Джеймс Камбиас «Свести баланс»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Твёрдая» научная фантастика )
- Общие характеристики: Приключенческое
- Место действия: Вне Земли (Сатурн, спутники и кольца Сатурна | Открытый космос )
- Время действия: Далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Искусственный интеллект | Путешествие к особой цели
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Искусственный интеллект по имени Энни, управляющий космическим транспортником, ведёт бизнес и осуществляет перевозку грузов в системе спутников Сатурна. В одном месте выгодно купить, в другом — продать или обменять. Так и накапливаются постепенно средства и связи. Пока не возникает заказ, который надо переправить к Сатурну, и только по дороге выясняется, что это за груз...
The Magazine of Fantasy & Science Fiction, февраль 2008
Входит в:
— журнал «Если 2008'3», 2008 г.
— антологию «Лучшая зарубежная научная фантастика», 2009 г.
— антологию «The Year's Best Science Fiction & Fantasy 2009», 2010 г.
— антологию «We, Robots», 2010 г.
— антологию «Robots: Recent AI», 2012 г.
— антологию «Лучшая фантастика XXI века», 2013 г.
- /языки:
- русский (3), английский (7)
- /тип:
- книги (8), периодика (1), аудиокниги (1)
- /перевод:
- Е. Александрова (2), А. Грузберг (1)
Периодика:
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
neli mustafina, 22 января 2024 г.
Непонятно почему такие невысокие оценки. Оригинальная история. Очень позитивная. Из всего сборника что читаю сейчас — наилучшая. И это при таком небольшом объёме. Почти по Кларковски.
Повествование ведётся от лица Энни. И вначале непонятно кто это. Она рассуждает, возмущается, выбирает, сравнивает...
По видимому — это очень далёкое будущее. Отдалённая планета солнечной системы Сатурн со спутником Диона, где существует городок условно свободных роботов. И вот Энни поступает заказ переместить груз к кольцам Сатурна. Однако она не совсем робот, она задумывается — что за груз, почему к Сатурну (ведь робот бы не стал задаваться такими вопросами)
Интересно её мнение о людях, которых около 20 человек обитает среди колонии моби, ботов, техники и роботов: «...Это создание в окружении роя маленьких роботов двигалось по соседнему ряду. Мелкое, не выше двух метров, оно вышагивало на двух ногах странной, медленной, текучей походкой...»
Люди без спроса могут вторгаться в мозг роботов. Давать задания, перенаправить, убить....
И это Энни не нравится. Но всё же первый закон роботехники оказывается сильнее третьего.
И Энни спасает груз, где в капсуле спит ребенок, потеряв своих моби — техников, некоторые запчасти и большую часть топлива.
Писатель в этом маленьком оригинальном рассказике описал зачатки разума техноцивилизации.
Жаль что не раскрывается полностью причина этого инцидента.
Автор заинтересовал теперь. Хочется и остальное прочесть.
mputnik, 20 декабря 2022 г.
Даже и не придумаю, с чем сравнить итоговое впечатление, уважаемый потенциальный читатель. При безусловной привлекательности Темы и вполне себе существенном Антураже, собственно Идея — чистой воды мИзер. Хотя — как бы — ничего не предвещало.
Начало — вполне даже бравУрное: ИИ универсального транспортного модуля для внутрисистемных перевозок (внутри солнечной системы), функционал которого полностью перекрывает не только логистику, но и все сопутствующие предметные области — от маркетинга и до общения с клиентами. Такой, весь из себя, кибернетический гештальт, состоящий из комплекта самых разнообразных устройств: малые мобильные компоненты для физических перемещений на ограниченном пространстве, мощный планетарный буксир, грузовой бокс и т.д. и т.п. Я ж говорю, уважаемый потенциальный: вполне адекватное начало.
ИИ — естественно — не может причинить вред человеку. НО. Вот тут, на стыке, собственно НФ-составляющей и детективной, начинается когнитивный диссонанс. Вместо чего-то вроде трёх законов робототехники на сцене появляется какое-то… эээ… ублюдочное кривляние. Поведение ИИ меньше всего ассоциируется с интеллектом, это — скорее — некие застарелые комплексы в мотивации крепостного по отношению к помещику. Абсолютно необъяснимая, совершенно нелогичная сверхэмоциональность. И чем дальше в лес — тем толще партизаны. Возникает и крепнет ощущение, что тебя обманули: в тех декорациях, на которые, как на приманку, поймали — разворачивается банальное действо категории «купи-продай» со множеством чисто голливудских оттенков. Всяческие ковбойские штучки, рояли в кустах и прочее.
