Ник Перумов «За краем мира»
- Жанры/поджанры: Фантастика (Таймпанк (Стимпанк/паропанк )) | Фэнтези (Героическое фэнтези )
- Общие характеристики: Приключенческое
- Место действия: Альтернативная история нашего мира (Земли) (Другая география | Россия/СССР/Русь | Европа (Западная Европа ))
- Время действия: Неопределённое время действия
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя | Сверхъестественные способности, супергерои
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Подростковая литература
В Империи дымят угольные топки, исходят паром котлы машин, бороздят моря мониторы, а по рельсам грохочут громадные бронепоезда. Империи нужно многое, и она сгоняет с богатых ископаемыми северных земель варваров-Rooskies, чьи пределы соединил с имперскими страшный Катаклизм.
Для Империи пар — благо, а магия — зло. Магия непредсказуема и смертельно опасна, она сожжёт человека изнутри и убьёт тех, кто окажется рядом. Потому и заведён в Империи специальный Департамент, обезвреживающий несчастных магиков прежде, чем они успеют причинить кому-либо вред.
И что делать, если тебе всего двенадцать лет, а магия внезапно пробудилась и нет пути к спасению? Точнее, есть, но его знает только пленный мальчишка-варвар... Как поступит Моллинэр Эвергрин Блэкуотер, юная благовоспитанная мисс, дочь железнодорожного доктора?
В произведение входит:
|
![]() |
Входит в:
Лингвистический анализ текста:
Приблизительно страниц: 319
Активный словарный запас: средний (2779 уникальных слов на 10000 слов текста)
Средняя длина предложения: 56 знаков — на редкость ниже среднего (81)!
Доля диалогов в тексте: 26%, что гораздо ниже среднего (37%)
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
majj-s, 12 августа 2021 г.
Дева черной воды
Только раз оттуда в вечер грозовой
Вышла женщина с кошачьей головой
Но в короне из литого серебра
Н.Гумилев «Лес»
Янг-эдалт от самого интересного, умного, непростого автора, пишущего сегодня по-русски в жанре фэнтези. Не говорю «российского», потому что Ник Перумов последние двадцать три года живет в Америке. Они с супругой семья ученых, переезд изначально связан был с работой.
Почему подростковое фэнтези от писателя, тяготеющего к эпической форме? Ну, во-первых, здешний мир органично встраивается в концепцию вселенных Упорядоченного космогонической теории Перумова. Во-вторых, почему бы нет? Нынешний мир сильно помолодел. Я сейчас не о стремлении выглядеть внешне моложе, а о немыслимых объемах информации, которые приходится усваивать, о необходимости постоянно учится и переучиваться. Мы и психологически инфантильнее сотен поколений предков, которые взрослели и старели раньше, может оттого пристальнее смотрим на детей.
И еще одна неочевидная, но важная для правильного понимания книг о Молли Блэкуотер вещь: с точки зрения эзотерики России соответствует Лошадь и возраст младшего школьника, Америке — Бык и подросток. Перумов на грани между двумя странами, а действующими силами в этих его книгах становятся условные американцы и Rooskies. Теперь о мире. Знакомому с «Адой» Набокова, это отчасти напомнит Антитерру с ее Эстотией и Татарией, и совершенным отсутствием прочего мира, не играющего в повествовании сколько-нибудь заметной роли.
Здесь та же смещенная, относительно нашей, география, в которой технологичное Королевство со столицей Норд-Йорк граничит (и находится в состоянии перманентной войны) с Русской равниной — теми самыми русскис, отсталыми в технологическом отношении, однако имеющими мощных магов.
Объясню подробнее, здешние русскис не тождественны русским или даже славянам вообще. Как подданные Королевства не в большей мере американцы, чем англичане или англосаксы. Больше того, методы экспансии Королевства, связанные с вытеснением русскис с исконных земель, сильно напоминают как американское go West, так и российское продвижение на Восток: империя всегда действует имперскими методами.
То есть, имеет смыл усвоить, это не ура-патриотическая пропагандистская агитка с подлыми пиндосами на роли злодеев, но достаточно сложный собирательный образ. Это мир стимпанка, где всюду: от локомобилей и боевых бронепоездов до пишущих машинок пар, который, напомню, вырабатывается горением угля. До двигателя внутреннего сгорания и высокооктановых продуктов переработки нефти там не додумались, а уголь горит грязно, потому Норд-Йорк город буквально закопченный — оборотная сторона прогресса.
Русскис в своих вольных лесах дышат свежим воздухом и снег у них белый, но ватерклозетов, sorry, не имеется. Хотя их могущественные чародейки недурно управляются с природным вулканическим теплом — зона там сейсмическая. И вот теперь очередь магии. В реальности «За краем мира» она абсолютное зло, за проявление которого в Королевстве подвергают репрессиям не только несчастного, у кого способности обнаружились, но всю его семью. Почему?
Потому что начинаясь серией благоприятных для носителя совпадений, ее вторжение в жизнь продолжается ночными кошмарами, а спустя некоторое время, человек просто сгорает или взрывается, сея вокруг себя разрушения. За «чистотой рядов» следит Департамент (аналог всех известных спецслужб). И теперь буквально несколько слов о сюжете, я расскажу в ближайшие дни обо всей серии, восполнив некоторые лакуны синопсиса в рецензиях на следующие книги, этим текстом важнее сориентировать в картине мира и снять основные вопросы.
Итак, двенадцатилетняя Молли, дочь поездного врача, маниакально увлеченная поездами (здесь они воплощение героизма. силы и престижа), внезапно обнаруживает у себя начало проявления магии. Пройдя спектр ощущений смертельно больного, да к тому же заразного человека, качели между отрицанием и принятием, она привлекает внимание Департамента и решает бежать из дома, чтобы защитить, по крайней мере, родных, если уж самой ей не спастись. Все последнее время рядом с ней оказывается мальчик из пленных русскис, который помогает спланировать побег.
