Хорхе Луис Борхес «Истории о всадниках»
Тема «всадника и города» или «варвара и цивилизации» рассматривалась Борхесом (с различными вариациями) на протяжении всего его творчества. Видел ли писатель себя в том всаднике, подъезжающим к городским воротам, ни разу в жизни не видевшим как сами эти ворота, так и колотушку на них? Или он воспевал цивилизацию «в лице» горожанина, обитающего за воротами? И кто рассудит, что более ценно? Может быть Бог? Или это в компетенции обычного человека?..
Входит в:
— сборник «Эваристо Каррьего», 1930 г.
— сборник «Obras Completas. 1923-1972», 1974 г.
— журнал «Знамя № 10, 1993», 1993 г.
- /языки:
- русский (8), испанский (3)
- /тип:
- книги (10), периодика (1)
- /перевод:
- Б. Дубин (8)
Периодика:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Seidhe, 9 февраля 2019 г.
Как совершенно верно подметил в единственном здешнем отзыве уважаемый duke: разумеется, это совсем не истории о всадниках. В данном эссе, совсем не большом по объёму, Борхес всего лишь представил свой взгляд на проблему противостояния кочевой и осёдлой культур, рассмотрев её через призму «вечных образов всадника и города». Здесь и истории о латиноамериканских гаучо, которые откровенно боялись городов, и широко известная история о последствиях завоевания Китая монголами, и упоминания о саксах, которые покоряли римские города, «складывая элегии, оплакивая руины», но долгое время не осмеливались жить в них, и много чего ещё. Будучи историком по образованию, специализировавшемуся на археологии степей Восточной Европы, я прочитал по данной теме десятки, если не сотни статей и книг, поэтому ничего нового, прямо сказать, из эссе для себя не узнал. Да и не передашь, пожалуй, мироощущение кочевника лучше, чем словами табунщика Кан-ипы из романа Олдей «Войти в образ»:
«Я скулы не стесал в подушках.
Я спал в седле —
Как люди.
Мне город ваш —
Кость в горле неба.
Затопчу его —
И снова за солнцем скакать.»
Но нельзя не признать: писал Борхес, черт побери, красиво на любую тему! И данное эссе — не исключение:!
«Образ мужчины на коне дышит скрытым огнём. Приходит и уходит Бич Божий Аттила, приходят и уходят Чингисхан и Тимур, всадник рушит и воздвигает бескрайние царства, но всё это только сон. Его дела призрачны, как он сам. Пахарь даёт жизнь слову «культура», город — слову «цивилизация», а всадник пролетает минутной грозой.»
duke, 8 марта 2008 г.
Конечно, эти истории не о всадниках – скорее, это размышления на тему цивилизации и варваров. Последних как раз олицетворяют всадники, а символом цивилизации в данном контексте является город. Мысли интересные, но «подача» не очень понравилась.