Роджер Желязны, Роберт Шекли «История рыжего демона»
- Жанры/поджанры: Фэнтези (Героическое фэнтези )
- Общие характеристики: Приключенческое | Юмористическое
- Место действия: Наш мир (Земля)
- Время действия: Позднее Средневековье/эпоха Возрождения
- Сюжетные ходы: Договор с нечистой силой
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Несовершенный демон Аззи одержим неуемной жаждой действия. Чтобы совершить нечто небывалое, он пускает в ход всю свою энергию и изобретательность, вытаскивая из небытия даже таких пропыленных и изъеденных молью персонажей, как Франкенштейн, Доктор Фауст, Прекрасный принц и Спящая Красавица. Но безалаберность и неопытность Аззи в сочетании с нестойкостью к алкогольным напиткам ставят крест на всех его великолепных начинаниях, и только помощь высших сил спасает юного недотепу от серьезных неприятностей.
Содержание цикла:
|
||||
|
||||
|
- /языки:
- русский (24), английский (1)
- /тип:
- книги (24), аудиокниги (1)
- /перевод:
- А. Андреев (11), Е. Доброхотова-Майкова (1), В. Задорожный (1), Н. Шварцманн (14)
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Тимолеонт, 1 февраля 2023 г.
Стандартное развлекательное фентези. Это хорошая история, которая не настолько смешна, как может показаться в некоторые моменты. Упор делается на парадоксальные ситуации и хаотичные приключения, соответственно и сюжет служит оправданием калейдоскопу всех описанных ситуаций и злоключений. Ну и используется такой классический приём, как перенесение чисто человеческих бюрократических реалий примерно середины 20го века на вечные сверхъестественные силы Ада-Рая. В лучшие моменты это выглядит как неплохая сатира, в остальные — просто нелепо.
Ещё одна сильная черта трилогии — персонажи. Не могу сказать и проанализировать, что в них есть такого особенного, но они вполне себе вызывают симпатию и желание узнать их дальнейшую историю. Успеваешь даже привязаться к ним).
Нескорений, 30 марта 2016 г.
В первую очередь эта трилогия привлекает оригинальной, вкусной концепцией мира, где гармонично взаимодействуют ангелы и демоны, гномы и драконы, греческие боги и персонажи средневековых европейских преданий. Написать мифологическое фэнтези, да еще и с толикой здорового юмора отнюдь не просто, но надо признать, что у творческого дуэта Р. Шекли и Р. Желязны это отлично получилось. В жанре фэнтези Желязны отнюдь не новичок, его «Хроники Амбера» давно признаны классикой, опыт вплетения мифов в фантастические произведения у него также приличный, достаточно вспомнить такие романы как «Князь света» и «Создания света, создания тьмы». Несмотря на то, что Р. Шекли больше известен своими ироничными рассказами, «демоническая» тематика ему дается вполне неплохо, целый ряд его коротких историй остроумно обыгрывает классический сюжет сделки человека с дьяволом, античная мифология тоже нередко становилась объектом его творческого внимания. Трилогия получилась не идеально ровной, но довольно плотной — первый роман знакомит нас с основными персонажами и ярким разнообразием мира, вторая часть — приключенческая феерия с путешествиями во времени, целым набором вариантов альтернативной истории и захватывающим сверхдинамичным сюжетом. Заключительный роман порадовал меньше остальных, но даже его вполне можно читать на волне интереса, созданной предшествующими частями.
В центре сюжета трилогии — приключения рыжего демона Аззи, который волею случая становится одной из ключевых фигур в извечном противостоянии Света и Тьмы. В первом романе Аззи представляет интересы темной стороны на первом этапе Тысячелетней войны, которая определит дальнейшие судьбы мира. По задумке авторов извечные соперники в битве за души людей — ангелы и демоны — делают одно общее дело, в рамках вселенского равновесия обе стороны одинаково важны. Состязание носит не военный, а скорее спортивный характер, ведь понятия добра и зла здесь не тождественны светлой и темной сторонам, каждый участник конфликта свободен в выборе методов, поэтому нет никакого противоречия в том, что при необходимости ангел может ради достижения своей благой цели совершать аморальные поступки, а демон в своих интересах — поступать по справедливости. Чтобы решить спор в пользу Тьмы, Аззи решает поставить своего рода реалити-шоу по сюжету известной сказки о Спящей красавице, только с плохим концом. Созданные из отдельных частей человеческих тел Принц и Красавица ведут себя крайне непредсказуемо, а наличие у них свободы воли окончательно запутывает ситуацию.