Нанявшись юнгой на бронепоезд, Молли следует в земли дикарей и, в первом же бою, когда ее магические способюности выходят из-под контроля, едва не убита соотечественниками как ведьма. Спасают ее два чудо-зверя, оборотень-медведь, тот самый мальчик Всеслав и волка, -его сестра. После чего Молли попадает в обучение к грозной ведунье русскис, Бабе-Яге Старшей, имеющей свои планы на нее и ее недюжинный дар, которая объяснит:
У всего на свете цена есть. Есть цена у пара, у тварей Королевства железных: земля развороченная, леса сведённые, реки обмелевшие, воздух дурной, каким и дышать — то вредно. Есть, однако, и у магии цена. Великое искусство нужно, чтобы направлять, а не вычерпывать.
olga.sb, 22 августа 2021 г.
Честно говоря, стиль Перумова мне не заходит, поэтому знакомство с его подростковой книгой откладывала. Но у Вестерфельда похожая по описанию книга отправилась прямиком в лучшее года, поэтому решила дать шанс и Молли Блэкуотер. И не прогадала! Вообще подростковые вещи очень радуют и наличием сюжета, и героями.
Тут альтернативная Англия периода начала 20 века, но после Катастрофы, когда в мир пришла магия. И русские. Вернее, rooskies. Вообще, очень забавно читать про соотечественников пера соотечественника глазами якобы британской девочки. Но вышло очень забавно: заменили латиницей все русские слова и выражения, отчего все воспринимается как бы наоборот. Мне прием очень понравился!
Многие ругают клюкву в отечественной книге, и действительно, в первой части русские предстают варварами, среди них есть медведи и даже маги – самые опасные люди, которые в цивилизованной Англии находятся под запретом. Так учили юную мисс Молли. Вот только что делать, если и в самой просыпаются неведомые силы?
Героиня мне очень понравилась! Ее интересуют механизмы и бронепоезда, а не балы и светская жизнь. Очень решительная, смелая, не по годам рассудительная, она видит правду, признается самой себе, что про русских правительство обманывало. В итоге варвары предстают в намного более выгодном свете, чем чопорные англичане.
Особенно понравилась этакая суровая, но справедливая старушка а-ля Баба Яга. Да и остальные герои очень колоритные: новая подруга вервольфа-оборотень Таньша и ее брат-медведь Всеслав, анимаг Ярина, да и пэры интересные вышли.
genametr, 12 августа 2021 г.
Гумилев мне нравится, а вот Перумов мягко говоря не очень. Но что делать — заинтриговали. Придется сделать контрольную читку вдруг 20-летнее пребывание за гранью «русского мира» дало наконец всходы. Судя по отзывам так и надо воспринимать эту Молли. Книга для англоязычной подростковой аудитории. Ну и что что язык написания русский)) у эмигрантов порой весьма странные воспоминания о своей бывшей родине. Не удивительно что russkiz получились долбанутыми. Но может это хоть не так скучно чем все эти бесконечные «войны мага» и прочие странствия по мирам упорядоченного. А то как-то на деревянных мечах и железных драконах закончилось знакомство с творчеством нашего мэтра фэнтези. Нет, мечи и драконы как раз были неплохи, а вот все что после... Но вдруг за прошедшие годы что-то изменилось.
sinilja, 17 января 2020 г.
Лет десять назад, возможно, зашло бы пободрее. Подростковое произведение. Мир описан интересно, а вот глупые поступки героини- наивно.
SvolochAbramov, 1 ноября 2019 г.
*Смотрит на обложку*
Вау, подростковое приключенческое фэнтези в стилистике классического стимпанка! Да ещё и от отечественного автора! Руки прям и чешутся почитать!
*пару позиций в очереди книг на прочтение спустя*
Уже не терпится узнать все секреты этого мира, его темные тайны, провести в этих декорациях отличное приключение!
*еще пару глав спустя*
Ну да, город. Да, снова город. А помимо города ещё что-нибудь есть?
*главу спустя*
Город…
О, новый персонаж. Он так хорошо прописан, наверняка сыграет важную роль в приключениях Молли.
Когда они начнутся.
*Еще главу спустя*
А, нет, ничего подобного. Кажется, этого персонажа мы больше никогда не увидим.
Зато ух, завертелось, Молли приходится ныкаться от больших злобных дядечек в страшных костюмах, скрывать свои магические способности, бежать из города.
Вау, офигенный, мать его, огромный боевой бронепоезд с огромными пушками! Разношёрстная колоритная команда, харизматичные персонажи, ещё раз, ОГРОМНЫЕ ПУШКИ БРОНЕПОЕЗДА, КОТОРЫЙ ИДЕТ НА ФРОНТ!
У-хо-хо-хо, ща буит мясо!
*Главу спустя*
Как это не будет?
Конец первой части, занимающей от силы треть книги.
Часть вторая:
Зима, снега, славянские деревушки и лубок. Красиво, духовно, умиротворяюще…
Но где, черт возьми, мой стимпанк и приключения Молли на боевом бронепоезде за Краем мира?!
*пара глав спустя*
Вода, вода, вода, Молли, ты особенная, вода, вода, вода…
О, привет хорошо прописанный интересный персонаж. Пока, хорошо прописанный интересный персонаж.
*ещё глава спустя*
А почему ЗА краем мира так же, как и по эту сторону?
*ещё глава*
О, интересная и колоритная хижина могущественной колдуньи, куча магических примочек, харизматичных сцен, интересные мысли и действительно необычный взгляд на обучение магии (да и на саму природу магии в целом). Это действительно интересно читать. Так, сколько там от книги прошло?
Две трети?!
О, привет, говорящая оторванная голова харизматичного и хорошо прописанного персонажа. Ты тоже никак не повлияешь на приключения или развитие Молли как персонажа, не так ли, а потом просто внезапно пропадёшь из повествования?
*пара глав спустя*
Ну хоть повеселил, уже хорошо.
Ладно, что там дальше? Вода, вода, вода, Молли, ты избранная, вода, вода…
*Предпоследняя глава*
О, наконец, дело, ради которого Молли и прошла весь этот длинный и тяжёлый путь (или, скорее, ещё протащили по этому пути на загривке исконно славянского медведя). Огромный, готовящийся к извержению вулкан, магические существа, Молли, которая покажет себя во всей красе, все, чему научилась…
А, нет, девяносто процентов дела выполняют за неё.
