Наоми Новик «Чаща»
- Жанры/поджанры: Фэнтези (Героическое фэнтези | Научное фэнтези )
- Общие характеристики: Приключенческое | С ярко выраженной любовной линией
- Место действия: Альтернативная история нашего мира (Земли) (Европа (Восточная Европа ))
- Время действия: Средние века
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
Дверник – деревня в Польнии, расположенная в живописной долине. Реки здесь быстры, горы высоки, жители дружны. Вот только рядом с Дверником находится Чаща – таинственный лес, живой и жестокий. Он похищает людей, лишает их воли и изменяет до неузнаваемости.
В Двернике и живут Агнешка и Кася, подруги, любящие друг друга как сестры. Их счастливые дни омрачает лишь одно: они знают, что однажды им придется расстаться. Скоро в деревню прибудет Дракон, могущественный волшебник, единственный, кто может уберечь поселян от тлетворного влияния Чащи, которая не щадит ни детей, ни взрослых, оставляя в них навеки следы порчи. Но цена за освобождение от кошмара слишком высока: раз в десять лет Дракон забирает в свою башню самую красивую и самую талантливую девушку. Ни у кого нет сомнений, кто станет его следующей жертвой – Кася. Агнешка люто ненавидит Дракона и знает, что никогда не смирится с потерей. Но в этот раз он сделает неожиданный выбор, забрав ту, которая изменит жизнь всей Польнии.
Входит в:
— антологию «Nebula Awards Showcase 2017», 2017 г.
Награды и премии:
лауреат |
Список рекомендованного чтения от Американской библиотечной ассоциации / Reference & User Services Association - The Reading List, 2016 // Фэнтези | |
лауреат |
Небьюла / Nebula Award, 2015 // Роман | |
лауреат |
Локус / Locus Award, 2016 // Роман фэнтези | |
лауреат |
Мифопоэтическая премия / Mythopoeic Awards, 2016 // Мифопоэтическая премия за произведение для взрослых | |
лауреат |
Британская премия фэнтези / British Fantasy Award, 2016 // Роман — Премия им. Роберта Холдстока (лучший фэнтези роман) | |
лауреат |
Премия «505 по Кельвину» / Premios Kelvin 505, 2017 // Переводной роман для подростков (США) |
Номинации на премии:
номинант |
Гудридс / The Goodreads Choice Awards, 2015 // Подростковые фэнтези и научная фантастика (17 315 голосов) | |
номинант |
Премия «Спутник» (США) / Sputnik Awards, 2015/2016 | |
номинант |
Хьюго / Hugo Award, 2016 // Роман | |
номинант |
Всемирная премия фэнтези / World Fantasy Award, 2016 // Роман | |
номинант |
BooktubeSFF Awards, 2016 // Роман |
- /языки:
- русский (1), английский (2), украинский (1)
- /тип:
- книги (4)
- /перевод:
- С. Лихачёва (1), М. Пухлий (1)
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Solnechnaja, 8 июня 2016 г.
Роман Наоми Новик – явный фаворит главных фантастических премий. В мае этого года он уже удостоился Небьюлы и номинирован ещё на три: Хьюго, Локус и Мифопоэтическую. Ситуация складывается интересная, так как по аннотации Uprooted (который можно перевести как «Выкорчеванные» или «Вырванные с корнем») – это тривиальное женское фэнтези с уклоном в янг-эдалт, сдобренное для поднятия возрастного рейтинга некоторым количеством насильственных смертей. Так-то оно так, но не совсем. Вроде бы налицо все клише романтической сказки о деревенской замарашке и красавце-волшебнике из высокой башни, однако Новик из отработанного материала сумела сделать по-настоящему увлекательную и симпатичную историю. Не в последнюю очередь – благодаря реверансам в сторону славянской мифологии.
Завязка сюжета проста до безобразия. В деревеньке с живописным названием Дверник живут две девочки-подружки, Агнешка и Кася. Живут, фигурально выражаясь, между двух огней. С одной стороны – жуткий Лес, из которого время от времени прилетают ядовитые споры, а по опушкам шастают на деревянных паучьих ногах ходоки (да простит меня Мартин!). Жителям ближайших деревень несладко приходится: то посевы вымрут, то скотина взбесится, то люди начнут превращаться непонятно во что. Защиту селян от лесных напастей обеспечивает местный волшебник со зловещим именем Дракон. Он время от времени покидает свою башню, чтобы выжечь проказу и исцелить заражённых людей. Но и тут беда: каждые десять лет в день Зимнего Солнцеворота Дракон забирает самую умную-красивую-и далее по списку девушку, уводит её к себе в башню и… ровно через десять лет отпускает на все четыре стороны. Приближается время «ч». Все готовятся провожать Касю, которая та самая умная-красивая-и далее по списку. Как нетрудно догадаться, компанию странноватому мужику в башне составит вовсе не Кася, а Агнешка. Ну не повезло последней родиться с недурственным магическим талантом!
Отсюда и начинается история – не эпическая, но весьма масштабная. Она затронет и перемежающуюся краткими перемириями бесконечную войну двух государств: Польнии и Росии (ага), и давно минувшие времена, когда долину речки Веретено заселяли совсем другие люди, и проблемы престолонаследия в этом псевдосредневековом мире. Но в центре сюжета, что бы ни происходило на страницах романа, неизменно останется противостояние новоявленной ведьмы Агнешки и Леса.
И вот этот стержень книги можно назвать однозначной её удачей. Новик не отвлекается на любовную линию, которая малюсенькими штришками проходит через весь роман, занимает пару страниц кульминацией и тут же скукоживается перед куда более важными проблемами. Действия персонажей продиктованы определённой (хоть и авторской) логикой, а потому очередной сюжетный поворот принимается читателем безо всяких «не верю». Система самовосполняющейся магии подыгрывает героям, но данное условие, опять же, ставит Новик, как и то, что у Агнешки способности к волшебству скорее интуитивные и более сильные, чем у маститых магов. С неправдоподобием не подкопаешься. Мир Uprooted, быть может, не достаточно объёмен (впрочем, после произведений Г.Г. Кея и Софии Саматар любой покажется плоским), но в него можно поверить.
Второй плюс – это антагонист. От женского фэнтези про колдунов с девицами подспудно не ждёшь глубины конфликта. А вот у Новик вполне получилось, и Лес у неё не какой-нибудь озлобившийся товарищ с ворохом детских комплексов, а абсолютно чуждое человеку существо. И причина со следствием к финалу отлично увязываются. Есть, конечно, шероховатости, когда сцену кровавой резни неожиданно сменяет душещипательный эпизод, но на общем фоне это мелочи, и придираться к ним не хочется. Не подкачали и основные персонажи. Они держатся в рамках образов: Агнешка – скучающая по дому девушка, которой совершенно не хочется разбираться в интригах и тайнах, а единственной её целью является защита родных и близких; Саркан, то бишь Дракон, который за сотню с лишним лет закостенел совсем в своей башне, а тут ему как снег на голову свалилась ведьма-неумёха. Даже второстепенные герои вроде Каси, принца Марека и придворного колдуна Сокола не выглядят картонно и блёкло, у них у всех свои цели и стремления.
