить суть этого феномена и причину возникновения странных возможностей бывших десантников-экзотов, Андрей вынужден отправиться на разведку в эпицентр неизвестных человеку явлений…
Существует рассказ-пародия на этот роман — М. Шаламов «Ватные колокола».
Входит в:
— цикл «Вселенная «Лунной радуги» > роман-эпопею «Лунная радуга»
— журнал «Искатель 1983'4», 1983 г.
— журнал «Искатель 1983'5», 1983 г.
— антологию «Шорох прибоя», 1988 г.
Лингвистический анализ текста:
Приблизительно страниц: 245
Активный словарный запас: очень высокий (3333 уникальных слова на 10000 слов текста)
Средняя длина предложения: 68 знаков, что гораздо ниже среднего (81)
Доля диалогов в тексте: 32%, что близко к среднему (37%)
- /языки:
- русский (15), молдавский (1), литовский (1), болгарский (1)
- /тип:
- в планах (1), книги (14), периодика (3)
- /перевод:
- А. Цонева (1)
В планах издательств:
Издания:
Периодика:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
k2007, 16 апреля 2024 г.
Очень хорошая вторая часть романа, исследующая вопросы этики. Что человек может и что он должен делать не ради себя, а ради человечества. Этика в романе — этика фантастического коммунистического будущего, сегодня, к сожалению, практически не встречающаяся. Ну и плюс интересные приключения по исследованию необычного.
Объяснений происходящему мало, что оставляет простор для фантазий, финал открыт.
Double Black, 25 августа 2022 г.
Эта книга зашла мне меньше первой, но в ней есть сюжет, есть смысл, и есть большинство необходимых объяснений для того, чтобы понять, что действительно происходило в «Лунной радуге». Стоит ли читать? Как самостоятельно произведение — нет. Как продолжение «Радуги» — однозначно.
Wolde, 23 марта 2021 г.
Вторая книга «Лунной радуги» произвела на меня ещё более неоднозначное впечатление, чем первая.
Если первая — это условный парафраз цикла «Каммерер» АБС под одной обложкой, то вторая — это просто литературный «смузи».
Что бросается в глаза: ещё более дискретный, асимметричный сюжет.
Первый блок — введение в историю Тобольского — мне однозначно понравился. Добротная такая советская фантастика (не шедевр, но индивидуальность имеется). Впечатление портят картонные женские образы. Видно, что у автора не было подходящего жизненного «материала», поэтому писал с того, что было. А было с высокой долей вероятности не ахти. Сестра, жена, дочь, а в конце ещё и «рояль в кустах» Светлана, — все вышли неубедительными.
Второй блок — введение Тобольского в работу МУКБОП в качестве агента-маршрутника. Про профессиональную сторону я просто промолчу. На этом этапе поведенческие реакции страдающего «бета-самца» Тобольского вызвали у меня устойчивую ассоциацию с образом «обычного японского школьника» в плоскости «Евангелион». Можно сказать, автор сделал соответствующий типаж задолго до того, как это стало мейнстримом.
Третий блок — контакт. Самый разочаровавший. В теле повествования он занимает неоправданно много места, а выхлоп, мягко говоря, слабоват. Эстетика сомнительна, фантазия фонтанирует, но как-то не цепляет. Люблю приводить в пример великолепные рассказы Шекли, который умудрялся в малой форме раскрыть предмет захватывающе и запоминающимся.
Четвёртый блок — финал, который на малом объёме пытается тезисно описать, что автор имел в виду, и зачем всё это было нужно. Заодно пунктиром закрываются всё сюжетные линии, мол, все экзоты счастливы / смирились и горят желанием послужить родному человечеству, которое старательно от них отгородилось. Вызывает уже откровенное разочарование.
Про скомканный эпилог и сказать нечего.
Резюмируя, самобытная книга, имеющая право на существование. Восторгов не разделяю, но отмечаю элементы новизны для времени написания.
oleg_orl, 13 декабря 2012 г.
Увы! Если первой книге я поставил 10, то Мягкие зеркала по моей шкале больше 7-8 не заслуживают.
По черному следу — одно из наиболее оригинальных, содержательных и мощных произведений в плане возможных неожиданностей на пути человечества. И притом наиболее правдоподобных. Написано за год до в чем-то идейно похожего За миллиард лет... Стругацких и за несколько лет до Жука в муравейнике... В художественном и общечеловеческом смысле книга где-то на высоте Соляриса. (Замечу, что и За миллиард, и Жук, и Солярис по моей шкале являются вершинами, и оценены на 10 )
Лично меня в первой книге ни грамма не смущает оставшаяся непроясненность описанного феномена и пугающая неопределенность будущего. В этом даже есть некий особый посыл и вкус. Бывают явления, которые не могут быть адекватно объяснены на современном уровне развития. Грустно, что некоторые люди этого не понимают и подобно рядовым членам дикого племени жаждут услышать правдоподобное объяснение шамана, как же все-таки духи упаковали их вождя и втиснули в пластину телевизора. Они получают свое объяснения и считают, что теперь уже им все, ну или почти все ясно. Увы, многое мы пока понимаем где-то на уровне шамана, но не всегда отдаем себе в этом отчет.