Ну ладно.
Зато она осознала, что готова бороться за этот, ставшей ей родным, народ. За эти земли, за природу и сущность магии против бездушных машин и запутавшихся в своих суждениях соотечественников.
Это её война. Она не может просто так отступить.
Слишком многое поставлено на карту.
*Эпилог*
Молли бросает все и возвращается домой в стимпанк.
Где и ловят при первом же появлении в городе.
Ну ок.
Конец.
*держа книгу в руках после прочтения*
Эмн. Это что я такое сейчас прочитал?
Подростковое фэнтези? Да, отчасти. Но явно не приключенческое – приключений с гулькин нос. Да и подросткам будет банально скучно продираться сквозь всю эту бесконечную воду событий, которые не влияют ни на мир, ни на персонажа Молли, не решают её подростковых проблем, не ставят глобальных целей.
Стимпанк роман? Тогда где стимпанк, я вас спрашиваю?
А Молли? Да, она типичная избранная, самая сильная, так уж вышло, способная, умная, отлично знает все на свете, но при этом обманчиво хрупкая и влюбчивая маленькая леди. И все, абсолютно все, скачут вокруг на цыпочках, делая за неё всю работу. Ведь если чуть-чуть вдуматься, что Молли сделала самостоятельно? Сбежала из города? Нет, ей помогли и буквально вынесли на загривке. Она добилась того, чтобы её обучили владеть своими способностями? Да нет, её заставляют учиться. Она «запечатала» вулкан? Нет, главная ведьма взяла на себя большую часть опасностей, а «тянуть цепь» ей, по итогу, помогали её друзья. Остановила наступление злой стимпанковской армии? Нет, ей помог местный магический «бог» магии, накачав силой.
Эмн…
Стоп! Так Молли же самая типичная Мэри Сью!!!
*переводит взгляд с Молли на огромную кучу романов мэтра отечественного фэнтези*
Шта?
rezviy-homiak, 9 марта 2019 г.
Немного не этого ожидала я, начиная слушать книгу. Рассчитывала на паропанк, стимпанк, которые очень люблю, но которые редко читаю. К тому же очень хотелось наконец познакомиться с творчеством Перумова. А в результате получила совсем не то.
Книга начинается как стимпанк. Паровые машины, бронепоезда, машины, магия под запретом, зато наука процветает. Идёт война. В какой-то степени происходящее в книге напомнило мне книгу Скотта Вестерфельда — Левиафан . Там что-то подобное происходит. У девочки просыпается дар к магии, магия под запретом, семья в опасности, значит нужно бежать. Вот с этого момента стимпанк и заканчивается. Начинается какое-то славянское фэнтези, а вот его я не люблю. Обучение Молли, оказавшейся супер-волшебницей, происходит на земле русских. Обучает её весьма коллоритная бабулька, напоминающая Бабу Ягу. Нет, простите, но мне не нравится. Любовная линия тоже не понравилась. Детям 13 лет, а всё туда же. Хотя может я просто старею.
Читать продолжение желания нет, хоть вторая часть и обещает, что события будут происходить в других декорациях, и что будут сюрпризы в сюжете.
Слушала в исполнении Михаила Мурзакова. Отлично прочитана книга. Михаил голосом выделяет каждого персонажа, особо не коверкая при этом голос. Достойный пример профессионального озвучивания книг.
gamarus, 6 июля 2018 г.
Наверное, придётся говорить достаточно банальные вещи применимо к этому произведению, но так оно уж получилось — все его недочёты лежат на поверхности и очевидны любому неискушенному читателю.
Как, пожалуй, и многие до меня, беря книгу в руки, я наделся для себя сделать некую перезагрузку творчества Ника Перумова, с которым я разорвал отношения более десяти лет назад. Хотя то, что выходило из под его пера в конце 90-х — начале 2000-х мне очень даже нравилось.
И, казалось, повод достаточно существенный: новый мир, интересное смешение популярных ныне жанров, ориентация на подростковую аудиторию (что меня часто подкупает) и, в конце концов, качественное издание с иллюстрациями — всё так и манило меня попробовать дать второй шанс этому Автору. И несколько первых глав даже как-то меня приободрили и наполнили энтузиазмом, несмотря на некоторые шероховатости языка и обилие специфических терминов. Ну, право слово, неужели Перумов не задумывался, как все эти многочисленные дретноуты, ползуны, гаубицы, мониторы и т.п. выползающие из каждой страницы воспримут 13 летние читательницы (а думается, книга адресована более всего им)? Но чем дальше я продирался в лесные чащи, тем все больше меня охватывало уныние. Приятная и перспективная поначалу героиня не получила развития, оставшись лишь картинкой в книге, и интересные идеи по поводу столкновения двух миров: западного — индустриального и славянского — первобытного, получились неглубокими, шаблонными и без должного огня. Я бы сказал, без души. Не получилось и подростковой драмы. Все тревоги и метания Молли получились ненастоящими, надуманными и совершенно не волновали меня. Взять хотя бы побег из дома. Благополучная семья, прилежная умница дочь и, о боже, испугалась, что её арестуют и, наплевав на чувства любящих (тут бы надо подчеркнуть), родителей пустилась в странствия. Слишком уж притянуто. Впрочем, вспомнила она о них таки, но уже ближе к концу книги. Ну и на том спасибо.
Второстепенные персонажи и спутники юной чародейки, тоже получились блеклыми и безынтересными. Хотя, казалось бы, русские оборотни дают такую пищу для фантазии... Но нет, тут привалилась к тёплой шкурке, там использовала как средство передвижения... в общем, детский сад. Тут даже «Сумерки» Стефани Майер, со своими перекаченными оборотнями-индейцами выглядят интересней.