Антураж романа скорее средневековый, но очень приятно в нём выглядят восточно-славянские заклинания, упоминания Бабы Яги как легендарной волшебницы, характерные имена и прочие стилистические завитушки. Потому и реверанс в сторону мифологии: каких-то глубоких метафор тут нет, зато текст изобилует аллюзиями на сказки, легенды и детали быта славянских народов. И, безусловно, нельзя не отметить, что на фоне многотомных эпопей и бесконечных циклов Uprooted смотрится выигрышно. Автор не оставила пространства для сиквелов, приквелов и прочих вбоквелов; от первой и до последней страницы это – полностью завершённое произведение.
Книга у Наоми Новик вышла по-настоящему интересной. Этакий своеобразный образец женского фэнтези с элементами тёмного. Проще говоря, Uprooted – это сказка, от которой невозможно оторваться, с увлекательными сюжетными поворотами, продуманными персонажами и хорошо проработанным миром. Однако за границы жанра она не выходит, и наверняка не станет книгой на века. Просто качественная развлекательная литература.
Гризельда, 21 марта 2019 г.
В мире есть три вещи, которые я ненавижу постоянно, люто, и лучше бы их не было – лёд, терпимость мира к тоталитаризму и ромфант. «Чаща», притворившись янг-эдалтом, который я тоже не люблю, хоть в нём и попадаются интересные книги, заманила меня в свои сети и по всем признакам оказалась ромфантом на уровне Звёздной. Собрала в себе все самые гадкие черты жанра. Так что ничего кроме ненависти у меня эта книга не вызвала.
Начну с главного – с героини.
Что должно быть у персонажа, чтобы вызывать эмоции у читателя? Характер. А как показать характер? Через диалоги и поступки. Вероятно, по этой схеме думала автор-ка (которая к моему огромному удивлению оказалась не русской – я думала, только у нас пишут такое дно) и с первых же страниц начала обрисовывать… это. Личность главной героини состоит из двух основных черт – она тупая как… не хочется оскорблять пень или овцу, потому что даже они гении на фоне ГГ… и свинья – говорят, свиньи любят поваляться в грязи, так что это идеальное сравнение. А чтобы читатель не забывал об этих чертах, не забывал, что главная героиня ЛИЧНОСТЬ, а не пустое место, автор-ка описывает их каждые две страницы.
Главная героиня отвратительна. Неуклюжая неряха, которая умудряется всегда и везде найти грязь, чтобы в ней изваляться, порвать одежду, а если грязи вокруг нет и испачкать новенькое платье в чистом замке абсолютно негде, она вытрет им собственную рвоту и будет ходить в этом пару дней. Образ уже не очень-то приятный, но в довершении к нему она беспросветно тупая. Поначалу меня удивляло, что, живя в городе, где каждые 10 лет Дракон забирает себе рандомно выбранную девушку, она не разу не подумала, что может ею оказаться и совершенно не пыталась предугадать, что её может ждать. Но потом я поняла, что героиня не думала, потому что ей нечем. Возможно автор-ка хотела показать деревенскую простушку, но получилась у неё идиотка. Ух ты, книжки – почитаю непонятную белиберду, колдун заставляет меня учить заклинание – наверняка силу высасывает, где-то случилась беда – пойду всех спасать, я же знаю аж целое одно заклинание… Мат и фейспалм. Даже расстёгивание платья для неё слишком сложная задача, так что она просто рвёт их по швам, чтобы вылезти. Но конечно же у неё будет всё получаться, заговоры, которые не смог понять даже древний колдун, она поймёт, потому что у неё врождённый дар, все заклинания у неё будут получаться лучше, чем у сильнейших магов королевства, и всех, включая колдуна она спасёт… Прост. Она же ГГ. Многолетние тренировки для лохов – дурочка из деревни щёлкнет пальцами и всё разрулит.
Дракон.
Стандартная схема – она милая, наивная, добрая (нет), он серьёзный, чёрствый, холодный, но тоже способен на нежность и любовь. Рабочая схема, которую не один любовный роман подтверждал, но я ещё не встречала ромфанта, который бы не извратил её. Вместо милой и доброй ГГ наглая и тупая. Вместо холодного героя – истеричка, которая обижается и хлопает дверьми не меньше героини. Глядя на поведение Дракона, у меня создалось впечатление, что я читаю фанфик 12-летней девочки, которая реакции персонажей на события списывает с воображаемой себя.
О любовной линии.
Если вы, мальчики и девочки, не знаете, как строить отношения, то Г-жа Новик (а вместе с ней овер 100500 авторов ромфанта) расскажет, как всё надо делать. Девочке следует красиво одеваться, побольше молчать и дуться на мальчика, приносить ему еду и иногда для разнообразия истерить. Мальчику же для разжигания любви до гроба надо почаще называть свою избранницу невежественной свиньёй (если Дракон и обращается к ГГ иначе, то только заменяя свинью на идиотку или подобные выражения), указывать на её недостатки, закатывать истерики, ничего её не объяснять (вдруг поумнеет и разлюбит?). Ну и конечно же нужен огромный замок и красивые платья.
Сказать, что это мерзко – ничего не сказать. Понятно, что от любви до ненависти иногда бывает один шаг, но многие авторы забывают, что герои должны этот шаг сделать. Что нельзя просто переключить рубильник в их головах – а вот теперь они любят друг друга – как в этой книге. Ну и неплохо бы добавить героям симпатичности, чтобы читателям было не пофиг на их любовные перипетии. Хотя, как показывают отзывы и оценки, многим такие герои и отношения нравятся. Почему – для меня загадка.
Книга гадость. Такая гадость, что на недели отбила у меня желание что-либо читать.
i_am_sansanich, 19 июля 2022 г.