А — зачем я это тебе об сём так подробно глаголю, уважаемый потенциальный? Так — демократия же у нас. Ты сам имеешь право убедиться — чья правда круче и чья позиция реально отображает реальные чаяния потенциальной читательской аудитории: моя или авторская
Славич, 11 января 2022 г.
Знаете, если подумать, главной задачей автора было изобразить общество искусственных интеллектов, для которых визит человека не просто редкое событие, а что-то сродни стихийному бедствию. Интеллекты служат на благо человечества, постепенно осваивают внешние рубежи Солнечной системы... и зарабатывают деньги для своих владельцев. При этом они почти совсем не разбираются в человеческих взаимоотношениях, хотя и запрограммированы копировать некоторые модели поведения хомо сапиенсов. Вот и Сиротка Энни, искусственный интеллект космического транспортника, о конфликтах между людьми ничего не знает и знать не хочет — они вне её компетенции и круга интересов. Поэтому и отсутствие так называемой «разгадки» в рассказе более чем логично.
Читал три произведения Джеймса Камбиаса (роман и два рассказа), все очень понравились. Жаль, что автор такой невезучий: новые его книги прошли почти незамеченными на родине и у нас их вряд ли переведут. Между тем, аннотации весьма завлекательные. У Камбиаса большой и редкий талант, из знакомых ингредиентов он готовит необычные и вкусные блюда.
PS. Кстати говоря, английское слово «ship» (корабль) — женского рода, поэтому искины звездолётов и планетолётов в американской фантастике традиционно носят женские имена. Попробуйте с ходу вспомнить несколько контрпримеров.
Manowar76, 18 мая 2022 г.
Еще один прекрасный сценарий для очередного сезона ЛСиР.
Сиротка Эни — ИИ в теле космической ракеты.
Мир, населенный, в основном, роботами, но с небольшим количеством людей, которые могут подчинять ИИ.
Ракета Эни подрабатывает фрахтовиком-курьером, принося доход создавшей её марсианской колонии. Другие роботы тоже приносят прибыль своим создателям. Основной валютой является гелий-3, чудо-топливо. Но есть ещё «неисчисляемые» активы — честь, репутация, долг. И об этих активах ракета тоже заботится.
Роботы в целом, пусть и неохотно, подчиняются законам робототехники.
Однажды Эни обманом заставляют доставить на орбиту Сатурна капсулу жизнеобеспечения с человеком внутри. Тут-то и начинаются приключения.
Неплохая космическая фантастика без особых претензий. С любимой в последнее время темой — передачей основной личности-персоны (я так понимаю, в оригинале должно быть identity) между любыми вспомогательными системами корабля. Такое было у Леки, у Бэнкса, у Пауэлла.
6(НЕПЛОХО)
Lilian, 6 августа 2020 г.
Небольшая история, которая получилась на удивление светлой, богатой на эмоции и интересные описания будней. И это при том, что все значимые герои — механизмы с искусственным интеллектом, занимающиеся торговлей и космическими перевозками с целью получения прибыли. Подкупает сам мир, показанный автором. Дальние рубежи солнечной системы, где человек — редкость, а созданные им машины образовали своё уникальное общество и взяли на себя некоторые социальные роли людей. Мир гармоничный, не отказывающий человеку в главенствующем статусе, но при этом предоставляющий машинам свободу развития и принятия большинства решений. И за счет этого показывающий оригинальный взгляд на привычные типажи героев и знакомые ситуации.
Сюжет при этом относительно прост: космический транспортник, сомнительный, но прибыльный заказ, приводящий в итоге к гонкам в кольцах Сатурна и к необходимости сделать выбор между материальной прибылью и «неисчисляемыми активами».
Рассказ оставляет светлое впечатление, по духу он весьма схож с жизнеутверждающей фантастикой прошлого века. Во всяком случае, таковы мои ассоциации.
melnick, 8 января 2022 г.