Пожалуй, лучшие главы это обучение у зловредной старухи-ведьмы. Да и здесь Автор пожадничал на эмоции. Нет ни должного напряжения, ни разухабистого веселья. Так, для галочки: пара шуток, пара острых моментов... Ску-ко-ти-ща!
Не стану отрицать, определённая интрига в судьбе Молли все-таки есть, но читать ещё два многословных тома чтобы, скорее всего, опять зевать и бороться со сном, в итоге не получив никаких откровений, дело весьма сомнительное. Книгу прочитал с месяц назад, и если в первые дни было желание заглянуть и посмотреть, как будут развиваться события, то с каждым днём это желание таяло и сходило на нет.
Подводя итог, скажу, что открыть для себя заново творчество Ника Перумова, к сожалению, не получилось. Возможно, только пока. Я всегда за второй и даже третий шанс.
Thornbird, 17 апреля 2018 г.
Сразу честно признаюсь — Ника Перумова, конечно, знаю давно, с подросткового возраста, но поклонницей его не являюсь. Считаю его фэнтези слишком вычурным, сказочным и потому не особенно правдоподобным. Тем не менее, подростковый паропанк (если судить по аннотации и обложке) от все-таки знакомого автора привлек внимание — купила для десятилетнего сына, ну и сама заодно прочла) Сразу замечу, что скорее всего среднестатистическую девочку начало отпугнет. Слишком там много мальчишеского — с соответствующей тематикой, терминологией и перегруженностью техническими деталями, совершенно не имеющими отношения к сюжету. То, что обычно интересует девочек, т.е. межличностные отношения героев, чувства, эмоции, сопереживания, будет только во второй половине романа, но прописано оно все равно как-то по-мужски сухо, поверхностно, не цепляюще. Романтическая линия вообще скомкана до ужаса. Возлюбленный героини (медведь-оборотень), чтобы не нужно было придумывать диалоги с ним и как-то развивать отношения, попросту постоянно остается медведем, мычит, рычит и т.д.
Героиня получилась какая-то не цельная. Вот сколько пыталась ее себе представить и все никак не могла... По началу она казалась бесчувственной, как чурбан, даже черствой. Потом — излишне истеричной, по любому поводу какие-то вопли, слезы и полный хаос в мыслях. Ее потоки сознания через какое-то время начали утомлять. Ну, насчет хаоса еще напишу дальше. Это касается всего произведения в целом.
Далее насчет языка. Боже, это какое-то издевательство! Сначала думала, что это стиль такой, что привыкну, втянувшись. Но нет — спотыкалась на каждом рваном предложении и на каждом нагромождении терминов и имен собственных, настолько грубо и обильно в самом начале понатыканных, что просто диву даешься... Скажем, в «20 тысяч лье под водой» полно всякой-разной морской и научной терминологии, но читается-то гладко, на одном дыхании... Видимо, потому что автор имел талант и вкус, чтобы грамотно структурировать предложения, а также сплетать их воедино в общую канву. У Перумова даже однородные члены с придаточными конструкциями зачем-то становятся отдельными предложениями... И время буквально в каждом предложении используется то настоящее, то будущее, то прошедшее... Получается какая-то каша. Может, сейчас так модно... В любительском онлайн-чтиве еще и не такое встречается... И да, иногда такое допускается для выразительности, но чтобы постоянно... не знаю, не знаю... Это все-таки печатная книга, детская литература... Не ожидала такого от профессионального автора.
О героях. Вот я не знаю... искусственные они какие-то... практически все... Возможно, причина кроется вот в чем... Мне вообще показалась диковатой идея совместить героев русских народных сказок, русский мир, приправленный советской и крестьянской клюквой, и Англию в духе паропанк 19 века с намеком на фашизм, да еще приплести сюда магию из фэнтези с метанием огненными шарами, ну и оборотней до кучи... В моем понимании такая эклектика безвкусна и диковата. Цельной картины такого мира не сложилось совершенно... Не соблюдены законы элементарной стилистики и эстетики... Ну, грубо говоря, бабки-ежки, волшебные оборотни и мужики в тулупах с ворованными у англичан винтовками, идущие на front против английских танков, бронемашин и бронепоездов... а между ними девочка-маг, то стреляющая из пушек и пользующаяся чем-то вроде телекинеза, то поджигающая или замораживающая силой магии, то усмиряющая какой-то разбушевавшийся вулкан... Кошечка еще при ней для милоты... это уже, кажется, похоже на аниме, там всегда героиню должен сопровождать кто-нибудь няшный. А у одной бабы Яги (именуемой в романе Старшей) еще в доме живет некая «голова профессора Доуэля», с которой она премило беседует по-английски, делает ей укладку и т.д. Голова вообще-то принадлежит какому-то плененному английскому командующему, которого она обезглавила и не посадила его голову на кол, как обычно, а решила поставить у себя дома для развлечения... Как все это вообще возможно совместить в одном мире, вполне справедливо спросите вы?) А все очень просто! Все дело в некоем глобальном катаклизме, который и привел к такому вот нелепому «постапокалипсису»... Ох уж мне эти катаклизмы!)) В общем, перебор... Не? Для меня — определенно.
Ну и по поводу окончания. Это первая книга из серии, так что полноценного окончания не ждите. Что будет с героиней, не понятно. Нужно читать другие книги, но я уже не буду.
Как-то так. Ставлю 5 баллов, потому что все-таки не совсем ужасно (в смысле бывает еще ужаснее)). Много деталей, необычный сюжет, хоть и не в моем вкусе. Плюс делаю скидку на «детскость». Вообще-то я все-таки рассчитывала на полноценный паропанк... ну можно было его совместить с качественным славянским фэнтези, скажем... но уж точно не так, как это сделано в романе...
PS: Насчет упоминаемого многими патриотизма. Да ну — шутите что ли. Ни уму ни сердцу. Научить любви к чему-то русскому сие произведение едва ли может. Да и кто целевая аудитория? Иностранные дети, которые должны проникнуться пониманием к тулупам? Сомнительно...
Еркфтвгшд, 5 ноября 2017 г.
И всё-таки Перумов — мейнстримщик.