Думаю, сейчас ни для кого не секрет, что по отношению к магии фэнтези подразделяется на «Низкое» с незначительным количеством волшебства и «Высокое», в котором магия играет основополагающую роль. Если ярчайшими представителями первого являются Мартин и Аберкромби, а второго — Сандерсон и Хобб, то для Новик впору придумывать новую категорию — «Высочайшее» или «Заоблачное» фэнтези. Герои «Чащи» без магии даже пукнуть не в силах. Они проходят сквозь стены, путешествуют в пространстве, разбрасываются заклинаниями: ускоряющими, заглушающими, останавливающими, ищущими, разрушающими, открывающими, могут сотворить меч из веток и булавок, волов — из глины, ливень или камнепад из горсти воды или камешков. В арсенале же главной героини Агнешки найдутся самые экзотические заклинания, например, по снятию штанов с мужика. Ручная работа здесь не в почёте, даже, постройка стен и рытьё траншей — сугубо магическая проблема. Причём, по стечению обстоятельств, всё происходит в такой спешке, что и подумать как следует некогда. В результате, получаются странные оборонительные комплексы, состоящие из нескольких рядов стен с траншеями между ними. Зачем же траншеи, задастся вопросом любознательный читатель. Чтобы солдаты из них бросали через стены склянки с волшебным эликсиром. Очевидно, если бы траншей не было эликсир летел бы дальше чем нужно... Но траншеи — не единственная загадочная уловка защитников крепости, есть ещё туннели в стенах с двух сторон периметра! Для чего??? Х.з.
Из сумасшедшего потока магии вытекает главное противоречие произведения. Откуда все эти знания и умения у главной героини в тот час, когда автор ясно даёт понять читателю, что Агнешка далеко не лучшая ученица Дракона, и времени на образование было у неё слишком мало?
Если всё же читателю удастся не утонуть в этой магической чехарде с кучей заклинаний, прописанных на страницах романа в виде сплошной бессмысленной абракадабры, то в награду он получит ряд неплохих авторских придумок. В первую очередь, как отметили многие, это загадочно суровый Лес с деревьями способными переварить как человеческую плоть, так и душу, с его загадками и угрозами в лице обитателей: ходульников, богомолов и других тварей. Ряд забавных магических артефактов: бесёнок всасывающий враждебную магию, книжонка-бестиарий (как улика в пользу королевы и создатель чудовищ), подброшенная Чащей в качестве подарка с секретом. И несколько, хорошо маскирующихся в лавине волшебства, достойных моментов. Среди которых, желание Агнешки поделиться с близкими своим долголетием (ведь известно, что маги всего мира живут дольше обычных людей), отношения между придворными и чернью, ответ на вопрос: почему люди продолжают жить в опасной близости от Чащи.
Многие отметили высокие тона в обращении Дракона к главной героине. Но почему-то никто не обратил внимание на другие гендерные акценты автора. Смотрите, как, например, автор описывает подругу главной героини — Касю: «Клинки об её кожу только тупятся, а стрелы отскакивают от неё, она пройдёт сквозь строй солдат точно серп сквозь овсяное поле», в то время как мужским персонажам достаются менее лестные определения: Саркан — последний дурак, Солья — болван, Рагосток — осёл.
В итоге, получаем — не сказку, не романтическое и даже не янг эдалт фэнтези, а, скорее, стопроцентный образец женской литературы, от талантливого автора, к сожалению, не обладающего чувством меры, создавшего неплохой сеттинг, в чём-то интересный сюжет с тайнами и загадками, но утопившего свои великолепные задумки в океане «сорной», бессистемной магии.
IgrOK, 19 июля 2024 г.
Хорошо написанная, казалось бы перспективная... банальщина.
А ведь так все хорошо начиналось. С первых же страниц ты радуешься отличной читабельности, камерной завязке — ведь если оно настолько банально начинается, значит дальше обязательно будет крутой поворот! Всё и все окажутся не теми, кем представляются. Будет весело!
Но нет. Все те, кеми кажутся на первых же страницах. Все ими и останутся в конце.
Мир вне фокуса повествования — идеализированный и минималистичный. Его почти нет. При этом нельзя сказать, что он плохой, за счет хорошего текста ты успешно погружаешься и он не напрягает. Но и не радует. Разве что главное по сюжету заклинание хорошо придумано. Даже жаль, что его так редко применяли.
Любовная линия просто таки бездарна, на уровне худших аниме-сериалов. Он такой ворчит и кричит, она такая плачет и кричит — бах — секс. А что вы хотели? Ведь он (-Дракон) такой загадочный, а она — такая дерзко-невинная, чего вам еще надо то?
8 за первую часть, 5 — за вторую-разочарование и сумбур. Общая оценка 7 только потому, что таких читабельных книг должно быть больше!
Изенгрим, 8 мая 2018 г.
Американская писательница Наоми Новик решила поюзать оригинальную для западных писателей фишку — славянскую фентези, поэтому здесь много славянских слов и имен — все эти агнешки, мареки и василии. Есть две страны — Полья и Росья — в которых даже слепой угадает заклятых соседушек. Впрочем, учитывая происхождение автора (родители — эмигранты из Польши) решение обратиться к восточноевропейским сказкам вполне разумное и логичное.
Начинается все это как фентезятина про очередную избранную, но быстро становится занятным и не вполне обычным: избранная эта руками и ногами отбивается от своей участи и ненавидит своего учителя — тот, в свою очередь, ненавидит свою ученицу, называя ее косорукой имбецилкой (его ругань читать одно удовольствие и можно хорошо так улучшить словарный запас). Несмотря на очевидную склонность к магии и интуитивное ее применение, героиня не желает ее учить и не способна хоть как-то ее понимать. Но жизнь, как говорится, заставит.
Здесь правильная магия, убедительная, с потом и кровью, где верный путь находится путем проб и ошибок, изматывающих тренировок и исследований, и за ошибки приходится расплачиваться не «минус пять очков Гриффиндору», а вполне натуральной смертью, а то и чем похуже.
Есть, конечно, за что и поругать: иногда читаешь прям взахлеб, иногда хватаешься за голову — сюжет скачет как по горкам: то густо, то пусто, одни сцены просто потрясающие по накалу и смысловой нагрузке, другие поражают своей клишированностью и слабым исполнением. Кроме того, Новик, как и многие авторы фентези (какая-то повальная болезнь, прям эпидемия), описывая свой мир, путает причины со следствиями, вырывает явления из различных эпох и смешивает несмешиваемое: рыцари ходят друг к дружке на суаре по визиткам, при почти полностью отсутствующем огнестрельном оружии (есть только примитивная осадная артиллерия) в наличии униформа, позволяющая отличить польянцев от росьянцев, в сражениях участвуют и гибнут десятки тысяч солдат — все это, напоминаю, на фоне вполне откровенного средневековья.
Самая большая удача автора, на которой базируется сюжет всей книги — это антагонист. Не какой-нибудь там колдун-вильгефорц, или очередной темный повелитель, нет, враг здесь — Лес, захапавший часть земли Польи и Росьи. Страшно злое место, откуда выскакивает всякая нечисть, хватает людишек и уволакивает. Иногда они возвращаются, но лучше б не делали этого, так как все, кто выходит из Леса — заражены или искажены Лесом и сами являются источником заразы. Лес этот, сука, очень хитрый и способен устраивать сложные многоходовочки и ферзевые гамбиты, пудрить людям мозги и стравливать оппонентов между собой — куда там кардиналу Ришелье. И когда ты думаешь, что победил Лес, лучше тебе подумать еще раз...