Для сюжета второй части авторы выбрали легенду о докторе Фаусте. Очередной этап Тысячелетней войны по договоренности между архангелом Михаилом и Мефистофелем было решено провести в виде эксперимента, помещая испытуемого человека в различные ключевые исторические эпохи и предлагая на выбор несколько вариантов действий. От решения подопытного зависит начисление баллов в пользу Тьмы или Света, таким образом, учитывая принцип свободы воли, стороны решили определить природную склонность человечества ко злу или добру. В результате ошибки Мефистофеля место доктора Фауста в испытании занял молодой авантюрист Мак Трефа, которому предстоит посетить Константинополь, Пекин, Флоренцию, Лондон и Париж в различные исторические эпохи. На протяжении всего романа разгневанный Фауст преследует самозванца, а тому и так приходится несладко — сделать правильный выбор в сжатые сроки, да еще под таким грузом ответственности, ой как непросто. Гремучий коктейль из мифологического и героического фэнтези с элементами юмора здесь дополняется хронооперой и альтернативной историей — на выходе получаем интереснейший и насыщенный сюжет от которого сложно оторваться. Из всей трилогии я бы отдал этому роману своё предпочтение.
Заключительная часть трилогии на контрасте кажется менее интересной. Задумавший совершить Великое злодейство Аззи приступает к постановке безнравственной пьесы, которая призвана доказать, что выбор той или иной стороны в глобальном конфликте добра и зла никак не влияет на судьбу человека, даже никчемный, не обладающий никакими талантами индивид может добиться успеха, приложив к этому минимум личных усилий. В основу постановки ложится гностическая легенда о семи золотых подсвечниках, получившая драматургическую обработку благодаря венецианскому поэту Пьетро Аретино. Параллели с первой частью трилогии очевидны, только здесь условия игры на порядок сложнее — вместо двух актеров планируется задействовать сразу семь человек — по числу подсвечников, которые должны будут привести своих обладателей к исполнению их самых заветных желаний. Естественно силы света далеко не в восторге от идеи Аззи, поэтому рыжему демону придется не только вести своих незадачливых подопечных по сюжету пьесы, но и непрестанно устранять последствия козней, которые светлая сторона под руководством архангела Михаила приготовила в изобилии.
Персонажи получились достаточно симпатичными, им хочется сопереживать, каждая встреча со старыми знакомыми доставляет приятные эмоции. Аззи на протяжении всего цикла меняется, если в начале — это просто молодой, амбициозный демон, то впоследствии это уже хитрый интриган, который постепенно начинает понимать, что любовь и дружба превыше интересов участников Тысячелетней войны. Его возлюбленная Илит — бессмертная ведьма — меняется, пожалуй, больше всех — ей последовательно предстоит пройти по дорогам добра и зла и, подобно Аззи, убедиться, что дороже всего — любить и быть любимой, и не важно носит ли твой возлюбленный белоснежные крылья или щеголяет с хвостом и раздвоенным копытом. Каждый персонаж запоминается по-своему — преданный своему хозяину Аззи горбун Фрике, умная не по годам малышка Бриджет, которой под силу перехитрить самого дьявола, простодушный гном Рогнир, старающийся держаться в стороне от большой политики, прямодушный ангел Гавриил, готовый искренне творить добро, даже если это сыграет на руку темным. Во второй части запоминается образ Иоганна Фауста — безмерно деятельный, эгоистичный, пассионарный, он сочетает в себе как положительные, так и отрицательные качества — в этом его натура. Мак Трефа, отыгрывающий роль обычного человека в фантастических ситуациях, а также античные боги и герои, которые хоть и забыты, но еще существуют на периферии нашей реальности, мечтая вернуться в подлунный мир.
