Андрей Дмитрук «Морская пена»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика | Постапокалиптика | Роман-катастрофа )
- Общие характеристики: С использованием мифологии (Индийской | Инков/майя/ацтеков | Европейского средневековья ) | Социальное
- Место действия: Наш мир (Земля) (Не найденные (вымышленные) континенты, земли, страны | Азия (Южная Азия ) | Мировой океан, моря )
- Время действия: Древний мир
- Сюжетные ходы: Стихийные бедствия, природные катаклизмы | Прогрессорство | Последний человек/люди на Земле
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Индра, имперский стажер на полузабытом богом армейском посту, Арджуна, маленький абориген, пригретый солдатней и ненавидящий таких же как он, Вирайя, бывший архитектор, почти иерофант, будущий беглец... Всемогущий Орден, всевидящая глава религиозно-полицейского государства, ядерные грибы взрывов Сестер Смерти — такая-вот Атлантида, непоколебимая и бескопромиссная — да только летит к планете комета, и один из ее маленьких спутников обязательно упадет в океан, смывая копошащуюся людскую пену...
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
wolobuev, 24 ноября 2020 г.
Как было правильно сказано, текст не раздут. И в этом — одно из немногих его достоинств. В целом же глубоко заурядная вещь, без провалов, но и без взлётов, этакая манная каша от литературы. Жуёшь и жуёшь... Тема в те времена, когда писался роман, была на слуху. Тогда вообще нас захлестнула эзотерика пополам с уфологией. Боги как представители допотопной цивилизации — ну да, об этом часто тогда болтали. Как и о пришельце Христе, погибшей планете Фаэтон, тайне Шамбалы и тому подобном мусоре. Народ млел от этого как от «Рабыни Изауры», и даже члены партии охотно рассуждали о М-ском треугольнике и способностях Джуны. Так что роман Дмитрука вписался во всё это примерно как сейчас вписываются опусы о попаданцах.
Интересен ли мир? Не особо. Очередной Орден хранителей древних знаний — банальщина ещё та. Кстати, если Избранные уничтожают всякий намёк на технологии у дикарей, откуда те взяли «позвякивающую» сбрую, холодное оружие и браслеты? Это как бы предполагает наличие металлургии.
Раскрыты ли персонажи? Ну так, более-менее, но без огонька. Чувствуется, что автору в общем наплевать на них и он всего лишь пытался втиснуть героев в рамки мифологии. Некоторых он просто вышвыривает без сожаления, словно они ему надоели.
Содержится ли в произведении новая идея? Я вас умоляю.
Вывод: типичное дитя фантастического мейнстрима периода Перестройки.
ahenobarbus, 27 ноября 2018 г.
Повесть оставила у меня несколько двойственное впечатление. С одной стороны, мне не хватило в «Морской пене» чего-то неуловимого. Не то цельности повествования — хотя картина в целом получается ясная, никак не удается избавиться от впечатления, что каждый элемент в этой мозаике сам по себе. Не то мотивации персонажей. Слишком уж она какая-то «потому что». Я вижу образы, но не чувствую за ними личностей, хотя некоторые образы, надо признать, запоминаются. Прежде всего, убившая поэта рабыня и так и оставшийся безымянным пилот, погибший от лучевой болезни. Тем не менее, в целом, это весьма достойное произведение. Обрисованный Дмитруком социум экзотичен и в то же время насквозь понятен. Вообще, автору удалось дать на редкость емкое и точное изображение квинтэссенции социального зла. Вымышленная им працивилизация выглядит действительно словно бы архетипом, отдельные людоедские черты которого проступают то в колониализме, то в Третьем Рейхе, то в тоталитарных сектах, то в неолиберализме. Это очень яркий и интересный конструкт. И возникающая в конце повести горькая уверенность, что не смотря ни на какие катаклизмы, человеческое сообщество упрямо продолжает вновь и вновь воссоздавать все те же образцы подавления личности и личного достоинства — это тоже ценно. По крайней мере, это диагноз, с которым можно работать. Отдельные герои повести как раз пытаются это делать, хотя мне их попытки не показались очень уж убедительными. Во всяком случае, заключительные пассажи о сыновьях солнца выглядят в больше степени утопией, чем чем-либо другим. Но, повторюсь, в целом «Морская пена» замечательный и очень любопытный образец социально-политической фантастики, дающий довольно богатую пищу для размышлений. И действительно ценно, что весь это материал автор воплотил в довольно компактной форме. Джорджу Мартину подобной истории хватило бы томов на двадцать пять.
lks1965, 17 сентября 2013 г.
Давно читал. Запомнилось.Перечитал. Ну что же может есть какие-то шереховатости, но все таки скажу, что понравилось и тогда и сейчас. Запомнилось стало быть не зря.
Герои не плоские, Арджуна, этот маленький стервец, просто бесподобен («Мальчик смелел с каждым словом. Рассекая кулаком воздух, кричал, словно сердитая птица. Метал на землю угрозы и проклятия. Несколько раз Индра услышал свое имя...
Он смотрел, как напрягается жила на хрупкой еще шее Арджуны и думал, что такую шею можно переломить ребром ладони, а вот поди же ты действительно царь! У командующего скребло на душе. Словно он выпустил на свет некую зловещую силу «).
Декаданс и затем тяжелое ощущение нависшего краха привычного миропорядка, закат мира («...Да, жил еще эфир, но то была уже агония, тщетные попытки сохранить лоскутья гибнущей культуры. И вот среди панической сумятицы, межматериковой переклички постов, ставших недоступными друг для друга, как разные планеты, на фоне передаваемой каким-то безумцем танцевальной музыки...»).
К достоинствам отнесу также нечастую по нынешним временам нераздутость текста.