Мифопоэтическую премию, как мне кажется, дали не зря: описание волшбы завораживает и затягивает за край реальности. Новик написала отличную страшную мрачную сказку со всеми прилагающимися атрибутами и с количеством трупов, увеличивающимся в геометрической прогрессии; сказку, впрочем, заканчивающуюся достойным хеппи-эндом — как сказке и положено.
KatrinBelous, 13 декабря 2018 г.
«Чаща» привлекла мое внимание уже давно, ещё год назад, когда вышла на украинском, но тогда отметка 18+ меня отпугнула от чтения. Так что я очень довольна, что теперь ее перевели на русский, и положительные отзывы в Ленте и на Буктьюбе убедили меня дать Наоми Новик шанс=) Ибо теперь я с нетерпением жду, когда куплю и вторую, на этот раз «зимнюю», книгу автора, выходящую в этой же серии))) На самом деле, начало, где-то страниц 70, меня совершенно не впечатлило и я уже стала задумываться, что же все так хвалили, но дальше история развернулась и книга открылась предо мной в совершенно ином свете)))
Главный герой, главная декорация и главная движущая сила всего повествования здесь едина и это Чаща. Это нечто древнее, всесильное, темное, полное ярости и ненависти. Чаща в мире Агнешки из деревеньки Дверники и других жителей Долины вовсе не зелёный и доброжелательный лес, в котором дышится полной грудью и можно насобирать целое лукошко ягод да грибов. Чаща, окружавшая Долину и разделяющая две воюющие по ее же вине страны Польнию и Россию, губительное место, полное крючковатых и темных деревьев, стремящихся схватить зазевавшегося путника корнями и удушить под прелыми листьями, место, в котором растут сердце-древа, пожирающие людей и продвигающие свое «зелёное воинство» все дальше по Долине, захватывая деревни. По Чаще бродят страшные ходульники, попав в древесные лапы которых уже не вырвешься, из нее нападают на селения огромные волки и другие жуткие монстры, чуждые людям. Из Чащи прилетают в деревни с ветром моровые дуновения, несущие Порчу и смерть... Вот что такое Чаща. Кажется, она стояла тысячи лет, никто не помнит, как она возникла, и никто не знает как ее уничтожить. И вот после долгого сна что-то снова ее пробудило и она вознамерилась захватить Дверник и убить Дракона в башне, колдуна уже столетие защищающего своей магией Долину.
Не могу сказать, что сюжет романа так уж оригинален или насыщен событиями. Но он определенно выигрывает благодаря тому, что писательница выбрала не образ какого-то там ещё одного темного Властелина, которого необходимо свергнуть, а образ могущественный и непостижимый. Ибо как бороться с Чащей? Как понять, что движет злыми деревьями? Как договориться и заключить перемирие со Стихией, которой чужды люди сами по себе и которая стремится их всех уничтожить? Вот тут-то и проявляется необычность и важность главной героини Агнешки. С самого детства она, неуклюжая и вечно все упускающая из рук, была тенью своей горячо любимой подруги Каси. По давней традиции раз в 10 лет самая красивая или самая талантливая девушка Долины должна была быть выбрана Драконом и забрана им в свою башню. Люди платили эту дань безропотно, ведь девушки спустя года возвращались, а без защиты Дракона деревни давно были бы уничтожены. Все думали, что это будет красавица и умница Кася, но колдун Саркан выбрал Агнешку. И выбрал он ее потому что именно ее доброе сердце и сокрытая в ней магия, ее глубокая связь с лесом и Долиной могли помочь ему в борьбе с Чащей.
Герои романа определенно ещё одно его достоинство. Саркан на самом деле совсем не дракон, он самый сильный маг Польнии, владеющий магией огня и за это получивший прозвище Дракон. Некогда придворный маг короля он прошел суровую школу жизни и за свои 150 лет так хорошо узнал людей, что добровольно затворился в башне и взял на себя охрану не только Долины, но и всего королевства от Чащи, хотя далёкие от этого придворные, не понимая серьезности его поступка, посчитали его сумасшедшим. Кто же в здравом уме откажется от жизни при дворе, в лучах благорасположения короля и в центре, бодрящих кровь, интриг? Один из «друзей» Саркана маг Солья, что значит Сокол, например, отказаться не смог, стал приближенным принца Марека, младшего сына короля, и наворотил таких дел... Конечно, Солья не главный герой, но я не могла не отметить еще одного мага этой истории, который меня очень заинтересовал, я бы прочитала про него отдельную книгу))) Хотя с харизмой Дракона, не смотря на его ворчание и любовь к командованию, ему не сравниться:) Даже Агнешка, которая в начале боялась мага до дрожи в коленках, ненавидела до тошноты, вскоре прониклась к нему уважением.
Было очень любопытно наблюдать за попытками Саркана общаться с Агнешкой и наоборот) Она, вся такая пугливая, но упорно желающая насолить Дракону и не запоминать внушаемые им заклинания, более того оскорбляющая его взор, привычный только к красивому, своим неряшливым видом, и Он, привыкший избегать людского общества и теперь вынужденный обучать некую тупицу, оказавшуюся потенциально сильной волшебницей, магии и как-то мириться с ее сумасшедшими по его мнению выходками. Это должен был быть полный провал. И так и было бы, если бы у Агнешки наконец не открылись глаза и она не осознала, что Саркан всего лишь учит ее и благодаря знаниям она может помочь ему защитить свой родной Дверник. И тут персонажи раскрылись с совершенно других сторон. Агнешка перестала казаться полоумной, ответственность заставила ее стать увереннее, высказывать свое мнение и даже понять свою магию, отозвавшуюся на заклинания мифической волшебницы Яги, найденные в драконовой библиотеке. Дракон же утратил свою отстранённость, оказалось, что он может быть и великодушным, и сочувствовать, это сделало его «живым» и ещё более интересным. Их тандем с Агнешкой вышел гармоничным и впечатляющим, я определенно всю книгу болела за этих персонажей)
Ещё один любопытный и важный для сюжета персонаж — принц Марек. Все видят его в геройском сиянии, ведь он воин, победитель гидры и покоритель женских сердец, не то что его спокойный и разумный старший брат и наследник трона. На самом же деле принц Марек тщеславен и горд, он действительно храбрый человек, который незаменим в битвах, но вот только к своим целям он идёт не разбирая пути. Если понадобится убьет, изнасилует, отдаст всю свою армию на растерзание, только бы достичь желаемого. Так, он пожелал вызволить из Чаши свою мать — королеву Ханну, исчезнувшую 20 лет назад, и заставил в этом участвовать Солью и Дракона с Агнешкой, что привело к ужасным последствиям. Вот тут-то становится понятно, что «Чаща» не волшебная сказка, это скорее старинная легенда, полная крови, обманутых надежд, предательства, страха, убийств, отрубленных конечностей, разорванных тел, да и люди, изменённые под действием Порчи, представляют собой не самой приятное зрелище...
