Вячеслав Рыбаков, Игорь Алимов «Евразийская симфония»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика | Утопия ) | Детектив
- Общие характеристики: Приключенческое | Философское | Социальное | Религиозное (Буддизм | Христианство (Православие ) | Даосизм | Конфуцианство | Иудаизм )
- Место действия: Альтернативная история нашего мира (Земли) (Россия/СССР/Русь | Азия (Восточная Азия | Центральная Азия ))
- Время действия: 21 век
- Сюжетные ходы: Путешествие к особой цели
- Линейность сюжета: Линейно-параллельный
- Возраст читателя: Любой
Хан Сартак, сын Батыя, побратим и союзник Александра Невского, не был отравлен собственным дядей Берке, а прожил долгую и плодотворную жизнь, обеспечив братский союз между Ордой и Русью. Так возникла федеративная держава Ордусь, сумевшая сохранить или объединить заново все наследие потомков Чингиса, включая Китай. И теперь, в начале века ХХI-го именно культурная, цивилизованная Ордусь противостоит жадным и отвратительным западным варварам.
За псевдонимом Хольм Ван Зайчик скрываются Игорь Алимов и Вячеслав Рыбаков.
Содержание цикла:
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
Входит в:
— цикл «Мир Ордуси»
Награды и премии:
лауреат |
Мечи, 2001 // Меч в зеркале | |
лауреат |
Звёздный Мост, 2001 // Лучший цикл, сериал и роман с продолжением. 1 место ("Золотой Кадуцей") (1-ая цзюань цикла) | |
лауреат |
Звёздный Мост, 2002 // Лучший цикл, сериал и роман с продолжением. 3 место (первые две книги 2-ой цзюани цикла) | |
лауреат |
Странник, 2005 |
Номинации на премии:
номинант |
Странник, 2002 // Крупная форма | |
номинант |
АБС-премия, 2002 // Художественное произведение | |
номинант |
Русская фантастика, 2002 // Премия "Русская фантастика" (первая дзюань цикла) | |
номинант |
Бронзовая Улитка, 2002 // Крупная форма 1-я цзюань | |
номинант |
Интерпресскон, 2002 // Крупная форма (роман) | |
номинант |
Мечи, 2003 // Меч в зеркале | |
номинант |
РосКон, 2008 // Премия премий (1-я цзюань цикла) |
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Podebrad, 20 января 2024 г.
Всё пошло не так. Русские подружились и объединились с монголами во втором поколении после контакта. Китайцы с монголами помирились и подружились чуточку позже. Образовалась сверхдержава, к которой примкнули соседние народы. В наше время это самое продвинутое и комфортное для проживания человека государство на Земле. Нет никакой демократии, но свободы, пожалуй, не меньше, чем в либеральном обществе. И все друг друга любят, все друг друга уважают. А если наказывают, то не слишком больно. Тоталитарная утопия.
Бессмысленно спорить с утопиями. Бессмысленно доказывать, что история ни при каких обстоятельствах не пошла бы таким путем. И не смогла бы даже самая процветающая и самодостаточная, но слишком уж стабильная держава конкурировать с динамичными государствами. Хороший, но далеко не единственный пример – тот же Китай XIX века. Авторы сами это понимают. Просто им так хочется. Вообще, хочется – это, кажется, основной фактор при построении данной утопии, как и других утопий. Вот ГГ, верующему православному христианину, захотелось взять себе вторую жену. Да пожалуйста, сколько угодно. Потом, правда, пожалеешь, но это уж потом, через пару книг.
А на тему совместного проживания народов, не имеющих никаких точек соприкосновения в истории, культуре, менталитете, традициях, есть очень хороший ранний рассказ Лукьяненко. «Фугу в мундире». О том, как объединились Россия и Япония. И как в этом государстве невыносимо плохо жить. И русским, и японцам.
Не всё так плохо в этом цикле. Негатива он не вызывает. Действительно, удобный мир. Иногда проскальзывает самоирония. Литературные достоинства на среднем уровне. Но их недостаточно, чтобы вытянуть цикл.
Etamin, 29 июля 2020 г.
Прочитал все 7 книг Хольма ван Зайчика. Впечатление двойственное.
Как альтернативная история — скорее прикольно, чем убедительно. Но прикалываются авторы очень здорово. Интересно, читали ли они Пола Андерсона? Ведь ордусяне практически эквивалентны его «монгам».
Как детективы — так себе, но ничего. Авторы хорошо владеют и словом, и материалом, и это заметно.
Больше всего мне понравилось «Дело незалежных дервишей».
Увы, также хорошо заметно, что по мере написания авторы не то чтобы выдыхаются, но тема им надоедает. И становится скучновато, а сюжет начинает хромать по крайней мере на одну ногу. Некоторые особенности личной жизни героев выглядят странновато... или это тоже этакий стеб?
