Марк Клифтон «Устыдись, вандал!»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Философское | Производственное | Психологическое
- Место действия: Вне Земли (Марс, спутники Марса )
- Время действия: Близкое будущее
- Сюжетные ходы: Изобретения и научные исследования
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Руководителю проекта удалось убедить Ассамблею ООН, что опасные для природы эксперименты можно проводить на Марсе, поскольку планета безжизненна да и для колонизации непригодна. Как жестоко ошиблись люди, но исправить это было уже поздно.
Входит в:
— антологию «Kroki w nieznane 1», 1970 г.
— сборник «The Science Fiction of Mark Clifton», 1980 г.
— антологию «Amazing Stories: 60 Years of the Best Science Fiction», 1985 г.
— журнал «512: Magazine of science fiction & fantasy. - 1992. - № 1», 1992 г.
— антологию «Isaac Asimov Presents The Great SF Stories 24 (1962)», 1992 г.
— антологию «Фата-Моргана 8», 1993 г.
- /языки:
- русский (4), английский (4), итальянский (1), польский (1)
- /тип:
- книги (7), периодика (1), самиздат (2)
- /перевод:
- Б. Д. Фраттина (1), В. Ковалевский (1), И. Невструев (3)
Периодика:
Самиздат и фэнзины:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Darth_Veter, 1 мая 2022 г.
Весьма неоднозначное произведение! С одной стороны, оно абсолютно серьезно предупреждает нас об опасных последствиях экспериментов по ядерному синтезу. С другой — откровенно издевается над учеными будущего, которые не исследовали Марс как следует, и в результате погубили на корню всю марсианскую цивилизацию. Если судить по первому критерию, получается антивоенный памфлет, если по второму — острая научная сатира. Идея, заложенная в произведение не настолько важна и актуальна, чтобы растягивать ее на десяток страниц. Тут явный умысел со стороны автора: долго тянуть кота за хвост, чтобы потом огорошить читателя фактом, что это был вовсе не кот, а самый настоящий тигр! Я отношу подобные творения к парадоксальному типу, где присутствует эффектный финал, переворачивающий все представления вверх дном. Такой фокус срабатывает только в одном случае — если объем рассказа не превышает трех-четырех страниц. Так что автор явно переборщил в своем усердии и затянул действие, сильно понизив его эффективность. Читать рассказ, конечно, можно, но шедевром его назвать нельзя — скорее, просто занятным, да и то с некоторыми условностями.
--------------
РЕЗЮМЕ: рассказ о тупых ученых, умудрившихся по недосмотру уничтожить инопланетную цивилизацию. Наверно, это всё же был жесткий анекдот, который в обиходе назвают «скверным».
vam-1970, 29 октября 2018 г.
Рассказ как бы даёт анализ чудовищным ошибкам человечества. Год написания -1962-й. В 1954 и в 1964 были запущены первые в мире Обнинская и Белоярская АЭС. С сооружениями АЭС, загрязненными радиацией, до сих пор не знают, что делать -оставляем потомкам, авось придумают что-либо. В рассказе аналогично, проводим неуправляемую цепную ядерную реакцию на Марсе и не можем её остановить. В результате подземная цивилизация марсиан погибает. И ученые, трусливо поджав хвосты, убегают с Марса. Меня этот рассказ задел -буду рассказывать детям и внукам в назидание.
JohnNorrik, 9 января 2017 г.
Клифтон поднимает важную этическую проблему в своем рассказе и приходит к выводу, что основная проблема это человек. Что некоторые его черты очень вредны для окружающего мира, что в своем желании созидать и узнавать что-то новое человек часто переходит границы гумманизма, не заботится о других, желание загрести больше под себя (в случае рассказа — сэкономить) оборачивается печальными последствиями.. Но это одна сторона медали. Человек сам по себе это и проклятие и благословение, во всех его проявлениях. И все эти «минусы» могут в некоторых случаях оказаться плюсами.
god54, 26 декабря 2013 г.
Сама по себе идея рассказа достаточна оригинальна и интересна: наука и нравственность, эксперимент и ответственность. Но вот сюжетное решение оставляет уж очень большое поле для вопросов и сомнений. Логическая аргументация довольно слабая и не убеждает, что даже такие люди, которые описаны в рассказе, могли прошляпить те или иные факты. В целом же, как нравственное произведение вполне заслуживает внимание.