Итого: Мне «Чаща» понравилась, далеко не с первых глав, но постепенно я вчиталась и тут же отмечу, что написана книга очень просто, но и очень увлекательно. Когда начались основные события, примерно после 100 страницы, как от повествования уже трудно было оторваться до самого конца. И хорошо, что «Чаща» однотомник и такой толстенький, это позволило проникнуться героями, привыкнуть к ним, привязаться и получить разгадку всех тайн без бесконечных продолжений. И тайна той самой Чащи меня более чем впечатлила, это было не банально и очень атмосферно. Писательнице удалось зачаровать меня красотой древних легенд, перенести под кроны девственной рощи и дать прочувствовать ее красоту, а затем показать ее тлетворное превращение в Чащу, заставить осознать неизбежность и печаль всего произошедшего, и, конечно же, влюбить меня в Дракона=) Если бы «Чаща» относилась к жанру классического фэнтези, то я определенно поставила бы ей твердую «4» за немного скомканное начало, более напомившее мне стандартный ромфант. Но если рассматривать «Чащу» как представителя жанра УА, то это определенно «5». В серии подросткового фэнтези работа Наоми Новик значительно выделяется и своим миром, и прекрасно прописанными героями, и увлекательным сюжетом, и лёгким языком, и что немаловажно, буквально ощутимой, темной эстетикой.
amberLord, 10 декабря 2020 г.
Хотя из аннотации и не совсем понятно, но перед нами самая настоящая Сказка. Современная, но отдающая дань классическим историям. Это история о прекрасной деве и ужасном Драконе, принцах и королях, королевах и войне. И что крайне важно, привычные «сказочные» герои предстают перед читателями в весьма своеобразной интерпретации.
Сюжет мне всецело понравился. «Чаща» — одна из немногих книг, где интрига держится практически до самого финала. В романе очень многое оказывается не тем, чем кажется — в этом заключена необычайная притягательность книги.
Дракон — совсем не чудовище, а сильный, хоть и самовлюбленный волшебник. Прекрасный принц норовит залезть под юбку барышням, но готов рискнуть жизнью ради матери. Крестьянская девушка каждый день облачается в дворянские одеяния, ночами переодеваясь в привычные наряды. Книги заклинаний на полках таят в себе смертельную опасность. А где-то на фоне происходящих событий упоминается та самая Баба Яга — одна из сильнейших ведьм прошлого, между прочим.
Что же касается войны... То конфликт между двумя соседними государствами в романе присутствует, но посвящено ему от силы несколько страниц. Главная же схватка — смертельная и бескомпромиссная — идёт между людьми и природой, которая представлена в книге в облике неотвратимой и пугающей Чащей, чем-то напоминающей самые темные кошмары Лафкрафта. Чаща выглядит весьма разумным врагом (хотя казалось бы... лес), умеющим вполне активно интриговать и бить в спину. Не самый обычной сюжет для фэнтези: практически разумная природа, стремящаяся уничтожить человечество.
Дверник, Польния, Росия (именно так — с одной «с«!), Агнешка — имена собственные выдают славянские корни автора. Что несколько забавно и необычно, так это то, что за имя главной героини автор лично извиняется перед англоязычными читателями в послесловии. Но одних славянских имён маловато (и парочки исторических фактов), чтобы признать роман «славянским фэнтези». Куда больше отсылок идёт на классические истории о злобных фэйри, похищающих и подменяющих людей.
В целом перед нами приправленная магией и сюжетными интригами история о взрослении и поиске своего места. Главная героиня становится старше, мудрее, участвует (не по своей воле) в конфликте между людьми и Чащей — чистым Злом, и пытается, насколько ей хватает сил, остановить кровопролитие. И лишь осознав ценность каждой жизни, насколько тонка грань между светом и тенью, в последний момент умудряется одолеть врага.
В целом событий не то, чтобы очень много. И весомую часть страниц занимает описание романтических штампов. Любовная линия, к слову, довольно предсказуема, в отличие от остального сюжета. Горделивый и недоступный мужчина и девушка оказываются наедине в удаленной башне — просто идеальное начало для женского романа о перевоспитании. К счастью, автору в последний момент удается вспомнить, что её история вовсе не про любовные терзания. Но всё-таки она, видимо, не смогла удержаться и добавила весьма откровенную эротическую сцену. Совершенно не обязательную для истории, но весьма милую и страстную. Наверное, из-за неё и красуется «18+« на обложке.
Куда более любопытно описание магии. Тут одна довольно абстрактна, не подчинена строгим законам и правилам, как например, у Сандерсона. Магия — это песня, где каждый пытается петь так, как умеет. Кому-то лучше удаются заученные заранее слова, а кто-то больше силён в импровизации.
Роман написан красочным, ярким языком. В целом, то что нужно, чтобы скоротать несколько вечеров за книгой. Книга не без небольших недостатков, но с гораздо большим числом достоинств.
xdma, 17 января 2019 г.
Это произведение можно характеризовать как «женское» героическое/магическое/мифологическое фэнтези, оно оставляет очень противоречивые впечатления.
Альтернативная средневековая восточная Европа в которой магия неплохо уживается с христианством. Есть неторопливый деревенский мир, по соседству с которым находится загадочная, практически одухотворённая Чаща. Роман начинается довольно вяло — бессвязная история странноватой и глуповатой деревенской девушки. Эта девушка неожиданно для себя и для всех окружающих избирается выдающимся региональным магом на роль не то ученицы, не то служанки. Через некоторое время выясняется что неуклюжая, ленивая и довольно бестолковая деревенская девушка обладает могущественными магическими способностями(кто бы в этом сомневался !). И отношения этой «деревенщины» с нелюдимым и невероятно раздражительным(возможно — от нелюдимости?) магом странным образом перерастают в романтические(и в этом не было сомнений !).
«Романтическая линия», так же как и невероятно быстрая и неубедительная «эволюция» главной героини, является очень слабым, прямо таки отвратительным аспектом романа, совершенно никчёмно реализованным. Но есть в романе линия сюжета, которая ещё хуже — это привязанность главной героини к своей подруге детства. Привязанность навязчивая, притянутая за уши и совершенно ненужная для сюжета, на грани лесбийской влюблённости.