Удивительно, но в этом рассказе ведется повествование от первого лица... робота женского пола! Робот ведет себя достаточно развязно, а местами так вообще по-хулигански. То, как его оказывается зовут, вообще ни в какие ворота не лезет. Ну а больше всего жаль, что осталось тайной предназначение груза, за который разворачивалась такая борьба.
jansson, 24 июня 2014 г.
Просматривала список рассказов из нового сай-фай сборника (потрясающий томик, который просто умоляет растянуть удовольствие от чтения по максимуму), и взгляд мой упал на животрепещущее название «Свести баланс». Отголоски прошлого квартала еще не отгремели, впереди маячат полугодовые отчеты; я, конечно, не ожидала увидеть в рассказе дебет и кредит, хотя это интересная идея – втолкнуть в сай-фай пространство бухгалтерские проводки, эдакую подветвь киберпанка. В любом случае, название более чем оправдано.
Поначалу я приуныла, потому как увидела явный намек на «Сагу о живых кораблях» Маккефри (а она рассказала мне о них так, что я до сих пор перечитываю весь цикл с замиранием сердца), но нет – речь идет об искусственном интеллекте, подключенном к кораблю-транспортнику. Юркая космическая машинка работает на неназванную колонию с Марса, а зарабатывает себе на капремонт случайной перевозкой грузов. Мир торговли наполнен роботами, где люди – довольно редкое явление, а связи и информация в этом робото-обществе ценятся больше, чем все остальное. Однажды нашему транспортнику по имени Сиротка Энни поступает заманчивое и странное предложение, которое обернется самый крутым поворотом в ее жизни.
Задумка не нова, конечно, ИИ придется делать выбор в пользу выгоды или совести, и это выглядит особенно трогательно при условии сомнительности наличия подобного атрибута (совести) у машины. Пускай даже развивающейся и мотивированной.
Сеттинг, как всегда в таких случаях, потрясающ – какие границы могут существовать для космического корабля? Чего стоит одно закручивание спиралькой вокруг колец Сатурна. Я, наверное, никогда не смогу побороть свою тягу к космосу, дай бог сай-фай не погибнет под гнетом колонизации других планет.
Seidhe, 16 июня 2016 г.
Несмотря на довольно сдержанные оценки уважаемых лаборантов, от второго из переведённых на русский язык рассказов Джеймса Камбиаса пришёл в буйный восторг! Высшую оценку не поставил только по одной причине — в рассказе начисто отсутствует сюжет как таковой. То есть он, конечно, имеется, но, скажем так, не тянет на основное достоинство рассказа. А вот антураж этой замечательной зарисовки — выше всяческих похвал! Перед нами мир отдалённого будущего, в котором вся межпланетная торговля в пределах Солнечной системы ведётся посредством искусственных интеллектов, сопряжённых с космическими кораблями. Люди тоже присутствуют, но они — редкость, экзотика. А транспортники — наделённые самостоятельностью, настроенные на получение прибыли, имеющие собственную мотивацию, способные переписывать собственные копии и вкладывать свои часть в мобильных роботов-дистанционников — существуют в каком-то своём, замечательно описанном широкими штрихами мире, который у автора вышел чрезвычайно симпатичным. Пересказывать не вижу смысла — рассказ совсем небольшой, ознакомиться с ним труда не составит — но мне больше всего понравилось определение «состояние неисчисляемых активов» как синоним не только для чувства благодарности и дружбы, но и совести, честности. Получилось, одним словом, здорово! Ну и некоторые фразы главной «героини» Сиротки Энни, конечно, доставляют:
«Какой недоумок шлет ксенон на Мимас? Ведь именно там перерабатывают партии газа, поступающие с Сатурна; почти весь ксенон во внешней системе приходит с Мимаса. Ввозить его туда — все равно что поставлять этан на Титан...» =)))
god54, 29 июля 2013 г.
Сам по себе рассказ вполне недурственный. И пусть тема искусственного интеллекта не нова, но автор нашел очень оригинальное сюжетное решение, когда всю торговлю в космосе ведут роботы, а человек вообще стал огромной редкостью. Но вот концовка, без раскрытия тайны, породила массу домыслов и тем самым украла остроту восприятия.