Как такового юмора здесь немного, во второй части его почти нет, в третьей шутки не всегда удачны, запомнились разве что пара забавных эпизодов из первого романа. Зато со временем авторы расписались в сторону философии — гармоничное существование добра и зла, стоящий надо всем этим неумолимый рок в лице древнегреческой богини Ананке и непреложные законы Вселенной, не терпящие парадоксов, умножающих энтропию. В третьей части с метафизическими наворотами авторы явно перестарались, хотя во второй концепция работала достаточно логично. В завершении трилогии на сцене активизируются античные боги, в этом плане непонятно отсутствие египетских и индуистских небожителей, ведь Р. Желязны такая задача была бы вполне по силам, но, видимо, авторы решили не перегружать сюжет, и так финальная концепция получилась непростой. Несмотря на объем, трилогия прочиталась у меня довольно быстро, по большей части следить за развитием сюжета было интересно, хотя ближе к концу повествование немного сдулось. Как пример юмористического фэнтези я бы приводить эту трилогию не стал, но в плане мифологического ответвления жанра образец получился достойный.
Alisanna, 29 августа 2014 г.
Трилогия о Рыжем демоне, объединившая таких ярких и одновременно разных авторов как Желязны и Шекли, почему-то здесь сподвигла читателей высказываться только кратко, почти в форме «одностиший». Хотелось бы поговорить об этих книгах поподробнее, особенно для тех, кто еще с ними незнаком. Так вот, в этой серии книг есть выигрышное сочетание увлекательного сюжета, юмора, и легкого и игривого – если иметь в виду игру слов – языка. Еще один плюс – оригинальное использование архетипов, аллюзии к различным мифам и книгам. По моему мнению, трилогию можно поставить на одну ступеньку с Пратчеттом, особенно, если Вам понравились “Good Omens”, и она интереснее, чем, к примеру, МИФы Асприна.
Первая книга, «Принесите мне голову прекрасного принца» — это вообще хит, имхо. Старая сказка на новый лад и состязание Добра и Зла в борьбе за людей – сюжетные ходы, любимые и активно эксплуатируемые многими авторами, но у Желязны и Шекли история Спящей Красавицы и Прекрасного Принца в постановке антерпренера из Ада даст фору большинству перепевок сказочных сюжетов. Рыжий демон Аззи, мелкая сошка в адской иерархии, пытается сделать карьеру, спродюсировав очередную версию сказки для еже-тысячелетнего соревнования Ада и Рая за влияние на судьбы человечества. Цель демона – доказать, что Добро торжествует только в сказке, а перенесите персонажей в реальную жизнь – и не будут они склонны к подвигам и высоким чувствам, а как раз наоборот. Естественно, нельзя ожидать от исчадия Ада, что он будет играть по правилам. Своих главных героев Аззи, следуя примеру Виктора Франкенштейна, собрал из разрозненных кусков разных трупов, при этом части сохраняют некоторую память о типичном поведении прежних владельцев. Нет, Красавица и Принц не зомби, а просто такие…не совсем цельные личности. Декорации, а именно замки, стеклянную гору и зачарованный лес, демон добывает из запасников Ада, преодолевая бюрократические препоны и технические сложности. Как во всяком большом предприятии, у Аззи будут и помощники, и недоброжелатели, и масса неожиданных проблем. Гомерически смешная книга, если Вас не смущает некоторая доля черного юмора с убийствами второстепенных героев и легкой расчлененкой.
Вторая книга – новое прочтение истории доктора Фауста, с путешествиями в пространстве и времени, лже-Фаустом и целым пантеоном древнегреческих богов и героев. Третья – о постановке Аззи «анти-моральной» пьесы, что не радует ни Рай, ни Ад, и вновь вовлекает в закулисные игры Зевса и его божественную команду. Демоническая беспечность и происки греков приводят к нарушению всемирных причинно-следственных связей и мощному Апокалипсису в одном отдельно взятом городе. В обеих книгах есть роскошные сцены, которые заставляют смеяться в голос, но их немного, а сюжет вроде бы и перенасыщен героями и действиями, но в плане поддержания интереса к происходящему иногда провисает. В третьей книге хороша своей пародийностью финальная битва Аззи и нового божества, готового захватить мир, однако и она заканчивается неожиданно стандартным хэппи-эндом. Пусть это оксюморон, но ощущение именно такое: ждешь, что уж сейчас авторы разойдутся во всю мощь фантазии и стеба, а протагонист внезапно издох, и все остальные в едином порыве взялись за руки, чтобы водить восторженные хороводы.