Ещё очень не понравились разговоры между персонажами — постоянно на повышенных тонах, особенно разговоры главных персонажей — мага с его ученицей. Постоянные «рявкнул», «фыркнул», «прорычал», «бросил сквозь зубы» очень раздражают. Но возможно это — «заслуга» переводчика. Да и прочих недостатков в романе предостаточно.
Всё это вместе — настоящий балласт, тянущий роман на дно, убивающий достоинства романа. К большому сожалению.
Но, слава богу, все эти аспекты низкопробного «женского/подросткового фэнтези» быстро уходят далеко на задний план под влиянием динамичного сюжета — очередного витка древней, очень драматической и жестокой борьбы людей с мистической тёмной и ужасной Чащей, обителью древнего непостижимого зла. Сюжет плавно набирает темп, напряжение и драматизм нарастают и до конца повествования не дают оторваться от книги. Атмосфера романа великолепна — потрясающий драматизм жестокой, кровавой и бескомпромиссной борьбы с коварным злом Чащи которое наносит удары в самых неожиданных местах и в самых невероятных обличьях. Развязка романа, невзирая на драматичность, очень светлая и умиротворяющая.
Если получится в процессе чтения закрыть глаза на вышеперечисленные недостатки, то роман читается с большим удовольствием и на некоторое время оставляет очень хорошее «послевкусие».
bluseagull, 4 июля 2018 г.
О чем? Дверник — маленькая деревушка в средневековой Полье прямо на границе с заколдованным лесом. Из этой Чащи к ним порой забредают страшные монстры и дикие звери, но Дверник оберегает нелюдимый колдун по имени Дракон. Впрочем, колдун делает это не просто так. Раз в десять лет, в качестве платы, он забирает к себе одну из местных девушек — самую красивую и хозяйственную. Но в этот раз в его башне оказывается Агнешка — простая и неуклюжая дочь лесоруба, правда, наделенная природным магическим даром.
И как оно? Представьте себе ролевую игру в интересном волшебном мире со славянским колоритом. А теперь представьте на карте огромное количество побочных квестов. В этой игре вы постоянно заняты: исследуете новые локации, собираете лут и боретесь с монстрами. Но у вас нет основной сюжетной линии. И интересных персонажей. И диалоговой системы. А из романтических вариантов — только один мерзкий орк. Примерно так я ощущала себя, читая «Uprooted». В книге отсутствуют конфликт и внятный сюжет; вместо них — набор отдельных экшен-сцен со ставкой на мрачности и разные сочащиеся жидкости (не шучу). Это еще не проблема сама по себе: если автор умеет в динамику, то от такой книги даже можно получить удовольствие (привет тебе, Лукьяненко). Новик в динамику не умеет. Во что она умеет, так это в приятных персонажей с трогательной химией. По крайней мере в «Драконе Ее Величества» ей это прекрасно удалось. Но в «Uprooted» всего 2,5 персонажа: Агнешка, которая либо ревет, либо спасает мир, Дракон, который либо ехидно улыбается, либо презрительно молчит, и Кася, которая не делает ничего, но иногда тоже ревет. Следить за перипетиями их отношений на протяжении 500 страниц — то еще удовольствие, благо что в романтическую прозу книга так и не скатывается. Причин, почему я все-таки дочитала ее, две: слабо проработанная, но оригинальная система магии и милый сердцу славянский колорит, в котором нашлось место даже Бабе Яге.
Кому читать? Тем, кому предстоит ну очень долгий перелет.
Werlioka, 29 апреля 2019 г.
Прочитав книгу, я всегда ставлю ей оценку на Fantlab и LiveLib. И порой сталкиваюсь с такой дилеммой: оценить произведение честно и объективно или в соответствии со своими субъективными впечатлениями? Да, эти две оценки иногда сильно отличаются, как, например, в случае с «Чащей» Наоми Новик.
«Чащу» я прочитала взахлеб и с большущим удовольствием. Это история деревенской девушки Агнешки, которая в соответствии с традициями родной долины должна десять лет прожить в башне местного мага Дракона (это рабочий псевдоним, а не видовая принадлежность). Такая вот дань правителю от местного населения. Как вы уже наверное понимаете, это классический зачин в духе «Красавицы и чудовища», хотя еще больше мне он напомнил трепетно мной любимую повесть «О бедном Кощее замолвите слово» Ольги Громыко. Юная девушка в заточении у «злодея»! Что может быть романтичнее?
Интересная особенность этой истории — она навеяна польскими сказками, которыми Наоми увлекалась в детстве. Это приятно сказывается на атмосфере, а имена героев — Агнешка, Марек, Кася — наверняка очень экзотично звучат для англоязычного читателя.
События «Чащи» разворачиваются в сказочно-фэнтезийном мире, хотя названия стран — Польния и Росия — как бы на что-то намекают. Здесь есть магия, колоритные монстры (ведьмак бы оценил), а в качестве воплощения зла — та самая Чаща. Не просто зловещий лес, а осознанная сила, жаждущая заполнить собой весь мир и уничтожить род людской. Но на пути у Чащи встанет камень преткновения в виде нашей Агнешки...
Увы, в книге есть ряд слабых моментов, на которые нельзя закрыть глаза. В первую очередь это невероятная мэрисьюшность главной героини. После пары уроков сравниться по крутости с магом, у которого полтора века практики? Да легко! У нас же врожденный талант! Стать чуть ли не единственным за много веков адептом необычной, «интуитивной» магии, про которую остальные чародеи государства и не слыхивали? Вай нот? Самое обидное, что эта уникальность героини так и не получила толкового объяснения. Я все ожидала, что всплывет родство Агнешки с поминаемой в книге Бабой Ягой, но нет. Эту непомерную крутость автор пытается уравновесить тем, что Агнешка, дескать, не слишком хороша собой, неуклюжа и неряшлива, но этого всего маловато. Порой кажется, что будь у нее на то желание — могла бы в одиночку устроить государственный переворот, устранить всех магов-конкурентов и организовать в Польнии собственную диктатуру. Миру очень повезло, что у Агнешки нет далеко идущих амбиций.
Второй глобальный минус: при чтении трудно избавиться от чувства, что перед тобой очень талантливо написанный фанфик. Сюжет местами слишком откровенно потакает желаниям читателей (точнее, читательниц). Чем кончатся отношения Агнешки и Дракона очевидно с самого начала. Не менее очевидно, что суровый Дракон окажется в итоге душкой. Очевидно даже то, через какие стандартные этапы пройдут отношения героев — настолько четко автор следует шаблонам романтического фика. С одной стороны, это даже приятно — получаешь от книги ровно то, чего хочешь. С другой, такое потакание подбешивает.
К минусам же можно отнести и выбивающуюся из общей канвы эротическую сцену — она абсолютно уместна, но стилистически выпадает из повествования.