Мягкие зеркала, продолжение столь поразившей меня первой книги, начинаются с нелепейшего, ничем не обоснованного маскарада. Простынь и прочее... Заинтриговали, называется!
Далее читать интересно. Добротная проработанная фантастика. Хорошая литература. Большая часть книги убедительно написана. События держат в напряжении. Но вот концовка... Эти наивные шаманские объяснения от творца, убивающие самобытность и оригинальность собственного мира... Эти суперученые, которые моментально решают какие-угодно проблемы и создают соответствующие технологии... Сколько лет и миллиардов долларов в нашем настоящем мире положено на освоение такого давным-давно всем понятного термоядерного синтеза... А тут раз-два. Послушал словесное описание невиданной никем спирали — и на тебе, тут же математическая теория, а через пару лет связь быстрее скорости света, нуль-транспортировки и прочее... Про состав последнего экипажа вообще молчу. Теряю дар речи... Вместо того, чтобы изучать, использовать, может усовершенствовать, разрабатывать средства защиты решили сразу от о всех избавиться. Логика страуса....
Все это, как на мой вкус, сильно портит книгу. И не только «Мягкие зеркала», но отбрасывает скучную и банальную тень на многоликое Внеземелье из книги «По черному следу».
Подводя итог, скажу, что если бы не первая книга с ее высоко поднятой планкой, вторая была бы оценена несколько выше. Но с другой стороны, именно первая книга поддерживает интригу второй. Поэтому пусть будет 8.
mick_ekb, 29 июня 2012 г.
В отличие от первой книги в этой что-то происходит. Остапа, конечно, несло. Несло вразнос, особенно в конце. Ну хотя бы так, чем никак.
Проблема экзотов, неэкзотов — это вообще не проблема. В этом мире все друг с другом дружат, а гурм — недоразумение. Особенно занятно объяснение этого гурма. Оно примерно такое, какое приходит на ум сразу же. Автор, похоже, доло не раздумывал и рубил с плеча.
По книге тяжело написать длинную качественную рецензию — книга образчик пущенного насамотек повествования. Не графоманства, нет. Явных ляпов в это книге, в отличие от первой, нет. Просто кривая вывезла туда, куда вывезла.
В итоге скажу, что цикл сложился. Он стабилен. Стабильно никакой.
Dimson, 12 января 2017 г.
Классика советской фантастики. В чём-то опередившая своё время, в чем-то немного наивная, очень гуманистическая, не скатывающаяся в мизантропию, которой хватало в более поздних книгах отечественной фантастики.
Если честно, немного подкачал, как правильно отметили — супер-хэппи-энд. Но всё равно — это был прорыв в литературе.
laughingbuddha, 19 марта 2010 г.
Редкий случай, когда продолжение оказалось ничуть не слабее первой книги. Видимо, дело в том, что в продолжении автор несколько сменил направление — если в первой части изрядный упор делается на взаимоотношения Человечества и Вселенной (хотя, конечно, автор рассматривает эту проблему через призму личных переживаний героев), то во второй речь идет уже скорее о взаимоотношениях ЧЕЛОВЕКА и Вселенной, перейдя от морально-этических проблем общества к морально-этическим проблемам личности. Фантастического антуража во втором романе побольше чем в первом и, по-моему, от этого роман даже скорее кое-что потерял, чем приобрел, но это только мое личное мнение, к тому же, скажем так, «взрослое» — поскольку в юношеском возрасте я от этого антуража был просто в восторге.
Должен согласиться, что для советской фантастики этот цикл Павлова — явление действительно уникальное. Совершенно лишенное идеологического агитпропа, нестандартное, яркое — в обем, настоящая литература.
adenis, 1 апреля 2016 г.
В первый раз прочитал «Мягкие зеркала» еще в Роман-газете в 1988 году. На днях перечитал оба романа, начиная с Лунной радуги. Считай, почти через 30 лет.
Что касается собственно Лунной радуги, то она для меня осталась одним из лучших образцов отечественной фантастики. А Мягкие зеракла, увы, значительно слабее. Выполненные в стиле Лунной радуге, они уступают ей и композиционно и идейно. Автор упростил свой же мир, дав простые решения всем непростым вопросам.
Я поставил 6.
В итоге, я пришел к уверенности, что финальная части книги — это предсмертные видения героя, собранные из обрывков его воспоминаний, в то время как собственно путешествие сквозь туман — это своего рода долгий переход из нашего мира в мир иной. Какой именно — кто знает?
