Фрэнк Белнап Лонг «Ужас с холмов»
- Жанры/поджанры: Хоррор/Ужасы (Лавкрафтианский хоррор )
- Общие характеристики: С использованием мифологии (Разработанная автором оригинальная мифологическая система ) | Приключенческое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Америка (Северная Америка ) | Не найденные (вымышленные) континенты, земли, страны | Азия (Центральная Азия ))
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Фантастические существа (Реликты и криптиды ) | Изобретения и научные исследования | Путешествие к особой цели | Культы | Тёмный властелин | Сновидения, формы изменения сознания
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
В Археологический музей в США был доставлен древний экспонат — статуя отталкивающего вида. Ученый, привёзший статую, умер практически сразу после возвращения, успев рассказать перед смертью безумную историю о своих приключениях в Азии. Потом около статуи нашли убитого смотрителя музея. А потом статуя пропала.
Входит в:
— журнал «Weird Tales, February-March 1931», 1931 г.
— журнал «Weird Tales, January 1931», 1931 г.
— сборник «Odd Science Fiction», 1963 г.
— сборник «Night Fear», 1979 г.
— антологию «13 Short Horror Novels», 1987 г.
— антологию «The Tindalos Cycle», 2010 г.
— сборник «Frank Belknap Long: Masters of the Weird Tale», 2011 г.
— антологию «Тварь среди водорослей», 2014 г.
- /языки:
- русский (2), английский (8)
- /тип:
- книги (6), периодика (2), самиздат (2)
- /перевод:
- А. Сорочан (2)
Периодика:
Самиздат и фэнзины:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Titus.crow, 27 апреля 2023 г.
Хорошая история!
Так уж вышло, что Фрэнк Белнап Лонг мало наследил в «ктулхиане»: всего два произведения — «Псы Тиндала» (истинный шедевр!) и вот, «Ужас с холмов». Да и то последняя была внесена в Мифы постфактум, как это случалось с множеством других произведений — «Королем в жёлтом» Чемберса, «Белыми людьми» и «Повестью о черном камне» Мейчена, «Вендиго» Блэквуда.
Так, в «Ужасе в музее» Лавкрафт помимо Тсатхоггуа и Ктулху упоминает Чаугнара Фаугна, тем самым причислив на будущие века слонобога в пантеон. Это же случилось с Сайитьей Ходжсона.
Причем, признавая существование подобного Великого Древнего (или Властителя Древности), авторы Мифов Ктулху будут игнорировать весь сюжет повести, поскольку у них он жив, как и все Древние, а по Лонгу его вообще-то антиэнтропийным лучом к праотцам отправили.
Подобный ход уже давно стал неотъемлемой частью Мифов. Последующие авторы специально искажают «литературную действительность» рассказов предшественников и пишут на основе этого другие произведения.
Но вернёмся к повести. Она довольно интересна, хотя многое для искушённого читателя нашего времени предсказуемо и избито. И, действительно, пространные (цитирую другого пользователя) «рассуждения о мироустройстве, энтропии, измерениях заслуживают внимания».
Причем, обратите внимание, в произведение вписана глава, пересказывающая сон одного из героев. Это — текст действительно бывшего сна, который приснился однажды самому Лавкрафту, а он описал его во письме. Лонг не расстерялся и включил его в повесть. На Фантлабе она есть — это рассказ «Очень древний народ».
Ещё добавлю, что по описанию действие происходит примерно в 1920-1930 годах. Но (вспомните мои слова выше) в рассказе «Обитатель гробницы» Лина Картера, чье действие происходит в 1913 году, уже упоминается инцидент в Манхэттенском музее Изящных искусств.
На этом все.
Sciolist, 16 апреля 2022 г.
Интересные размышления о природе божеств и вселенной, более убедительные и правдоподобные, чем у Лавкрафта, однако сам сюжет, увы, не предоставляет ничего нового:
При жутких обстоятельствах найден кошмарный древний идол — его привозят в музей, — и... НЕВЫРАЗИМЫЙ БОГОХУЛЬНЫЙ УЖАС, ПРОСТЯТ ЛИ НЕБЕСА НАМ ВСЕ ТЕ БЕЗРАССУДСТВА?!.
Сюжет очень вторичен по отношению к лавкрафтиане, хотя, возможно, события происходят в другой вселенной: несмотря на все сходства, ни разу не были упомянуты обязательные атрибуты «мифов Ктулху». То есть, Аль-Хазред и Некрономикон, Великие Древние, другие божества пантеона — а ведь их никогда не преминет вспомнить любой автор, взявшийся за эту тематику.
Rovdyr, 20 августа 2015 г.
Повесть вызвала неоднозначное впечатление. По сюжетному компоненту сопоставлю с такими связанными с Лавкрафтом произведениями, как «За гранью времен» и «Ужас в музее» — и обоим «Ужас с холмов» в художественном отношении уступает (особенно «За гранью времен»). Очень утомляют бесконечные эпитеты — «ужасный», «отвратительный», «чудовищный», «злобный» и т.п., в которых сознание временами просто увязает без желания двигаться дальше.
Очень не понравилось пристрастие (характерное для той эпохи, в том числе Лавкрафта) приплетать к культам всевозможных небелых «туземцев».
С другой стороны, занимающие немалую часть объема книги рассуждения о мироустройстве, энтропии, измерениях заслуживают внимания. Для 1931 года они были, конечно, не новаторскими, но достаточно своеобразными, да и сейчас воспринимаются довольно интересными.
Поставил оценку «6».
moshehecht, 7 декабря 2015 г.
Отличный экземпляр «лавкрафтианы«! Еще один «Великий Древний», помимо хорошо знакомым Ктулху, Шаб-Ниггурат, Йог-Сототу и.т.д.