СНГ захлебнулось ХИ по фентези-произведениям? Ну вот вам крайне «свободные фанфики по Толкину за скромным именем автора» (хотя ни Толкин, ни его наследники разрешения на подобное не давали).
Стало популярным D&D? Ну вот вам Упорядоченное с некромантом (эта ветка его творчества мне более ближе и понятней).
Россию хают на международной арене все кому не лень? Ну вот «патриотический стимпоп-роман для подрастающего поколения»...
Честно, ничто не предвещало беды, а потом на страницах оказались «рускиз в тулупах» и страницы у книги резко стали ватными...
Читать это хорошо в подростковом возрасте, когда в мозгах пусто, а в сердце — чисто. Когда читаешь и выносишь для себя некие уроки о добре и зле, а не выносишь себе мозг симуляцией реальности автором. В противном случае возможны противопоказания — эдак в валенках проснуться можно, да и в обнимку с медведом.
RashKo, 26 октября 2016 г.
Ох, и разгулялся нынче на просторах фантастики нашенской и ненашенской жанр, условно обозначенный как «стимпанк». Почему условно? В основном потому, что сейчас этот ярлык норовят налепить на всё. Изначальная, гибсоно-стерлинговская чистота и заложенные каноны жанра (поначалу задумывавшегося как занятный эксперимент — попытка совместить ужасные антиутопические реалии мрачного киберпанковского будущего с не менее ужасными реалиями подлинного викторианского прошлого «доброй старой Англии» под общей эгидой веры в технологический прогресс и пугающую рассудочную мощь «мыслящих машин») давно уже погребены под колоссальным нагромождением непойми чего. Из первичного рецепта выдернули несколько основных ингредиентов (паромобили/дирижабли/револьверы/шляпы-цилиндры и т.п.), швырнули в котёл — и следом валят в этот котёл кто чего горазд. Магию, орков и эльфов, огромных паровых человекоподобных роботов, чудеса электричества, биотехнологии, богов и демонов... И всё — «стимпанк, стимпанк, стимпанк!..» А бурлящее в котле варево стремительно меняет цвет и запах, и сам уже не знаешь, чего ждать, попробовав его в любую секунду — то ли райской амброзии, то ли пронесёт как из трубы.
Представьте, что вы приходите в самые разные рестораны, открываете меню — и там абсолютно ВСЕ блюда, в которых есть свекла, названы «Борщ».
В чём же причина? Надо полагать, в пресловутой эстетике стимпанка. Спору нет, всё это — величественные дирижабли в небесах, локомотивы, плащи и шляпы-цилиндры — выглядит очень стильно. Вот этот стиль и пытаются придать своему произведению многочисленные авторы. (Хуже то, что многочисленные возникающие проблемы например технического характера они ничтоже сумняшеся решают введением всяческих магий и гоблинов, не задумываясь, нужно ли это произведению). К тому же следует отдать должное — среди таких поделий немало и хороших, годных вещей. Плохих, конечно, как всегда больше — но тут уж увы.
В общем, как жанр паровоз-стимпанк ещё пропыхтит немало, таща за собой прицепом целый состав «стимпопа» (этого вот эрзац-стимпанка), вереницу вагонов, груженных волшебными элфами в цилиндрахЪ и гнумами в очках-гоглах. Потому что — МОДНО.
...Так что удивительно было бы, если б за стимпанк не взялся Ник Перумов.
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
Как обнаружил я, взяв книжку с прилавка в книжном и прочтя аннотацию, цикл про Молли Блэкуотер задуман Перумовым не просто как подростковый фэнтези-стимпанк. Это, извольте знать, ПАТРИОТИЧЕСКИЙ (по мнению, судя по всему, большинства фанатов) подростковый фэнтези-стимпанк! в котором паровая «Бриатаннская империя» ведёт войну с колдовскими «варварами-ROOSKIEZ», которые... В принципе мне этого хватило чтобы книжку закрыть и положить обратно: и спокойно дождаться халявной интернет-версии.
О, нет, я вовсе не антипатриот. Совсем наоборот: я люблю своё российское отечество, желаю ему разрешения всех текущих внутренних и внешних проблем и счастливого будущего, и никуда не хочу из него уезжать. И вот именно поэтому ко всяческого рода «патриотическим» вещам отношусь крайне настороженно. Потому что «обучение молодёжи патриотизму» у нас сейчас, увы, переживает серьёзный «кризис жанра» и нередко скатывается до профанации.
Теперь же учить молодёжь родину любить взялся Ник Перумов.
Когда писать про великий и непобедимый русский народ берётся человек, благополучно съехавший в Америку и предпочитающий «болеть душой» за Россиюшку на уютном безопасном расстоянии — это не то чтобы плохо, но к такой книжке подходишь с двойным вниманием. Ибо интересно, не позабыл ли он там на чужбине родные реалии, и про какую собственно Россиюшку он писать намерен — про настоящую или про свои «фантомные боли» по небывалому. У Набокова, например, получилась прекрасная «Ада», сочетающая любовь автора как к России так и к США. У Перумова же... Открываем книжку?
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
Как выясняется, мир Молли Блэкуотер — не совсем наш. Возник он в результате некоего «Катаклизма», «перемешавшего времена и земли» — так, что Британские острова викторианской эпохи сделались полуостровом и присоединены теперь непосредственно к «суровым заснеженным (а то как же иначе) землям варваров».
«Бриатанния» — не то королевство, не то империя: в первой книжке автор единожды упомянув империю потом отделывается только и исключительно «Королевством». (Во второй книжке таки выясняется что всё же империя, правда какие ещё земли-колонии-сателлиты есть под властью этой империи — не раскрывается). И она как и полагается вся такая стимпанковая-престимпанковая: на пару работает абсолютно всё. Не только поезда-автомобили-заводы-пароходы — но и паровые печатные машинки, и паровые чертёжные доски (эм, што?). У власти как и положено «Её величество», опирающееся на «пэров», графов и прочих буржуев.