Что же касается последней книги, «Дело непогашенной луны», то тут уж Рыбаков (это явно писал в основном он) разошелся на всю катушку. Книга вышла совсем не забавная, а злая и горькая. Досталось всем (моментами, несомненно, вполне заслуженно): и русским, и евреям, и западной прессе, и кавказским народам, и академику Сахарову, и Елене Боннер, и Звиаду Гамсахурдиа, и КГБ, и мусульманам, и многим другим. Прочитав, только и остается усмехнуться «насмешкой горькою обманутого сына» над всем происходившим в те, вроде бы и недалекие еще годы.
Подозреваю, что дальше продолжать сию эпопею было бы бессмысленно.
Впрочем, это достаточно типично — с годами многие люди становятся постепенно все мрачнее и скептичнее относительно окружающих и человечества в целом (творчество Лема, Азимова, Кларка тому пример).
aviraen, 17 декабря 2016 г.
Одно из главнейших умений фантаста является создание внутренне непротиворечивого мира. или же описать мир так что бы у читателя не возникло желания искать противоречия и придираться к мелочам. Этот цикл из последних.
Блестяще стилизованные книги о мире в который хочется верить несмотря на то что он просто не может существовать. Читая ты просто погружаешься в этот яркий образный и стильный язык. в который раз убеждаюсь что наши авторы могут в постмодернизм.
Рекомендую все кто хочет почитать добрую и умную фантастику.
Алексей1965, 1 октября 2014 г.
Этот мир — мир в котором хочется жить.
Единственный вымышленный мир, который этого заслуживал раньше — мир Полдня Стругацких.
Это мир, где вместо правоохранительных органов — человекоохранительные.
Это мир, где человек думает о долге больше, чем о свободе — не потому, что его заставляют — а потому, что он так воспитан.
А свобода — она как воздух, пока она есть — о ней не думаешь.
Эти люди свободны. Они думают о справедливости. О том, чтобы делать свое дело наилучшим образом. О том, чтобы зря не обидеть хорошего человека.
Это по части философии и модус вивенди.
А в остальном — блестящая игра словами и терминами, филологические изыскания — один дзипуче чего стоит. Прекрасный юмор, переходящий в самоиронию.
И можно до посинения спорить о том, насколько он реален и что «после этого не наступило бы то» — ну это же не научная фантастика, а нечто совсем другое. «Авторский коллектив знает, что взрывы в космосе не слышны».
Блестящая вещь. Хотя с точки зрения либеральной тусовки, конечно, неприемлема, а уж как после последней, 7 книги, авторы вообще остались живы, а не были забиты зонтиками поклонниц Боннэр и Новодворской — даже и объяснить не могу.
be_nt_all, 12 апреля 2010 г.
Я поставил этому циклу высший балл, хотя по отдельности его романы (кроме последнего) до этого уровня так и не дотягивают. Но общая для всего цикла «страна моя Ордусь» чудо как хороша.
И, да, ключом к этой утопии являются не только (да и не столько) идея «евразийства», сколько идея ЭТИЧЕСКОГО государства. Что заметно уже по совершенно парадоксальному окончанию «Жадного варвара». (Этика государства для Рыбакова вообще одна из любимых тем)
А ещё «Евразийская симфония» написана о том, что окружающая утопия — это далеко не гарантия личного счастья. А для тех, кто «стоит на страже» этой самой утопии, так пожалуй, и наоборот, уж очень они, утопии, непрочны. Даже когда «плохих людей нет». Потому с каждым романом и становятся всё громче грустные нотки... И очень хорошо завершает цикл замечательный щемящий финальный аккорд «непогашенной луны».
fox_mulder, 17 октября 2008 г.
Всегда любил сольное творчество Рыбакова, после Семагинского цикла, он надолго занял свое достойное место в пятерке самых любимых российских писателей. Однако, поставить этому циклу выше 6/10 просто не могу, ибо с художественной литературой, на мой взгяд, он имеет весьма мало общего. Как и в случае со «Звездой полынь» входящие в него произведения, скорее напоминают не романы, а смесь политических карикатур в стиле незабвенного журнала «Крокодил» и книги Солженицына «Как нам обустроить Россию». Политические идеалы обоих авторов видны невооруженным взглядом и излагаются с «утонченностью» крикливой газетной передовицы. Увы, но кроме этих листовок, прокламаций и призывов, я во всем цикле ничего не увидел. Сюжеты присутствуют чисто номинально, так для галочки и связки бесчисленных афоризмов в подобие единого целого. Сами афоризмы и отсылки ск современности, поначалу развлекают, но потом начинают утомлять своей предсказуемостью и одноообразием. Тоже и со стилем: хороший язык с элементами литературной игры, подозрительно быстро наскучивает и начинает отдавать клишированностью. Главный корень зла для Рыбакова и Алимова заключается в сериальности. Придумав множество «фишечек» для самого первого романа, они просто повторяют их 6 раз подряд без видимых изменений, что разбивает весь эффект «Литературной игры». Представьте себе, что Вы играете с товарищем в прятки, но он вместо креативного подхода, постоянно прячется от Вас в одном и том же месте. Как быстро Вам надоест этот процесс? Мне наскучил уже на втором томе, благо вместе с копированием достоинств, из книги в книгу кочуют и те же недостатки: отрывочность сюжета, превращения натужного юморка из литературного фона в самоцель для авторов.