Прочитала всю трилогию, и не без удовольствия, хотя это классический случай, когда продолжения менее удачны, чем первая книга. Именно первую категорически рекомендую, остальные – если Вам не захочется расставаться с главными героями или в общем понравится, как работают Желязны и Шекли в соавторстве. Мне понравилось.
Gourmand, 6 марта 2015 г.
Неплохой цикл. Если расставлять романы в порядке «понравилось», то на первое место у меня вышел «Театр», затем «Принесите» и существенно меньше понравился «коль с Фаустом». Этот роман умудрился собрать все недостатки других двух. От «Принесите» «Фауст» взял сумбур сотен зарисовок о незначительных персонажах, почти никак не участвующих в основном действии, а от «Театра» взял полуфилософский бред об организации Вселенной и каких-то забожественных силах.
Первый же и третий роман цикла — оба хороши по-своему (см. мои отзывы на них).
В целом почитать можно, особенно с перерывами, по страничке-двум в день. Если же читать последовательно и долго, то от количества стёба-юмора может произойти перенасыщение. Всё-таки это слишком эпизодно-юморной цикл. Почти совсем нет спокойных, расслабляющих переходов от одной юморески к другой.
Ристанен, 4 марта 2015 г.
Занимательный цикл, в котором первая книга на две головы выше последующих. Читать рекомендую только «Принеси мне голову Прекрасного принца» — отличная постмодернистская сказка. «Коль с Фаустом тебе не повезло» читается тяжело, но одолеть ее можно, даже учитывая то, что Аззи в ней далеко не главный герой. Ну а последнюю книгу трудно прочитать даже по диагонали, ибо... Юмора практически не осталось, много философствований, отсутствие внятного сюжета, нет запоминающихся эпизодов как в первой книге. Было бы просто великолепно, если бы все книги были бы выдержаны в едином юмористическом ключе, но, к сожалению, последние части сильно сдают.
oleg_kolesnikov, 25 декабря 2012 г.
Ожидал большего. Много большего! От этих двух гениальных писателей. Да — с юмором, да — легко читается, да — одна из первых «небесных концелярий». Но на этом достоинства этого сериала заканчиваются. Сюжет откровенно слабоват, Аспринские мифы выше на две головы.
texnik-san, 11 декабря 2011 г.
прикольно написанная серия,прикольные герои,читается отдыхая,отдыхаешь читая.при такой суровой жизни,при том мраке что твориться «за окном» такие произведения НУЖНЫ !!! такие как Панарин, Белянин ,Желязны, Шекли нужны нормальным людям для отдыха и отвлечения от реальности.спасибо!!! читать всем!!!
Konst, 12 апреля 2008 г.
Хороший образец юмористеской фантастики. Это книги именно для отдыха, развлечения, а не для серьезных раздумий. Лучший в этом цикле первый роман. Остальные лучше читать с перерывами — бросается в глаза повторяемость и эксплуатация коммерчески успешного сюжета.
Zhritsa, 17 марта 2008 г.
Веселый, остроумный, запоминающийся роман, наполненный живыми, непохожими друг на друга персонажами, действующими во имя своих собственных интересов, иногда совпадающим с интересами других, а иногда и вступающим в противодействие с ними.
Сказочный мир, построенный на пограничных областях греческой мифологии, всем известных сказок Шарля Перро и неповторимого творения Гёте, — залог успеха этого цикла.
кириллыч, 4 апреля 2008 г.
Цикл написан как очень юмористичесий, но вот меня действитльно за душу взял только первый роман — и его я готов перечитывать снова и снова. А второй и третий — просто коммерческая писанина. Прочитать можно, но того замечательного юмора как в первом — почти нет. И счем это связано — непонятно. В целом за цикл -7, хотя первы роман -10.
bt, 12 июля 2008 г.
Легко читается, написано с юмором. Первая книга действительно лучше, но и вторые неплохие.
Curtis, 18 декабря 2007 г.
И мне понравилось..
Как я понимаю в цикле 5 книг
«Принесите мне голову......»
«Коль с Фаустом.........»
«история рыжего демона»
«Пьеса должна продолжаться»
«Театр одного демона»
Если чтото пропустил скажите...
Аззи красавчик........
mx, 21 июня 2007 г.
Хороший цикл для отдыха. Читая первую книгу вспоминается мультик про Шрека, вторая и третья посерьезней.