И разумеется всё по канонам стимпопа, где в викторианоподобном паровом обществе есть лишь три профессии — либо аристократ, либо рабочий на заводах, либо безумный учёный. Всюду угольная гарь, вонь, чадЪ, мракЪ, дымЪ и полный трындецЪ экологии. При этом не совсем понятно, чем вызвано столь широкое распространение паровых приблуд. Как будто просто тем, чтоб было как можно больше дымящихся железяк. Вспомнить Гибсона и Стерлинга: в их «Разностной машине» повсюду, буквально повсюду были всякие рекламные плакаты и лозунги, мелкие прибамбасы, погоня за модой — так, что этот мир казался живым, ярким и нестерпимо вонючим! так, что читатель сразу понимал — текущее загрязнение всего вызвано постоянным производством чего-то для ненасытного молоха общества потребления. А у Перумова — «Экскаваторы добывающие металл ради постройки новых экскаваторов». «Стим» (и проистекающий из него «-панк») тут не средство, и даже не цель, а декорация — шаблонная и потому малоинтересная любому кто прочитал из жанра хоть что-то кроме этой книжки.
Ещё в этом мире есть магия. Которая плохая ибо ненаучна и неконтролируема (а ещё от неё человеки взрываются), и потому за её носителями охотится Имперская <инквизиция> служба безопасности под названием Особый Департамент, которые смотрят на людей в особую камеру типа фотоаппарата и видят, колдун он или нет — и всех у кого есть магия «закрывают». Идея «борьбы прогресса против магии», разумеется, настолько невероятно и невыносимо оригинальна, что... в общем, было-было-было.
Так как для постоянного кормления экскаваторостроительных экскаваторов нужны дрова и уголь, Королевство ведёт экспансию на север, где сплошная тайга и где обитают варвары под названием «rooskiez». С варварами типа нельзя договориться потому что они используют магию, а потому их всех необходимо EXTERMINATE. Правда отчего-то получается слабовато. Пленных варваров гонят в Королевство, где они в оранжевых жилетках под присмотром «констеблей» (конечно же) подметают улицы и чинят фонари.
Дальше — rooskiez. Северные варвары, прошу любить и жаловать. Владеют магией, живут в <лесу молятся колесу> бревенчатых деревне-городах, носят вышиванки и вешают под потолочные балки связки сушёных трав. Честные-гордые-благородные, сражаются с Королевством за свои земли, «чужой земли не хотим ни пяди — но и своей вершка не отдадим»... и всё прочее, необходимое чтобы сыграть на самолюбии русскоязычной ЦА и поднять продажи книжки.
Знаете, что мне мешало проникнуться? То, что при чтении про «rooskiez» я не раз изумлённо поднимал бровь с одной мыслью — «эм, а это вообще КТО?»
- НО при этом носят только и исключительно обожаемые современными смехотворными «неоязычниками» имена вроде Всеслав, Светозар, Вышегор, Предслава, Мечеслав и тэ дэ, и тэ пэ;
- НО при этом, по словам одной из героинь, Катаклизм их застиг в период когда у них были «первые литые пушки и пищали» — на секундочку, пушки на Руси появились в конце XIV века, ориентировочно четыреста лет после крещения Руси, когда уже давно вошли в обиход привычные нам христианские имена;
- НО при этом христианские имена всё равно rooskiez известны — кота одной из героинь зовут Vasilii;
- НО при этом они употребляют совершенно не соответствующие Древней Руси выражения — например, идти «na front» (даже в словаре Даля, «фронт» — всего лишь армейский строй, а ещё не театр военных действий);
- НО при этом аутентичности в их словах особо нет, не считая пословиц-поговорок — магию они зовут «магия» (а не «волшба», «чары» там), кракенов — кракенами (а не «полипами» или ещё какими восьминогами)...
В общем, не русские а какая-то сборная солянка из разделённых целыми веками стереотипов о народе, слепленных в один ком и ляпнутых на тарелку читателю — нате жрите, пожалуйста. И как-то без любви, без теплоты подан этот харч: без всяких приятных деталек быта, которые бы сделали описываемый народ симпатичным в глазах читателя. Просто надо было сделать антагониста паровой Бриатаннии (прописанной, невзирая на свою нелогичность, несравненно ЛУЧШЕ и тщательней) — окей, сделали.
Откуда взялось пышноцветье «типа rooskih» имён — гадать даже не приходится, учитывая любовь Перумова к этому всему современному сляпанному на коленке «родноверию», фанатики которого упоённо лепят себе типа «родные» имена — опять-таки все эти Ратибор, Мечеслав, Вышеполк, Яйцеслав, Велемуд... и прочий пыр-дыр-дыр. С полным игнорированием того факта, что такими кудрявыми именами только знать имела право зваться — а простой народ носил славные имена Дурак, Пузо, Чёрт, Кочерга, Упырь и так далее...
Перумов в очередной раз написал не про настоящих русских, а про какую-то свою фантазию, густо замешанную на кондовых представлениях о родноверии. Этакий сон Веры Павловны. Вопрос в другом: если книжка ориентирована на патриотические чувства — будет ли читатель ассоциировать себя с этими вот фальшивыми русскими? Может я слишком циничен, но у меня при прочтении ни малейшего душевного сопереживания этим непонятным, невесть откуда вынырнувшим квазирусским не возникло, хотя вроде должно было. А ведь книжка ориентирована на детей, и что же они подумают, пытаясь сопоставить этот сон Веры Павловны с тем, чему их учит история?
Непродуманность и небрежность — худшее, что можно себе позволить в литературе для подрастающего поколения. Которой вроде бы следует наставлять, учить и прививать любовь и уважение. К своей стране и к своему народу. Настоящему, а не каким-то даже на стереотипную «клюкву» не тянущим варварам, как будто специально рассчитанным скорее на зарубежных малолетних читателей и последующий перевод книжки на английский, чтобы ещё и на Западе баблишка подрубить...
Ну, про что ещё не сказал? Про персонажей. Исправим. Есть главгероиня — девочка с косичками, у которой папа доктор а мама викторианская пустоголовая кукла, но при этом девочка — пацан в юбке и технарь по складу мышления, рубящая в любой механике (непонятно откуда) и чертящая чертежи.