Резюмирую: у «Евразийской симфонии» был бы шанс, если бы вместо цикла авторы ограничились одним романом. При дефиците идей и приемов и чресчур сильной «заполитизированности» текста, данное произведение конечно имеет ( и еще найдет) своих преданных поклонников. Но людям, которые не разделяют политических и социальных идеалов авторов, лучше подыскать для чтения, что-нибудь менее тенденциозное.
mist, 24 июня 2010 г.
Это я скажу вам что-то с чем-то. Не могу, несмотря на навязываемые классификации, отнести данное произведение к утопии. Какая утопия, ей здесь и не пахнет. Альтернативная история — да. Но Утопия... Главные герои Баг с Богданом принадлежат к достаточно высокому классу общества, потому и живут весьма не плохо. И воспитанием могут похвалиться и высокой этикой. А Уроженцы трущоб, даже если они называются хутуны, как жизнь показывает, редко могут вырваться из привычной атмосферы.
Нельзя полностью отнести этот цикл и к фантастике. Слишком много мистики, встречаются мифические существа (те же лисы-обортни). Есть элемент фэнтази и элемент магической реальности (истаявший изошедший злобой антигерой в Деле о полку Игореве, неприкаянная душа в Деле судьи Ди). Иногда эта смесь приправлена легким юмором и «отсылами» к известным каждому реалиям: книгам, фильмам и даже людям. Получился достаточно эклектичный, но самобытный цикл произведений. Неудивительно, что еще может получиться при смешении китайского с нижегородским, а достижений генной инженерии с мифологией.
При этом в качестве цикла Евразийская симфония мне приглянулась больше, чем отдельные ее составляющие. Повести-плитки сложились в яркую и живописную мозаику. Пусть за каждую отдельную часть поставил по восьмерке, весь цикл тянет на девятку.
слОГ, 31 марта 2009 г.
1. Для меня это первый случай, когда за цикл целиком можно поставить оценку выше чем за каждый роман в отдельности. За общую картину мира, и за интересные дополнения к каждому роману.
2. В принципе, классическая детективная серия. Немножко альтернативки, немножко магии, немножко стёба... Но. В каждом романе есть-таки, то что называется «смысловая нагрузка». А это по нынешним временам — редкость.
3. Общий уровень романов — очень ровный. Что-то может понравиться больше, что-то меньше, но нет ничего выбивающегося.
4. Вообще-то аналогов этому циклу у нас нет (ни по идее, или как модно нынче выражаться «фантастическому допущению», ни по уровню писательского мастерства), с «варварскими» сравнивать глупо. Единственный минус для меня состоял в том, что, как я сейчас понимаю, в это произведение надо вчитаться. Прочитанный мной сразу после выхода первый роман меня не зацепил. Но недавно купив на стоке первые шесть романов за чисто символическую цену — я вынужден признать, что и премию соавторы получили заслуженно, и я со всем своим семейством изрядное удовольствие получил:smile:.
jur, 18 декабря 2008 г.
Присоединюсь к тем, кому цикл понравился ;). Замечательная «китайская» стилизация, причем и мира и самих произведений, красивый язык, некая доля иронии. Последняя правда оставляет двойственные впечатления. Первой книге цикла поставил 10 исключительно за необычный мир Ордуси. Детективный сюжет, на мой взгляд, тут только для канвы, очевидно что это вообще не детектив, а та самая «этическая утопия» и оценивать его с точки зрения «детективности» смысла не вижу.
Честно говоря, сольные произведения Рыбакова я читаю с большим трудом: уж больно они эмоциональные и пробирают «до печенок». А вот этот цикл, благодаря вкладу Алимова, приобрел определенную «легкость» и «светлость», за что ему мое большое спасибо ;). Мне кажется что весь цикл «вырос» из «Гравилета Цесаревич» — основные сюжетные и этические объекты переехали оттуда — и вот тут-то и видна зияющая пропасть между Рыбаковым и Ван Зайчиком. И, повторюсь, второй мне гораздо ближе.
PS. Да, и у Рыбакова и у Ван Зайчика идеи и «обвинения» кто виноват очень близки. Часть из них мне кажется по меньшей мере странными, а часть вообще не верными, но это отнюдь не мешает чтению.