PATARR, 14 ноября 2011 г.
В отличае от первой книги «По черному следу», продолжение «Мягкие зеркала» опирается не на детективную интригу и некое противопоставление — Человек-Внеземелье, а на классический фантастический антураж и на «долгожданное» прояснение и описание поставленных в первой части загадок: что такое гурм, как он выглядит и почему экзоты стали экотами.
Невзирая на отличную проработку характеров персонажей и подробное описание быта наших потомков, создание нужной атмосферы тревожности и тайны, отсутствие явной интриги в романе, на мой взгляд, делает его если и не слабее предыдущего, то возможно — проще. И виной тому — именно фантастическая составляющая. Слишком все очевидно: вот дальнее Внеземелье, вот подозреваемый экзот-отшельник, вот гурм, а чо это? А это какие-то внеземельные букашки Эйвы, черт-те откуда шабаш устроили :lol:... Им, видите-ли, грунт нужен, материя. Ну а когда в спину ГГ влепили заряд из зеркальной дряни, тут-то все и понятно становится...
Однако все вышеперечисленные мной замечания, нисколько не мешают читать книгу с удовольствием, ибо написано все равно отменно!
P.S. К стати: в крови экзотов ничего с первого взгляда не обнаруживается, т.к. изучать надо видимо не на клеточном, а на молекулярном уровне. Если копнуть поглубже — найдутся непонятные зеркально-ртутные бутербродики Эйвы. После просмотра фильма «Зведные войны: Скрытая угроза», пресловутые мидихлориане мне кое что напомнили...:wink:
Shutoff, 1 февраля 2012 г.
Цикл – классика позднесоветской НФ. Никакой идеологии, качественно прорисован мир, читаешь и легко его представляешь. Причем, «зеркала» добавили ценности и целостности первому роману цикла (после прочтения перечитывал «По черному следу» с большим интересом, чем первый раз). Освоение Солнечной системы в среднесрочной перспективе описано очень реалистично (что редкость, обычно, или близкий прицел или далекий). В общем, Павлов создал свой уникальный, качественный мир уровня Полудня и Туманности, что для фаната «твердой» НФ очень важно. Интрига в романе во второй как и в первой части высокая.
igorgag, 27 августа 2014 г.
Когда начало 80-х прошлого века было не достаточно отдалённым уже прошлым, а самым, что называется, всамделишным настоящим, уже тогда у меня, как у читателя, складывалось впечатление, что фантастика, по крайней мере отечественная, как-то подвыдохлась. Нет новых ошеломляющих идей. Нет по-настощему первоклассных сюжетов. И вот сейчас, прочитав «Мягкие зеркала», как бы окунулся в тогдашнее ощущение. Авторы тех лет взялись описывать быт и повседневную жизнь в будущем. И получалось у них это как-то одинаково — у всех, у разных авторов. Какой-то пресный, плоский мир, похожий на стройку по прокладке БАМа, только несколько «задрапированный» в «одежды будущего»... Увы, грешат этим недостатком и «Зеркала»...
Nitta, 20 апреля 2011 г.
Достойное продолжение первой части. Удачно, что здесь действуют новые герои, а те, кто прописан в первой части, являются как бы фоном, делая мир еще обьемнее и достовернее.
В разное время, под разное настроение мне больше нравилась то первая, то вторая часть.
Очень добротная, захватывающая и, я бы не побоялась сказать, реалистическая НФ.
Anatolij2009, 10 января 2009 г.
Читал обе книги. Когда читаешь — создаётся эффект присутствия в гуще событий. Эти произведения Павлова относятся к разряду тех книг, которые хочется осилить за один заход, не прерываясь на еду и сон... Супер!!!
grozaov, 31 октября 2008 г.
Писатель.
Причем с большой буквы. Согласен с большей частью аудитории — великолепно, причем лучше чем первая часть.
Жаль что нет продолжения, но может и не надо, а то свалится автор в стрелялки с ГГ у которых вместо мозга пулемет, хотя если считать прямым продолжением Волшебный локон Ампары, то действительно стрелялка и довольно трудно оценить пока нравиться.
Красивое произведение.
Mandor, 24 сентября 2008 г.
Каждая последующая вещь у Павлова получается лучше предыдущей — это редкое качество!!!!!!!
Этот роман, хоть и выглядит почти как самостоятельное произведение, тем не менее, является неразрывным целым с романом [b]«По черному следу».[/b]
Оптимистический финал, по-моему в данном случае, достоинство, нежели недостаток — ну не всем же трагедии да драмы сочинять...
Если угодно, лично я рассматриваю весь цикл «Лунной радуги» как своего рода ПРОГРАММУ освоения ближнего и дальнего космоса, или, как говорит сам автор, ВНЕЗЕМЕЛЬЯ..
То, как оно могло бы быть... а может еще и будет? Ну о-о-чень хотелось бы!