Это про персонажей всё. Другие внимания не заслуживают.
Это правомочно — но боже моё, сколько же уже литературы написано на эту тему ДО Перумова, и сколько же будет написано ПОСЛЕ!
В итоге... Сугубое кратковременное развлечение. Не обременяющее мозг, достаточно «дырявое» и нелогичное чтобы диагностировать недостаточную проработанность, ценное преимущественно антуражем и ни в коем случае не годное для воспитания каких-либо реальных патриотических чувств.
Хау.
Родион Хомяков, 5 августа 2016 г.
Около 8 лет не читал Перумова и с прежних времен у меня осталось только негативное впечатление от его корявых многотомных поделок в жанре «эпическое месиво». Я посмеивался над очередной попыткой гальванизировать труп Упорядоченного в новых «Хрониках Хьерварда» и даже не предполагал, что когда-нибудь снова возьму в руки творение Капитана Уртханга. Тем не менее, по чистой случайности, этот момент настал.
Действие романа начинается в стимпанковом-престимпанковом мире, в городе Стимпанковске, где есть очень много steam-а и не меньше punk-а. Унылые фабричные ландшафты, трубы извергающие дым, паровая почта — буквальное следование канону жанра, без малейшей даже попытки чем то его расцветить или обогатить. Если одежда — то уж непременно кожаный шлем и «консервные очки», если уж «угольная пыль», то в каждом абзаце. Где мы могли это видеть? О, да практически везде.
Речь в романе идет об Империи, но несмотря на постоянные отсылки к Британии викторианской эры, режим государства скорее напоминает некую разновидность оруэловского технофашизма, с патрулями Минилюба, опустившимися пролами, обитающими за ржавыми опорами монорельса и условной элитой «внешней партии», находящейся под постоянным контролем. Империя рвется на Север, за ледяные вершины гор, на дикие заснеженные просторы, которые я для инструментального удобства буду называть Сайбирия. Населяют Сайбирию, разумеется, русские, и я не стану для кокетства писать это слово транслитом.
Итак, с одной стороны барикад — суровая тоталитарная империя, живущая исключительно бронепоездами и канонерками. К слову говоря, мне вообще непонятна природа всего этого парового расточительства. В реальном мире, промышленная революция призвана была обеспечивать возросшее потребление, но в Норд-Йорке, похоже, жители довольствуются самым малым, а все ресурсы брошены на алтарь индустриализации. Не думаю, что профиль позднесоветского моногорода, где все трудятся на заводе, а воздух отравлен выхлопами близлежащего ГОКа — это что-то имеющее минимальное отношение к Британии. Впрочем, возможно, что Норд-Йорк — это отсылка вовсе к Нью-Йорку, а к Норильску.
Империя пытается колонизировать соседние территории с неизвестной для нас целью(ценные ресурсы — это, надо полагать, урановая руда ,не ради леса же заваривать такую кашу) ,но избирает для этого наиболее бессмысленный и затратный путь. Вопрос: как покорить необозримые таежные просторы, если у вас даже нету КАРТ МЕСТНОСТИ. Провести предварительную разведку? Наладить контакты с местными племенами? Посылать мобильные отряды, хотя бы на тех же многократно упомянутых локомобилях? Нет, правильный ответ: построить железную дорогу и пустить по ней бронепоезд.
На мой взгляд, местным русским не хватило стратегического видения ситуации. Зачем бросаться в суицидальные атаки на рельсы, если можно, скажем, пройти в двух километрах от ветки, а вернувшись к ней ночью, медленно и с расстановкой растащить шпалы на дрова. При этом, все, что может противопоставить грозная империя — три бронепоезда. ТРИ. И, подчеркиваю, действие даже не происходит в тысячах километров, весь замес творится в половине дня пути от Норд-Йорка.
Конечно, в реальной Британии пресса бы подняла вопрос о целесообразности подобных операций, а парламентские дебаты и окончательно поставили бы на них крест. Но местного Лорда Пальмерстона, очевидно, сослали в ГУЛАГ за недозволенную магию, а будущий Дэвид Ливингстон так и не смог отправиться в экспедицию к русским по причине крайней занятости в цеху по производству заклепок для клапанов. Не удивительно, что при подобном ведении дел этот механический цирк на колесиках бездарно сливает самым натуральным ополченцам Козьмы Минина с пищалями(ну, и небольшим довеском исконной словѣнской магии).
Можно бесконечно поражаться глупостям и несообразностям этого слепленного на коленке мира, потому, что сказать о сюжете и о персонажах как раз почти нечего. У нас есть Девочка с котом — ничем не примечательная копия Лиры Белаквы из трилогии Пуллмана «Темные начала». У нас есть ее пропавший приятель. У нас есть пленный русский. Больше у нас нету ничего — ни Лорда Азриеля, ни миссис Колтер, даже медведи здесь не настоящие(и панцирей не носят, и водку не пьют).
Единственное,что может предложить нам автор — это тупая, как обух идея противостояния алчного англосаксонского империализма и суровых, но гордых и исполненных достоинства «русских» туземцев. Мотивация? А, к черту ее: англичане просто злые и как завещал классик, «нет такого преступления, на которое капиталист бы не пошел ради 300% прибыли». Ну, а русские, конечно, круты — круче и индейцев и шотландцев вместе взятых. И хлеб у них ароматный, не то, что в Империи. И колбаса докторская по 2.20.
Короче говоря: пустота, кромешная темнота и тщета. А ведь у этого еще должно быть продолжение. А ведь это еще и называется «литературой для подростков».
kathakano, 19 июня 2017 г.
Существуют действительно интересные подростковые романы, которые интересно почитать и взрослой публике. Но не в этот раз. Невыразительные главный герой и ее серое окружение. Какая-то натянутая глобальная проблема, где кульминация просто откровенно попахивает халтурой. Характер главного героя похож на желе. Сопереживать никак не хочется, а от этого становится довольно скучно. Здесь нет драмы, юмора, каких-то умных или назидательных мыслей, исключение составляет лишь короткие уроки английского языка, которые не играют абсолютно никакой литературной роли. На этом первом романе цикла про мисс Молли, пожалуй, мое знакомство и остановится. Сомневаюсь, что дальше будет что-то более интересной и новое.