Доктор Вова, 3 апреля 2010 г.
В далекие 80е-90е прочитал в «Наука и жизнь» статью (не помню автора) под названием «Если бы Александр не умер тогда», посвященную серьезным исследованиям английских историков по теме жизни и завоеваний А.Македонского. Прочитал и проникся настолько, что стал почитателем альтернативной истории.
Этот цикл начинал читать с непонятным самому себе предубеждением. Может родовая память, может подспудно негативное отношение к ордынцам, не знаю.
Но прочитав, считаю, что это один из самых продуманных, успешных и талантливых совместных проектов в альтернативной истории. Каждый из авторов был мне знаком до этого по своим произведениям и я не относил себя к их почитателям. Но совместное творчество настолько гармонично соединило сильные стороны каждого из авторов и нивелировало недостатки, что получился ЦИКЛ! Сюжетные линии, герои, общая картина государственного устройства Ордуси, динамика,
легкость написания, монологи, диалоги, философские отступления — все это по отдельности не портит, а вместе создает завершенное произведение!
Читал, перечитывал и на душе становилось как то по доброму светлее! Спасибо Авторам за удачное Дитя!
Antarctida, 27 июня 2011 г.
«Евразийская симфония» для меня — мотиватор хорошего настроения в моменты депрессии. Есть немало книг веселее, с более прикольными героями... но мне походит это. Пожалуй, за исключением «Дела непогашенной луны». Вроде бы и герои те же, и в других книгах тоже были грустные и трагичные эпизоды, но остальные... мотивируют. Респект авторам за позитив.
TaniaS, 2 декабря 2009 г.
Хотелось бы пожелать автору уделять поменьше внимания описанию утопической Ордуси и побольше развивать сюжет. Не скажу, что мне не понравилось, но порою было скучновато. Одно дело, когда в повествовании то и дело всплывают этакие намеки на отличие (и какое отличие!) описываемого государства от существующих ныне стран, но совсем другое, когда эти отличия приходится вычитывать страница за страницей. Мозги заворачиваются в трубочку и нить сюжета теряется. Если убрать все эти описания, то сюжету останется едва ли на рассказ, ну в крайнем случает на небольшую повесть.
Жалко, но и впрямь мало внимания уделяется персонажам. Ну не зря же Баг Лобо такой великолепный боец! Побольше бы динамичных сцен, событий, сюжетных встрясок. За неимением этого романы из детективных плавно перерастают в морализаторские, что несколько огорчает.
Хотя в целом же впечатление положительное. Этому немало способствует сам положительный настрой романов. Все такие вежливые, предупредительные, человеколюбивые, как говорит сам автор! Да, именно человеколюбие – красная линия Ван Зайчика. За это можно простить многое. И даже эти убивающие меня сноски с пояснениями «переводчиков», что хотел сказать этим или иным термином голландец Ван Зайчик
Порадовал также лексикон автора. Много слов, давно у нас не употребляемых, а также неожиданных словесных сочетаний, продукта смешения разных культур. В общем «сообразно» все!
Bизантиец, 26 мая 2007 г.
Тухлые евразийские идеи и довольно скучное исполнение. Детективная составляющая романов — ниже всякой критики. Удивительно, ведь авторы люди талантливые, но вот что бывает, когда писатель целиком попадает под власть идеи. Откуда такая неприязнь к Западу, к Европе? Это даже не сиюминуутная политическая непряизнь, а неприятие Запада как цивилизации. Но что бы не писали ван зайчики — Россия была и остается частью великого Христианского мира.
baroni, 1 мая 2007 г.
Весьма талантливый и остроумный цикл романов. Но: ...в Ордруси, созданной фантазией соавторов, лично мне совсем не хотелось бы жить. «Да, скифы мы, да, азиаты мы...» можно ответить: «Нет, не скифы, и совсем уж не азиаты». Раздражает это любование (можно использовать и словцо из лексикона 1950-х гг. — «низкопоклонство») китайщиной и прочей азиатчиной
Северина, 25 марта 2009 г.
Никогда не любила произведения об альтернативной истории. Эти «если бы» да «кабы», никакого позитива в себе не несут, только раздражают. Но эта серия действительно понравилась. При моей искренней любви к Китаю, который в прошлом году, наконец-то, удалось посетить (уж простите за похвальбу!), я ЗА такой вариант развития событий. Восток лучше во всех отношениях.
Утопия, конечно. Но почему бы не помечтать?
Но ложка дегтя, конечно, была. Ох уж эти мужские фантазии о многожёнстве! Вот дай им подай одномоментно пару-тройку влюблённых красавиц, и чтобы жёны с любовницами не ссорились, а вокруг благородного героя хороводы водили.
Уверена, что «семейные идеалы» ГГ взбесили женскую читательскую аудиторию до крайности. Хотела за это баллы надвое урезать!