Если у вас после моих слов сложилось впечатление, что «Чаща» — сказочный ромфант с розовыми соплями, спешу вас разуверить! Здесь немало кровищи, расчлененки и жутких проклятий. Трупы под конец исчисляются тысячами. В книги есть атмосфера сказки, но сказка эта мрачная, из тех, которые должны научить маленьких детей держаться подальше от леса. Естественно, рейтинг романа из-за этого 18+, хотя история вполне подходит для подростков.
Как я уже сказала, прочитала я «Чащу» с огромным удовольствием и без оглядки, но испытываю теперь из-за этого некоторую неловкость. Оказалось, что во мне еще жив подросток, любящий фанфики с хэппи-эндами. В итоге оценки такие: 9 — чисто по моим ощущениям и 6-7 — если судить объективно.
olga.sb, 13 марта 2022 г.
Потрясающая взрослая сказка для всех ценителей атмосферного фэнтези!
Сразу скажу: книга потрясающая, и проглотила я ее меньше чем за неделю, несмотря на объем в 600 с лишним страниц и кучу работы.
Здесь замечательно сочетается не новая, но до боли правильная идея, которую нам еще миядзаковские Мононоке и Навсикая преподносили: на ненависти не построишь... да ничего не построишь. Слог в книге до того живой, что падаешь и расворяешься в долине между Польнией и Росией (не заморачивались с названиями, что сказать). И магия здесь почти такая же, как у Ротфусса — обладающая своим характером и законами. И какая главная героиня! Агнешка — абсолютно живой человек, со своими страхами, обидами и недостатками. Но ради подруги, родной долины и даже незнакомых людей она пойдет на все! Смелая, стойкая и необычная!
Назвать Новик своим новым любимым автором мне мешает ее неумение работать с мужскими персонажами от слова совсем. Ну и оставила бы на радость феминисткам и прочей продвинутой молодежи открытую возможность для главной героини влюбляться в кого хочет, тем более женщины в Чаще сплошь сильные и знают, чего хотят. Но нет! Накидав кучу мужиков-козлов, Новик спохватывается: а как же традиционный хэппи энд? И подсовывает одного из этих козлов, подрехтовав под неоднозначного и недолюбленного в детстве...
Ну блин...
И кстати, это не первая и не последняя ее книга где она так поступает...
В остальном же Чаща — просто волшебная вещь, обязательная к прочтению всем любителям очень хорошего фэнтези с правильными посылами.
Velary, 19 ноября 2020 г.
Второй прочитанный мной роман Наоми Новик оказался очень похож на первый (хотя правильнее наоборот — «Чаща» написана раньше, чем «Зимнее серебро»). Здесь тоже сказочное королевство явно срисовано со средневековой Прибалтики, главная героиня — поневоле смелая и сильная девушка, похищающий её ледяной принц, с которым они друг друга терпеть не могут, и возникающая между ними против их воли любовь.
Вообще, если отбросить все завитушки, история тут банальна, а персонажи шаблонны. Посудите сами: не-такая-как-все девушка внезапно оказывается могучей волшебницей, причём учиться ей для этого особо не надо, потому что её магия тоже не-такая-как-у-всех. Обучает её самый сильный маг из ныне живущих, он замкнут, груб и холоден, но совместные приключения сближают героев и девушке удаётся растопить его сердце. Интереснее дело с антагонистом — сначала Чаща представляется нам неким абсолютным злом, вроде кинговского Оно, которое было и будет всегда и творит зло ради зла. И в этом качестве Чаща прекрасна! Она завораживает, холодит сердце и при этом неизъяснимо манит. К сожалению, в конце тайна раскрывается, и тоже очень банально.
Первую половину книги я просто пищала от удовольствия. История захватила меня и неслась бурным потоком. А потом настал поворотный момент, за которым наступила некоторая передышка и стало скучновато. Дочитывала уже без восторга. А финал и вовсе разочаровал.
Тем не менее ставлю «отлично», книга понравилась, местами даже очень. Как и в «Зимнем серебре», мне близки славянские мотивы, мне нравятся героини (мужчины Новик то ли не удаются, то ли она сознательно делает их схематичными), я нахожу много забавных моментов, и, в конце концов, просто получаю огромное удовольствие от чтения. Подобная магия чтения случается со мной не часто, поэтому грех жаловаться.
Polychrome, 8 апреля 2021 г.
Там на невиданных дорожках среди невиданных зверей читатель найдёт печальную историю о загубленной красоте древнего леса, о ненависти природы против ее поработителей людях, о тенях, выпущенных на волю, о необыкновенной женской дружбе и о магии мужского и женского начала, об исцелении через сострадание взамен круговороту насилия, и о принятии неизбежности смерти, как начала новой жизни.
Эта история о том, как мы разрушая хрупкую связь с природой, медленно отравляем реки памяти, наполняя свою жизнь отчаянием и жестокостью, словно прячем зелёные ростки надежды ? в холодный мрамор гробниц нашего разума.
Это увлекательное фэнтази, в которой переплетаются традиции эко-феминистической фантастики Урсулы Ле Гуин и эпического повествования Джона Рональда Толкиена.
Эта книга, которая порадовала меня юмором и глубиной, напомнив мне любимые сказки детства о Бабе-Яге и мои собственные путешествия в чащу сибирской тайги.
Iriya, 4 марта 2020 г.
«Если здравый смысл в том, чтобы разучиться любить, его мне даром не надо! За что и стоит держаться, как не за людей?»
*
В живописной долине окраинных земель королевства Польнии находится деревушка под названием Дверник. Здесь густые ласковые леса, блестящая под солнцем речка, а также чаша окружающих долину гор. И жизнь людей была бы прекрасна и безоблачна, если бы по соседству с Дверником не находилось аномальное место, именуемое Чащей. Чаща — живой лес, пугающий своим пагубным воздействием на окружающий мир. Сдержать пространственный рост и ее влияние на людей способен лишь маг по прозвищу Дракон, который живет недалеко от Чащи в высокой башне. Раз в 10 лет за свои доблестные труды он взымает с деревни дань в виде одной молоденькой девушки-прелестницы. Как складывается дальнейшая жизнь девушки с Драконом — тайна, покрытая мраком. И узнать об этом удалось Агнешке — дочери дровосека, когда однажды выбор мага, неожиданно для всех, пал на нее. Так начиналась это необычная история, которая вызвала во мне бурю самых разных эмоций. Очеловеченный дракон, некрасивая героиня, усложняющий всем жизнь принц и природа, превратившаяся во Зло. Такая кутерьма не могла не заинтриговать.