YanaD16, 6 марта 2017 г.
Мне кажется, книге не очень обоснованно дали рейтинг 16+. Не зря же я купила её в разделе детской литературы.
12+ здесь, имхо, будет в самый раз по атмосфере.
Первый раз читаю этого автора.
Честно говоря, всякая машинерия вгоняет меня в тоску, поэтому описания разных паровых чудовищ читала через строчку.
Что касается общей идеи...
Неожиданно. Стимпанк с примесью славянского фэнтези. Люблю его, однако, здесь особо не зацепило.
Альтернативные британцы против альтернативных русских. Причём русских то ли времён гражданской войны, то ли язычества. В общем, ещё один микс.
Плюс добавка русских народных сказок:
Некоторые места в книге и вовсе удивили
Из плюсов отмечу героический образ народа в стиле «Русские не сдаются!», трактовка русских выражений представителями Королевства, общую проработанность стимпанка и несколько забавных, трогательных моментов.
Некоторые сравнивают эту книгу с произведением Пулмана. Для меня сходство здесь минимально и поверхностно: девочка и медведь, некое «наложение» миров.
Надо почитать другие книги Ника Перумова. Очень надеюсь, что понравится больше.
shpotik65, 22 мая 2017 г.
Прекрасный новый роман Н.Перумова в стиле приключенческо-фантазийном для детей. Начала всех циклов Нику удаются прекрасно. Так и в этом случае. Девочка-подросток Молли Блэкуотер — обычная девчонка-сорванец ,живущая в стране где всем движет пар. Но вместо моды , нарядов и балов ее интересует устройство машин и механизмов. Империя ведет отчаянную борьбу с северными варварами -русскими , но и внутри империи идет борьба — с магиками. Магия появилась в этом мире после катаклизма , соединившего Великобританию и Русскую равнину. С магиками борется Особый Департамент. Спасая приятеля Молли неожиданно обнаруживает магию в себе. Чтобы уберечь родных и спастись самой девочка устраивается на бронепоезд и попадает на фронт. Она проявляет себя в бою но попадает в плен. Там Молли подружилась с оборотнями Всеславом и Волькой и попала в ученицы к русской волшебнице. Помогая усмирять готовый взорваться вулкан девочка едва не гибнет. В благодарность русские отпускают ее домой. По пути она попадает под удар имперских бронемашин и , защищая госпиталь в деревне , сжигает технику но и сама едва не гибнет от пламени собственной магии растрачивая ее без остатка. Книга читается очень легко , увлекательно. Как всегда у Перумова герои не шаблонны , многоплановы . Нет черно — белых сторон . Чем и интересны. Им искренне сопереживаешь. Сюжет не усложнен , но и не тривиален , не обычные для этого жанра ходилки — стрелялки — колдовалки . Очень рекомендую любителям нетривиального качественного фентези.
Eugeniashaffert, 31 июля 2016 г.
Книга, в которой я не нашла ни единого достоинства. Она вроде бы ладно сшита, четко по лекалам: автор использовал все более-менее выигрышные шаблоны (уже миллион раз опробованные), объединил модный стимпанк с еще более модным «ойтыгойесишным» славянским фэнтези, рассыпал щедрой горстью шутки и подмигивания современному читателю (к примеру, одна из одноклассниц героини Молли зовётся «задавака Кейт Миддлтон»). В итоге получилось лубочно, неинтересно, предсказуемо и как-то неловко за автора — ну хоть чем-нибудь бы удивил, хоть бы что-нибудь добавил в эту книжку для подростков, что уже не сочинили бы другие, хоть бы какой поворот сюжета выдумал, который ты не предугадаешь заранее.
Оба мира, в которых оказывается героиня, так и хочется назвать «локациями», настолько они не художественны, недостаточно продуманы (точнее, продуманы какими-то кусками, типа «тут помню, а тут — не помню»), схематичны. Первый — стимпанковский — получился пустым. Смысл изобретений, о которых пишет автор, не всегда и не вполне понятен, взять вот паровую пишущую машинку, которой дома папа Молли якобы не пользовался, а в поездках она была незаменима. Почему это? Разве не слишком громоздко возить её с собой? И примерно так же — вопросы, противоречия — реагируешь на остальные выдумки автора, впрочем, их довольно мало, выдумок-то. Ну разве что разнокалиберное паровое оружие, дредноуты, о которых говорится чрезвычайно много, и прочее подобное. Город как будто пустой: представить его улицы, архитектуру, жителей довольно трудно, как-то не затрудняет себя автор подробными описаниями, ясно только, что там зима и ветер, есть какой-то городской транспорт. Понятно только, что условные чопорные англичане, жители этого мира, воюют за прогресс и утверждение своего мира во всём мире. Второй мир — это мир магии, населённый справедливыми и близкими к природе rooskies, там есть ведьмы разного калибра, самая мощная из которых — баба Яга, оборотни, избы, бани, всё время зима, картошка на обед и touloupes на голое тело.
Если вы ждете какой-то психологизм или интересный неожиданный диалог — сходите за другой книжкой. В этой всё — конфликты, нравственные акценты, герои — однозначно, просто и не интересно. Буду ли я читать продолжение (впереди ещё две книги)? Да ни за какие коврижки!
Интересно, что я со своими оценками, кажется, вне мейнстрима: книжку про Молли Блекуотер хвалили в недавнем номере «Мира фантастики», а в рецензии Дарьи Зарубиной в новом номере «Октября» и вовсе предлагается «позволить тексту увлечь и захватить себя». Я-то не позволила и другим не советую, но вы, если что, имейте в виду, что те рецензенты, которые не читают тонны подростковой фантастики, как это делаю я, куда менее придирчивы и критичны, и может быть имеет смысл прислушаться именно к ним.
Возраст читателя: 10-14 лет (героине — 12 лет)