Книга является ярким представителем жанра славянского фэнтези с многочисленными отсылками к фольклору упомянутой этнической общности. Сам слог автора тоже радовал милыми словесами-выражениями. Они напевными нотами уносили нас в те времена, когда жизнь каждого человека была неразрывно связана с Матушкой-Природой. Пожалуй за все время чтения произведений жанра фантастической литературы я не встречала романа, настолько пропитанного волшебством. Магия на его страницах обвивала своими побегами каждый абзац, проникала во все уголки сюжетных передряг и заставляла книгу светиться в руках читателей. Герои неустанно демонстрировали нам образчики высшего чародейства, сложные переплетения жестов и слов, которые лились задушевной песней. Очень интересно автор тянула основную нить сюжета по принципу единства и борьбы противоположностей. Мужское и женское, чувства и разум, интуиция и логика, эмоциональность и уравновешенность, белые рюши накрахмаленной рубашки и домотканое платье — все это рождало невероятно проникновенные моменты магической энергетики двух разных людей. Когда в безмолвном спокойствии библиотеки чуткие пальцы обнимали ладони, волшебство струилось сквозь сознание, а шепот силы откликался в ответ на мелодичные мотивы заклинания, рождающего неведанную красоту. Это были потрясающие моменты!
Повествование идет от лица главной героини — Агнешки, постепенный рост личностных качеств которой происходил на наших глазах. Из неуклюжей деревенщины, шокирующей своим безалаберным поведением и неряшливым внешним видом не только благородную публику романа, но и читателей, она ожидаемо для всех преображалась в мудрую лесную чародейку. Образ этой девочки интересен прежде всего тем, что автор в ее лице представила читателям абсолютно нетипичную героиню романтической литературы. Если вам по душе жеманницы, хо-хо-хотушечки и зазнобы, покоряющие мужские сердца с одного взмаха шелковистых ресниц, то вы будете разочарованы в главной героине. Манерности, внешней привлекательности и кокетливости здесь не было, нет и не надо. Агнешка завоевывала сердца наблюдательных читателей совсем другими прелестями. Эта девочка обладала открытой душой, любознательностью и пытливым умом. А окружающая ее необъяснимая действительность только разжигала в ней интерес к жизни, абсолютно не связанный с ростом тщеславия. Порадовали собой и другие женские персонажи, которые, на мой взгляд, у автора получаются значительно интереснее мужских. В отличие от Агнешки, образ главного героя целиком и полностью соответствовал традиционным канонам любовного романа. Его мысли были нереально логичны, наряд вычурно аккуратен, высказывания насмешливо-ироничны, а суть одновременно объединяла молодость юнца и мудрость старца. Любовная линия тоже была по-своему интересна. Новик старалась не утомлять сердечными переживаниями персонажей и совсем немного внимания уделила этой составляющей произведения. Однако романтично настроенные читательницы смогут и здесь найти немного ярких эпизодов, где чувства из маленьких искр соприкосновения рук разгораются в нежно-пылкую близость тел. При этом меня немного удивил завышенный рейтинг книги.
Так же хочу выразить благодарность автору за образ Чащи. Как ни странно, но самые яркими воспоминания о книге связаны именно с этим таинственным лесом. Она мне представлялась единым организмом — созданием, которое умело думать, строить планы и читать людские сердца, вливая в них яд. До мурашек проникновенно описаны жуткие сцены, когда герои по тем или иным обстоятельствам попадали на земли Чащи. Эти страницы испещрены страшными сражениями со странными существами, описанием кошмарных последствий «порчи» от воздействия упомянутого аномального места и рассуждениями о непонятной природе возникновения всего этого безумия. Неожиданные повороты сюжета, в корне меняющие направление истории романа, недвусмысленно намекали, что сама Чаща не так безоговорочно отрицательна. Основная интрига, связанная с ней, как и основная идея всего произведения раскрывается лишь в заключительной части романа. Автор вложила в финал невероятно правильные и умные мысли о родине, дружбе, природе, любви и о сострадании ко всему сущему. Страшные сцены противоборства с Чащей показали, что людские огонь и ярость влекут только ответную смерть и боль. И лишь кажущаяся неряхой девочка смогла понять, что смотреть на мир надо только с открытым сердцем. Возможно заключение этой темной сказки было немного наивным. И все же книга оставила после себя приятное послевкусие. Ну а небольшое сюжетное сходство с романом «Ритуал» Марины и Сергея Дяченко сделало ее еще интереснее. После прочтения мне так сильно захотелось раскрыться навстречу Природе-Матушке, наплевать на все приличия и с наивно-детской улыбкой на лице пройтись босиком по траве, по земле, по мостовой...
*
«Если не собираешься убивать человека, не стоит дубасить его по голове с упорством, достойным лучшего применения!»
Lilian, 16 декабря 2018 г.
Красивая волшебная сказка. Мрачная, полная смертей, предательств и темного волшебства. Светлая, полная теплых деревенских или семейных описаний, с темой любви, проходящей нитью через всю историю. Чарующая, описания магии здесь по-настоящему волшебны, они завораживают и постепенно сплетаются в единую мелодию истории. А еще здесь околославянские декорации и запоминающаяся интерпретация образа Яги.
Автору однозначно удались образы героев — как главных, так и второстепенных. Автор делает их яркими, достоверными характером, зачастую неоднозначными. Ну или неоднозначные персонажи просто больше запоминаются. Принц Марек, обожающий примерять на себя роль героя, блистательный, честолюбивый, непомерно самовлюбленный, посвятивший себя спасению своей матери и готовый ради своих амбиций утопить всю страну в крови. Или его верный помощник — маг Солье, самовлюбленный, умелый интриган, и все же не злой человек. Надо признать, далеко не все образы (в том числе главных героев) настолько проработаны и сложны, но своими яркими черточками они все же обладают. И уж что автору точно удалось, так это образ Чащи как антагониста истории. Инфернальная, непознанная, обладающая безжалостным и расчетливым разумом, полная ненависти и силы, умело плетущая интриги и многоходовки. Это настоящий противник, да еще и с печальной легендой-предысторией.
Есть лишь два момента, не позволяющих истории достигнуть по-настоящему впечатляющих высот настоящей легенды. Основа здесь все-таки романтическое фэнтези. Достаточно стандартное по сути, не смотря на красивые декорации. Эта основа диктует направление развития истории — от начала и до конца. Эта же основа заставляет автора включить в сюжет обязательную постельную сцену — и вот она у автора не получилась, так как своей топорностью диссонирует с волшебной мелодией самой истории. И второй момент — порой автора заносит в описании всепоглощающего восхищения главной героини своей подругой Касей. Это тоже почти любовь, порой слишком приторная.
И все же история вышла красивая и по-настоящему волшебная. Она полностью затянула и очаровала. И это уже достаточно хорошо.